Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кальвинизм и его распространение в Европе.



Создателем наиболее последовательного, крайне радикального реформационного движения в Швейцарии был Жан Кальвин (1509-1564). Его учение послужило основой для создания протестантских учений многих стран (Англии, Южной Франции и др.), а также идеологии раннебуржуазных революций в Европе. Кальвин родился в г. Нуайоне на севере Франции в семье секретаря епископа. Он окончил юридический факультет Буржского университета. Получил также хорошую богословскую и филологическую подготовку. До 1534 г. Кальвин примыкал к гуманистам, был членом придворного гуманистического кружка сестры французского короля Франциска I Маргариты Наваррской. В начальном периоде французской Реформации Франциск I оказывал покровительство французским реформаторам, но под давлением Сорбонны был вынужден начать против них репрессии. Кальвин отходит от гуманистических позиций и переходит на позиции реформационные. По признанию самого Кальвина, этот переход произошел внезапно. Он не собирался становиться реформатором, и все же стал им под воздействием тяжелых внешних обстоятельств. Покинув Францию, Кальвин поселяется сначала в Страсбурге, затем переезжает в Швейцарию, в Базель. Здесь в 1536 г. он публикует свое основное богословское сочинение «Наставление в христианской вере», которое становится катехизисом кальвинистского вероисповедания. Основным положением кальвинизма является догмат о предопределении, своими корнями уходящий в доктрину Августина. Кальвин продолжил и развил учение Августина о предопределении. Оформившееся в новых исторических условиях это учение приобрело наиболее жесткий и крайний характер, не оставив человеку свободы действий, выбора, воли. Согласно кальвинистскому учению, участь человека в земной жизни раз и навсегда предопределена со времени творения, и ничто ее изменить не может. Никакими делами, никакими заслугами человек не может изменить изначальное свое предопределение. Одним Божье избрание дарует спасение и райское блаженство, других оно обрекает на страдания и гибель. И это предопределение не только необратимо, но и непостижимо. Однако сам Кальвин не делал из своего учения фатальных выводов. Он учил, что каждый верующий должен считать, что именно он является избранником Божьим и должен стремиться всей своей деятельностью оправдать это избранничество. Если он преуспевает, то он не должен этим гордиться и пренебрегать своими обязанностями перед Богом. Тот, кто терпит неудачу и впадает в бедность, не смеет поддаваться искушению и впадать в отчаяние. Однако учение Кальвина было достаточно противоречивым. Уча об избранности каждого, он загонял многих в прокрустово ложе. Он писал: неудачи в жизни человека являются показателем греховности избранного человеком пути, непонимания им Божественного призвания. Иначе говоря, богатый должен преуспевать в накоплении богатства, а бедный смиренно нести бремя жизни. Учение Кальвина было религиозным выражением того факта, что в жестоком мире конкуренции удача или неудача зависят не от деятельности или способностей отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Успех деятельности человека определяет не его воля, а милосердие могущественных, но неведомых сил. В отличие от Лютера, Кальвин считал Бога неумолимым и карающим. Бог Кальвина был страшен и грозен. Страх перед Ним должен был заставить верующего каяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа. Если сам Кальвин считал, что человек обречен на то, на что он обречен изначально, то его последователи, не принявшие такую догматическую жесткость и крайность, делали упор на покаянии. Они создали учение о «мирском призвании», согласно которому верующий должен неутомимо трудиться на избранном поприще. Преуспевание в мирских делах являлось богоугодным делом. Благородство происхождения и сословные привилегии теряли у кальвинистов свое значение. Кальвинизм давал религиозное обоснование притязаниям бюргерства и нарождающейся буржуазии на лидерство в обществе. Этим целям служила и основанная на республиканских принципах кальвинистская церковно-политическая организация. Институт священства упразднялся. Община верующих избирала пастыря, пресвитеров, ведавших административными делами, и дьяконов, занимавшихся сбором и распределением милостыни. Высшим органом кальвинисткой церкви была консистория, которая ведала не только церковными делами, но и подчиняла и светскую власть. В Женеве, в 1536 г., Кальвин практически установил теократию, причем в самой жесткой форме. Это вызвало недовольство влиятельной буржуазии, заставившей его покинуть Женеву. Тем не менее в 1541 г. те же круги, которые изгоняли Кальвина из Женевы, вынуждены были попросить его вернуться обратно. Это означало, что кальвинистская Реформация одержала там полную и окончательную победу. До конца своей жизни Кальвин пользовался самой неограниченной властью над городом и близлежащими кантонами, и над всей кальвинистской церковью, которая все шире распространялась и на самые удаленные кантоны Швейцарской конфедерации. Кальвина не без основания называли «женевским папой». Как и в своих богословских учениях (в частности, об абсолютном предопределении), он был таким же нетерпимым во всем – в человеческих отношениях, в том числе по отношению к своим бывшим друзьям гуманистам. Когда начали выходить книги Франсуа Рабле о похождениях Гаргантюа и Пантагрюэля, Кальвин разразился самой непристойной бранью в адрес автора. Такой же бранью он разражался и в адрес других гуманистов, своих бывших друзей, и по отношению к своим единомышленникам реформаторам. Он был человеком резким и абсолютно нетерпимым ко всякого рода инакомыслию, и часто вел себя как настоящий католик-инквизитор. По его личному настоянию в 1553 г. на костре был сожжен испанский ученый, врач и гуманист Мигель Сервет, который отвергал учение о Троичности Бога. Столь же жестоко он обращался и с анабаптистами. В Женеве были введены самые жестокие порядки. Очень скоро при Кальвине Женева и многие кантоны превратились в самую молчаливую, замкнутую и «зажатую» часть страны. На этих территориях не только была запрещена всякая роскошь, но даже количество и качество женских украшений и платьев было строго регламентировано. Были запрещены празднества, народные увеселения. При Кальвине высшей добродетелью была ультрапуританская строгость нравов, преследовалось самое малейшее отклонение от нормы (установленной самим Кальвином), поощрялась бережливость, накопление. К 1555г. положение Кальвина и реформаторов в Женеве существенно укрепилось. Магистрат согласился окончательно признать за консисторией право налагать отлучение. Чтобы лишить перринистов всякого влияния, власти стали массами принимать в гражданство французских эмигрантов. Так, однажды в один день в число женевских граждан было принято 300 человек, как говорится в протоколе, «для защиты правительства». Это вылилось в серию эксцессов, особенно известна ночная стычка 16 мая 1555г. Вскоре после этого события самые рьяные противники кальвинистов были казнены или бежали из города. С тех пор и до самой смерти Кальвин не имел сколько-нибудь серьезной оппозиции в Женеве. Город становится одним из всеевропейских центров протестантизма и мощным культурным центром. Основывается множество типографий и книжных лавок, главной задачей которых является издание и распространение Библии, особенно в Швейцарии и Франции. В 1559г. по инициативе Ж. Кальвина женевский колледж был преобразован в академию, главной целью которой была подготовка образованного протестантского духовенства для романских земель. Во главе академии был поставлен Теодор Беза, друг и сподвижник Кальвина, продолжатель его дела и его первый биограф. Женева становится крупным центром миссионерского движения и даже приобретает репутацию «святого города», «евангелического Рима». Сам Ж. Кальвин в 1559 г. принимает женевское гражданство, но основной сферой его деятельности остается миссионерство и разработка теоретических проблем. Он завязывает переписку с принцем Конде, адмиралом Колиньи во Франции, королем Наварры (отцом Генриха IV). 1560-1562гг. стали особенно напряженными для Кальвина. Противостояние католиков и протестантов во Франции приняло особенно острые формы. Кальвин выступил против насилия и призывал государство и его противников к диалогу, к борьбе на конституционной основе. Это вызвало определенные разногласия с рядом французских реформаторов. В это же время Кальвин пытается завязать активные отношения с Англией, Шотландией, Нидерландами, Германией и Польшей, пишет шведскому королю Густаву Вазе и датскому Христиану. Уже одно это свидетельствует, что кальвинизм постепенно начинает становиться международным фактором. Кальвин становится одним из крупнейших международных деятелей. В разное время с ним контактируют М. Лютер, Ф. Меланхтон, германский историк Готман, французский гуманист Ж. Боден, Социн, польский реформатор Ян Лаский, шотландский проповедник Джон Нокс и многие другие. Кальвин откликается на все крупные проблемы, возникавшие в связи с общеевропейской Реформацией. Так, он написал ряд полемических трактатов по поводу решений Тридентского собора и интерима Карла V.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  2. A. Смещение суставной головки через вершину суставного бугорка на передний его скат
  3. A.27. Процедура ручной регулировки зеркала заднего вида
  4. B. С нарушением непрерывности только переднего полукольца
  5. Cсрочный трудовой договор и сфера его действия.
  6. F. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  7. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  8. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  9. I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
  10. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  11. I. Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа.
  12. III ПУТЬ ПРЯМОГО ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1957; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь