Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Конфессиональный принцип международных отношенийСтр 1 из 20Следующая ⇒
Большую роль в международных отношениях начала Нового времени играла христианская церковь. Еще во время античной Римской империи она добилась для себя статуса государственной, господствующей. Варвары, завоевавшие Западную Римскую империю в V в., приняли религию побежденного народа. Восточная Римская империя просуществовала до середины XV в., когда пала под ударами турок-османов (символической датой ее падения считается взятие турками Константинополя в 1453 г.). Ее называют обычно Византией, чтобы не путать со средневековой Священной Римской империей. Византия в течение многих веков служила оплотом христианства на востоке Европы. Именно под ее влиянием приняли христианство многие народы юго-восточной и восточной Европы. В Средние века, когда господствовало религиозное мировоззрение, именно на почве христианства сложилась тенденция к духовному и политическому объединению европейских народов. Эта тенденция нашла воплощение в многократных попытках объединить все христианские народы под властью единого государя. Прообразом такой универсальной монархии служила античная Римская империя. В конце VIII — начале IX в. решить эту задачу пытался первый средневековый император Карл Великий. В дальнейшем к этому стремились правители Священной Римской империи. Однако раскол христианства в XI в. на две большие ветви — католицизм и православие — создал серьезные препятствия не только для политического объединения Европы. Религиозная рознь между католиками и православными долгое время мешала вообще развитию культурных, экономических и политических отношений между народами Западной и Восточной Европы. Тем не менее, сознание духовной близости никогда их не покидало, особенно перед лицом агрессии языческих и мусульманских народов Азии, которой как Западная, так и Восточная Европа подвергалась в Средние века. Вспомним хотя бы об арабских завоеваниях VII—VIII вв., монголо-татар- ском нашествии XIII в., вторжениях турок-османов, начиная с XIV века. Раскол христианства привел к образованию двух независимых друг от друга христианских церквей. Во главе католической церкви стоял папа римский, престол которого находился в Риме. Еще в раннее Средневековье, перед лицом слабых варварских государств, образовавшихся на развалинах античной империи, римским первосвященникам удалось добиться широкой самостоятельности в вопросах церкви и религии. Они даже пытались доказать превосходство своей духовной власти над светской властью государей. Первоначально самым авторитетным главой православной церкви был патриарх константинопольский. Однако по мере ослабления могущества Византии, в особенности же после ее гибели православная церковь разделилась на несколько самостоятельных (автокефальных) церквей. Образование единого централизованного Русского государства ознаменовалось учреждением патриаршества в 1589 году. В Средние века христианские церкви занимали важное место в политической жизни народов Европы, включая и международные отношения. По крайней мере, со времен Карла Великого в Западной Европе сложился обряд церковной коронации государей. Считалось, что благодаря этому обряду монархи приобщаются к божественной благодати и получают даже возможность творить чудеса, например, наложением рук лечить больных. Во всяком случае, этот обряд служил наглядной иллюстраций официального тезиса о божественном происхождении монархической власти и являлся способом ее легитимации. Огромная духовная власть, которой обладали папы римские, предоставляла им возможность прямо или косвенно влиять на политику светских правителей. Разрешая или запрещая браки и разводы, папы могли контролировать их «брачную дипломатию». В случае конфликта со светскими государями папы могли объявить в их владениях интердикт (запрет на богослужения и совершение религиозных обрядов) или вообще отлучить их от церкви. Обе меры могли полностью парализовать действия светского государя. В случае интердикта его подданные лишались возможности заключать браки, крестить детей, отпевать усопших. Отлучение освобождало вассалов от клятвы верности государю. И в том, и в другом случае ему грозило восстание подданных. Католическая церковь нередко выступала с важными внешнеполитическими инициативами, которые имели большой резонанс во всем христианском мире и даже за его пределами. Перед лицом феодальных междоусобиц, в которые погрузилась Западная Европа в начале II тысячелетия, она выступила с призывом к «Божьему миру», т.е. к обязательному прекраще- нию всех военных действий на тот или иной длительный срок (несколько лет). Впервые «Божий мир» был провозглашен во Франции в конце X в. На французских поместных соборах 1027 г., 1041 г. и др. были детально разработаны правила его соблюдения, включая неприкосновенность клириков, монахов, паломников, женщин, а также зданий церквей, монастырей, мельниц, орудий земледельческого труда, тяглового скота. Несмотря на суровое наказание, грозившее нарушителям «Божьего мира», его постоянно нарушали. Учитывая это, церковь снизила уровень своих требований, и стала призывать к «Божьему перемирию», т.е. к прекращению военных действий всего лишь на несколько дней в неделю: обычно с вечера пятницы или субботы до утра понедельника и во время больших церковных праздников. В XI—XIV вв. именно католическая церковь была организатором Крестовых походов в Святую землю (Палестину). Их целью церковь объявляла освобождение Гроба Господня от иноверцев-мусульман, владевших в то время Палестиной. Фактически это было массовое военно-колонизационное движение, обусловленное потребностью европейских народов в захвате и освоении новых земель, а также развитии экономических отношений со странами Востока. В Крестовых походах принимали участие государи, рыцари, простолюдины едва ли не всех западноевропейских стран. О том, как далеко подчас расходились предполагаемые и истинные цели этого движения, свидетельствует Четвертый крестовый поход 1202—1204 годов. Французские, немецкие, итальянские крестоносцы, отказавшись от первоначальных планов похода в Египет, разгромили и захватили христианские города Задар в Далмации и Константинополь. На захваченной территории Византии они основали католическое государство Латинскую империю, которая просуществовала около половины столетия. Католическая церковь была вдохновителем и Реконкисты, другой разновидности военно-колонизационного движения Средневековья, направленного на вытеснение мусульман с Пиренейского полуострова. Образование единых централизованных государств Но постепенно старинные обычаи и нормы поведения, которыми властители руководствовались в области внешних связей, уступили место новым правилам и ценностям, в основе своей светским и рациональным. По мере объединения разрозненных феодальных владений в единые государства и усиления централизованных начал управления ими наметился процесс политизации и секуляризации международных отношений, т.е. превращение их в поле борьбы и сотрудничества уже не между различными феодальными кланами и конфессиями, а между суверенными государствами, выражающими общие интересы более широких общественных сил и слоев населения. В Европе на рубеже XV—XVI вв. впервые складывается система единых государств. В Англии еще в XI в. норманская династия сумела политически объединить королевство. Во Франции этот процесс серьезно тормозили притязания английских королей на французскую корону. В разгар Столетней войны эта страна формально потеряла самостоятельность, когда в 1422 г. королем одновременно Франции и Англии стал английский принц1. Понадобились самоотверженность Жанны д'Арк, упорство французского дофина (наследника трона) Карла2, многолетняя кровопролитная война, чтобы Франция восстановила свою самостоятельность. По окончании Столетней войны в 1453 г. английская и французская монархии разделились окончательно. Каждая сосредоточила свои усилия на обеспечение целостности своей территории, присоединение к ней вассальных и зависимых владений, обретение безопасных границ. Английские короли отказались от притязаний на французский престол. На длительную перспективу их главной задачей стало подчинение своей власти всей территории Британских островов, включая Шотландию и Ирландию. Политическая карта Франции с присоединением к ней в 1477 г. западной части Бургундии (Бургундского герцогства, Ниверне и Пикардии), в 1481 г. Прованса и в 1491 г. Бретани приобрела очертания, напоминающие современные. На севере благодаря Кальмарской унии 1397 г. существовало объединенное датско-норвежско-шведское королевство (включая Исландию) под властью датской королевской династии. В 1523 г. вследствие освободительного восстания Швеция расторгла унию и вновь обрела независимость. Дворянин Густав Эриксон, возглавивший это восстание, был избран королем и основал династию Ваза. Швеция в ту пору представляла собой обширное государство, занимавшее не только большую часть нынешней территории, за исключением Сконе и некоторых других провинций, но и Финляндию, захваченную еще в XII веке. Датско-норвежская уния сохранялась вплоть до начала XIX века. На востоке Европы формируются большие по территории Польско-литовское и Русское (Московское) государства. В интересах борьбы с агрессией Тевтонского ордена еще в 1385 г. был заключен договор о династической унии Польши и Литвы, 1 Английский король Генрих VI. 2 Французский король Карл VII. согласно которому польская королева Ядвига вышла замуж за великого князя литовского Ягайлу (т.н. Кревская уния). В целях борьбы с агрессией турок-османов и защиты восточных владений от притязаний Русского государства в 1569 г. Польша и Литва заключили договор о еще более тесном союзе (т.н. Люблинская уния) и образовали единое государство Речь По-сполитую. К этому времени под власть великих князей московских почти полностью перешли все русские земли. В 1478 г. в состав Русского государства вошла Новгородская республика, з 1485 г. к нему были присоединены земли Тверского княжества, в 1510 г. — Псковской республики, в 1521 г. — Рязанского княжества. Иван III (1462—1505) первым из русских монархов принял титул «государя всея Руси». На юго-западной и юго-восточной окраинах Европы единые государства возникли в ходе освободительной борьбы против завоевателей, пришедших с Востока. Еще в VII в. Пиренейский полуостров был завоеван арабами-мусульманами. И с тех пор христианские государства, сохранившиеся лишь в северной части полуострова, при поддержке католической церкви и христиан всей Европы в течение нескольких веков вели борьбу за освобождение («отвоевание» — реконкисту) захваченных арабами земель. В 1479 г. благодаря браку королевы Кастилии Изабеллы и короля Арагона Фердинанда, основавших династию так называемых «католических королей», возникает единое Испанское государство. В 1581 г. Испания захватила Португалию, которая восстановила свою независимость в результате народного восстания 1640 года. Народам Восточной Европы начиная с XIII в. пришлось вести тяжелую борьбу против кочевников, основавших в бассейне Волги и Северном Причерноморье ряд государств (ханств), таких как Золотая Орда, Крымское ханство и др. Балканский полуостров в XIV—XV вв. завоевали турки-османы, создавшие Османскую империю (Турцию), в состав которой в начале Нового времени входили Северная Африка, Малая Азия, Сирия, Палестина, Междуречье и др. земли. Они уничтожили древнюю Византийскую империю, наследницу античных цивилизаций Греции и Рима, покорили Болгарское царство, Сербское и Венгерское королевства. Борьба с могущественным противником, растянувшаяся на столетия, стимулировала объединительные процессы на юго-восточной окраине Европы. В 1490 г. в связи с избранием на венгерский трон чешского короля Владислава из польско-литовской династии Ягеллонов возникло обширное политическое образование в составе Венгрии, Хорватии и земель чешской короны (Чехии, Моравии, Силезии и др.). Однако сын Владислава, чешско-венгерский король Людовик (Лайош II) погиб 29 августа 1526 г. и битве с турецкой армией султана Сулеймана I при Мохаче. Королем Богемии (т.е. Чехии) и Венгрии стал представитель дома Габсбургов эрцгерцог австрийский Фердинанд, брат императора Священной Римской империи Карла V. Благодаря переходу Чехии, Моравии и Венгрии под власть Габсбургов их наследственные владения в центре Европы, в состав которых входили также Австрия, Штирия, Каринтия, Крайна, Тироль, Триест и восточная часть Бургундии (Нидерланды), существенно округлились. По территории и численности населения монархия Габсбургов вполне была сравнима с крупнейшими европейскими монархиями. В Германии и Италии препятствием объединению государств служили притязания католической церкви на светскую власть. Еще в VIII в. возникло независимое церковное государство (Папская область) со столицей в г. Риме, в котором католические первосвященники, папы римские, обладали всей полнотой как духовной (религиозной), так и светской власти. Папы римские ревностно оберегали независимость своего государства, которое позволяло им с позиции силы вести диалог с другими монархами, и пресекали все попытки политического объединения Италии. В германских землях католическая церковь обладала большими феодальными владениями, в которых епископы или настоятели монастырей пользовались как духовной, так и светской властью. В течение длительного времени церковь защищала свое право утверждать их в этой должности (право инвеституры), которое у нее безуспешно оспаривали германские императоры. Соперничество духовной и светской властей пагубно отразилось на судьбе Священной Римской империи германского народа, которая в Средние века была самым крупным государственным образованием в Западной Европе. Если в большинстве районов Европы в XV—XVI вв. возобладал процесс формирования единых государств, то она пошла по пути дробления и ослабления политической связи между ее отдельными частями. Централизация европейских государств XV—XVI вв. была слабой и очень рыхлой. Основные институты управления государством, такие как единое законодательство, администрация и т.д. еще не сложились. Например, в Испании не было даже общего для всего государства представительного собрания — общегосударственных кортесов, а имелись лишь провинциальные кортесы. Не было и общегосударственного правительства. То же самое наблюдалось и в монархии Габсбургов. Там тоже не было ни общегосударственного правительства, ни общегосударственного представительного собрания, а имелись лишь провинциальные правительства и сословные собрания. В этих и многих других государствах того времени связь отдельных провинций, их единство заключалось главным образом в личности монарха — короля, императора, царствующей династии. Отсутствовали единое законодательство, единые распорядительные учреждения, единое правительство и пр. Так продолжалось вплоть до XVIII в., когда в результате реформ в духе идей Просвещения, которые проводили такие монархи, как Фридрих Великий Прусский, Мария-Терезия и Иосиф II Австрийские, Екатерина Великая в России, во многих странах были приняты по централизации и повышению эффективности системы управления. Степень централизации была выше там, где уже в XIV—XV вв. наметился процесс становления королевского абсолютизма, сосредоточения власти в руках монарха. В целом, лишь к XVII—XVIII вв. во многих странах Европы, за исключением Польши и Священной Римской империи, была создана действительно централизованная и эффективная система управления. 5. Государственный интерес С возникновением нового объекта управления — единого централизованного государства — складывается и новое отношение правителей к своим владениям. В Средние века к ним относились как к вотчине, личному достоянию монарха, с которым он волен делать все, что ему заблагорассудится. Но к началу Нового времени возникает представление о том, что монарх в своем праве распоряжаться государством ограничен, если не законом, то моралью, долгом перед потомством. Согласно этому представлению, интересы государства шире и важнее, чем интересы любого отдельного человека, живущего в данном государстве, даже монарха. Появляется идеология, которая обосновывает приоритетность интересов государства. Носителем и новой морали, и новой идеологии являлась прежде всего нарождающаяся бюрократия. Возникает так называемый государственный интерес (по-французски — гаisоn d'é tаt). Первоначально он тесно переплетался с династическим интересом, вменяя в обязанность монарху заботиться о славе и могуществе собственного государства как самой надежной опоре блеска и величия династии. Высшей доблестью и долгом монарха стало не растрачивать силы и средства государства, даже если того требует рыцарская честь, а преумножать их. Возникновение государственного интереса свидетельствовало о том, что уходят в прошлое те времена, когда феодальный титул и древность рода определяли место монарха в общественной иерархии. Главными критериями его величия становятся размеры, богатство, военное могущество государства. Монарх по-прежнему относится к государству как к достоянию своей семьи, династии. Представление о том, что государство является общим и неделимым достоянием всех его граждан, еще не сформировалось, как не существует еще и институт гражданства. Однако теперь от монарха требуется, чтобы он вел себя по отношению к государству не как алчный временщик, стремящийся ради удовлетворения своих прихотей выжать из него все соки, а как рачительный хозяин. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы