Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие культуры в ХIV–ХVI вв.
На развитии культуры отразилось хозяйственное возрождение, формирование единого государства и великорусской народности, сложное взаимодействие традиций Киевской Руси; восточного и западного влияния. Материальная культура В сельском хозяйстве главное событие – это переход к трехполью. Возрождение ремесел, из новых видов появилось производство огнестрельного оружия. При Иване IV создан государственный Пушечный двор. В конце XVI в. Андрей Чохов отлил царь–пушку. Развитие религиозных идей Важнейшее явление этого времени – ереси: критика социального неравенства. Во второй половине ХVI –начале XV в. – " стригольники". При Иване III – " жидовствующие". В конце XV в. по примеру западной инквизиции даже сжигали на кострах. В середине XVI в. была ересь Феодосия Косого и Матвея Башкина. Федор Карцов – идеи организации государственной власти. Грамотность и образование С XIV в. дорогой пергамент начал заменяться бумагой. Распространение полуустава. В начале 50–х гг. создана первая типография. В 1564 г. первая государственная типография под руководством Ивана Федорова выпустила первую книгу – " Апостол".
Литература Фольклор. Помимо былин появляются новые произведения, например, " Сказание о граде Китеже". Письменная литература XV в. Летописи. XV в. – ряд крупных произведений: Общерусский летописный свод (Троицкая летопись), Хронограф Пахомия Лагофета (всемирная история, включая Русь). Исторические повести о путешествиях и исторических событиях, особенно, " Хождение за три моря" Афанасия Никитина. Из собственно художественных произведений о Куликовской битве: " Сказание о Мамаевом побоище" и поэма " Задонщина". Распространение жанра религиозной литературы – " житий": о Дмитрии Донском и крупнейших церковных деятелях. Особое развитие публицистики в XVI в.– полемика и " иосифлян" и нестяжателей" (их поддерживал приехавший из Италии писатель и философ Максим Грек). Произведения, обосновывающие великую роль Московского государства и самодержавие: " Сказание о князьях владимирских" и доктрина монаха Филофея " Москва – третий Рим". Середина XVI в. – публицистика Ивана Пересветова: обоснование самодержавия, основанного на справедливости и праве. Ермолай–Еразм: против угнетения крестьян. А.Курбский " История о великом князе Московском" – обличение Ивана IV. Историческое „сочинение – " Степенная книга". Церковная литература: " Четьи–Минеи" (под руководством митрополита Макария собрание всей древнерусской литературы, стало основным кругом чтения русских людей). " Домострой" – сборник наставлений. Архитектура При Дмитрии Донском построены первые белокаменные стены Московского кремля. При Иване III возведены с помощью итальянских мастеров стены Кремля, сохранившиеся до сего дня – крупнейшая в мире крепость. Во второй половине XIV в. заложен главный московский собор – Успенский (достроил Аристотель Фиоравинти, соединение русских традиций с достижениями западного зодчества). Другие соборы Кремля – Благовещенский и Архангельский. В конце XV в. – одно из первых каменных гражданских сооружений Кремля Грановитая палата (тронный зал царского дворца). XVI в. – распространение " шатрового стиля". Особенно известна церковь в с. Коломенском. В центре Кремля – самое высокое сооружение Москвы колокольня Ивана Великого (достроена при Б.Годунове). Середина XVI в. – Барма и Постник возводят храм Покрова Богоматери (собор Василия Блаженного) – вершина русского зодчества в этом веке. Фортификационное строительство: в 30–х гг. XVI в. – Китай–город, в конце XVI в. – Федор Конь построил Белый город и кремль в Смоленске. Живопись Конец XIV – начало XV вв. – наивысший подъем церковной живописи (особенно, настенные росписи). Феофан Грек, Андрей Рублев. " Троица" А.Рублева: гармония, мир, живые люди. Вторая половина XV – начало XVI – продолжателем традиций А.Рублева является Дионисий. Вторая половина XVI века оказалась неблагоприятной в развитии русской культуры. " Смута" в России в конце XVI – начале XVII вв.: Причины. Основные этапы и итоги. Предпосылки " смуты" и ее общая периодизация На рубеже XVI– XVII Московское государство пережило тяжелый кризис, охвативший все сферы жизни и поставивший его на грань существования. Главные предпосылки смуты – это разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины, усиление социальных конфликтов. Основные направления социальных конфликтов: · борьба крестьян против закрепощения (введены заповедные лета, а затем пятилетний срок розыска и возврата беглых и вывезенных крестьян); · боярство против самодержавия; · мелкие служилые люди также недовольны своим положением. Действие этих социально–экономических факторов усиливалось социально–психологическим состоянием общества: опричнина привела к моральной деградации общества: По словам великого русского историка С.М.Соловьева, " водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего". Пока на Московском престоле сидели государи привычной династии, население в своем огромном большинстве безропотно подчинялись. Но пресечение династии привел к всеобщему брожению и кризису. Появилось огромное количество " воровских людей" – маргиналов, не связанных никакими моральными ограничениями, готовых воевать под любыми знаменами. Наиболее крупный исследователь " смуты" академик Сергей Платонов выделял три ее периода: династический, социальный и национальный. " Династический" период– 1598–1606 гг. (правление Бориса Годунова и Лжедмитрия I). " Социальный" период – восстание Болотникова в 1606–1607 гг. " Национальный" период – 1607–1612 гг. (на первое место все больше выходит борьба против интервентов) Естественно, есть большая доля условности в такой периодизации, так как все эти три аспекта прослеживались на всем протяжении " смутного времени". " Династический" период " смуты" Накануне " смуты" в 1584–1598 гг. правление царя Федора. Определенная стабилизация внутреннего и международного положения страны. Реальным правителем государства становится выдвинувшийся еще при Грозном боярин Борис Федорович Годунов – шурин царя (тот был женат на его сестре Ирине). Он был умным и честолюбивым деятелем, стремившимся к власти. Поскольку Годунов происходил из второстепенного боярского рода, представители московской знати относились к нему с завистью и недоброжелательством. В 1591 г. в городе Угличе (на Волге) происходит событие, последствия которого оказали большое влияние на ход последующих событий: при загадочных обстоятельствах погиб малолетний царевич Дмитрий; среди народа стали распространяться слухи, что царевич убит по приказу стремившегося к престолу Бориса Годунова. Царь Борис Годунов (1598 – 1605) гг. После смерти бездетного царя Федора в 1598 г. пресеклась династия Рюриковичей на Московском престоле, и земским собором был избран на царство Борис Годунов. По общему мнению, будучи на престоле, Борис Годунов показал себя талантливым правителем, пытался проводить взвешенную политику, стремился примирить интересы различных групп общества. Особое внимание уделяется укреплению западных границ Московского государства. Опасность с Запада становится все более острой, поскольку польско-литовские феодалы строят планы полного подчинения России. Этой цели должно было служить соглашение об объединении (унии) католической и православной церкви. Она была провозглашена в 1596 г. в Бресте, и с тех пор, вплоть до настоящего времени, униаты (сторонники этой унии) играют важную (не только религиозную, но и политическую роль) в жизни этого региона. Борису Годунову удалось заключить с Польшей перемирие на несколько лет. На западной границе был воздвигнут оборонительный форпост – мощная Смоленская крепость (под руководством зодчего Федора Коня). Однако можно сказать, что новому царю фатально не везло: кроме общественных противоречий вмешался природный фактор. В 1601 г. случился страшный неурожай, который длился еще два года. В стране начался голод, продовольственная помощь, оказанная населению по приказу царя, оказалась недостаточной. Лишь в Москве было похоронено 127 тыс. человек, умерших от голода. Многие бояре, чтобы не кормить своих холопов, отпускают их на " волю". Из отпущенных и беглых собираются многочисленные вооруженные группы. Главным очагом концентрации недовольных и мятежных элементов становится западная окраина государства (так называемая Северская украйна). Уже в 1603 г. правительству с трудом удалось подавить значительное движение недовольных под руководством Хлопка. В такой взрывоопасной обстановке у царя Бориса появился таинственный и страшный враг: в Польше появился молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать " прародительский престол". Историки до сих пор спорят личности того самозванца. В то время официальная версия состояла в том, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, который постригся в монахи в Чудовом монастыре в Москве, но потом бежал в Литву, поэтому его впоследствии называли " расстригой" (беглым монахом). Некоторые польские магнаты согласились ему помогать, и в октябре 1604 г. Лжедмитрий вошел в московские пределы и издал воззвание к народу с сообщением, что Бог спас его. Население Северской украйны стало переходить на его сторону, в посланных против мятежниках войсках проявлялась " шатость" и " недоумение", – не идут ли они против законного царя? В апреле 1605 г. царь Борис неожиданно умер, войска перешли на сторону " Дмитрия" и в июне Москва с торжеством приняла " природного" государя (1605–1606 гг.) Жена и сын Бориса Годунова были убиты до прихода в Москву Лжедмитрия. Новый царь казался деятельным и энергичным правителем, уверенно державшимся на " прародительском" престоле. В дипломатических контактах с другими странами он принял титул " императора" и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Но вскоре он стал возбуждать недовольство тем, что не соблюдал старых русских обычаев и обрядов (высказывается мнение, что он был первым царем–" западником", своего рода предшественником Петра I). Пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. Недовольство особенно возросло, когда в начале мая 1606 г. к царю приехала из Польши его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Используя это недовольство, бояре во главе с Василием Шуйским подготовили заговор. Подняв набатным звоном народ против поляков, в ночь на 17 мая 1606 г. заговорщики ворвались в Кремль и убили царя. Согласно преданию, труп " Дмитрия" сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел. Ставший после этого царем Василий Шуйский (время правления: 1606–1610 гг.) был известен как старый интриган и лжец, он не пользовался уважением. Главный результат " династического" этапа " смуты" – это катастрофическое падение авторитета власти, распад всех сдерживающих связей, начало " войны всех против всех".
" Социальный" этап " смуты". Начало гражданской войны Восстание Болотникова. Вскоре после свержения " царя Дмитрия" в городах Северской украйны началось восстание под руководством путивльского воеводы князя Шаховского (его потом называли " всей крови заводчиком" ). Затем лидером восстания стал бывший холоп Шаховского – Иван Болотников. Он в своих воззваниях призывал народные низы истреблять богатых и знатных и забирать их имущество, что обеспечило ему массовую поддержку. В тоже время восстали тульские и рязанские служилые люди под руководством Пашкова и Ляпунова. Войско Болотникова и мятежные служилые люди объединились под Москвой. Но когда сторонники Пашкова и Ляпунова поближе познакомились со своим союзником, с его " программой" и действиями, они решили избрать из двух зол меньшее и в решающий момент сражения под Москвой перешли на сторону царя. Болотников был разбит и отступил сначала в Калугу, потом в Тулу, где был осажден царскими войсками и вынужден сдаться (потом его ослепили и утопили). " Тушинский вор". Массы участников восстания рассеялись, готовые возобновить борьбу, если найдется новый предводитель. Такой вскоре явился в лице второго Лжедмитрия. Под его знаменами собрались не только представители угнетенных народных низов, но также часть служилых людей, казаки, отряды поляков, – словом все, кто стремился поживиться в обстановке смуты. Лжедмитрий подступил к Москве и расположился в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище – " Тушинский вор" ). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы