Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. 8. Русская философия XVIII-XX веков



Философия XVIII века. Представители: Г.С.Сковорода (позднесредневековый религиозный мыслитель), М.В.Ломоносов (основоположник светской философии), Н.И.Новиков (просветитель), А.Н.Радищев (родоначальник национально-освободительной идеологии).

Славянофильство- направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., сформировавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Представители: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, К.С.Аксаков и др.

Западничество– направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., согласно которому Россия в короткие сроки должна преодолеть вековую отсталость от Запада и стать полноправным членом европейской цивилизации. Представители: П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен и др.

Почвенничество– направление русской философии, главной идеей которого было утверждение об особой «национальной почве» как основе общественно-политического и духовного развития России (идеалы и ценности православия, противостоящие утилитаризму и прагматизму западной, т.е. буржуазной, культуры). Представители: А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и др.

Философия русских революционных демократов XIX в. - материалистическое направление в философии, которое предлагало революционным путем уничтожить крепостническое самодержавие в России и установить демократическое общество. Его представители: Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев и др.

Народничество - философское направление, пропагандировавшее «российский» некапиталистический путь развития к социализму, основой которого признавалась община, артель. Представители: П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин, Н.К.Михайловский и др.

Неославянофильство направление в философии, отрицающее единство человечества и общечеловеческих идеалов, утверждающее, что европейский культурно-исторический тип должен уступить ведущее место славянскому культурно-историческому типу. Представители: Н.Я.Данилевский, В.Ф.Эрн и др.

Философия русского марксизмафилософское течение, стремившееся развить идеи исторического материализма К.Маркса в специфических исторических условиях России нач.ХХ века. Представители: Г.В.Плеханов, А.А.Богданов, А.В.Луначарский, В.И.Ленин (Ульянов) и др.

Легальный марксизм – философское идейно-политическое течение русской общественной мысли 90-х гг. XIX века, разделявшее марксистский взгляд об исторически прогрессивном характере либерально-буржуазных преобразований в России, но не принимавшее идеи о пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Представители: П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский и др.

Философия всеединства – философское учение, признающее единство Вселенной, всего сущего, как высший онтологический принцип организации бытия, рассматривающее созданный Богом мир как бесконечный процесс непрерывного совершенствования и человека не безличным его элементом, а сотворцом Бога, участвующим в достижении его гармонии (центральной идеей является идея Богочеловечества). Представители: В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др.

Богоискательство и «новое религиозное сознание» - религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции, возникшее накануне революции 1905-1907 гг., стремящееся к примирению религиозного сознания и разума, изменению, совершенствованию человеческой жизни на основе обновленного христианства. Представители: В.В.Розанов, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус и др.

Интуитивизм – философское учение, претендующее на преодоление противоположности между субъектом и объектом, связывающее интуицию, играющую ведущую роль в познании, с религиозной верой, с признанием трансцендентного и возможности непосредственного общения с ним. Представители: Н.О.Лосский, С.Л.Франк, И.А.Ильин и др.

Экзистенциальная философия – философское течение, характеризующееся особым интересом к проблеме человеческого существования, к индивидуальным смысложизненным вопросам (свобода и ответственность, призвание, долг, смерть и др.). Представители: Н.А.Бердяев, Л.Шестов.

Русский космизм – течение в религиозно-философской и естественнонаучной мысли, для которого характерны космоцентризм (или антропокосмизм), убежденность в наличии смыслового содержания космического целого и космической по природе и значению миссии человека. Представители: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Д.Л.Андреев и др.

Евразийство– философская, историко-культурологическая концепция, отводившая России как особому этнографическому миру «серединное» место между Европой и Азией. Представители: Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.Ф.Флоровский, Л.Н.Гумилев и др.

Советская философия. Представители: А.Ф.Лосев (проблемы эстетики, генезис философии, миф), М.М.Бахтин (культурологические концепции, теория общения), Ю.М.Лотман (семиотическая культурология), Д.С.Лихачев (философия русской культуры), С.С.Аверинцев (философия истории) и др. Философия в научном творчестве: М.К.Мамардашвили (история философии), В.Ф.Асмус (история философии, проблемы гносеологии), Э.В.Ильенков (философские проблемы идеального), Т.И.Ойзерман (история марксизма), Б.М.Кедров (история науки), Н.Н.Моисеев (алгоритмы развития мировой цивилизации, универсальный эволюционизм, коэволюция общества и природы, моделирование сложных систем) и др.

 

II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Онтология

Онтология – учение о бытии.

Бытие – предельная обобщенная характеристика того, что присуще всему в мире, то, что есть, существует, реально.

Субстрат (основа, подкладка) - материал, вещество, из которого строится все существующее.

Субстанция (сущность, первооснова) - то, что в своем существовании не нуждается ни в чем, кроме самого себя.

Монизм – признание единого начала, единой субстанции всего существующего, «построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения».

Дуализм – утверждение, что материя и дух - это не стороны одной и той же субстанции, а две разных, независимых друг от друга субстанции.

Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания.

Атрибуты – всеобщие, неотъемлемые свойства, обусловленные происхождением из единого начала.

Пространство – система отношений, характеризующих протяженность и взаимное расположение вещей.

Время – система отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов.

Система – целое, состоящее из связанных между собой частей.

Синергетика – теория самоорганизации открытых динамических систем.

Закон – общая и инвариантная связь между элементами системы и системами.

Явление как нечто существующее в пространстве есть вещь.

Явление как нечто существующее во времени есть процесс.

Качество – характеристика явления, определяемая его свойствами и субстратом.

Количество – совокупность множеств и величин, характеризующих вещь или процесс.

Мера – интервал, в границах которого изменения количества не ведут к изменению качества.

Вероятность – количественная мера возможности, оценка степени ее осуществления.

Гносеология

Гносеология – теория познания, раздел философии, который занимается исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания.

Диалектика – методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, развитии и взаимосвязи.

Метафизика – антидиалектический подход к пониманию бытия и познания.

Практика – деятельность людей, посредством которой они целенаправленно преобразуют окружающую действительность.

Творчество – деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым результатам.

Истина – классическая концепция (корреспондентская): истина –соответствие знания о предмете самому предмету; когерентная концепция – истинность связывается с согласованностью, непротиворечивостью знания; прагматическая – истинность связывается с практической полезностью знания.

Ощущение - отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств.

Восприятие – целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.

Представление – наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.

Понятие – мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки (существительное).

Суждение – утверждение или отрицание чего-либо о понятии.

Умозаключение – логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие. Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее называется индуктивным. Умозаключение, в котором вывод логически необходимо следует из посылок, называется дедуктивным.

Проблема – вопрос или задача, подлежащие решению.

Теория – логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся мысленные модели и формируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности.

Наблюдение – целенаправленное и специально организованное восприятие явлений.

Эксперимент – управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем.

Фальсифицируемость – принципиальная возможность опровержения (на важность этого методологического требования впервые обратил внимание К.Поппер).

Гипотеза – научное предположение, истинность которого вероятна.

Научный метод – способ действий, с помощью которого решается некоторый тип научных задач.

Анализ – мысленное разделение объекта на составные части.

Аналогия – умозаключение по сходству признаков.

Вненаучное познание – познавательная деятельность, протекающая вне сферы науки – в практической жизни, религии, мифологии, искусстве, игре и т.д..

Психофизическая проблема – проблема связи между психическими и физическими явлениями. Варианты ее решения: психофизическое взаимодействие (Р.Декарт); психофизический параллелизм (Г.Лейбниц); информационный подход: психические процессы – процессы получения, хранения, передачи информации, а физиологические – материальные носители этой информации.

Отражение – реакция объекта на внешнее воздействие, несущая в себе информацию об этом воздействии.

Сознание – способность субъекта отражать окружающую действительность и самого себя в идеальных образах, создавать свой внутренний духовный мир и язык, на котором выражается его содержание.

Структура сознания: интеллект, эмоции, мотивация, воля. С ними связаны его познавательная, оценочно-ориентационная, целеполагающая и управленческая функции.

Эмоции – характеризуют не объекты, а отношение человека к ним.

Мотивация – совокупность побуждений, стремлений, желаний, определяющих целенаправленность действий человека.

Социальная философия

Социальная реальность – вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают для членов общества как надиндивидуальные, объективно данные условия их существования.

Социальная синергетика - рассмотрение общества как открытой динамической, самоорганизующейся системы, колеблющейся между порядком и хаосом. Если порядок господствует над хаосом – это «закрытое» общество. «Открытое» общество синтезирует в себе порядок и хаос, дисциплину и свободу.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной генетической линии.

Племя – совокупность родов, связанных кровнородственными отношениями, общими чертами культуры, племенным самосознанием и самоназванием.

Этнос – социальная общность, обусловленная единством генетических и социально-экономических признаков.

Этногенетический стереотип – обобщенное представление о типических чертах, характеризующих какой-либо народ.

Страта – слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства.

Форма правления – характеристика организации верховной государственной власти (монархия, республика), порядок образования ее органов, их взаимоотношения с гражданами.

Форма государственного устройства – характеристика политического и территориального деления (унитарная, федеративная, конфедеративная).

Политический режим – система методов и средств осуществления государственной власти (тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический).

Толпа – кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес.

Организация – это группа людей, действующих совместно и упорядоченно во имя достижения общих целей.

Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью воли, авторитета, насилия.

Коллектив – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи.

Гражданское общество – социальная система, в которой функции целого осуществляются через взаимодействие автономных индивидов.

Индустриальное общество – общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующие модели рынка, потребления, социальной организации, науки и культуры.

Информационное общество – общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному.

Подходы к анализу исторического процесса: формационный, цивилизационный, мир-системный, теории индустриального и постиндустриального общества, теории глобализации.

Философская антропология

Философская антропология – в широком смысле: философская наука о человеке, раздел философии. В узком смысле: течение в философии ХХ века. Немецкая философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Х.Плеснер) как один из вариантов построения философской антропологии в широком смысле.

Личность – человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности (марксизм), духовное качество человека-индивида.

Темперамент – обусловленная свойствами нервной системы динамика поведения человека.

Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих типичные для нее способы поведения.

Способности – психические свойства личности, благоприятствующие успешному выполнению какой-либо деятельности. Способности, обеспечивающие особо успешную деятельность, называют одаренностью.

Талант – уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые творческие результаты.

Гениальность – высшая степень творческой одаренности. Гения от таланта отличает не столько уровень способностей, сколько масштаб деятельности.

Индивид – (от лат.неделимый) – единичный представитель человеческого рода, понятие не содержит качественных характеристик.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, приобретение им качеств, позволяющих ему быть членом общества.

Социальная роль – образ поведения, ожидаемый от человека в силу того, что он занимает определенное место в обществе.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, мотивов поведения.

Аффект – сильная, кратковременная эмоциональная реакция человека на отношение к внешнему миру.

Свобода совести – право каждого человека определять свое отношение к религии.

Мораль – способ регуляции поведения человека в обществе с помощью норм, исполнение требований которых санкционируется лишь формами духовного воздействия.

Идеал – образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное, высшая цель стремления

Культура – способ деятельности людей по воспроизведению и возобновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты.

 

 

 

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь