Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перцептивный уровень отражения целого



Перцептивный уровень отражения характеризуется развитыми формами анализа и синтеза. На этом уровне происходят выделение частей объекта, обнаружение отношений между частями и целым, фиксация структуры и формы объекта, непосредственное соотнесение объекта со средой и внешней по отношению к субъекту системой координат. Процесс восприятия существенно ограничен пространственно-временными характеристиками объекта. Необходимым компонентом перцептивного процесса является как кратковременная, так и долговременная память. Гораздо большую роль, чем на сенсорном уровне, играют метрические характеристики и значительно шире становится группа фиксируемых преобразований.

Происходит формирование образа объекта и оценка ряда его интегральных характеристик. Становление образа может происходить как путем интеграции, так и путем дифференциации. Образ сложного объекта в любом из этих случаев возникает в результате довольно длительного взаимодействия с объектом. В результате интеграции фиксируются не только отношения упорядоченности, но и другие типы отношений частей, как близкие, так и далекие связи. На перцептивном уровне отражения значительно возрастают возможности обучения, являющегося основой выработки перцептивных алфавитов.

В силу несоответствия пространственно-временных и информационных характеристик объекта и отражающей системы процесс восприятия всегда развернут во времени. Параллельные и последовательные процессы преобразования информации и регуляции имеют место на всех уровнях отражения, но соотношения между ними, характеристики процессов и их механизмы различны. Каждый из способов имеет свои преимущества и ограничения, поэтому в организме эти способы часто сочетаются.

Функция не определяет структуру, но структура определяет границы функции. Возможности последовательной и параллельной переработки информации определяются прежде всего наличием одного или многих параллельных каналов. Затянувшийся спор о том, является ли человек одно- или многоканальной системой, возник, по-видимому, вследствие того, что у человека имеются как одно-, так и многоканальные звенья переработки информации. Во многих случаях экспериментально бывает трудно установить, происходят ли в организме параллельные процессы или временное переключение.

Уже по смыслу процесс восприятия есть процесс последовательный. Однако в отражающей системе человека имеются и многочисленные параллельные звенья, причем число их увеличивается от центра к периферии. По-видимому, только на самом высшем уровне принятия интеллектуальных решений и глобальной эмоциональной оценки имеет место один канал как структурно, так и функционально.

Рецепторная система организма в целом и рецепторные системы отдельных модальностей имеют мозаичную структуру и являются многоканальными. На этапах обнаружения (информационного поиска), наведения параллельные системы имеют особенно большое преимущество. То же относится и к операции выделения объекта из фона. Многие операции анализа и синтеза решаются значительно успешнее, если система содержит параллельные звенья.

Рассмотрим некоторые особенности работы последовательных звеньев. Будем различать последовательность приема и последовательность переработки информации. Прием информации происходит последовательно, если сигнал имеет вид временной последовательности или если его сложность делает необходимым его временное квантование самим субъектом. Сам принцип последовательного приема не накладывает каких-либо ограничений на масштабы и степень сложности воспринимаемых, объектов. Операцию последовательного съема информации с объекта называют разверткой объекта. Необходимость развертки обусловливается либо пространственным несоответствием рецептора и объекта, либо несоответствием пропускной способности воспринимающей системы и сложности объекта. При последовательном осмотре объекта человек получает информацию о взаимном положении его частей и других отношениях между частями, о размерах частей и целого.

Основными детерминантами процесса сканирования являются относительные размеры рабочего поля рецептора и пространственно-временные параметры развертки. Размеры рабочего поля могут автоматически изменяться в зависимости от плотности информационного потока. Развертка может осуществляться либо на основании выдвижения и последовательной проверки гипотез, либо в соответствии с заранее принятым алгоритмом (методическая развертка). Развертка всегда опирается на определенную систему отсчета: эта система может быть связана с внешним пространством, объектом или субъектом. Выбор траектории осмотра объекта не является совершенно произвольным. Даже при возможности свободного осмотра объекта, последний оказывает детерминирующее влияние на последовательность и темп осмотра. Так, само направление движения глаз возникает при наличии в объекте преобладающего направления. Поперечное членение объекта замедляет, а продольное — ускоряет движение глаз при осмотре. На маршрут осмотра влияют распределение оптических масс (в большинстве случаев осмотр идет от больших масс к меньшим), размеры частей, необычность формы, наличие ритмических рядов, пространственная близость между элементами. Особенно привлекают внимание участки, содержащие неопределенность: на них взор подолгу задерживается и часто к ним возвращается при свободном осмотре. Отсюда следует вывод о том, что структура объекта восприятия должна обеспечивать оптимальную для заданной функции траекторию осмотра объекта.

Теоретические и экспериментальные исследования зрительного восприятия показывают, что помимо внешней моторной развертки существует внутренняя развертка, генетически опирающаяся на внешние движения.

Последовательная обработка информации имеет все ограничения, свойственные последовательным цепям: при передаче от звена к звену возможны потери информации, скорость переработки ограничивается скоростью самого медленного звена. Таким образом, восприятие целостного объекта есть последовательно-параллельный процесс. Образ объекта возникает в результате интеграции ряда симультанных отображений. Так, понимаемый образ целостного объекта продолжает формироваться до последнего взгляда на объект, до окончания звучания последнего аккорда. Но на этом дело не кончается, после прекращения непосредственного контакта с объектом восприятия образ продолжает эволюционировать. Образ целостного объекта — динамическая система, имеющая свои стадии эволюции, стабилизации инволюции. Поэтому образ представления того же объекта существенно зависит от того, на какой стадии своего «существования» находится образ.

Обратимся теперь к процессам анализа и синтеза на перцептивном уровне. В основе анализа лежит различие, в основе синтеза — сходство. Не сществует абсолютно одинаковых или абсолютно различных объектов. Степени различия и сходства определяются не только свойствами сравниваемых, объектов, но и характеристиками отражающей системы, ее порогами, ее дифференцирующими и интегрирующими возможностями. Кроме того, результаты анализа и синтеза зависят от контекста, от окружающей среды.

Первичным анализом (после выделения из фона), является пространственное и временное расчленение объекта на части и выделение границ между ними. Этот процесс осуществляется благодаря наличию элементов, реагирующих на изменения. Затем производится анализ информационных и энергетических признаков отдельных частей. Следующий этап анализа — анализ множества (распределения) значений одного признака. Последним является анализ множества распределений по всем признакам. Разумеется, параллельно с процессами анализа идут и процессы синтеза. Собственно, определение меры близости уже содержит оба компонента — и анализ, и синтез. Выделенные границы разделяют и одновременно объединяют смежные элементы. Прежде чем анализировать множество значений признака или распределение различных признаков, их необходимо получить в результате некоторого процесса синтеза. Процессы анализа и синтеза на всех уровнях отражения тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Однако как сами процессы анализа и синтеза, так и соотношения между ними меняются при переходе от сенсорно-перцептивного к оперативному уровню отражения.

На перцептивном уровне происходит обязательное квантование информации об объекте как во времени, так и в пространстве, причем это квантование определяется ограничениями отражающей системы на разных уровнях и производится самим организмом автоматически (последовательный осмотр объекта — ограничение объема внимания) или сознательно, согласуясь с возможностями организма (ограничения длительности одноразового восприятия и т. д.). Существуют две гипотезы о принципах анализа изображения в зрительной системе. Первая исходит из существования механизма временного квантования с постоянной или переменной величиной кванта времени, в пределах которого происходит обработка всей информации изображения. Вторая основывается на идее параллельной признаковой фильтрации, согласно которой цвет, яркость, контуры, движение, глубина и т. д. обрабатываются в разных частях зрительной системы. Первая гипотеза опирается на данные о механизмах работы моторики глаза, вторая — на данные об избирательности восприятия при мозговых травмах, на электрофизиологические исследования зрительной коры животных. Эти гипотезы не противоречат друг другу, так как в первом случае квантование происходит во времени, а во втором — по функциональным признакам подсистем зрительного восприятия. Внутрисистемному анализу предшествует межанализаторный.

Разложение объекта восприятия на элементы позволяет рассмотреть вопрос о перцептивных алфавитах. Перцептивные алфавиты, которыми пользуются люди, часто неизвестны или известны весьма приблизительно. На основании принципов декомпозиции объектов (§ 2, гл. III) можно высказать гипотезу о том, что в качестве алфавитов перцептивного уровня могут быть использованы элементы, обладающие свойствами топологического уровня целостности: связностью, непрерывностью и ограниченностью. Для контура такими элементами являются отрезки дуг и прямых. Но, так же как и алфавиты восприятия вообще, перцептивные алфавиты являются многоуровневыми. Из клинических наблюдений известно, что в памяти существует иерархия образов — сложные составлены из более простых, причем в памяти записаны раздельно алфавиты простых образов и правила построения из них сложных. Хорошо известны многочисленные исследования на животных, в которых показана способность определенных зон коры мозга реагировать на простые признаки объекта: движение, прямолинейный край, угол, круглый край и другие. По-видимому, перцептивные алфавиты не однозначно детерминированы свойствами объектов внешнего мира, и разные люди при восприятии одних и тех же объектов пользуются различными алфавитами. Но тогда должны существовать инварианты, независимые от выбора алфавита.

Сенсорные и перцептивные алфавиты формируются в процессе обучения. Отсутствие таких алфавитов у человека делает невозможным прием информации на соответствующем языке. Недостаточно хорошо сформированные алфавиты отрицательно влияют на прием информации. Одним из условий успешности любой деятельности является совершенное владение соответствующими алфавитами. Известно, что для приема информации приемник уже должен обладать некоторой прединформацией о сообщении. Этот известный компонент информации и относится к алфавитам сообщения. Но сообщение должно содержать и неизвестный для получателя компонент, иначе он не получит никакой информации. Этот компонент содержится в структуре сообщения.

Одной из основных проблем восприятия целого на перцептивном уровне является вопрос об объединяющих факторах. На перцептивном уровне объединяющими являются различные принципы: объединение по близости в пространствах объекта и признаков, по дополнительности, на основании общей закономерности, равновесия и других. Важно, что почти все способы объединения на перцептивном уровне имеют те или иные характеристики топологического уровня целостности.

Вопрос об объединяющих факторах важен еще и потому, что восприятие объектов всегда является сукцессивным. При сукцессивном восприятии дальние связи устанавливаются позднее и труднее, чем ближние. Процессы объединения на перцептивном уровне еще неосознаваемы. Даже такой сложный акт, как выделение закономерности в объекте восприятия часто происходит без участия сознания. Но вместе с тем многие акты в отличие от сенсорного уровня уже могут быть осознаны.

Одна из операций синтеза — обобщение. Между процессами объединения и обобщения много общего. Но в процессе образования целого объединение является целью, а обобщение — одним из средств достижения этой цели. Обобщение — выделение сходного в различном. Сходство (близость) — одна из форм связи.

Одним из основных детерминантов, определяющих характер процессов при восприятии, в том числе анализа и синтеза, является число объектов в поле восприятия. Можно даже указать (приблизительно) числовые интервалы, в которых характер процессов имеет качественные отличия: 1, 2—7 (объекты можно сосчитать), 8—40 (воспринимаются мелькания и дискретность звуковых колебаний), при числе объектов, большем 40, они становятся неразличимы, звуки с числом колебаний более 40 гц воспринимаются как слитные, непрерывные. Экспериментально показано, что с увеличением числа раздражителей уровень возбудимости в соответствующих пунктах зрительной системы уменьшается.

Рассмотрим экспериментальные данные об объединении объектов в поле зрения. При этом упорядочим эти данные по сложности (числу признаков объекта). Существенным фактором для объединения окажется степень сходства и различия между объектами. Простейшими объектами являются точки (малые круги) одинакового цвета и размера. Единственным их отличительным признаком является положение в пространстве (на плоскости). Уже давно было обнаружено, что множество точек на плоскости воспринимается не как отдельные элементы и не в виде хаотической массы, а группами. Вертгеймер выявил ряд факторов, облегчающих объединение точек: близость в поле зрения, хорошая непрерывность, хорошая фигура. Для движущихся точек таким фактором является сходство траекторий. Хорошая фигура — это фигура, обладающая симметрией и уравновешенная. На группировку оказывает влияние установка, но это влияние ограничено. Объективные характеристики множества точек детерминируют эффект группировки. Прошлый опыт, безусловно, влияет на эффект группировки, однако сходство способов группировки у разных людей заставляет предполагать, что здесь проявляются общие характеристики земного существования человека. Музатти сделал попытку унифицировать факторы группировки в виде закона гомогенности (однородности, близости по расстоянию, по направлению движения, по относительному положению к другим точкам).

Как влияет на эффект объединения увеличение различий между элементами? Как влияет на эффект объединения число объединяемых элементов? Экспериментальные данные показывают, что с изменением (уменьшением) числа элементов роль факторов может существенно изменяться, вплоть до превращения в свою противоположность. Так, многочисленные экспериментальные данные показывают, что два весьма близких элемента объединяются очень плохо. Восприятие двух одинаковых элементов неустойчиво, приводит к непрерывному колебанию внимания. Но и слишком большие различия затрудняют объединение. Для оптимального объединения необходим вполне определенный баланс между сходством и различием.

Экспериментальные данные по объединению точек в группы можно рассматривать и по-другому — не как объединение точек в группы, а как разделение множества точек на группы, т. е. рассматривать аналитическую деятельность воспринимающих систем организма, которая осуществляется одновременно с его синтетической деятельностью.

Неразрывная связь процессов анализа и синтеза обнаруживается и при восприятии отношений. На перцептивном уровне фиксируются отношения близости, порядка, метрические и групповые отношения. В восприятии сходства и симметрии ведущую роль играют механизмы сетчатки, в восприятии метрических и порядковых отношений — моторика зрительной системы.

Обсудим одну из многочисленных проблем восприятия отношений. Выше было сказано, что деление целого в золотом отношении имеет широкое распространение в природе и, в частности, в пропорциях человеческого тела. Отмечалось также, что среди бинарных числовых отношении золотое отношение занимает особое положение. Какое отражение золотое сечение находит в актах восприятия? Наблюдения и специальные исследования позволили установить следующее. Благоприятное действие стимулов, содержащих золотые отношения, было обнаружено еще в древности и использовано в архитектуре и музыке, Фибоначчи (Лука Пачноли) считал, что золотое сечение вызывает чувство спокойствия и уверенности, оно производит впечатление чего-то закрепленного в самом себе (по Г. Тиммердингу).

Первые экспериментальные исследования зрительного восприятия золотого сечения были проделаны еще Г. Т. Фехнером. Он показал, что при выборе наиболее удовлетворяющего их прямоугольника из 10 предъявленных с различным соотношением сторон испытуемыми предпочтение было отдано прямоугольнику с отношением 21: 34 (≈ 35% испытуемых), т. е. наибольший процент испытуемых предпочел прямоугольник золотого сечения.

Анализируя этюды Шопена, Сабанеев отмечает, что наилегчайшее восприятие музыки достигается при таком делении интервала времени на части, при котором число возможных различных отношений оказалось бы наименьшим. При делении отрезка на две части этому условию удовлетворяет золотое отношение, что обеспечивает быстрое и точное восприятие ряда отношений. Примерно к таким же выводам приходит Г. И. Покровский, анализируя визуальное восприятие ряда отношений на основе закона Вебера-Фехнера. Практика искусства показывает, что золотое сечение длин в живописи и архитектуре и временных интервалов в музыке воспринимается человеком наиболее благоприятно и создает впечатление целостности произведения. Кульминация многих мелодий приходится на золотую точку.

Эти факты позволяют сделать следующие выводы: 1) деление стимула в золотом отношении оказывается благоприятным для зрения и слуха; 2) специфика восприятия золотого отношения обнаруживается в довольно широких пределах варьирования абсолютной протяженности стимула; 3) при визуальном восприятии длин компоненты могут быть расположены как коллинеарно, так и ортогонально; 4) следует различать восприятие целого, разделенного в золотом отношении, и восприятие двух стимулов, находящихся в золотом отношении.

Существуют различные интерпретации описанных феноменов. Одни авторы (Сабанеев, Покровский) считают, что золотое отношение обеспечивает минимизацию затрат энергии при восприятии, другие (Тиммердинг) полагают, что стимулы, содержащие золотое отношение, обладают особой устойчивостью и целостностью, третьи (Арабаджи) считают, что благоприятное воздействие золотого сечения и его элементов на человека связано с тем, что осреднение поступающих сигналов осуществляется по типу среднего геометрического, а это обеспечивает повышение надежности восприятия. Общим для этих точек зрения является признание экстремальной природы механизма восприятия золотого сечения. Имеется и еще одна интерпретация (Цейзинг), связывающая специфику восприятия золотого сечения с возможностью его бесконечного продолжения, что обусловлено глубинными потребностями человека к неограниченному распространению в пространстве и продолжению во времени. Итак, золотое сечение выделяется в пространственных и временных отношениях. Можно предположить, что помимо зрения и слуха золотое сечение будет селективно обнаруживаться и при пассивном, и активном осязании. Фиксирование золотого сечения различными модальностями позволяет предположить, что либо имеется общий механизм воспринимающих систем, который избирательно реагирует, либо реакция выбора совершается уже в центральных частях мозга и обусловлена оптимальным распределением зон возбуждения.

На перцептивном уровне в результате сложной аналитико-синтетической деятельности происходит и оценка интегральных характеристик объекта восприятия (оценки регулярности, разнообразия, сложности и т. д.). На перцептивном уровне формируются и существенные компоненты образа целостного объекта, его структурная, досмысловая часть. Степень соответствия с объектом и характер процесса определяется прежде всего целью формирования образа. Кроме цели на процесс формирования влияют свойства объекта, способ формирования (дифференциация или интеграция), условия восприятия, индивидуальный особенности субъекта.

В процессе генеза восприятия происходит непрерывное развитие и совершенствование процессов анализа и синтеза. При этом происходит отбор, селекция информации о внешнем мире, которая и служит материалом для построения образов. Фильтрация поступающей информации имеет многоуровневый характер и осуществляется различными механизмами на основании определенных критериев. Среди этих критериев особое значение имеют критерии значимости и инвариантности. Условия восприятия могут варьировать в широких пределах: от жестко детерминированного последовательного предъявления частей объекта до произвольного свободного регулируемого пространственно-временного контакта с непрерывным рядом промежуточных случаев.

Рассмотрим процесс формирования образа. Пусть объект воспринимается визуально, полностью помещается в пределах поля зрения, предварительная инструкция не накладывает ограничений на маршрут осмотра. Цель восприятия — максимально точное последующее воспроизведение. Процесс восприятия в этом случае будет определяться свойствами объекта, его пространственной структурой, сложностью и ОА-генезом субъекта: целевой установкой восприятия, имеющимися сенсорно-перцептивными алфавитами, типологическими особенностями воспринимающего.

Многочисленные экспериментальные исследования процесса заучивания изображения выявили весьма большое разнообразие в действиях испытуемых. Большой цикл работ по исследованию динамики формирования образов в зависимости от возраста проводили И. Е. Игнатьев и его сотрудники. Так как возрастные особенности восприятия в данной работе не рассматриваются, то приведем только некоторые результаты, полученные в экспериментах на школьниках А. П. Нееловой [90]. Она выделяет в процессе формирования образа следующие ступени: первичной нерасчлененной целостности, аналитической обработки воспринимаемого изображения, вторичной детализированной целостности образа. В последней ступени выделены этапы вариативного, родового и видового восприятия. Было выяснено также, что испытуемые различаются по уровню развития анализа и синтеза (у 57% испытуемых преобладало анализирующее, у 43% — синтезирующее целостное восприятие). Различались испытуемые и по умению сочетать данные анализа и синтеза: только у 70% аналитико-синтетическая деятельность была продуктивной. Автор отмечает также различные соотношения между анализом и синтезом в процессе решения задачи испытуемыми: в каждый момент преобладал либо анализ, либо синтез. На основании обзора экспериментальных работ, приведенного у Р.Вудвортса [91], можно выделить следующие схемы формирования образа незнакомой фигуры:

Незнакомая фигура = группа знакомых фигур + отношения между ними + коррекция;
Незнакомая фигура = группа знакомых фигур + отношения между ними;
Незнакомая фигура = знакомая фигура + коррекция.

С накоплением информации человек пользуется все более укрупненными алфавитами, строит новый образ из все более крупных блоков, которые опознаются при контакте с объектом. Все большую роль в построении образа начинает играть память. При дальнейшем научении может наступить момент, когда образ строится не синтетически, а вариационно: выдвигается гипотеза о близком предмете и вносятся коррекции на основе контакта с конкретным предметом.

При визуальном восприятии объекта, который полностью располагается поле зрения, некоторые его интегральные характеристики в большой степени инвариантны, независимы от направления линии взора и вследствие этого они как бы образуют опору процесса восприятия. В этом случае информация от разных частей объекта поступает либо одновременно, либо через малые интервалы времени, что значительно облегчает образование связей между отражениями отдельных частей объекта. Кроме того, в рассматриваемом случае имеется возможность настройки на локальный и глобальный обзор и многократного обращения к объекту восприятия.

Ситуация резко меняется при восприятии объекта, «развернутого» во времени. Часто невозможно повторение, временные интервалы между частями могут быть и большими, отсутствует пространственная близость частей и, если не приняты специальные меры, отсутствует инвариантная основа восприятия. Поэтому естественно, что в этих крайних случаях заметно меняется роль отношений в объектах восприятия. Ведущую роль начинают играть отношения порядка. Метрические отношения в музыке создают как раз инвариантную канву, на фоне которой и происходит восприятие. Невозможность произвольного повторения компенсируется увеличением избыточности в объектах последовательного восприятия.

При запоминании последовательных рядов, когда имеется возможность многократного к ним обращения, в действиях испытуемых обнаруживаются те же закономерности, что и при запоминании изображений.

Как, каким путем происходит инволюция целостного образа? В чем отличия этого процесса в норме и патологии? Большинство экспериментальных данных получено на фигурах, которые воспроизводятся испытуемыми по памяти. Обобщая эти данные, можно отметить, что в норме нарушения связности фигуры в пространстве не происходит, инволюция идет по пути деструкции, имеют место искажения деталей как путем их зашумления (иногда с усложнением), так и путем их подмены (необычное преувеличивается), исчезновения частей, изменения их взаимного положения. Образ в целом преобразуется к типичной форме какого-то объекта. Детали специфики выпадают. То же происходит и с частями. Отношения между частями становятся более простыми (стремление прямых к параллельности и перпендикулярности, выравнивание различных по величине частей, уменьшение степени асимметрии). Наблюдается переворачивание фигуры и частей относительно вертикальной оси.

Как видим, изменения образа различны по отношению к частям, отношениям и целому. В конкретных случаях доминируют те или другие изменения. Это зависит как от свойств объекта, так и от того, какой фигура была воспринята испытуемым (прошлый опыт и установка). Часть искажений вносится уже при восприятии.

На больших интервалах времени может проступить энергетический рельеф. От целого остаются в памяти лишь наиболее запоминающиеся части или свойства целой фигуры, сохраняются лишь «вершины» рельефа.

По-видимому, существует определенная последовательность фаз инволюции образа. Некоторые фазы в зависимости от условий эксперимента могут быть редуцированы или, наоборот, акцентированы. Исследователи, фиксируя свое внимание на разных фазах и нечетко контролируя условия эксперимента, как это часто бывает, приходят к различным гипотезам и выводам. Видимо, этим можно объяснить и расхождение теорий разрушения и стабилизации следов в памяти. След разрушается все время, но в первое время этот процесс не затрагивает или слабее затрагивает регулярную основу фигуры, что позволяло гештальтистам делать вывод о прогрессивном изменении в направлении лучшего изображения. В случае патологии наблюдаются также нарушения связности, которые имеют место не только при воспроизведении по памяти, но и при воспроизведении непосредственно наблюдаемого объекта.

Что же представляет собой образ целостного объекта на перцептивном уровне? Каковы его свойства?

На перцептивном уровне происходит выделение частей объекта, определение признаков частей, отношений между ними, фиксирование локальных структур, синтез полиструктуры объекта и определение тех интегральных характеристик, которые находятся на основе предварительного анализа объекта. Все эти компоненты, фиксированные с разной степенью полноты, могут быть составляющими образа. Фиксация этих компонентов на перцептивном уровне в значительной степени автоматизирована и происходит без участия сознания. Все эти компоненты должны образовывать связную систему, которая со временем, конечно, может регрессировать и приобретать фрагментарность. Процесс воспроизведения образа объекта неизбежно последователен, при этом возможно и непоследовательное воспроизведение, но из этого не следует вывода о фрагментарности образа, если воспроизведение всего образа оказывается целостным.

Следовательно, образ — не только отображение объекта с той или иной степенью близости. Это также различные «надстройки» на исходном распределении информации и энергии его пространственно-временной основы. К ним относятся также и ассоциативные связи образа с ранее приобретенной информацией памяти.

Как, какими средствами обеспечивается целостность образа на перцептивном уровне? Здесь уже выделены части целого, которые необходимо связывать, объединять. Пространственная и временная связность частей сохраняется, но части имеют уже заметные различия, которые нарушают целостность. По нашему мнению, этими факторами связи частей и являются частные структуры, полиструктура и интегральные характеристики объекта, отраженные в образе. В связи с этим возникает вопрос о том, каким путем идет это объединение: от частей как многомерных объектов к целому или от отдельных признаков частей к частным структурам, а от них — к целому? Согласно гипотезе Хебба каждому элементу фигуры соответствует клеточный ансамбль, а образу фигуры соответствует фазовая последовательность таких ансамблей. Этот механизм соответствует первому пути объединения. Однако ряд косвенных данных говорит в пользу второго пути.

Оптическую (акустическую) среду можно рассматривать как внешнюю для зрительной (слуховой) системы. Другой частью среды для системы восприятия является среда самого организма, для которого система восприятия является подсистемой. Состояние организма в целом зависит и от состояния зрительной системы, которое изменяется в процессе восприятия. Можно говорить об оптимальном состоянии организма и ставить вопрос о том, как должен быть организован объект и процесс восприятия для достижения такого состояния. Что такое оптимальное состояние? Ответ на этот вопрос неоднозначен, так как он будет различным в зависимости от рода деятельности. «...Вопрос о том, каким образом определенные состояния внутренней среды могут быть либо приятными, либо неприятными, до сих пор плохо понимается нами. В нашем распоряжении имеются лишь очень скудные данные относительно толерантности нервной ткани по отношению к отклонению внутренних условий от некоторого предполагаемого оптимума» [92].

Некоторые интегральные характеристики объекта восприятия могут оказывать существенное влияние на состояние зрительной системы. Состояние можно рассматривать как функцию этих характеристик, а экстремум этой функции — соответствующим оптимальному состоянию. Тогда должны существовать определенные числовые значения таких характеристик. Всегда можно считать, что оптимальное состояние соответствует максимуму некоторой функции многих переменных. Каждый из аргументов этой функции изменяется на ограниченном интервале. Максимум функции состояний может достигаться при различных значениях аргументов — минимальных, максимальных или некоторых средних значениях. В § 2 гл. III было показано, что такие характеристики двуградационных изображений, как средняя плотность длины линии контура, сумма абсолютных значений дуг определенных классов объектов, имеют четкий максимум и весьма небольшой диапазон варьирования.

Тот факт, что произведения искусства в течение многих веков вызывают оптимальную реакцию у людей различных времен и социальных условий, является свидетельством того, что в основе общности реакций лежит общность биологических, физиологических и психических структур и процессов. В произведениях искусства реализуются те принципы гармоничного целого, о которых шла речь в § 2 гл. II. В связи с этим может быть высказана гипотеза о том, что оптимальное состояние организма вызывает объект, удовлетворяющий принципам гармоничного целого. Наоборот, нарушение этих принципов вызывает отрицательную реакцию.

Помимо этого общего условия оптимальности организации объекта восприятия, можно обнаружить и более частные. В объекте должно быть выдержано определенное соотношение упорядоченности и неупорядоченности, определенности и неопределенности. Оптимальные величины этих соотношений меняются со временем, совершая колебания около некоторых средних значений.

Известно, что асимметрия языков увеличивается, но эта асимметрия принципиально ограничена. Длительное воздействие чрезмерно упорядоченной среды также отрицательно влияет на состояние нервной системы, так как вызывает неравномерную нагрузку на ее субстрат, перевозбуждение одних областей и торможение других. Длительное воздействие плохо упорядоченных стимулов приводит к десинхронизации в нервной системе. К сожалению, современная среда содержит в избытке объекты как избыточной, так и недостаточной упорядоченности.

В одной из наших работ описан эксперимент, в котором проверялась действенность системы принципов гармоничности объекта. Исходным объектом исследования был прямоугольник с отношением сторон 1: 3, разделенный на три части (см. рис. 3, ж, в § 1 гл. III). Путем изменения ширины центральной части и высоты прямоугольника было получено 256 аналогичных объектов. В каждом эксперименте использовался один из четырех рядов объектов — А, Б, В или Г (рис. 14). Из 256 объектов только один (Z) удовлетворял всем принципам гармоничности. Ряды А, Б и В проходили через этот объект (имели его в своем составе). В каждом ряду объекты были упорядочены и предъявлялись совместно на расстоянии наилучшего зрения. Время экспозиции не ограничивалось. Испытуемыми были студенты художественного училища.

Испытуемые получали две инструкции: 1) найдите наиболее выразительный объект; 2) найдите объект, наиболее приятный для Вас. Результаты экспериментов показали, что: 1) зона преимущественного выбора лежит в окресности наиболее гармоничного объекта Z; 2) установка на «выразительное» сдвигает максимум частоты выбора в сторону более контрастных (по сравнению с Z) объектов, установка на «приятное», наоборот, — в сторону менее контрастных объектов.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь