Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зверек, где твой кружок?» (Деление слов на слоги)
Цели. Учим ребенка делить слова на слоги. Закрепляем умение выделять гласные в слове. Объясняем правило определения количества слогов по количеству гласных в слове. Учим проверять это правило с помощью руки (см. стр. 5). Учим рисовать слоговую схему слова и записывать в ней гласные. Закрепляем умение узнавать и раскрашивать знакомые предметы, изображенные контуром. Ход игры. Нужно назвать нарисованных животных; гласные, которые есть в названии каждого животного, их количество в слове; определить количество слогов в слове, проверить правильность ответа с помощью руки; найти кружок со слоговой схемой для этого слова; соединить стрелкой картинку и соответствующий кружок; написать гласные над схемой (лось о ; жираф и|а: крокодил о|о|и ). Для животных, которым не хватило слоговых схем, ребенок сам рисует их в пустых кружках. В конце игры предлагается сделать обобщение, ответить на вопросы: «Как можно назвать сразу всех животных в левом столбике? » (Дикие животные наших лесов.) — «Как можно назвать животных в правом столбике? » (Дикие животные жарких стран.) Т т Каждой вещи — свое место» («Вешалка») Цели. Закрепляем обобщающие понятия верхняя одежда, обувь, головные уборы. Учим находить на картинке предметы, в названиях которых есть звук Т, определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость; закрепляем умение определять количество слогов в слове и подбирать к слову его слоговую схему. Ход игры. Ребенок рассматривает и называет предметы на картинке, группирует эти предметы по обобщающим признакам: одежда, обувь, головные уборы; уточняет, какой из предметов не попал ни в какую группу и почему. (Бант не относится ни к одной группе предметов, так как он является украшением.) Ребенок объясняет, зачем для всех етих предметов нужна вешалка и как они на ней располагаются. Нужно определить, какой из предметов одежды обычно не вешают на вешалку в прихожей и где его хранят. (Платье хранят в шкафу.) Ребенок стрелками указывает, где на вешалке будет находиться каждая вещь; раскрашивает только те предметы, в названиях которых есть Т (остаются неразрешенными плащ, сапоги, шапка); определяет, в какой части олова находится Т и какой он (согласный, глухой, твердый или мягкий). Ребенок рассматривает схемы под картинками и объясняет их значение. Затем к каждой схеме подбирает олова из предложенных в игре, объясняя, почему он подобрал к схеме именно это слово. Тапки» Цели. Закрепляем умение выделять в слова первый звук и сопоставлять его с буквой. Учим определять количество слогов в написанном слове, не прочитывая его (выделять гласные буквы и из этого делать вывод о количестве слогов в данном слове). Закрепляем умение обводить изображение предмета по точкам. Ход игры. Ребенок пытается узнать предметы, выполненные в точечном изображении (тапки); проверяет свою догадку, обведя картинку по точкам и раскрасив ее. Ребенок выделяет первый звук в слове тапки и вспоминает, какой буквой этот звук обозначается. Взрослый объясняет, что рядом с картинкой написано слово тапки, но одна буква в нем не написана. «Какой буквы не хватает в слове? » Ребенок должен догадаться, объяснить, почему именно Т, и дописать слово. Рассмотрев написанное слово, ребенок называет в нем гласные по порядку слева направо и определяет количество слогов, опираясь на правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Количество слогов можно проверить с помощью руки, произнося слово медленно (см. стр. 5). Игра «оканчивается зарисовкой слоговой схемы под словом тапки и написанием над ней гласных. Найди спрятавшуюся букву Т» Цели. Закрепляем образ буквы Т, учим выделять ее из ряда похожих фигур. Тренируем ребенка в самостоятельном написании этой буквы. Ход игры. Ребенок рассматривает предложенные фигуры на рисунке, узнает среди них Т т и обводит буквы кружками, после чего сам записывает Т т в пустых клетках, комментируя