Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Можно ли назвать рассказ А.П. Чехова юмористическим? Почему?



Ответ.

Этот рассказ можно назвать юмористическим. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту дьячку Вонмигласову.

 

Расскажите любимое стихотворение.

 

Билет 2.

Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?

Ответ.

В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

ü «Корень учения горек, да плод его сладок».

ü «Повторенье — мать ученья».

ü «Ученье — свет, а неученье — тьма».

ü «Кто хочет много знать, тому надо мало спать»

ü «Красна птица перьем, а человек ученьем».

ü «Учись доброму, так худое на ум не пойдет».

ü «Нетрудно сделать, да трудно задумать»

 

Ответ.

ü Пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» говорит о том, что изучать новый предмет трудно, но когда приложишь усилия, то становится легко и интересно.

ü При повторении уже изученного лучше понимаешь тему, находишь связи между старым и новым материалом, становятся ясно видны основные закономерности, поэтому говорят: «Повторенье — мать ученья».

ü «Ученье — свет, а неученье — тьма». Когда мы узнаем что-то новое, мы как будто зажигаем лампочку в темноте, освещаем предметы и понимаем, куда мы должны дальше двигаться.

ü Пословица «Кто хочет много знать, тому надо мало спать» говорит о том, что не надо лениться: ленивый не сможет узнать много интересного о жизни и о мире.

ü «Красна птица перьем, а человек ученьем». Птицу украшает яркое оперение. Человека же украшают в первую очередь знания, а не яркая одежда.

ü «Учись доброму, так худое на ум не пойдет». Если ум и душа человека будут обращены к светлому и доброму, жизнь будет наполнена хорошими делами, то плохое, худое не найдет себе места в сердце человека, так как оно уже заполнено.

ü Пословица «Нетрудно сделать, да трудно задумать» говорит о важности идеи, которая лежит в основе любого дела. Самому новую идею придумать труднее, чем осуществить задуманное кем-то другим.

3. Расскажите любимое стихотворение А.С.Пушкина.

 

 

Билет 3.

 

1. Что такое сказка? Типы сказок, приведите примеры.

 

Краткий ответ.

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».

Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».

Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».

 

Полный ответ.

История сказки.

В древ­ние вре­ме­на, когда сказ­ка толь­ко за­ро­ди­лась ( а самые древ­ние сказ­ки по­яви­лись вме­сте с древ­ней­ши­ми ми­фа­ми ) сказ­ки не были пред­на­зна­че­ны для детей, их рас­ска­зы­ва­ли тем, кто всту­пал во взрос­лую жизнь, про­хо­дил обряд по­свя­ще­ния во взрос­лые. Сказ­ка была очень се­рьез­ным делом

Сказ­ки бы­ва­ют раз­ные. Самые древ­ние – сказ­ки о жи­вот­ных. Когда –то люди ве­ри­ли, что каж­дый род про­изо­шел от опре­де­лен­но­го жи­вот­но­го. Такое жи­вот­ное на­зы­ва­лось то­те­мом. Тотем объ­яв­лял­ся по­кро­ви­те­лем рода: его нужно было по­чи­тать. Пер­во­быт­ный че­ло­век жил в стра­хе перед то­тем­ным жи­вот­ным, в роли ко­то­ро­го мог быть не толь­ко мед­ведь, но и мышь.

Од­на­ко по­сте­пен­но че­ло­век осво­бож­дал­ся от стра­ха, и на смену ему при­хо­дил смех. Жи­вот­ные на­де­ля­лись по­сто­ян­ны­ми ка­че­ства­ми. Ка­ки­ми? По­про­буй­те вспом­нить. По­лу­ча­лось, что изоб­ра­жа­лись жи­вот­ные, а вы­сме­и­ва­лись по­ро­ки людей – жад­ность, глу­пость, лень.

Сказ­ка со­хра­ни­ла следы очень мно­гих об­ря­дов и обы­ча­ев: мно­гие мо­ти­вы толь­ко через со­по­став­ле­ние с об­ря­да­ми по­лу­ча­ют свое объ­яс­не­ние. Так, на­при­мер, в сказ­ке «Кро­шеч­ка-Хав­ро­шеч­ка» рас­ска­зы­ва­ет­ся, что де­вуш­ка за­ка­пы­ва­ет кости ко­ро­вы в саду и по­ли­ва­ет их водой. Такой обы­чай или обряд дей­стви­тель­но имел­ся. Кости жи­вот­ных по­че­му-то не съе­да­лись и не уни­что­жа­лись, а за­ка­пы­ва­лись

Ино­гда толь­ко из сказ­ки уче­ные и могут по­черп­нуть зна­ния о ка­ком-ли­бо об­ря­де, бы­то­вав­шем в древ­но­сти.

Сказки и миф

Чем же сказ­ка от­ли­ча­лась от мифа? Ведь сю­же­ты ска­зок и мифов часто очень по­хо­жи Вспом­ни­те миф о Ге­рак­ле и яб­ло­ках Гес­пе­рид и сказ­ку о мо­ло­диль­ных яб­лоч­ках. Но в мифе речь идет о бо­же­стве, ко­то­ро­му по­кло­ня­ют­ся, а в сказ­ке герой – обыч­ный че­ло­век, со­вер­ша­ю­щий ра­бо­ту

В миф верят – он все­гда в ос­но­ва­нии веры и ре­ли­гии. Пер­со­на­жи мифа вос­при­ни­ма­ют­ся как ре­аль­ные су­ще­ства – боги или люди: Зевс, Криш­на, Будда, Са­ва­оф, Аллах, Хри­стос, Ма­го­мед. В сказ­ку не верят. Она все­гда «небы­ли­ца». Пер­со­на­жи сказ­ки – Кощей Бес­смерт­ный, Лихо Од­но­гла­зое, Баба Яга живут толь­ко в осо­бом ска­зоч­ном мире, от­ли­ча­ю­щем­ся от ре­аль­но­го мира

Что такое сказка. Понятие жанра

В язы­ках мно­гих на­ро­дов это слово свя­за­но со сло­вом го­во­рить, ска­зы­вать, баять. По-ан­гий­ски. tale, болг. при­каз­ка, польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у рус­ских до XVIIв. баснь, байка) Сказ­ка - это рас­ска­зан­ная по опре­де­лен­ным пра­ви­лам ис­то­рия. Толь­ко за­ве­до­мо вы­мыш­лен­ная!

У каж­до­го про­из­ве­де­ния ( и у сказ­ки, и у за­гад­ки, и у бы­ли­ны) есть свои жан­ро­вые осо­бен­но­сти, по­это­му мы можем го­во­рить о каж­дой груп­пе сход­ных про­из­ве­де­ний как о про­из­ве­де­ни­ях раз­ных жан­ров

По­ня­тие жанра ха­рак­тер­но не толь­ко для ли­те­ра­ту­ры. Мы встре­ча­ем такое под­раз­де­ле­ние и в му­зы­ке, и в жи­во­пи­си, и в дру­гих видах ис­кус­ства.

По каким же пра­ви­лам рас­ска­зы­ва­ют­ся сказ­ки?

Глав­ное осо­бен­но­стью сказ­ки яв­ля­ет­ся ее за­ни­ма­тель­ный сюжет, при этом ска­зоч­ник «...не толь­ко не го­нял­ся за прав­до­по­до­би­ем и есте­ствен­но­стью, но еще как будто по­став­лял себе за непре­мен­ную обя­зан­ность умыш­лен­но на­ру­шать и ис­ка­жать их до бес­смыс­ли­цы»В.Г.Бы­лин­ский

Сказ­ки под­раз­де­ля­ют­ся на несколь­ко групп, для каж­дой из ко­то­рых ха­рак­тер­ны свои дей­ству­ю­щие лица и свой сюжет. Сюжет - раз­ви­тие дей­ствия, ход со­бы­тий

Сказки о животных

Сюжет ска­зок о жи­вот­ных обыч­но очень прост, ино­гда даже такие сказ­ки не имеют за­чи­на. «Зачин – на­чаль­ная устой­чи­вая форма сказ­ки «В неко­то­ром цар­стве, в неко­то­ром го­су­дар­стве…»

Обыч­но сказ­ки о жи­вот­ных со­сто­ят их 1 эпи­зо­да. Дело в сказ­ках о жи­вот­ных не в увле­ка­тель­но­сти по­вест­во­ва­ния, а в уди­ви­тель­но­сти от­дель­ных си­ту­а­ций. Очень часто звери встре­ча­ют­ся друг с дру­гом и ли с че­ло­ве­ком и раз­го­ва­ри­ва­ют. Это самый про­стой спо­соб на­де­ле­ния жи­вот­ных че­ло­ве­че­ски­ми при­зна­ка­ми и ка­че­ства­ми. Мы не удив­ля­ем­ся тому, что в сказ­ках звери со­вер­ша­ют стран­ные по­ступ­ки ( волк ловит рыбу хво­стом, на­при­мер). Часто мы даже не за­ме­ча­ем, что такие дей­ствия не при­су­щи жи­вот­ным. Зато мы почти все­гда знаем, ка­ки­ми будут на­зва­ны и изоб­ра­же­ны жи­вот­ные:

Лиса Пат­ри­ке­ев­на ( Лиса при бе­се­де краса) – хит­рая-пре­хит­рая; Волк зу­ба­ми щелк - злой-пре­злой, да еще и глу­пый; Зайка –По­бе­гай­ка – трус­ли­вый-пре­трус­ли­вый, да еще и все­гда оби­жен­ный лисой

В сказ­ках о жи­вот­ных много ди­ко­вин­ных си­ту­а­ций ( волк ловит рыбу хво­стом, на­при­мер). Часто мы даже не за­ме­ча­ем, что такие дей­ствия не при­су­щи жи­вот­ным – это про­ис­хо­дит имен­но по­то­му, что за мас­кой зверя мы видим че­ло­ве­ка, ко­то­рый ведет себя чаще всего невер­но

Часто в таких сказ­ках дей­ству­ют и жи­вот­ные, и люди. Но в любом слу­чае, это толь­ко маски – ал­ле­го­рии

Ал­ле­го­рия - это ино­ска­за­ние, когда мы го­во­рим одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем со­всем дру­гое, и слу­ша­тель хо­ро­шо по­ни­ма­ет этот скры­тый смысл. Этой осо­бен­но­стью сказ­ки о жи­вот­ных схожи с бас­ня­ми

Бытовые сказки

Дру­гим видом ска­зок были бы­то­вые сказ­ки. Уже по пер­со­на­жам вы долж­ны до­га­дать­ся, что эти сказ­ки по­яви­лись го­раз­до позже. Для дру­го­го вида ска­зок – бы­то­вых – ха­рак­тер­ны иные сю­же­ты: осме­я­ние злых, жад­ных да бо­га­тых. В бы­то­вых сказ­ках дей­ству­ют люди, но они тоже на­де­ле­ны опре­де­лен­ны­ми, ни­ко­гда не ме­ня­ю­щи­ми­ся чер­та­ми, на­при­мер: сол­дат – все­гда храб­рый и смет­ли­вый, он обя­за­тель­но най­дет спо­соб по­сме­ять­ся над трус­ли­вы­ми и жад­ным попом или ста­ри­ком и на­ка­зать его

Уди­ви­тель­ное в этих сказ­ках то, что в них вполне ре­аль­ные жиз­нен­ные кон­флик­ты между вполне ре­аль­ны­ми пер­со­на­жа­ми по­лу­ча­ют необыч­ную, ска­зоч­ную сю­жет­ную ре­а­ли­за­цию

Волшебные сказки

Неве­ро­ят­ность и за­ни­ма­тель­ность сю­же­та осо­бен­но ярко про­яв­ля­ет­ся в вол­шеб­ных сказ­ках, где раз­ви­тию необык­но­вен­но­го сю­же­та спо­соб­ству­ют необык­но­вен­ные герои и чу­дес­ные су­ще­ства. В вол­шеб­ных сказ­ках дей­ству­ют цари и ца­ре­ви­чи, ко­ро­ли и ко­ро­ле­ви­чи. Эти сказ­ки неред­ко на­чи­на­ют­ся сло­ва­ми: «В неко­то­ром цар­стве, в неко­то­ром го­су­дар­стве жил-был царь с ца­ри­цею. Уже одно такое на­ча­ло сразу го­во­рит о том, что речь пой­дет в сказ­ке не об обыч­ном, а о чем-то необык­но­вен­ном. Часто глав­ным ге­ро­ем вол­шеб­ной сказ­ки яв­ля­ет­ся про­стой че­ло­век (сол­дат, кре­стьян­ский сын и проч.), со­вер­ша­ю­щий что-то осо­бен­ное

Сюжет вол­шеб­ной сказ­ки на­чи­на­ет­ся с необы­чай­но­го со­бы­тия, в ко­то­ром глав­ную роль иг­ра­ет ка­кое-ни­будь вол­шеб­ное су­ще­ство, об­ла­да­ю­щее чу­до­дей­ствен­ной силой.

В вол­шеб­ной сказ­ке про­ис­хо­дит много со­бы­тий, герой (или ге­ро­и­ня) обя­за­тель­но дол­жен из­быть ка­кую-то беду, и в этом ему по­мо­га­ют вол­шеб­ные су­ще­ства или пред­ме­ты. С их по­мо­щью герой вы­пол­ня­ет труд­ные за­да­ния? Каж­дое – труд­нее преды­ду­ще­го. Для этого герою ино­гда при­хо­дит­ся ме­нять свой облик – пре­вра­щать­ся. Но герой обя­за­тель­но дол­жен до­бить­ся же­ла­е­мо­го – сюжет сказ­ки обыч­но за­кан­чи­ва­ет­ся сва­дьбой.

4. Жанровые особенности сказок

Важ­ней­ши­ми жан­ро­вы­ми осо­бен­но­стя­ми ска­зок можно на­звать 1. осо­бый язык, ко­то­рым сказ­ку ска­зы­ва­ют 2. мно­го­крат­ность (обыч­но трое­крат­ность) по­вто­ре­ния дей­ствий 3. коль­це­вая ком­по­зи­ция Эта такая ком­по­зи­ция (стро­е­ние), в ко­то­рой зачин и кон­цов­ка обя­за­тель­но встра­и­ва­ют любую сказ­ку в «це­поч­ку» дру­гих ска­зок. Сказ­ка на­чи­на­ет­ся с за­чи­на «Жи­ли-бы­ли..», а за­кан­чи­ва­ет­ся кон­цов­кой «Тут и ска­зоч­ке конец, а кто слу­шал –мо­ло­дец» 4. д де­та­ли сю­же­та ( осо­бен­но в вол­шеб­ной сказ­ке) обя­за­тель­но со­еди­не­ны осо­бы­ми ска­зоч­ны­ми фор­му­ла­ми «Долго ли ко­рот­ко, я того не ведаю» 5. герои имеют осо­бые, по­вто­ря­ю­щи­е­ся из сказ­ки в сказ­ку про­зва­ния. Про жи­вот­ных мы уже го­во­ри­ли, но и вол­шеб­ных сказ­ках Ва­си­ли­са может быть Пре­крас­ной, а может и Пре­муд­рой, Баба Яга обя­за­тель­но Ко­стя­ная Нога, Кощей все­гда Бес­смерт­ный. 6. рас­ска­зы­ва­ют­ся сказ­ки с осо­бен­ной ска­зоч­ной ин­то­на­ци­ей, это тоже очень важно – сказ­ку нель­зя про­сто чи­тать, как обыч­ный рас­сказ Сказ­ки – это один из увле­ка­тель­ней­ших жан­ров уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства  

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. E) тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи
  2. V. «Слово, предложение, рассказ»
  3. А МОЖНО ЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИМЕТЬ ВСЁ ЭТО?
  4. Актуальность использования возможностей нарушителя и направлений атак
  5. Анализируя опыт мирового развития, можно выделить пять наиболее типичных моделей капиталистической экономики, базирующейся на многообразии форм собственности.
  6. Ассамблея была распущена, а Шарипутта понял, что это и был ответ. Есть вещи, которые невозможно высказать, но можно понять. Истина — одна из таких вещей.
  7. Аффирмации для преодоления ограниченности своих возможностей
  8. База восстания расширилась, тыл для наступления вверх по Волге был обеспечен. Можно было приступать к решению второй стратегической задачи.
  9. Басня, новелла, трагедия. Теория басни Лессинга и Потебни. Прозаическая и поэтическая басня. Элементы построения басни: аллегория, употребление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приемы.
  10. Без возвращения этого пламени на поверхность Земли у человечества не было бы возможности свободного выбора в пользу эволюции из его нынешнего состояния.
  11. Благодарю тебя за возможность очиститься от того, что происходит во мне, и от того опыта, который я получил в результате твоего вопроса.
  12. Будьте доброжелательны к собеседнику и заинтересованы его рассказом.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 2785; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь