Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятия средние века в исторической наукеСтр 1 из 21Следующая ⇒
Понятия средние века в исторической науке Основные периоды истории стран западной Европы в средние века. Кризис римской империи в IV-V веках. Поздняя римская империя и варварский мир. Падение западной римской империи. 5. Великое переселение народов и образование варварских королевств в западной Европе. Франкское королевство при Меровингах. Закат династии Меровингов Карл Мартел и Пепин Короткий. Франкская держава при Карле 1, меровингское возрождение Распад каролингской империи, верденский договор Коммунальные движения в средние века особенности цеховой организации. Сословная структура средневекового общества. Англия до норманнского завоевания. Священная римская Империя, система имперской церкви. Франция в 10-11 веках. Италия в 8-10 веках Арабское завоевание пиренейского полуострова, Реконкиста. Культура западной Европы в раннее классическое средневековье. Македонское возрождение. Крестовые походы. Великие географические открытия: причины и последствия. Открытия Колумба. Колонизация Южной и Центральной Америки. Становление колониальной системы в южной и центральной америке 23. система средневекового образования. Германия накануне Реформации Гуманизм в Германии и его особенности. Реформация в Германии. Мартин Лютер. Германия от начала крестьянской войны до Аугсбургского мира Реформация в Швейцарии. Учение Цвингли. Кальвинизм и его распространение в Европе. Папы эпохи реформации. Тридетский собор. Монашество в позднее средневековье. Орден иезуитов Контрреформация в Европе. Столетняя война причины, ход, результаты. Англия в 16 - нач.17 веков Генрих VIII и королевская реформация в Англии. Испания при Карле I и Филиппе 2. Предпосылки и основные этапы гражданской войны во Франции. Завершение гражданской войны во Франции. Нантский эдикт. Внутренняя и внешняя политика Генриха IV. Становление французского абсолютизма. Политика Ришелье. Национально-освободительное движение в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. Италия в 15-16 веках. Итальянское возрождение XV в. Основные направления итальянского гуманизма. Основные этапы Тридцатилетней войны. Вестфальский мир и его последствия для стран Западной Европы. Политические системы позднего средневековья. Особенности культурного развития стран западной Европы в 15-16 веках
Понятия средние века в исторической науке Термин «средние века» (от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения, в среде гуманистов. Этот термин они ввели, чтобы отстраниться от предшествующего периода истории Средних веков, который они считали временем регресса. В понятие «средние века» ученые вкладывают различное содержание. Историки XVII-XVIII вв. ввели деление на три периода: древний, средний и новый. Ученые XVII и особенно XVIII в., продолжая традицию гуманистов, оценивали Средние века как период регресса, культурного и духовного упадка. Этому периоду они противопоставляли высокую культуру античного мира и Нового времени. Западноевропейские историки, принимая формальную периодизацию истории, не ставили перед собой задачу наполнения понятия «средние века» неким конкретным содержанием. Они не оформили всеобъемлющего понятия «средние века». Элементы Средних веков они находят в более раннее время, элементы капитализма прослеживаются ими в рабовладельческом укладе. Отечественные историки Средних веков, рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических укладов, понимают средние века как время господства феодального способа производства, который приходит на смену рабовладельческому или первобытнообщинному. Средние века отечественные медиевисты, в основном, определяют как время генезиса (т.е. зарождения), развития, расцвета и, наконец, упадка феодального социально-экономического уклада. Западная историография определяет этот период, в основном, по юридическо-правовым признакам и критериям. Одни из западноевропейских историков считают главной чертой Средних веков политическую раздробленность. Другие выделяют, как главный признак средневековья, феодальную иерархию. Третьи признают основным признаком этого 12-векового периода соединение политической власти с землевладением. Значительная часть западноевропейских историков отдает предпочтение господству личных связей как основному признаку, сущности феодализма. В последние годы XX в. происходит изменение в понимании феодализма, как в западноевропейской, так и в отечественной историографии. Многие западноевропейские медиевисты начинают оперировать с понятием «феодализм» экономическими критериями. Отечественная медиевистика вводит новые аспекты: юридический, правовой, культурный в социально-экономическую сущность феодализма.
Распад каролингской империи, Верденский договор. В 814 г. Карл Великий умирает в Аахене (столица), и титул императора переходит его старшему сыну Людовику, который к тому времени был королем Аквитании. После смерти Карла Великого империя просуществовала недолго. Началась борьба центробежных и центростремительных сил, крупные феодалы империи в борьбе за власть настраивают против Людовика (впоследствии прозванного Благочестивым) его собственных сыновей. Лотарь и Людовик Немецкий становятся его противниками, и только третий сын, Карл Лысый поддерживает отца во всех его начинаниях. После смерти Людовика Благочестивого между тремя братьями начинается междоусобица. В 843 г. в г. Вердене происходит раздел империи на три части. По Верденскому договору старший брат, Лотарь, получает территорию будущей Италии и будущей Франции, Людовик Немецкий получает немецкие земли (территорию будущей Германии), Карл Лысый – территорию к западу от земель, полученных Лотарем (западная часть будущей Франции и часть будущей Испании).Еще при сыновьях Карла Великого Западная Европа начала подвергаться набегам норманнов, которых на Руси называли варягами, в Англии – викингами, а в Западной Европе – норманнами. Последние Каролинги были настолько слабы, что не могли организовать отпор норманнским вторжениям. Норманны десять месяцев осаждали Париж, но взять его им не удалось. В начале X в. один из последних каролингов Карл IV Простоватый был вынужден уступить большую территорию на северо-западе Франции герцогу Роллону, создавшему здесь сильное герцогство Нормандское. Норманны (нормандцы) приняли христианство, усвоили язык и обычаи коренного населения. Последние Каролинги, подобно последним Меровингам, имели прозвище «ленивых королей». Вновь встал вопрос о смене династии, и в XI в. власть перешла к новой династии Капетингов, первым королем которой был Гуго Капет.
Священная римская Империя, система имперской церкви. Франция в 10-11 веках. Начало Французскому королевству положил Верденский договор 843 г., Франкское государство было поделено между сыновьями Людовика Благочестивого. После смерти Лотаря в 855 г. его королевство распалось: старшему из его сыновей, Людовику, унаследовавшему императорский титул, досталось королевство Италия, второму, Карлу, — Юго-Восточная Галлия, составившая королевство Прованс (в дальнейшем Бургундия, или Арелат), младшему, Лотарю, — области между Северным морем и Вогезами — так называемая Лотарингия (впоследствии это название закрепилось лишь за землями в верховьях Мааса и Мозеля). По смерти каждого из братьев начинался опять передел. Западно-Франкское королевство, или, как оно стало со временем называться, Франция, вернулось к границам 843 г. и оставалось в их пределах до конца XIII в. Этнический состав: крайний юго-западе (в Гаскони) - баски, крайний северо-запад (в Бретани) — кельты, север (Фландрия) — германо-язычные фламандцы. В начале X в. земли в низовьях Сены захватили норманны. Остальная территория была Романо-язычной, занимали ее две народности: северофранцузская и южнофранцузская, или прованская. Условная граница между ними проходила по линии Пуатье — Лион. Постоянной столицы еще не было, королевский двор переезжал с места на место, чаще всего задерживаясь в Лане, а с конца X в. — в Париже. Управление удаленными областями было возложено на графов (comites) и их заместителей — виконтов (vicecomites). По мере того как графы и виконты обзаводились на вверенных им территориях вассалами и землями (в первую очередь благодаря установлению родственных связей с местной знатью), они все больше превращались из простых исполнителей монаршей воли в наделенных публичной властью феодалов. Отправляясь в 877 г. в поход за Альпы, Карл Лысый был вынужден согласиться на то, чтобы должности и другие бенефиции тех его вассалов, которые не вернутся из похода, наследовали их сыновья. Закрепивший это решение Кьерсийский капитулярий оказался важным шагом на пути признания наследственного характера государственных должностей и других государевых пожалований. С конца IX в. династия Каролингов правила лишь номинально. Реальная власть находилась в этот период обычно у графа Парижского из рода Робертинов, отличившихся в борьбе с норманнами. С пресечением в 987 г. династии Каролингов магнаты возвели на трон представителя именно этого рода, к тому времени также несколько утратившего былое могущество, — Гуго Капета. Его потомки — Капетинги — правили страной до 1848 г. (с перерывами в конце XVIII — начале XIX в.). Смена династии нанесла новый удар, Капетинги были признаны далеко не сразу, а главное, формально. Сильными центробежные тенденции были в окраинных районах с нероманским. В начале X в. Гасконь, Бретань, Нормандия, в меньшей степени Бургундия оказались фактически независимыми. Особый статус этих земель получил отражение в титула-туре их правителей — герцогов. С властью короля всерьез считались только на северо-востоке, но и здесь ему противостояло несколько крупных вассалов, из которых по крайней мере двое — графы Фландрии и Шампани — были сильнее своего сеньора. Суверенные права Гуго Капета и его ближайших преемников — Роберта Благочестивого (996-1031), Генриха I (103I — 1060) и Филиппа I (1060-1108) — на деле ограничивались их собственным доменом — небольшой и до начала 12 в. почти не увеличившейся территорией между Парижем и Орлеаном, получившей впоследствии название Иль-де-Франс — «Остров Франции». За пределами домена их власть признавалась лишь постольку, поскольку они выступали как сюзерены, т.е. верховные сеньоры, возглавлявшие феодальную иерархию. Король улаживал конфликты между своими вассалами, в случае их гибели опекал их несовершеннолетних детей, предводительствовал на войне. В остальном крупные сеньоры были вполне самостоятельны: вершили суд, чеканили свою монету, собирали в свою пользу налоги, затевали частные войны, открыто вступали в контакт с другими монархами и их вассалами, тем более что международные отношения строились на лично-сеньориальной основе. В 10-11 веке Франция проходит заключительный этап феодализации. К исходу XI в. на фоне прогрессирующего ослабления королевской власти крупные сеньоры уже утрачивали способность управлять своими обширными владениями централизованно. На местах стал возникать своего рода вакуум власти; в этих условиях значительная часть публичных прав и полномочий перешла к сеньорам средней руки — владельцам нескольких, а то и одного замка. Не случайно именно со второй половины IX в. и особенно в X—XI вв. в обстановке непрекращающихся междоусобиц и периодических вторжений норманнов, арабов и венгров во Франции возникает множество хорошо укрепленных замков. Инкастелламенто (буквально — «озамкование»). Владельцы замков — шателены — понемногу сосредоточили в своих руках судебно-административную власть над окрестным сельским населением, жившим как бы «в тени» их господствовавших над округой замков. это подчинение выражалось прежде всего в определенных поборах и службах (постойной, посыльной, строительной и т.д.), по форме мало или вовсе не отличавшихся от обычных феодальных повинностей, несшие их крестьяне постепенно оказывались фактически на положении плательщиков ренты, правда, не очень обременительной. Для поземельно- и лично зависимых крестьян установление судебно-административной зависимости обернулось утратой всех или почти всех остававшихся у них гражданских прав и ощутимым усилением феодальной эксплуатации. Встречающиеся в источниках этого времени термины «серв», «виллан», «колон», «свободный» и другие отражают лишь наиболее общие, притом не очень четкие, различия социального характера.
Италия в 8-10 веках Последняя крупная волна варварских нашествий в Европе пришлась на Италию. К концу VI в. значительную часть ее территории (Северная и Средняя Италия, на юге — Сполето и Беневент) завоевали лангобарды. Возникшее в результате их завоевания Лангобардское королевство просуществовало до 70-х годов VIII в., когда было захвачено франками Карла Великого. При лангобардах вся территория королевства была разделена на герцогства, в которых сосредоточивалась административная, судебная и военная власть, что создавало условия для сепаратизма и усиления позиций отдельных герцогов. Лангобардские короли (их короновали «железной короной») сделали столицей г. Павию. Лангобардские короли не преуспели в объединении страны, что стало одной из причин победы Карла Великого. Привилегированный слой составляли лангобарды, которые жили, как правило, компактными поселениями, где действовало лангобардское обычное право, зафиксированное в Эдикте Ротари (643 г.) и в законах последующих королей, в частности, в постановлениях Лиутпранда середины VIII в. Подвластное лангобардам коренное население Италии оставалось в сфере действия римского права. Отсутствовало религиозное единство: лангобарды – ариане не спешили переходить в католичество. Франкское завоевание 774 г. включило Лангобардское королевство в состав обширного европейского государства, с 800 г. — империи, но не принесло Италии политического единства. В центре Апеннинского полуострова в 756 г. возникло Папское государство, или Папская область. Южная Италия (Апулия, Калабрия, Сицилия и ряд других территорий) оставалась под властью Византии. Карл Великий изменил территориально-административное деление своих владений в Италии: вместо герцогств были образованы 20 графств, отданных в управление представителям франкской знати. В IX в. в городах, являвшихся центрами епископских диоцезов (при франках католичество утвердилось повсеместно), судебно-административные и фискальные функции переходили постепенно в руки епископов и избиравшихся из горожан скабинов, выполнявших преимущественно судебные обязанности. Контроль за деятельностью графов (в пограничных марках — маркграфов) и епископов осуществляли «императорские посланцы». При Каролингах процесс децентрализации власти усиливался, практиковалась раздача иммунитетных прав епископам и светским лицам. Иммунитетные территории выходили из юрисдикции графов. Политическая раздробленность Италии не была преодолена и после распада империи Карла Великого, хотя по Верденскому договору 843 г. она обрела статус независимого королевства. С конца IX в. титул короля Италии постоянно оспаривали представители франкской знати. в первой половине X в. ряд грабительских набегов на страну совершили венгры. Юг Италии - нападения арабов (сарацин), к концу IX в. овладевших Сицилией. С середины X в. Северная и Средняя Италия становятся объектом притязаний со стороны германских королей. Сопротивление местного населения. Более прочным оказывалось владычество графов, маркграфов и высшего духовенства — епископов, архиепископов, аббатов. Хотя формально многие земли Северной и Средней Италии вошли в состав империи, реальную силу императоры обретали лишь в то время, когда находились здесь со своим войском. Военные походы в Италию стали в XI— XII вв. важным направлением германской политики, а особенно богатые города. Формирование феодальных отношений. В Италии складывание феодальных отношений происходило в VIII—IX в. в процессе синтеза романских и германских элементов, путем взаимовлияния порядков, характерных для местного римского населения и привнесенных варварами. В Лангобардском королевстве этот процесс протекал достаточно Медленно и был ускорен франкским завоеванием. В лангобардскую эпоху на землях, занятых варварами, существовали порядки, характерные для разлагавшегося родоплеменного строя. Большая семья (у лангобардов — фара), обладавшая правами на пахотный надел, который обрабатывался сообща ее членами, постепенно дробилась на малые индивидуальные семьи, получавшие права на землю. Дифференциация в их среде вела к возникновению свободных арендаторов — либелляриев, получавших землю по договору (либелла) в наследственное пользование с широкими правами распоряжения наделом и фиксированной рентой (денежный чинш или часть урожая). Число либелляриев росло и за счет сервов и колонов, обретавших, как правило, за выкуп личную свободу. В IX—X вв. либеллярии и другие наследственные держатели (эмфитевты, прекаристы) составляли в Северной и Средней Италии широкую прослойку мелких держателей, постепенно оказывавшихся в разных формах личной зависимости от земельных собственников. Эта тенденция наметилась еще в пору франкского господства, когда раздавались иммунитеты и бенефиции, быстро превращавшиеся в наследственные феоды. Складывавшаяся в VIII—IX вв. феодальная вотчина. Слой крупных земельных собственников составляли потомки римской знати, лангобардская верхушка (герцоги и королевские чиновники), представители франкской знати. Обширные вотчины возникали и на церковных и монастырских землях — при франках позиции католической церкви заметно усилились. Монастыри — Боббио, Фарфа, Монтекассино и др. — уже в IX в. стали крупнейшими земельными собственниками. В Южной Италии, лишь частично затронутой лангобардским завоеванием, процесс феодализации шел медленнее, чем в центральных и северных областях полуострова. Феодальный уклад сформировался в Южной Италии на столетие позже, чем в Средней и Северной Италии, к концу X в., и стал итогом трансформации преимущественно позднеримской хозяйственной системы. Рост городов. Важной особенностью истории Италии в отличие от других стран Европы был рано обозначившийся процесс оживления городской жизни. Уже в VIII в. постепенно восстанавливались города, разрушенные в эпоху варварских завоеваний или пришедшие в запустение в первые столетия средневековья в связи с общей натурализацией экономики страны. Но даже в этих условиях многие античные города Италии продолжали существовать в своем прежнем качестве торгово-ремесленных центров, хотя масштабы товарного производства и их торговые связи резко сократились. Именно в таких центрах, как Милан, Верона, Болонья, Рим и другие. В VIII—IX вв. возникали и новые городские поселения, часто на перекрестках торговых дорог или путей пилигримов, по берегам рек и в морских бухтах. Складывались постоянные рынки внутри страны, расширялись торговые связи со странами Европы, Африки, Ближнего Востока, чему весьма способствовало выгодное географическое положение Италии. В IX в. интенсивностью экономической жизни отличались многие горда Северной и Средней Италии — Асти, Милан, Верона, Пьяченца, Равенна, Лукка. Крупным центром была Павия, остававшаяся столицей до начала XI в. На побережье Тирренского моря в X в. формировались крупные порты — Генуя, Пиза, Амальфи, имевшие широкие торговые связи с Испанией, Тунисом, Египтом, Византией. Пиза и Генуя обретали силу и в борьбе с морскими набегами арабов, обосновавшихся на о.Сицилия: создавался флот, способный отразить угрозу пиратского разбоя и даже перейти в контрнаступление. Важным торговым посредником между Востоком и Западом был г.Бари, главный центр византийских владений в Южной Италии. В Восточном Средиземноморье сильным конкурентом Пизы и Генуи стала Венеция, основанная в V в. на островах в устье р.По и богатевшая на посреднической торговле и экспорте добывавшейся в лагуне соли. главной основой богатства итальянских городов было интенсивное развитие в них товарного ремесленного производства и специализация. Милан в X в. - центр оружейного дела, Павия славилась выделкой кож, Лукка — изготовлением тонких сукон, Венеция — изделиями из стекла. В ряде городов Южной Италии впервые в Европе началось изготовление шелковых тканей на местном сырье — в деревнях стали выращивать тутового шелкопряда. Позже шелкоткацкое производство было организовано в Лукке и Венеции. В раннее средневековье город имел и сельскохозяйственный облик — его ближайшая округа (контадо), а порой и территория внутри городских стен включали принадлежащие горожанам сады, виноградники, пахотные участки, обеспечивающие их продовольствием, а иногда и сырьем. Высокая степень урбанизации стала характерной чертой Италии уже к концу раннего средневековья. Обилие развитых городов — важный фактор, воздействовавший на политическую судьбу и культурную жизнь Италии в средние века.
Македонское возрождение. 867-1056 – правление императоров Македонской династии. Середина IX в. – подъем городов в Византии, расцвет торговли и ремесленного производства, как в столице так и в провинции. Мировую славу снова обрели шелк, изделия из слоновой кости, дорогая посуда и льняные ткани. Возобновилось строительство роскошных дворцов, богато украшенных церквей. Возросли широкие внешнеторговые связи (торговля с древней Русью). Византийская культура этого времени вступает в пору своего блистательного расцвета, длившегося вплоть до захвата Константинополя крестоносцами. Патриаршеством Фотия (858-867, 877-886), совпавшего с правлением Василия I Македонянина, основателя новой династии, датируют начало «Македонского возрождения» наук и искусств в империи. Высшая школа при дворе существовала уже в первой половине IX в., а в середине этого столетия высоким уровнем обучения славилась Магнаврская школа. Преподавал в ней и просветитель славян Кирилл-Константин, по прозвищу Философ. Особую роль в организации образования, повышении его уровня и возрождении интереса к античному знанию сыграл патриарх Фотий, один из самых просвещенных людей того времени. Он утверждал идею о ценности положительного (светского) знания. В 1045 г. – высшее училище (университет). XI в. – «Патриаршая Академия» – для подготовки кадров духовенства. Почти все императоры содействовали расширению сети школ. Наиболее выдающимся богословом был Симеон Новый Богослов (949-1022), согласно учению которого человек способен благодаря молитве и духовному очищению достигнуть при жизни реального единения с Богом. Для духовной жизни XI-XII вв. характерно появление богословских полемических трактатов. Крупными успехами культура Византии в этот период отмечена и в сфере естественных наук (в математике, механике, химии, биологии и т.п.). Современник Фотия, один из основоположников алгебры, Лев Математик изобрел световой телеграф, позволяющий узнавать в столице о вторжении арабов на восточных рубежах всего через несколько часов, а также другие механизмы. Расцветает картография. При Константине VII Багрянородном (913-959) был предпринят грандиозный труд по систематизации знаний, накопленных со времен древности. Было составлено более 50 своего рода «энциклопедий» и трактатов по агрономии, медицине, воинскому искусству, дипломатии и т. п. Самому императору приписывают (частичное или полное) авторство некоторых трудов. Видное место на рубеже VIII-IX вв. принадлежит историописаниям патриарха Никифора и Феофана Исповедника, а в X в. – Льва Диакона, подробно осветившего войны князя Святослава на Балканах. Для конца VII-VIII в. характерно безраздельное господство в литературе жанра житий святых (агиографии). Положение в литературе стало меняться с начала IX в. К первой его трети относится творчество поэтессы и гимнографа Касии. С середины IX в. в кругах знати стали распространяться романы в прозе и стихах на темы античной мифологии и истории. Патриарх Фотий составил сборник отзывов о 280 сочинениях христианских и античных авторов с подробными выписками из них. Большой популярностью у византийцев пользовался созданный в IX-X вв. эпос о Дигенисе Акрите. «Поэма» проникнута идеей патриотизма, сознанием человеческого достоинства, независимости, ценности простых радостей жизни. «Поэма» была переведена на древнерусский язык, что говорит о преемственности культуры Руси и Византии.
Крестовые походы. Причины Крестовых походов очень сложны, многообразны и столь же противоречивы. Это целый комплекс религиозно-духовных, психологических, экономических, торговых, социальных, дипломатических, внешне- и внутриполитических, национальных моментов Европы XI-XIII вв: А) рост товарно-денежных отношений; Б) расслоение традиц. структуры общества; В) рост материальн. потребностей феод. Верхушка; Г) рост агрессивных настроений среди рыцарской молодежи; Д) принципы майората – по этим законам все движимое и недвижимое имущество феодала переходило только к старшему сыну, а остальные сыновья зачастую оставались в бедственном положении. Кроме них, в первые Крестовые походы вливались обедневшие крестьяне и горожане. Ходили легенды о фантастических христиан на востоке и о сказочных богатствах Святой Земли. Демогр. взрыв был не причиной, а скорее толчком к крестовым походам. Крестовые походы – это военно-колонизационные движения западно-европ. феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшие в форме религиозных войн, под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из под власти мусульман, либо обращения язычников или еретиков в католичество. Термин крестовые походы появляются не ранее 1250 года и стал общепринятый с XVII-XVIII в. Первый крестовые походы отличались массовым характером и стихийностью. В них принимали участие все слои населения. Затем становятся чисто рыцарскими экспедициями, а последние были организованы монархами крупн. гос-в Зап. Европы. Крестоносцы называли себя пилигримами. Классич. эпоха крестовых походов – конец XI-XIII век. Движение было организованно с благословения римо-кат. Церкви, которая идеологически оформила все 8 походов с 1096 по 1270 год. В 1074 г. папа Григорий VII призвал Запад защитить христиан на Востоке. После Клермонского собора в 1095 г. заручившись поддержкой клюнисских монастырей и светских государей, папа Урбан II выработал концепцию к.п. 1-ый крестовый поход начали весной 1096 г. бедные крестьяне и голытьба под начальством Петра Пустынника и Готье Голе, потянувшиеся вверх по Рейну, а затем вниз по Дунаю, через Венгрию, Болгарию и Византию к Иерусалиму. Почти все участники «похода бедноты» были уничтожены турками-сельджуками. Но уже осенью 1096 г. в Константинополь стали прибывать рыцарские ополчения, сформированные из опытных воинов. Начался тяжелый и кровопролитный поход через Малую Азию, Месопотамию и Сирию в Палестину. Наконец, в 1099 г. после месячной осады был взят Иерусалим. Вступив в борьбу с сельджуками, Запад стремился также, ослабить Византийскую империю. Крестоносцы не возвращали отвоеванные у «неверных» земли их законному владельцу – Византии, а основали на них свои гос-ва (Иерусалимское королевство, графство Эдесса, княжество Антиохия). Гос-ва, созданные крестоносцами, были непрочными, они враждовали между собой и постоянно подвергались нападениям со стороны мусульман. Для обороны владений христиан и проповеди учения католической церкви в Палестине создали особые духовно-рыцарские ордены: госпитальеров (иоаннитов), тамплиеров (храмовников), позднее – Тевтонский (Немецкий) орден. Их члены были в 1 лице и монахами и рыцарями. 2 – 1147-1148 – булла папы Евгения 3 и проповедь аббата Бернарда Клервоский. (Бернар Клервоский (1090-1153) – монах-цистерианец, вдохновил на II Крестовый поход, порицал схоластику, отстаивал незыблемость догматики и Предания. Смирение, любовь к Богу, «слияние души с Богом» через экстатическое состояние. Мистическая теология). Короли – Людовик XII и Конрад III, потерпел неудачу. Разгорелся острый конфликт между участниками похода и византийцами. 3 – 1189-1192 – поход профес. рыцарской армии Генриха II Плантагенета и его сына Ричарда Львиное Сердце, а также Филиппа II и Фридриха I Барбароссы, после взятия султаном Салах ад-Дином (Саладин) Иерусалима. Отношения между королями были натянутые, и в итоге основная тяжесть борьбы легла на плечи короля Англии Ричарда I Львиное Сердце. Ему удалось отбить город Акру, ставшую столицей Иерусалимского королевства, и добиться согласия Саладина на допущение христианских паломников к иерусалимским святыням. 4 – 1202-1204 – папа Инокентий III, помощь Венецианской республики в перевозке рыцарей. Сын низложенного императора Исаака 2, царевич Алексей, бежал на запад в поисках помощи, он просил крестоносцев помочь ему и его отцу вернуть императорский престол. Царевич Алексей обещал крестоносцам заплатить 200 000 марок серебром, снабжать их продовольствием в течение года, послать с ними в Палестину до 10000 чел. войска и т.д. (и даже подчинить восточ. Церкви папе). На пути крестоносцы взяли и разграбили г. Задар в Венгрии. В 1203 г. крестоносцы осадили Константинополь, возвели на трон Исаака II вместе с сыном. Но выполнить обещание данное крестоносцам они не смогли т.к. в гос. казне денег не было, народ был недоволен и западные рыцари решили взять реванш - разграбление крестоносцами Константинополя. Образование Латинской империи во главе с графом Фландрии и Эно Бодуэном (последний крупн. поход), просуществовала до 1261 г., когда грекам удалось изгнать крестоносцев из Константинополя и воссоздать Византийскую империю. Восстановленное под властью дин. Палеологов гос-во лишь тень прежней империи. Перипетии Четвертого Крестового похода можно проследить по сочинениям Жоффруа Виллардуена, маршала Шампанского, рыцаря Робера де Клари. Они переданы византийским хронистом Никитой Хониатом, русской Новгородской летописью и т.д. 1212 – крестовый поход детей. 5 – 1217-1221 поход против египетского султана возглавили король Венгрии. 6 – 1228-1229 – возглавил император Фридрих II, отлученный в то время от церкви. Вернул без боя Иерусалим. Казалось, доступ в Святую Землю был открыт, но тут вмешался Римский папа. Он объявил, что король, находящийся под отлучением от Церкви, не имеет права подписывать договор с египетским султаном. Папа наложил на договор вето и более того – запретил проведение церковных служб в иерусалимских храмах. В середине XIII в. Иерусалим был вновь захвачен мусульманами. 7 – 1248-1254 – франц. Король Людовик IX Святой. Переговоры с татаро-монголами о союзе против султана. 8 – 1270 – Людовик IX Святой из-за эпидемии чумы в Тунисе погибли крестоносцы и сам король. После этого попытки новых экспедиций ради освобождения Св. Земли успеха не имели. Государства крестоносцев на Ближнем Востоке к концу XIII в. перестали существовать. Закончилась эпоха Крестовых походов, длившаяся 74 года. Итоги походов: К.П. не достигли своей цели, они повлекли за собой большие жертвы среди населения их участников и государств Востока. Погибло много культурных ценностей – библиотеки, дворцы, памятники и т.д. Константинополь уже никогда не оправился после Латинского разгрома. Положительных моментов: А) более близкое соприкосновение Европы и Востока, рост товарообмена; Б) на Запад были привезены технологические новинки (ветреная мельница) и некоторые сельскохозяйственные культуры (гречиха, арбуз, абрикосы, лимон); В) восточные науки, культура и быт (правила гигиены) становятся достоянием Европы; Г) снижение авторитета папства; Д) укрепление централизации Франции и Англии; Е) расширение Зап. Европы. Но все это не решило проблем Запада и Востока. После Крестовых походов усиливается западно-восточная конфронтация. Походы активизировали идеи Священной войны мусульман против христиан. Четвертый Крестовый поход в большей степени, чем Великая схизма 1054 г., разделил католический и православный мир. Северные крестовые походы. XII-XIII в. немецкие, датские и шведские феодалы организовали «северные» крестовые походы в Восточную Прибалтику против «язычников» – финских племен, славян, литов, эстов, прусов. Захваченные земли активно колонизировались (Пруссия, Юго-Запад Финляндии, Зап. Карелии). Образовывались новые государства структуры: герцогства. Коренное население подвергалось насильственной христианизации. На месте прежних поселений возникали новые города: Рига, Любик, Берлин, Ревель, Выборг. В XIII в. Тевтонский орден начинает экспансию в Прибалтике с целью покорения Руси. В 1242 году состоялась знаменитая битва – Ледовое побоище, когда на Чудском озере войска св. благоверного князя Александра Невского наголову разбили крестоносцев. 1410 – Грюнвальдская битва. 1558-1583 г.г. – участие в Ливонской войне.
Контрреформация в Европе. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 2426; Нарушение авторского права страницы