свои движения. К к Разгадай ребус» Цели. Учим разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа слов на примере слов КИТ, КОТ. Учим сравнивать слова. Ход игры. Ребенок рассматривает картинку и называет изображенное животное (кит) проводит звуко-буквенный анализ этого слова. Под картинкой ребенок дописывает в словах недостающие буквы, раскрашивает звуковую схему, рядом рисует слоговую схему этого слова. Предлагаем ребенку устно заменить в слове КИТ букву И на О. Он произносит получившееся слово — КОТ. Объясняем принцип зарисовки ребуса. Ребенок в пустом квадрате рисует отгадку к ребусу (КОТ), под своим рисунком в словах дописывает недостающие буквы, закрашивает звуковую схему, рисует слоговую схему слова. Закончить игру нужно анализом слов КИТ и КОТ: найти сходства и различия в написании самих слов и в их схемах. Какая птица лишняя? » Цели. Закрепляем обобщающее понятие перелетные птицы. Учим находить основное отличие у объектов, входящих в близкие обобщающие понятия: птицы перелетные и птицы зимующие. Закрепляем навыки звуко-буквенного и слогового анализа с выделением последнего слога в слове (утка, сорока, ласточка. Учим подбирать слова, заканчивающиеся на заданный слог ка. Продолжаем составлять слоговые схемы слов. Ход игры. Ребенок рассматривает картинки и находит для всех объектов обобщающее название: птицы. Ребенку предлагается найти среди птиц «лишнюю» и объяснить свой ответ. (Лишняя сорока: она зимующая птица, а остальные — перелетные.) Даем ребенку задание: подобрать к названию каждой птицы слоговую схему из тех, которые даны под картинками. При этом ребенок проверяет свой ответ известными ему способами (с помощью руки, выделением гласных). После проверки он соединяет картинку и подходящую схему линией со стрелочкой, вписывает гласные над схемой. Будьте внимательны! В слове утка ребенок сам может расставить гласные. Но разобраться в словах сорока и ласточка ему помогает взрослый, проговаривая эти слова так, как они пишутся (со-ро-ка, лас-точ-ка). Ребенок выделяет услышанные гласные и расставляет их над схемой. Затем взрослый просит еще раз произнести все слова и найти общий для них слог, определяя его место в слове (слог ка — находится в конце слова). Ребенку нужно вспомнить как молено больше слов, заканчивающихся на слог ка. Забавная птица» Цели. Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные необычно, и уточнять, в чем необычность их написания. Повторяем пройденные гласные и согласные буквы, дифференцируя их. Закрепляем написание буквы К. Ход игры. Предлагаем ребенку узнать и назвать предмет, изображенный на картинке (птица). Выясняем, что он видит необычного в рисунке. (Птица составлена из букв.) Ребенок называет буквы, которые он узнал на картинке, при этом уточняет, что изображает на рисунке каждая буква и так ли она должна писаться. Ребенок может рядом с птицей написать эту букву правильно, комментируя свои движения. Затем он обводит гласные в изображении птицы красным карандашом, называя их, а согласные — черным карандашом. При перечислении букв нужно сделать обобщения: гласные буквы, согласные буквы. Ребенок должен определить, какой из уже знакомых ему букв нет в изображении птицы и к какой группе букв она относится (К — согласная). Игру завершаем написанием буквы К к. «Ударение» Цели. Учим определять ударную гласную и ударный слог в слове. Объясняем значение ударения на примере того, как меняется значение слова при изменении в нем ударной гласной (ударного слога). Учим объяснять лексическое значение слова, отвечая на вопросы: Что это? Что это обозначает? Для чего нужен этот предмет? и т. д. Закрепляем умение выделять гласные и определять количество слогов в слове. Ход игры. Ребенок поочередно рассматривает картинки, называя нарисованные предметы, определяет гласные и количество слогов в названиях предметов; выделяет ударную гласную в слове и записывает ее в схеме. Предлагаем ему назвать это же слово, но с ударением на другом слоге, указанном на схеме рядом. Ребенок сам называет гласную, которая теперь стала ударной, объясняет лексическое значение этого слова с новым ударением, рисует для него картинку и записывает гласные в схеме. В конце занятия полезно обратить внимание ребенка на то, что ударение в слове нужно ставить верно. Рекомендуется проверить, правильно ли ребенок ставит ударение, например, в таких словах: свёкла, шофёр, стаканы, пальцами, поняла и т. д. X х 5. «Вот так зверь! » Цели. Закрепляем обобщающее понятие дикие звери ваших лесов. Закрепляем знание о том, что есть хищные и травоядные звери. Учим ребенка образовывать прилагательные: лисий, волчий, заячий, беличий. Учим различать звуки и буквы X — Т, закрепляем правильное написание этих букв. Закрепляем умение выделять первый звук и букву в слове. Ход игры. 1. Ребенок рассказывает, кто где нарисован (белка — в верхнем левом углу; лиса — в нижнем левом углу; заяц — в верхнем правом углу; волк — в нижнем левом углу); дает общее название увиденному: дикие звери. Предлагаем ребенку внимательно рассмотреть зверей и сказать, что у них нарисовано неправильно; нужно раскрасить только правильно нарисованные части рисунка, не закрашивая то, что принадлежит другому животному. Ребенок называет ту часть рисунка, которую он не раскрасил, и объясняет почему. (У белки не раскрашен хвост, потому что он волчий. И т. д.) Ребенок вспоминает общее название таких животных, как заяц и белка ( травоядные); объясняет, почему они названы травоядными, и приводит другие примеры таких животных. — А как можно назвать одним словом волка и лису? (Хищники.) Ребенок называет зверей, относящихся к хищникам. Ребенок рассматривает, называет и обводит буквы, находящиеся в кружках. Предлагаем ему определить, к каким из этих животных относятся написанные буквы, и объяснить свое предположение. (Слово травоядные начинается с Т. Здесь травоядные — белка и заяц. Слово хищники начинается с X. Здесь хищники — волк и лиса.) Ребенок соединяет стрелкой картинку и относящуюся к ней букву. Хитрые буквы» Цели. На примере слов муха и мука закрепляем умение делать полный звуко-буквенный и слоговой анализ слова с выделением ударения. Учим различать (дифференцировать) звуки и буквы К — X. Ход игры. Ребенок поочередно рассматривает картинки, читает слова под ними и вписывает пропущенную букву; сравнивает написание этих слов, определяя их сходства и различия. Ребенок определяет, к какому слову относится каждая слоговая схема. Игра заканчивается рисованием звуковой и слоговой схем под словами МУХА и МУКА. Какая буква лишняя? » Цели. Закрепляем знания о звуке и букве X. Учим находить эту букву среди других букв. Закрепляем знание о гласных и согласных, умение их различать. Ход игры. Ребенок называет буквы по порядку, определяет среди них лишнюю и объясняет, почему именно эта буква лишняя. Он обводит гласные буквы красным карандашом, а букву X выписывает отдельно. С с 5. «Кто лишний? » Цели. Учим ребенка делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове. Закрепляем обобщающие понятия дикие животные и домашние животные. Учим определять ударную гласную в слове. Ход игры. Ребенок выделяет среди нарисованных животных лишнее и объясняет свой выбор. (Лиса лишняя, так как она — дикое животное, все остальные — домашние.) Затем взрослый снова предлагает выбрать лишнюю картинку среди этих же, но опираясь на другой принцип выбора: лишним будет животное, в названии которого нет звука [С] (кошка). Ребенок рассматривает схемы под картинками и объясняет их значение (схемы обозначают слова с различным количеством слогов: два и три. Задача ребенка — определить, к какой схеме относится название каждого животного. Взрослый объясняет правильное написание слова собака, и ребенок самостоятельно расставляет гласные над слоговой схемой этого слова, ставит ударение. Ведущий предлагает ребенку написать над схемой для двусложного слова гласные О, А (либо И, А ) и определить, к какому слову будет относиться эта схема: кошка или лиса. Ребенок самостоятельно определяет и отмечает ударную гласную. В конце игры взрослый объясняет еще один вариант выбора лишнего слова: учет количества слогов в слове. Здесь лишним будет слово собака, так как в нем три слога, а в остальных по два. Путешествие с буквой С» Цели. Учим ребенка читать слоги и слова протяжно, не прерываясь на букве и слоге. Тренируем в определении твердых и мягких слияний, звуков, не попавших в слияние. Учим подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему. Ход игры. Объясняем ребенку, что стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы пройдем в нашем путешествии; если при этом правильно произносить звуки, обозначенные буквами, то получатся слова. Важное условие: ребенок должен тянуть произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве). Прочитав слово, он находит схему, соответствующую звуковому составу этого слова; над схемой записывает соответствующее слово, закрашивает схему, комментируя свои действия. Слова, данные в игре: ус, оса, сам, сом, сок, суп, соки. Кто я? Узнай меня» Цели. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв. Учим анализировать правильное написание буквы. Закрепляем понятия согласные буквы и гласные буквы. Учим составлять и записывать слова из данных букв. Учим видеть изображение предмета, составленное из букв. Ход игры. Предлагаем ребенку рассмотреть картинку, определить, какое животное на ней изображено (кот). Ребенок должен сам догадаться, что изображение выполнено с помощью букв, и объяснить, какую часть животного изображает каждая буква (М — уши; О, С — нос; И, П — глаза и т.д.). Называя Слово-перевертыш» (Ребус) Цели. Учим ребенка разгадывать ребус со «словами-перевертышами», читающимися как обычно и справа налево. Учим самостоятельно составлять подобные ребусы. Продолжаем работать над звуко-буквенным анализом и синтезом слова. Ход игры. Ребенок читает и записывает (в части А) данное слово (сон), пробует догадаться, что может обозначать стрелка над словом. Объясняем, что с помощью стрелки задано новое слово. Его можно отгадать, прочитав слово наоборот либо поменяв указанные буквы местами. Так ребенок отгадывает, что нарисовано рядом с помощью точек (нос). Он обводитрисунок по точкам, пишет (в части Б) отгаданное слово. Теперь ему дается задание с помощью получившейся картинки самостоятельно составить ребус к слову носик: рядом с данным рисунком (нос) справа ребенок пишет буквы И и К, сам разгадывает свой ребус, нарисовав и подписав к нему ответ (НОСИК). Игра завершается составлением к написанным словам звуковой и слоговой схем. Узнай и напиши» Цели. Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Учим различать буквы с похожими элементами, составлять слова из предложенных букв. Ход игры. Ребенок находит в данном рисунке и записывает знакомые буквы П, Н, X, У, И, А, М, Т, К. Спрашиваем, что общего в написании этих букв. (Они написаны с помощью прямых линий.) Взрослый предлагает вспомнить, каких знакомых букв нет в этом рисунке и почему. (Нет О, С, 3: для их написания нужны закругленные линии.) Ребенок выписывает буквы, вошедшие в рисунок, и составляет из них слова (например: МАМА, ПАПА, НАТА, ХАТА, МУХА, МУКА, ПИКА, НИТКА и т.д.). «Кормушка» Цели. Закрепляем обобщающее понятие зимующие птицы. Учим узнавать и правильно раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь, сорока, воробей, ворона, ласточка, дятел). Учим понимать и правильно употреблять предлоги: над, под, в, на, за, перед, у (около). Продолжаем учить ребенка выделять среди данных предметов лишний и уметь объяснять свой выбор. Ход игры. Рассмотрев изображенных птиц, ребенок выбирает «лишнюю» и объясняет свой выбор (ласточка — перелетная птица, остальные — зимующие). Взрослый предлагает догадаться, что нарисовано на соседней картинке (кормушка для птиц), и объяснить, зачем она нужна. Взрослый объясняет, что в этой игре зимующие птицы прилетели к своей кормушке. Каждая птица заняла свое место (кружок). Ребенок сам сможет разместить птиц, раскрасив кружки возле птиц и на рисунке с кормушкой в определенные цвета. Например: над кормушкой — синий цвет, под — красный, в кормушке — зеленый, на — желтый, за кормушкой — оранжевый, перед — коричневый, у кормушки — серый. Затем ребенок рассказывает, где находится каждая птица. Проверив понимание и правильность употребления предлогов, можно предложить ребенку самому нарисовать зимующих птиц возле кормушки. Ы ы На птичьем дворе» Цели. Учим ребенка узнавать в словах и дифференцировать звуки Ы — И. Закрепляем знание очертания букв Ы, И. Продолжаем тренировать в умении образовывать множественное число существительных. Закрепляем знания по теме «Птицы» (домашние, дикие, водоплавающие, перелетные). Ход игры. Ребенок должен определить на рисунке лишнюю птицу. Здесь могут быть предложены и объяснены два варианта ответа: 1) лебедь лишний, так как это дикая птица, остальные — домашние; 2) курица лишняя, так как она не водоплавающая, а остальные водоплавающие. На рисунке изображены два домика. Ребенок обводит, узнает и называет буквы, написанные на этих домиках точками — Ы и И. Нужно «расселить» птиц по домикам, а для этого догадаться, кто в каком домике должен жить. Подсказка: на птичьем дворе живет много птиц — гуси, утки, куры... На какую букву оканчивается слово, в том домике и живут эти птицы. Игра завершается раскрашиванием картинок. Зонт» Цели. Учим ребенка образовывать множественное число существительных. Развиваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на примере слов зонт, зонты. Учим составлять и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, продолжаем тренировать в выполнении рисунка по точкам. Ход игры. Ребенок узнает предмет, изображенный точками (зонт), записывает его название и завершает рисунок по точкам. Даем задание: с помощью данного рисунка составить новый ребус. На рисунке справа от зонта ребенок пишет букву Ы. Затем он сам расшифровывает этот ребус, рисует картинку-отгадку, подписывает ее (зонты); выполняет звуковую и слоговую схемы обоих слов; раскрашивает картинки. Где спряталась буква? » Цели. Закрепляем умение узнавать очертания буквы Ы, не путать ее с похожими буквами. Ход игры. Ребенок должен среди заштрихованных букв найти Ы, обвести ее карандашом или ручкой и объяснить, чем остальные буквы на рисунке отличаются от Ы. Б б Зимние забавы» Цели. Учим ребенка подбирать слова-родственники (однокоренные слова). Расширяем словарный запас по теме «Зимние забавы». Ход игры. Ребенок стрелкой соединяет на рисунке предметы, названия которых — слова-родственники: снеговик — снег, конь — коньки, лыжи — лыжник. К каждой паре слов устно подбираем «семью» слов: коньки, конь, конюх, конюшня и т.д. Один рисунок (слово) остается без пары (лодка). Ребенок раскрашивает картинки, называет те, которые относятся к «зимним забавам». Здесь он опять находит лишнюю картинку — лодку. Можно предложить ему рассказать о том, какие зимние забавы он знает еще. Нарисуй и сосчитай» Цели. Учим ребенка правильно согласовывать существительные с числительными до 5. Учим дифференцировать парные согласные звуки Б — Пи определять, какую букву следует писать на конце слова: дуб, гриб, сноп. Ход игры. Ребенок называет нарисованный предмет (дуб, гриб, сноп), рядом рисует столько этих предметов, сколько указано цифрой (5). Нужно пересчитать нарисованные предметы, называя их количество: один дуб, два дуба... пять дубов. Взрослый следит за правильностью изменения ребенком окончаний существительных и объясняет, как определить нужную букву на конце слова, на примере этих слов. Ребенок определяет и записывает нужную в слове букву под картинкой в схеме. 7. «Найди буквы и подпиши картинки» Цели. Тренируем ребенка в различении звуков Б — П написании букв б, п, а. Учим звуко-буквенному анализу и синтезу слов. Ход игры. Ребенок называет то, что нарисовано на картинках (снежная баба, папа с ребенком). Взрослый объясняет, что рядом с картинками находятся буквы, из которых можно составить слова баба и папа. Ребенку нужно зачеркнуть неправильно написанные буквы, определить, хватит ли букв для составления слов баба и папа, подписать картинки, нарисовать звуковую и слоговую схемы слов баба, папа. Сравнив слова и схемы, ребенок находит их сходства и различия.
Тетрадь №2 Л л Новогодняя елочка» Цели. Учим ребенка образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т.д.). Ход игры. Игра проходит в три этапа. 1. Ребенок называет предметы, нарисованные в кружках (мяч, чайник, погремушка, стакан, тетрадь). Взрослый предлагает вспомнить, из какого материала обычно сделан каждый предмет, и назвать этот предмет с указанием материала: мяч из резины (какой? ) — резиновый; чайник из металла (какой? ) — металлический; погремушка из пластмассы (какая? ) — пластмассовая; стакан из стекла (какой? ) — стеклянный; тетрадь из бумаги (какая? ) — бумажная. 2. Ребенок называет игрушки и обобщает их: елочные игрушки. Взрослый объясняет, что игрушки сделаны из тех же материалов, из которых сделаны предметы в кружках. Ребенок (либо по заданию взрослого, либо по собственному выбору) соединяет стрелкой игрушку и какой-либо предмет в кружке и называет игрушку: птичка резиновая, сосулька металлическая, шарик стеклянный и т.д.). 3. Нужно по точкам закончить изображение елки и украсить ее новогодними игрушками, нарисованными рядом. Около каждой игрушки стоит цифра, указывающая, сколько таких игрушек нужно нарисовать на елочке. Ребенок называет количество и игрушку (три сосульки, пять шариков и т.д.), затем рисует игрушки на елочке. После завершения работы ребенок рассказывает, чем он украсил елочку (одним бумажным снеговиком, пятью пластмассовыми шариками и т.д.). 6. «Буквы — новогодние украшения» Цели. Закрепляем правильное употребление предлогов НА, ЗА, ПОД. Учим ребенка дифференцировать звуки: глухие и звонкие согласные, гласные. Учим узнавать буквы по их частичному изображению. Закрепляем знания о звуке и букве Л. Тренируем в составлении и записи слов из предложенных букв. Ход игры. Ребенок объясняет, чем являются буквы на этом рисунке (елочные украшения). Даем задание: обвести буквы различными цветными карандашами, например: гласные — красным, звонкие согласные — желтым, глухие согласные — коричневым. Ребенок обобщает буквы в группы и рассказывает, где находятся различные группы букв: гласные — на елочке, глухие согласные — за елочкой, звонкие согласные — под елочкой. Взрослый просит определить, какой из знакомых букв нет на рисунке (Л). Ребенок определяет, где нужно на рисунке поместить Л, объясняет свой выбор, пишет ее под елочкой (Л — звонкая согласная). В конце игры ребенок выписывает все буквы и составляет из них слова. Ш ш Что не нарисовал художник? » Цели. Развиваем зрительное внимание, умение определять в изображении недостающие детали. Учим ребенка правильно образовывать и употреблять прилагательные. Закрепляем тему «Животные Севера». Ход игры. Ребенок, узнавая нарисованных животных, определяет, чего не хватает у каждого из них; недостающие элементы находит в кружках под картинками и соединяет стрелкой кружок с соответствующей картинкой. Затем он называет недостающие элементы: оленьи рога, моржовые клыки, медвежья лапа. В конце игры ребенок дорисовывает недостающие детали рисунков и делает обобщение: животные Севера. Допиши слог» Цели. Познакомим ребенка с правильным написанием слияния ШИ. Закрепляем умение писать ШИ в словах. Закрепляем знание о том, что звук Ш всегда только твердый, поэтому слияние ШИ — твердое. Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с правильным написанием слияния ШИ. Ребенок самостоятельно вписывает недостающую в слиянии букву, зачеркивает ненужную Ы, закрашивает схему слияния, комментируя свои действия; дописывает в словах под картинками недостающий слог; рисует звуковую и слоговую схемы этих слов. Угадай, напиши, назови» Цели. Учим ребенка дифференцировать и писать буквы со схожими элементами. Учим ориентироваться в понятиях ряд, столбик и различать их. Учим правильно определять порядковый номер ряда (сверху вниз) и столбика (слева направо). Учим находить нужную букву по данному номеру ряда и столбика. Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с тем, что такое ряд и столбик, как нужно определять их номер (ряд отсчитывается сверху вниз, столбик — слева направо). Ребенок должен заполнить пустые клетки определенными буквами. Условие: в каждом столбике должны находиться одинаковые буквы. Опираясь на это условие, ребенок называет буквы, которые будут написаны в каждом столбике: 1—П, 2—Н, 3—Ш, 4—Т. Затем он заполняет каждый ряд буквами, при этом называя их. На следующем этапе игры взрослый варьирует задания: ребенку даются координаты буквы, которую он должен найти (Найди букву во втором ряду третьего столбика; в четвертом ряду пятого столбика и т.д.). Ж ж Дома на нашей улице» Цели. Учим ребенка образовывать прилагательные от числительного и существительного (В доме один этаж — дом одноэтажный и т.д.). Закрепляем умение согласовывать числительное с существительным. Учим отсчитывать предметы снизу вверх, слева направо и определять порядковый номер. Развиваем зрительное внимание. Ход игры. Рассматривая изображения домов, ребенок определяет, сколько этажей в каждом доме. Он считает этажи снизу вверх, в кружке под домом записывает цифрой их количество и называет здание соответственно количеству этажей в нем (В этом доме один этаж — он одноэтажный и т.д.). Ребенок называет противоположные по высоте здания (Самый высокий дом — пятиэтажный, самый низкий — одноэтажный); дорисовывает недостающие детали, объясняя, на каком этаже чего не хватает. Игру можно завершить рассказом ребенка о своем доме. Подпиши картинки» Цели. Закрепляем правильное написание слияний ШИ, ЖИ. Тренируем ребенка в различении Ш—С, Ж—3, 3—С, звуко-буквенном анализе и синтезе на примере двусложных слов. Ход игры. Угадывая букву, написанную в кружке точками, ребенок обводит ее и читает получившийся слог. Затем он называет предметы, изображенные под кружками; определяет и указывает стрелкой, в названии какого предмета есть тот или иной из предложенных слогов; подписывает картинки и выполняет звуковую и слоговую схемы каждого слова. 7. «Вот так дом! » Цеди. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференцировать Ж и 3. Ход игры. Рассмотрев рисунок, ребенок замечает, что в изображение домика включены некоторые буквы. Он называет увиденные буквы и объясняет, какой частью рисунка каждая из них является (Т — антенна, Л — крыша, Ш — окно и т.д.). Взрослый просит обобщить — назвать буквы, данные в рисунке, одним словом (согласные). Дается задание: обвести звонкие и глухие согласные карандашами разного цвета (глухие — желтым, звонкие — черным). Ребенок определяет, какие еще знакомые согласные не вошли в рисунок (Ж и 3), записывает их рядом с рисунком и дает их звуковую характеристику. При этом взрослый помогает проанализировать звуки, найти их сходства и различия.
В в Мебель» Цели. Тренируем ребенка в умении находить слова с заданным звуком В и определять его место в слове. Закрепляем умение определять количество слогов в слове по количеству гласных. Учим подбирать слова к заданным слоговым схемам и выделять ударную гласную в слове. Ход игры. Ребенок обобщает одним словом увиденные на рисунке предметы (мебель); узнает и обводит букву, изображенную точками (В); определяет, в названиях каких из этих предметов есть буква В; вспоминает, в названиях еще каких предметов мебели есть В (сервант, вешалка и т.д.); определяет место данного звука в слове и дает его характеристику (твердый или мягкий). Рассматривая слоговые схемы под картинками, ребенок выясняет, к названию какого предмета относится каждая схема, указывает это стрелкой; в двусложных словах определяет и отмечает ударную гласную. Взрослый должен обратить внимание ребенка на правильное написание слова кровать. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы