Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 33. Города Древней Руси по археологическим данным



Первые города возникают в конце 9 – начале 10 в. Происходит становление административной системы, появление органов управления, формирование государства. От земледелия отделялось ремесленное производство. Укрепление товаро-денежных отношений и появление рынка, международный товарообмен. Градообразование – показатель и отражение развития феодальных отношений.

Укрепленияотносятся к типу деревянно-земляных фортификаций, основные элементы которых – ров и вал. Для укрепления вала рубились деревянные конструкции (клети) в несколько венцов, заполнявшиеся землей из рва. По гребню вала ставился частокол или специальные бревенчатые рубленые конструкции с ходами и бойницами. На угрожаемых участках рубились глухие башни. На пересечении линии вала с наиболее важными городскими улицами ставились воротные башни. С напольной стороны к воротным башням подходили мосты, переброшенные через ров, иногда подъемные («Золотые» ворота в Киеве, «Золотые» ворота во Владимире, каменные башни в Изборске, Ладоге).

Внутригородская планировкабыла регулярной. В ее основе улично-усадебная система. Трассы улиц соединяли важнейшие части города – княжескую резиденцию, епископский двор, соборные площади, торг – и выводили к проездным воротным башням. Нередко княжеские резиденции и владычные дворы дополнительно окружались линией укреплений. Городские дворы-усадьбы располагались вдоль улиц и ограждались частоколами. В древнерусских городах выявлено три размера усадеб, что свидетельствует об уровне имущественного и социального расслоения. На крупномерных (до 1500 кв. м) усадьбах ставились хоромы, нередко в два этажа. В маломерных дворах (125-150 кв. м) застройка ограничивалась жилым домом и небольшой хозяйственной постройкой. Усадьбы среднего размера достигали 400-600 кв. м. На сервере дома рубленые, нередко поставленные на подклет. На юге – заглубленные в землю каркасно-столбовые постройки.

Улицы мостились деревом. Такие мостовые изучены в Новгороде, Пскове, Киеве, Смоленске, Москве, Ладоге, Русе, Торжке, Берестье.

На раннегосударственной стадии в середине 10 в. только Киев и Новгород можно назвать городами. К началу 12 в. насчитывалось 44 города. К 30-м гг. 13 в. известно 75 городов. Городам свойственна иерархическая система. Высшую ступень к 30-м гг. 13 в. занимали столицы самостоятельных княжений и земель (10 городов), ниже располагались столицы удельных княжений (35 городов), остальные 30 городов были центрами округов-волостей, малыми городами, крепостями.

В древнерусских городах были сосредоточены органы государственного аппарата и церковного управления, концентрировались военные силы. Они являлись центрами ремесла и торговли. Города были идеологическими и культурными центрами.

Вопрос 34. Археология Новгорода.

Хозяйство.Земледелие. Находки железных втульчатыхузколезвийных сошников, которые насаживались на рабочую часть деревянной сохи. В 8 – 9 вв. появляются железныевтульчатыешироколезвийныенаральники и черешковые ножевидныелемехи – появление плуга. После посева использовалась зубчатая борона. Также использовались ручные орудия: цельнодеревянные лопаты, грабли, мотыги, вилы. Лопаты иногда упрочивались железными оковками лезвия. Важнейшее орудие – серп. Коса использовалась для заготовки сена. У новгородцев – северный вид серпа и косы.

Домашние животные: крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, козы. Разводили птицу.

Курганы новгородских словен дают большое количество ромбощитковых височных колец – характерного украшения, также встречаются перстнеобразные и трехбусинные кольца, тонкие пластинчатые головные венчики и венчики из парчовой ленты с нашивными бляшками. Шейные гривны распространены на западных и ю-з окраинах Новгородской земли. Характерны небогатые ожерелья из стеклянных бус, бронзовые браслеты и подковообразные фибулы. Встречаются ножи и глиняные гончарные сосуды. Пережитки обряда сожжения встречаются в виде следов ритуальных кострищ или скопления угля около погребенных. Жертвоприношения животных – в курганах найдены кости домашних животных, кости петуха или кур. В 11 – 12 вв. распространяется обычай класть в погребения амулеты-обереги в виде миниатюрных бронзовых изображения лошадок, ключей, ложек, гребней, топориков.

Торговля.Купечество объединялось в профессиональные корпорации, которые регулировали товарооборот, рассматривали в судебном порядке спорные торговые дела, обеспечивали соблюдение правил торговли, осуществляли сохранность денежно-весовых контрольных эталонов (Новгород). В Новгороде функционировали торговые фактории иноземного купечества – Готский, Немецкий двор. Торговля новгородских купцов с их зарубежными партнерами регулировалась межгосударственными соглашениями.

Денежное обращение.На рубеже 8 – 9 вв. хлынула масса арабской серебряной монеты – дирхемов. Значительная часть монет была расплавлена в тиглях, часть осела в кладах. Для взвешивания монет применялись складные весы типа аптечных. Разновесами были бочковидные свинцовые гирьки, обтянутые медным листом. На смену дирхему приходит западноевропейский денарий. В начале 12 в. денарий исчезает из обращения. С этого момента розничная торговля переходит на безмонетную систему использования товаро-денег, при которой функцию денег выполняли стандартные ходовые предметы. Обращение серебра сохраняется лишь в сфере крупных платежных сделок, для обслуживания которых с 12 в. начинается литье серебряных слитков – гривен. Новгородские (северные) гривны –брусковидные, 200 г. В Новгороде выявлена категория предметов, связанных с административными функциями. Это деревянные замки-пломбы, навешивавшиеся на мешки, в которых находились меха – дань-рента, распределявшаяся между князем и должностными лицами.

35БИЛЕТ. Ремесло Древней Руси. Темпы развития древнерусского ремесла были столь интенсивными, что уже в середине 30-х гг. XIII в. складывались условия для выхода на новый этап рыночного ремесленного производства, однако монгольское нашествие нанесло столь разрушающий удар по экономике Руси, что темпы существенно замедлились.

Периоды в развитии ремесленного производства.
Первый период (до 20-х— 30-х гг. XIIe.)
— это стадия вотчинного ремесла с работой на заказ. Рынок свободного сбыта еще сильно ограничен. Были созданы все основные виды ремесленного инструментария и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Второй период (до 30-х гг. XIIIe.) расширился ассортимент продукции и одновременно произошла упрощение технологических операций. появляется горизонтальный ткацкий станок. В металлообработке взамен высококачественных многослойных лезвий применяется менее качественная конструкция — лезвия с наварным острием. Появляется стандартизация. Товарное производство вытесняло вотчинное ремесло и способствовало расширению рыночного спроса. Ремесло. Базовой отраслью ремесленного производства была обработка железа. Производством железа на Руси всегда занимались деревенские металлурги. Основой техники металлургического производства являлось прямое восстановление железной руды в металлическое железо. Деревенские металлурги доводили процесс до изготовления полуфабриката— кричного железа. Находки криц в городских раскопах нередки.
Наряду с железом применялась сталь. Сталь получали непосредственно в домницах или в кузнечном горне. Низкосортная сырцовая сталь шла на цельностальные изделия и на дальнейшую переработку на лучшие сорта. Высококачественную сталь получали многократной кузнечной проковкой или выдерживанием (томлением) в огнеупорном сосуде, нагреваемом в горне. Такая сталь шла только на качественные изделия либо на наваренные и вваренные лезвия или другие рабочие части изделий.
Кузнечное ремесло достаточно рано выделилось в особую отрасль производства. Кузнецы работали и в селах, и в городах.Они обеспечивали потребности в производстве и ремонте орудий труда. Инструментарий древнерусского кузнеца имел развитые, рационально разработанные формы, сохранившиеся до наших дней.
Ассортимент продукции кузнецов был разнообразен: от ножей до сложных механических замков и трудоемких в изготовлении броней-кольчуг, что требовало знания и применения многих технологических схем обработки железа. Наиболее распространенным было сочетание в изделии двух материалов — железа и стали механическим и химико-термическим путем.
Сваривание из трех полос: проходящей внутри клинка стальной и двух боковых железных. Такое лезвие легко вытачивается, а изделие благодаря стальному клинку служит долго, почти до полного износа. Подобный прием применялся для изготовления ножей, серпов, кинжалов, мечей, бритв. В середине XII в. кузнецы упростили технологию: стальное лезвие стали наваривать на железный клинок. Качество изделия ухудшилось, срок пользования завершался стачиванием стального лезвия. Технология сварки традиционна для северо-русских кузнецов. В Южной Руси мастера широко применяли другую технологическую схему: цельнометаллические поковки и цементацию. Русские кузнецы владели сложными приемами узорчатой сварки и термической обработки.
Кольчуги-брони. Для оценки трудоемкости и сложности изготовления брони достаточно представить, что обычных размеров кольчуга делалась из 18 000-20 ООО колец, скреплявшихся между собой в определенной последовательности.

В XII в. насчитывалось не менее 16 различных специальностей, занятых обработкой железа и стали: замочники, ножевники, бронники и др.
Приемы обработки цветных металлов древнерусскими мастерами были традиционными — литье, ковка, штамповка, чеканка. Сырьевая база цветной металлургии на Руси была ограниченна и во многом зависела от импорта.
Литейщики изготовляли разнообразные женские украшения, принадлежности костюма, предметы культа и церковной утвари, массивные кистени и булавы для воинов, весовые гирьки. Техника литья постоянно совершенствовалась. Распространено литье в каменные формы, которые служили для производства серии предметов. В середине XII в. появляется литье в имитационные формы, в которых детально воспроизводились форма и рисунок сложного ювелирного изделия. Вверху- широкое отверстие — литник, а внизу — узкий выход. Такие формы применялись для литья «навыплеск». Сверху в литник заливался металл, часть которого при соприкосновении с каменными стенками застывала на них тонким слоем, а остальной металл вытекал через нижнее отверстие. Готовые изделия были пустотелыми, легкими. Изготавливаются во все возрастающем количестве предметы христианского культа — нательные крестики, образки-медальоны, иконки, энколпионы Было налажено производство церковной утвари. Храмовые интерьеры украшались напрестольными сенями (найдены на городище Вщиж, Черниговское княжество).
На раннехристианской стадии достаточно популярны были предметы синкретического ( сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов) характера, сочетавшие дохристианские, языческие верования с новыми религиозными представлениями. Любопытны в этом отношении нательные литые медальоны, на одной стороне которых изображалась Горгона, чьи волосы сплетались в змеиные тела-щупальцы, а на другой стороне — христианские персонажи: архангелы, Богоматерь, святые. Ремесленники продолжали выпуск предметов-оберегов, связанных с дохристианской символикой.
Ювелирнаяпродукция русских мастеров — это высокохудожественные изделия. Их находки чаще всего связаны с кладами, зарытыми во время военной угрозы. Такие клады найдены в Киеве, Старой Рязани, Владимире, других городах. Клады не обнаружены в Новгороде, Пскове, Полоцке, Смоленске — в городах, которые не были разрушены монголами.
Древнерусскими ювелирами использовалась разная техника обработки драгоценных металлов: скань (филигрань), зернь, эмаль (финифть), чернь, тиснение, чеканка. Сканный рисунок выполняли из тонких золотых или серебряных нитей, иногда скрученных, напаивавшихся на золотую или серебряную поверхность изделия. Столь же употребительно было выполнение рисунка бесчисленными каплями зерни.Нередко русские ювелиры сочетали скань и зернь в одном изделии: на колтах, височных кольцах, медальонах.
В XII в. в городах широким спросом пользовались черненые серебряные украшения.
Рисунок изделия оттискивался на бронзовых матрицах. Контур рисунка возвышался над плоскостью фона изделия, который заполнялся порошкообразной массой из строго нормированных пропорций серебра, меди, серы и свинца. После обжига порошок впаивался в изделие, и рисунок выступал светлым силуэтом над черно-«бархатной» поверхностью украшения. В такой технике изготовляли круп ные двустворчатые браслеты-наручи и бармы-оплечия.
Сложнейшей ювелирной техникой было искусство перегородчатых эмалей. Его принесли на Русь греческие мастера, вероятно, работавшие в Киеве, где поблизости от княжеских дворцов были вскрыты остатки трех эмальерных мастерских. Впрочем, вскоре русские ювелиры овладели сложнейшей техникой, и во второй половине XI в. в Киеве сложилась местная эмальерная художественная стилистика. Рисунок на изделиях делился, как бы дробился, на множество отдельных секторов-ячеек, которые оконтуривались паутинками золотых перегородок, напаивавшихся на золотую основу предмета. Каждая ячейка заполнялась стекловидной массой с добавкой разных минералов-красителей. После обжига изделия эмаль накрепко соединялась с металлической основой.
Перегородчатые эмали — дорогостоящее производство, в подобной технике выполняли особые заказы князей и церковных иерархов. Керамика. Керамические изделия — горшки, миски, кувшины, сковороды, жаровни и многое другое. В ранних городских напластованиях лепной керамики уже нет, вся она сделана на гончарном круге. Гончарных горнов в городах домонгольского времени раскопано немного: в Белгороде, во Вщиже, Киеве, Старой Рязани, Вышгороде.На донцах керамических сосудов достаточно часто встречаются геометрические знаки. Подобные иногда фиксируются на деревянной посуде
Обработка кожи и сапожное дело восстанавливаются только на основании раскопок в древнерусских городах, не повсеместно. Для сырья кожевники использовали шкуры домашних животных. Выделка кожи — трудоемкий процесс, включавший несколько операций, ряд которых требовал проточной воды, что определяло размещение производства вблизи родников, ручьев.
Женская обувь, а также ножны, сумы зачастую прошивались цветными нитками по растительному или геометрическому орнаменту. Из кожи изготовлялось множество утилитарных вещей — ремни, сбруя, пояса, чехлы, ножны, рукавицы.
Древнерусские мастера успешно овладевали новыми ремеслами. Стеклоделие, которое зародилось в XI в. в Киеве, а уже в XII-XHI вв. достигло значительного уровня и фиксируется в Новгороде, Пскове, Смоленске. Продукция стеклоделов — посуда, туалетные сосуды, перстни, бусы, браслеты наряду с импортными изделиями пользовалась широким спросом. Особенно популярными у горожанок в начале — середине XIII в. были стеклянные браслеты разных цветов, гладкие и крученые, которые в большом количестве и повсеместно находят в городских напластованиях.
Деревообработка.Древнерусские мастера хорошо знали технические свойства всех пород древесины и учитывали их при подборе для строительства и изготовления различных предметов. В основном использовалась местная древесина — хвойные породы в строительстве, лиственные для изготовления бытовых предметов. Из привозной древесины следует отметить самшит. Эта чрезвычайно плотная древесина поставлялась на Русь с юга.
Инструментарий, применявшийся при обработке древесины, был разнообразен и в основном сохраняется до сих пор. Главным орудием был топор. Полы в жилищах стелились из колотых топором досок. Избы крылись колотыми пластинами — лемехом, своеобразной «русской черепицей». Лемехом покрывались церкви. Улицы стелились колотыми полубревнами — плахами. Из дерева возводились мосты и сложные инженерные сооружения.
Резьба по дереву.Резьбой украшались элементы жилых хором — колонны, наличники, карнизы; мебель, наборы посуды, гребни, ложки. Есть расписанные предметы, но краска плохо сохраняется во влажном слое, который консервирует дерево. Встречаются антропоморфные и зооморфные скульптуры, изображения птиц. Языческая деревянная пластика очень выразительна и реалистична. В косторезном деле также широко использовали резьбу. Особенно хороши изображения мифологических существ. Даже утилитарные предметы (рукояти ножей, гребни) нередко украшались замысловатым узором.
Древнерусские ремесленники в своем большинстве были мелкими производителями, имевшими инструментарий, ведущими самостоятельно свое хозяйство, целью которого было не получение прибыли, а добывание средств к существованию. Ремесленнику обычно помогала в работе его семья. Вместе с ним работали один-два подмастерья и один или несколько учеников.

ВОПРОС 36

В середине ХIII в. в результате завоевательных походов на территории Евразии образовалось одно из монгольских государств — Улус Джучи..

В своем развитии Золотая Орда пережила несколько этапов: становление (1242-1266 гг.); расцвет (1267-1359 гг.); упадок (с 60-х до 80-хгг. XIVв.), когда Орда властвовала только в пределах Поволжья.

Городскими центрами в Нижнем Поволжье были Сарай — столица Улуса Джучи (ныне Селитренное городище, в 100 км выше Астрахани на протоке Волги — Ахтубе), Новый Сарай (Царевское городище под Волгоградом), в который в 40-х гг. XIV в. была перенесена столица, Водянское городище (в 40 км выше Волгограда), Увек (под Саратовом), Хаджи Тархан (Астрахань) и др.

В период расцвета Орды отдельные замки превращаются в городские усадьбы с примыкающими к ним кварталами ремесленников. В этих городах появляются общественные места — мечети и минареты, бани, государственные ремесленные цеха, монетные дворы и т.п. Города и отдельные усадьбы благоустраиваются, обеспечиваются водой, канализацией, дорогами.

Жилые постройки в золотоордынских городах наглядно демонстрируют социальную ранжированность жителей.
Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы и полурабы. Они жили совместно в больших прямоугольных или овальных землянках. Эти жилища имели земляные лежанки (суфы) вдоль двух или трех стен и вход в виде узкой лестницы. Отапливались жаровнями. Площадь землянок 11-32 кв. м.

Зафиксированы случаи перестройки больших землянок в дома с элементами благоустройства, когда в суфах прокладывались дымоходы-каны, соединявшиеся с печью-топкой, ставились круглые печи-тандыры для выпечки лепешек, делались тошнау — устройство для умывания.

Такие перестроенные или изначально благоустроенные землянки меньшего размера (9-15 кв. м) служили жилищами индивидуальной семьи полусвободных или бедных свободных горожан. Малоимущие проживали также в однокомнатных домах, частично заглубленных в землю. Эти дома имели деревянные стены, обмазанные глиной.

 

Архитектурный декор

Наземные однокомнатные квадратные в плане дома площадью от 10 до 50 кв. м с деревянными или кирпичными сырцовыми стенами могли быть жилищами бедняцких семей, слуг или зависимых людей. Постройки часто входили в комплекс богатых усадеб. Они имели все элементы благоустройства внутри помещения. В суфах устраивались двойные или тройные линии дымоходов. Иногда несколько однокомнатных построек соединялись в многокомнатные дома. Эта тенденция привела к тому, что позднее стали сразу ставить многокомнатные постройки, кирпичные и деревянные, образованные несколькими соединенными между собой домами, обычно с индивидуальными входами.

Жилищами золотоордынской аристократии были большие многокомнатные дома, Громадные постройки до 570-580 кв. м возводились из дерева, сырцового либо жженого кирпича. Пол выстилался жженым кирпичом, иногда поливным. Лежанки-суфы центрального зала имели многоканальные каны. В центре устраивали бассейн. Стены центральных залов расписывались по белой штукатурке, украшались изразцовыми панно. По сторонам зала располагались жилые, складские, хозяйственные помещения, имелись специальные детские комнаты. Иногда в доме насчитывалось до 10 и более комнат. Жилые помещения белились, иногда расписывались. Специальные комнаты отводились под тошнау, обычно с кирпичным полом, тандыры, домашнюю мельницу. Имелись внутренние дворики. Центральные входы архитектурно декорировались. Для остекления в окна вставлялись гипсовые решетки. Двери оформлялись алебастровыми орнаментированными наличниками.

Вблизи дворца ставились баня, дома для слуг и охраны, мастерские ремесленников. Площади усадеб достигали 10 000 кв. м. Внутри усадеб обязательно располагался колодец, иногда бассейн. Во дворах у домов стояли тандыры, открытые или под навесами. Встречаются хозяйственные ямы, в том числе зерновые. На больших усадьбах выгораживались сады. Усадьбы ограждались стенами домов, глухими фасадами выходившими на улицу, и глинобитными заборами. В летнее время во дворе ставились легкие шатры — юрты.

Стационарные юртообразные постройки встречаются в городской застройке. Юрты обкладывались обломками жженого кирпича (они-то и сохраняются). В юртах находят скопления углей от открытых очагов и частично мощение пола жжеными кирпичами.

В городах выявлены элементы благоустройства. Вдоль городских улиц выкапывались арыки — канавы с проточной водой.

В застройке золотоордынских городов важное место занимали культовые постройки и общественные бани. По письменным данным, в Сарае было 13 соборных и много других мечетей, строившихся в комплексе с минаретами.

Одна из соборных мечетей исследована в ходе раскопок. Постройка представляла собой крупное прямоугольное здание площадью 1700 кв. м, сложенное из жженых кирпичей. Колонны делили центральный зал на девять нефов. Вход в мечеть был оформлен мощным порталом. У входа, был вымощенный кирпичом дворик. К западу от главного портала стояло небольшое помещение с двумя колоннами, кирпичным полом и стенами, богато украшенными мозаикой с позолотой. Рядом с мечетью раскопан Г-образный дом с несколькими изолированными жилыми комнатами с канами и печами. Одна комната была пустая, с небольшой нишей: вероятно, это маленькая мечеть.

Общественные бани состояли из нескольких помещений: обширного отапливаемого предбанника с глинобитным полом и суфой, моечных с подпольным отоплением и подачей воды по керамическим трубам. Вода отводилась по подземному водостоку. В комнатах для отдыха посетитель мог остыть после мытья. Подобные бани были предназначены для рядовых горожан. В постройках для более привилегированных они были большей площади (до 200 и более кв. м) — устраивался фонтан в предбаннике, оборудовались дополнительные помещения. Кроме общественных были усадебные бани, основные их конструктивные элементы аналогичны.

Погребальные постройки — мавзолеи были разных типов, однокамерные и двухкамерные. Они нередко декорировались, в том числе мозаиками. Наряду с наземными были подземные мавзолеи.

Золотоордынские города были крупными центрами ремесла. индивидуальные мастерские с узкой специализацией и небольшим объемом продукции; усадебные мастерские, в которых работа велась на хозяина; крупные производства, в которых десятки мастеров были объединены в одну мануфактуру, принадлежащую знатному владельцу; н государственные мануфактуры, например монетные дворы. Наиболее развито было гончарное ремесло.

Поливная или глазурованная керамика — ярчайшее и характернейшее проявление цивилизации и культуры золотоордынского города. Поливные сосуды изготовлялись из глины и кашина (кремнеземистой массы, смешанной с клеем, которой заполняли специальную форму). В керамике хорошо проявились присущие золотоордынской городской культуре синкретизм и многокомпонентность. Технология поливной керамики в Золотой Орде складывалась под воздействием трех мощных течений: иранско-среднеазиатского, византийско-восточнокавказского и дальневосточного.

Формы поливной керамики разнообразны, но в видовом отношении ограниченны. Больше всего чаш разных вариантов с кольцевым поддоном. Имеются также тарелки, горшковидные сосуды, одноручные кувшины, бутылки, светильники, фляги, чернильницы. Видовая ограниченность глазурованной посуды многократно компенсируется орнаментальным разнообразием. Полихромная гамма росписи обеспечивалась нанесением на белый, реже светло-бирюзовый фон зеленого, синего или коричневого контура рисунка и расцветкой деталей орнамента синими точками и бирюзовыми пятнами. Чрезвычайно разнообразна орнаментация, сочетавшая растительные (чаще всего цветок лотоса или трилистник), геометрические, реже зооморфные (водоплавающая птица или крылатый кентавр) элементы, дополняемые в ряде случаев и орнаментами в виде арабской вязи.

ВОПРОС 37

Золотоордынские города были крупными центрами ремесла. Наиболее развито было гончарное ремесло. Поливная или глазурованная керамика.Поливные сосуды изготовлялись из глины и кашина (кремнеземистой массы, смешанной с клеем, которой заполняли специальную форму). В керамике хорошо проявились присущие золотоордынской городской культуре синкретизм и многокомпонентность. Технология поливной керамики в Золотой Орде складывалась под воздействием трех мощных течений: иранско-среднеазиатского, византийско-восточнокавказского и дальневосточного.

Формы поливной с кольцевым поддоном. Имеются также тарелки, горшковидные сосуды, одноручные кувшины, бутылки, светильники, фляги, чернильницы. Видовая ограниченность глазурованной посуды компенсируется орнаментальным разнообразием-нанесение на белый, реже светло-бирюзовый фон зеленого, синего или коричневого контура рисунка и расцветкой деталей орнамента синими точками и бирюзовыми пятнами. Орнаменты-растительные (чаще всего цветок лотоса или трилистник), геометрические, реже зооморфные (водоплавающая птица или крылатый кентавр) элементы, орнаментами в виде арабской вязи.

Красноглиняная и реже сероглиняная керамика очень разнообразна: столовая кухонная посуда (кувшины, тарелки, миски, горшки, сковороды, кубки), бытовые предметы (светильники, копилки, свистульки, игрушки), тара (амфоры, хумы), технические изделия (трубы, черепица, кувшины для водоподъемных колес). Для декорирования столовой красноглиняной и сероглиняной столовой посуды использовали штамп, нарезной, иногда налепной орнамент.

Особый вид производства золотоордынских керамистов — изготовление мозаик и майолик, использовавшихся в архитектурном декоре. Мозаиками покрывались наружные поверхности зданий, из них составлялись панно, декорировались фризы, карнизы и т.п. Основу мозаик образовывали вырезанные отдельные элементы орнамента из керамических плиток, которые покрывались обычно непрозрачной поливой — ультрафиолетовой, белой, голубой, красной, желтой. Своеобразие золотоордынских мозаик было в том, что мозаичные элементы дополнительно орнаментировались узорами из золотой фольги на красной основе. Майолики — керамические плитки с полным растительным либо геометрическим рисунком на поверхности.

Архитектурный декор дополняли терракотовые элементы со штампованным орнаментом, резными гипсовыми оконными решетками, накладками на отдельные детали зданий.

Стеклоделие: Формы стеклянных сосудов разнообразны: флаконы, кувшины, стаканы, бокалы, чаши. Оконное голубоватое или зеленоватое стекло имело вид плоских дисков.

Железоделательное ремесло: топоры, долота, тесла, серпы, лопаты, пилы, наковальни, мотыжки; оружие — мечи и сабли, кинжалы, дротики, наконечники стрел разных типов, в том числе монгольские стрелы с прорезью («свистящие»); предметы конского снаряжения — арковидные стремена, удила, подковы; бытовые предметы — замки и ключи к ним, кресала, гвозди, костыли, скобы и др.

В золотоордынских городах с XIV в. производили чугун, из которого изготовляли котлы, втулки-оси для телег.

Мастерские ремесленников по обработке цветных металлов и ювелиров, работавших с золотом и серебром(украшения, детали одежды, бытовые предметы), раскопаны в нескольких золотоордынских городах. Ремесленники владели всеми технологическими приемами — литьем, в том числе способом литья «на выплеск», спайкой, штамповкой, чеканкой, гравировкой. Великолепны литые браслеты с львиными личинами на концах, бронзовые и золотые. В большинстве случаев декорировалась внешняя сторона зеркал геометрическим и растительным орнаментом; изображениями животных, бегущих по кругу; сценами охоты на льва; изображениями лисицы и винограда — сюжет античной басни. Торевтика наряду с поливной керамикой — область художественного ремесла- интересна группа золотых и серебряных сосудов с ручками в виде дельфинов и драконов, иногда с кольцами в пасти, почти всегда с тонким проволочным украшением по гребню.

Как пример- в мавзолее г. Увека — серебряная чашечка с плоским дном, на внутренней стороне которой гравировкой изображен лев с загнутым вверх хвостом, который завершается растительным побегом. На боковых стенках сосуда шесть медальонов. В трех из них изображены птицы, а в других — растительный орнамент. Высочайшее мастерство золотоордынских торевтов ярко проявляется в одном из шедевров ювелирного искусства, так называемой «шапке Мономаха».

ВОПРОС 38

Государства, возникшие в ходе Великой колонизации просуществовали с 6в. до н.э. по 4в. н.э. Основным типом поселения являются города, сельские поселения и римские лагеря. В Оливии с 5 по 3 вв. до н.э. были построены стены. Появление римлян оказало влияние на фортификацию городов. Планировка городов была квартально-прямоугольной. Важные строения в городе: акрополь – религиозное строение, агора – торговая площадь и место собраний. Большинство построек в Северном Причерноморье – каменные или сырцовые на каменном цоколе. Основной строительный материал – известняк, использовался песчаник или ракушечник. Для облицовки применялся розоватый мрамор. Частные жилища – землянки, полуземлянки с центральным столбом и конусом крыши. С конца 6в. до н.э. преобладают наземные дома. Стены комнат штукатурились и окрашивались. Дома прямоугольные, однокамерные, многокамерные. В многокамерных помещения группировались вокруг дворика, туда выходили окна. Внешняя стена была глухой. Известны укрепленные дома и усадьбы. Обнаружены храмы в дорийском и ионическом стиле, круглые храмы – толосы. Найден водопроводы из глиняных труб. Погребения: акрополи размещались вблизи поселений. Бескурганные, подкурганные. До 5в. не было греческих курганов. В последствии, они доминируют. Труположение господствует, встречается кремирование. Само сожжение могло происходить на месте захоронения и в стороне. Над могилами ставятся плиты или статуи, саркофаг – деревянные и каменные. Практикуется захоронение детей в амфорах. Присутствует погребальный инвентарь. Варварская среда отразилась на захоронениях: разнообразные подсыпки, мел. Пример: Царский курган под Керчью.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь