Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Билет. Роман И.С.Тургенева «Рудин» и проблема «лишнего человека»




В своем первом романе «Рудин» (1855), написанном на фоне проигранной Крымской войны, на пороге больших исторических изменений, Тургенев старается осмыслить эту эпоху, отделяя в ней важнейшее. И важнейшей общественной проблемой недавнего прошлого стала для него именно проблема «лишнего человека». В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк. Тем не менее, в скором времени оказывается, что он не лишен тщеславия и кокетства. Потом будет откровенно сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а возле зазвучит тема человеческой ущербности героя, который не способен любить, осчастливить другого человека, не способен к настойчивым усилиям, к повседневной работе, к творческой радости и свершениям. Тем не менее, в эпилоге романа способ и масштаб изображения героя резко изменяются. Все мелкое, тривиальное, эгоистическое в Рудине отходит на второй план как что-то несущественное. Приоткрывается глубинная - подвижническая - сущность его жизненной позиции: перед читателем - трагический герой, который старается служить истине и добру, но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современной ему России.

В «Рудине» сложилась своеобразная форма тургеневского романа, где развитие сюжета концентрируется вокруг одной напряженной коллизии, ограничиваются пространственно-временная сфера и круг действующих лиц, развернутый психологический анализ заменяет лаконичным отбором характерных деталей, разными формами объективного самораскрытия героев.

Анализ романа "Рудин"

В Рудине мы узнаем знакомый тип «лишнего человека». Он много и горячо говорит, но неспособен найти себе дело, точку приложения сил. Всем заметна его склонность к красивой фразе и красивой позе. А вот на поступок он оказывается неспособен: даже на зов любви он побоялся ответить. Наташа — очаровательный пример цельной и думающей тургеневской девушки — проявляет себя куда более решительной натурой. Слабость героя вызывает разочарование. Однако гораздо больше в Рудине замечательных черт романтика, пылкого правдоискателя, человека, который способен пожертвовать жизнью за свои идеалы. Гибель на баррикадах полностью оправдывает Рудина в глазах читателя.

4 билет. Трагическое, «наложенное историей», в романах Тургенева (на примере 1 романа «Отцы и дети»)

Трагический характер новейших конфликтов Тургенев попробовал показать в новом произведении - романе «Отцы и дети» (1862). Читатель видит хозяйственные нелады, закостенелость и бессилие администрации, обнищание народа, расписание традиционного быта, разрушение обычных связей крестьянина с землей, общиной, семьей. На этом фоне разворачивается спор о путях спасения России, которые ведут герои, которые представляют две основные партии русской интеллигенции. Программа либералов, главным защитником которой выступает Павел Петрович Кирсанов, объединяет идее достоинства и прав личности, самоуважения, чести, свободы и мысль о большом значении земледельческой общины и патриархальной семьи.

Либералам противопоставлен «нигилист» Базаров, в котором читатель легко узнавал выразителей идей и настроев революционной молодежи. Базаров провозглашает идею «полнейшего и беспощадного возражения», не признавая никаких границ при ее воплощении. Существующий мир должен быть разрушен до основания - иначе Россия никогда не выйдет из замкнутого круга механических изменений. Герой не менее категорически исключает любовь и поэзию, музыку и красоту, философское мышление и семейные отношения, такие моральные категории, как обязанность, право, традиции. Выступая сознательным и беспощадным противником традиционного гуманизма, Базаров противопоставляет ему истины природоведения, которые утверждают жестокую логику жизни-борьбы.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров легко побеждает. Тем не менее, все это лишь часть истины. Тургенев проводит своего героя кругами жизненных испытаний, которые и обнаруживают с настоящей полнотой и объективностью правоту и неправоту Базарова. Выход романа вызвал громкий литературный скандал. Писатель был ошеломлен и кричащей противоречивостью откликов, и субъективной односторонностью большинства из них. скорбленный и разочарованный, он снова поехал за границу и в течение нескольких лет почти не писал.



Обыкновенная история» А.И.Гончарова- роман воспитания.

Анализ:В «Обыкновенной истории» каждый человек на любом этапе своего развития найдет для себя необходимый урок. Смешна в деловой атмосфере наивность и сентиментальность Сашеньки Адуева. Его пафос фальшив, а возвышенность речей и представлений о жизни далеки от реальности. Но и дядюшку идеалом не назовешь: дельный заводчик, уважаемый в обществе человек, он боится искреннего живого чувства и в своем практицизме заходит слишком далеко: боится проявить искренние теплые чувства к жене, чем доводит ее до нервного расстройства. В поучениях дядюшки много иронии, простоватый же племянник принимает их слишком прямо — сначала споря с ними, а потом соглашаясь.

Лишаясь фальшивых идеалов, Александр Адуев не приобретает идеалов подлинных — он просто становится расчетливым пошляком. Ирония Гончарова направлена на то, что подобный путь — не исключение. Юношеские идеалы исчезают, как «волоски» с головы сына, о которых так сокрушается матушка Адуева-младшего. Это — «обыкновенная история». Не много найдется людей, которые смогут противостоять давлению большого города и буржуазного общества на их разум и душу. В конце романа мы видим, что циник-дядюшка куда более человечен, чем его способный ученик-племянник. Александр Адуев превратился в делового человека, для которого нет ничего важнее карьеры и денег. А Петербург ожидает новых жертв — наивных и неискушенных.

Билет. Роман Гончарова «Обломов». В чем его современность?

«Обломов» – это социальный роман, из которого каждый должен вынести свой урок. Общество всегда будет делиться на обломовых и штольцей, и наверное, общество всегда будет косным. Однако, пока существует такие как Андрей Штольц, у этого общества всегда будет надежда на «выздоровление», хотя все это утопические идеи. Как скажет много позже того, как был написан «Обломов», поэт Маяковский: «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Так и в случае с обломовыми, если они существуют, значит это необходимо для чего-то. Может быть, для равновесия, ибо тогда для чего нужны бы были штольцы? Но каждый человек, как во времена Гончарова, так и в современном обществе имеет право выбора, кем ему быть. Либо как Обломов рассуждать: «Ах, жизнь! … Трогает, нет покоя! Лег бы и заснул... навсегда...», либо как Штольц: «Пусть она [жизнь] будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! … сколько бы можно было переделать дела!» Выход из состояния застоя – он в каждом из нас, и можно либо пенять на судьбу и обстоятельства, либо взять и все изменить, и, прежде всего, изменить себя, чтобы когда наступит конец, то люди сказали бы, что вот этот человек был счастлив, он многого достиг, или, что он сгорел на работе, а не: «А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал!»

 

Философская лирика Тютчева

Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен I в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии:

«Природа – сфинкс. И тем она верней...».
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Тютчев «последовательно противоречив» в своей философской позиции относительно сущности природной) бытия - прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку.
С одной стороны, автор указывает на наличие в природном бытии высших духовных начал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык... (отрывок?)
В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.
В стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...» бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира:
Природа знать не знает о былом...
Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепомогающей и миротворной бездной, - с жутковатой иронией («приветствует») пишет поэт.
В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира («Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрастья...», «Зима недаром злится...»). Такова знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. «...Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены», - говорит Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной». Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре «Последний катаклизм»: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

8 Билет. Любовная лирика Ф.И. Тютчева («денисьевский цикл»).

В зрелые годы Тютчев был полон страстей. В 1850, будучи женатым человеком и отцом семейства, влюбился в 24-летнюю Е.Денисьеву, почти ровесницу своих дочерей. Открытая связь между ними, во время которой Тютчев не оставлял семью, продолжалась 14 лет, у них родилось трое детей. Общество восприняло это как скандал, от Денисьевой отрекся отец, ее перестали принимать в свете. Все это привело Денисьеву к тяжелому нервному расстройству, а в 1864 она умерла от туберкулеза. Потрясение от смерти любимой женщины привело Тютчева к созданию «денисьевского цикла» – вершины его любовной лирики. В него вошли стихи О, как убийственно мы любим... (1851), Я очи знал, – о, эти очи!.. (1852), Последняя любовь (1851–1854), Есть и в моем страдальческом застое... (1865), Накануне годовщины 4 августа 1865 г. (1865) и др. Любовь, воспетая в этих стихах как высшее, что дано человеку Богом, как «и блаженство, и безнадежность», стала для поэта символом человеческой жизни вообще – муки и восторга, надежды и отчаяния, непрочности того единственного, что доступно человеку, – земного счастья. В «денисьевском цикле» любовь предстает как «роковое слиянье и поединок роковой» двух сердец.

 

После смерти Денисьевой, в которой он винил себя, Тютчев уехал к семье за границу. Год провел в Женеве и Ницце, а по возвращении (1865) в Россию ему пришлось пережить смерть двоих детей от Денисьевой, затем матери. За этими трагедиями последовали смерти еще одного сына, единственного брата, дочери. Ужас подступающей смерти выразился в стихотворении Брат, столько лет сопутствовавший мне... (1870). В строках этого стихотворения поэт предчувствовал свою «роковую очередь».

 

Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: Люблю глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848). Поэт не только передает оттенки собственных переживаний, но и описывает эмоциональное состояние возлюбленной.

Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу...», 1858; «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).

 

Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.

Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:

 

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

 

Тютчев, используя громкие, грозные метафоры, пишет о том, как часто мы убиваем самое прекрасное, что в нас есть. Тютчев как бы пытается предупредить читателей обо всех опасностях любви, предостерегает, призывает быть осторожнее.

На протяжении всего стихотворения идет контрастом то, какой Она была при первой встрече и то, что с Ней сделали его любовь, толпа, незаслуженные упреки.
В конце Тютчев повторяет первый катрен. Повторяет его с удвоенной горечью, виня в очередной раз себя за то, что его любовь стала для нее жизнью отреченья и страданья. Он повторяет с паузой, будто отдыхиваясь от так стремительно набежавших чувств. Тютчев в последний раз вспоминает розы ее ланит, улыбку уст и блеск очей, ее волшебный взор и речи, младенчески живой смех; в последний раз подводит черту случившемуся. Одновременно повтором первого четверостишия Тютчев показывает, что все повторяется: каждая его новая любовь проходит через подобные трудности, и это является замкнутым кругом в его жизни и никак он не может этот круг разорвать.
Тютчев пишет пятистопным хореем и перекрестной рифмой, что влияет на плавность стихотворения, а значит и на плавность мыслей автора.

9 Вопрос. Гражданская поэзия Н.А.Некрасова

Лирика Н. А. Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических кругов.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к дей­ствительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По прав­дивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее даль­нейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и граж­данин».В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта - служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ли­кующей толпы» к его трагической судьбе:

...Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать...

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правди­вые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

 

Когда под ним струится кровь - Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жиз­нью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждени­ями об ином, «высоком» назначении поэзии:

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угне­тателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внут­ренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переус­тройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных сти­хотворений - «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскош­ных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию .Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчерк­нуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходи­мости борьбы.Стихотворение завершается авторским раздумьем о судь­бе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочув­ствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

- Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной сим­волике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза Некрасова — это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза на­рода, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмще­нию.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, лю­бящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в фор­мирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлияв­шего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, —

Не верьте, юноши! не стареет она.

Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт ос­тался верен до конца.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. IX. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  2. Билет №24 1.идеал.идеал и реальный мир. (?)Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл.
  3. Внутренняя и внешняя политика первых Романовых.
  4. Возникновение сознания. Проблема идеального в философии.
  5. Вопрос 1 мировое культурное наследие, проблема его сохранения. Пакт Рериха и его роль в продвижении проблемы сохранения культурного наследия.
  6. Вопрос 16: Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта
  7. Вопрос. Проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю.
  8. Вопрос. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот». Смысл названия. Какой он князь Мышкин? Мышкинский путь спасения человечества. Удался ли он?
  9. Вопрос. Своеобразие темы «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
  10. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Историческое изменение парадигмальных оснований науки.
  11. ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования игромании подростков.




Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 4242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.) Главная | Обратная связь