Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 17. Фатьяновско-балановская культура.



Время: Археологическая культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России.

Территория: В 18 в до н.э. вторглись на территорию волосовской культуры, с которыми был военный конфликт. К концу II тыс. до н. э. фатьяновские племена окончательно поглощены наступавшими индо-иранскимиабашевскими племенами. Окончательную точку в истории фатьяновцев ставит дьяковская культура. Западные популяции фатьяновской культуры положили начало балтским культурам железного века: днепро-двинской и юхновской культурам, а восточные растворились среди местного финно-угорского населения.

Хозяйство.

Основным занятием населения было скотоводство (свинья, овцы, коза, корова и лошадь). Помощником человека в хозяйстве была собака лайка. Большое значение играли также охота, рыболовство, собирательство. Вспомогательную роль играло подсечно-огневое земледелие (пшеница, ячмень), на что указывают находки костяных и каменных мотыг. Впрочем, существование земледелия у фатьяновцев не считается строго доказанным. Известны были им и двухколесные повозки (телеги). Находки глиняных ложек позволили одним ученым сделать вывод, что фатьяновцы ели отварную пищу, а другим, что эти ложки использовались в цветной металлургии. Особой популярностью пользовался мёд.

Поселения

Фатьяновцы строили укрепленные поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами. Однако в научной литературе бытует убеждение, что не существует достоверных свидетельств, что у фатьяновцевбыли поселения из чего делается вывод, что они вели кочевой образ жизни.

Керамика

Глиняные сосуды шаровидные, круглодонные с штампованным и нарезным узором в виде солярных знаков, елочек и зигзагов.

Погребальный обряд

Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетенки и т. д. Сверху его покрывали легким настилом; кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Хоронили всегда в скорченном положении, при этом мужчин как правило на правом боку головой на запад, Ю-З или С-З, а женщин на левом боку головой на восток, Ю-В или С-В. Иногда покойника присыпали красной краской. Остатки кострищ в погребениях и отдельные угли, часто находимые около черепа и ног, возможно указывают на культ огня.

Одной из особенностей фатьяновской культуры называют захоронение животных, особенно медведей. Отсюда можно сделать вывод о наличии медвежьего культа.

В могилу клали весь необходимый для жизни инвентарь: шаровидные сосуды видимо с пищей, рабочие и боевые сверленные каменные топоры (длиной до 13 см., а также топоры из меди и бронзы), кремневые ножи, наконечники стрел, украшения из зубов медведя (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и янтаря, наконец куски мяса, на которые указывают находки костей.

 

ВОПРОС 18

44. Ранний железный век: общ. характеристика.

Вопрос о месте открытия способа получения железа не решен. Часто считают, что это произошло в Малой Азии. Первые железные вещи датируются концом 3 тыс. до н.э. (ок. г. Элиста и Афанасьевский могильник в Сибире). Способ плавки медной руды подготовил процесс получения из руд железа. Это имело место еще в первой четверти 3 тыс. (оз.Урмия в Азербайджане). Но ввиду примитивности металлургических печей того времени железный век еще не наступил. tплав. железа = 1535 C. Во второй половине 2 тыс. был открыт способ добычи железа из бурых руд. Но и тогда железный век не наступил. В течение некоторого времени железо было очень дорогим металлом, употреблявшимся для изготовления ювелирных изделий и парадного оружия. Железный век для многих племен наступил с рубежа 8-7 тыс. до н.э., когда были преодолены основные трудности освоения железа. Процесс восстановления железа из руд происходил в домнице при t 800-1050 С. При сыродутном процессе более половины железа пропадало в шлаках. С 8 в. до н.э. неуклонно растет количество железных вещей. Ковка имела уже тысячелетнюю историю еще до появления железа. Железные вещи стали вытеснять бронзовые и каменные, т.к. железо в отличие от меди и олова встречается почти повсеместно. Железные руды залегают в горных районах, в болотах, глубоко под землей, и на ее поверхности. Страны, бедные медью, быстро догнали те, кто были передовыми в эпоху бронзы. Железо впервые упоминается в переписке египетского фараона и хеттского царя (14 в. до н.э.). Распространение железа оказало огромное влияние на развитие и обособление ремесла, на повышение урожайности, на появление новых видов оружия. Это способствовало новому соц. разделению общества, появлению государственности, городских цивилизаций, письменности.

ВОПРОС 19Ананьинская культура.

Территория: к Востоку от дьяковской культуры, в бассейне Камы до ее впадения в Волгу, на прилегающих средневолжских территориях и на северо-востоке Европы.

Время: IX /VIII- IV/III века до н.э.

В нее входил ряд археологических культур -ананьинская, акозинская и постмаклашевская, принадлежавших пермских и некоторых волжских народов финно-угорской ветви уральской языковой семьи-коми-пермяков и удмуртов.

Отличается большим количеством бронзы и железа в ранний период. Наличие высокого уровня местной цветной металлургии подтверждается находками изделий и местными бронзолитейных орудий, имеющий однотипный орнамент и форму. Черная металлургия-территория южнотаежное Волго-Камье(передовой район железообработки) наряду с Предкавказьем, Закавказьем и лесостепным Поднепровьем.

Основа хозяйства –животноводство( свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади, овцы).Земледелие- подсобная роль(бронзовые серпы, костяные мотыги, зернотерки).Практиковалась охота и рыболовство.

Основные памятники - поселения и могильники. Большинство поселений занимают мысы(укрепленные места), известны городища, селища и временные стоянки. Распространена оборонительная система, состоящая из рва и вала, на котором могла стоять бревенчатая стена, иногда валы обкладывали известняковыми плитами. Жилища-наземные дома срубной и каркасно-столбовой конструкции. Известны длинные дома, разделенные на продольно размещенные жилые отсеки с очагом в каждом.

Могильники бескурганные, размещаются по берегам рек (крупн. Ааньинская, Старший, Ахмыловский). Трупоположение в ямах(на спине, в вытянутом состоянии), реже-трупосожженияна стороне(прах в ямы-могилники или же в «домики мертвых», аналогич дьяковским)известны и кенотафы- надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила.

Для обкладки могильной ямы использовали каменные плиты или сооружали каменные ящики. Могли насыпаться небольшие холмики, устанавливлиываться столбыи небольшие срубы-жилища(наземный дом для погребенного).Иногда вмежмогильном пространстве или над могилами устанавливались каменные стелы, псевдоантропоаморфные стоббы с изображением оружия(топора и кинжала) и геометрических знаков, позже-в виде человеческих фигур в поный рост с оружием. Могилы размещаются рядами, присутствие напутсвенной пищи, орудия труда, украшения, керамические сосуды. Известны жертвенные места - самостоят и в пределах могильников и поселений. Представляют собой участки с массой пережженных костей животных и предметов обихода. Иногда золой засыпали дно могилы и самого погребенного.

Материальная культура-мастерство цветной и черной металлургии. Наличие бронзовых «кельтов», наконечники копий с отверстием в нижней части пера или с рифлением по перу, мечи и кинжалы, с 6-5 века распространение железных акинаки местного производства. Боевые ножи имели штрокий клинок с горбатой спинкой и вогнутым или прямым лезвием, накрнечники стрел костяные черешковые или втульчатые, бронзовые втульчатые скифо- савроматского типа.Многочисленные боевые чеканы(клевцы) с трубчатой втулкой -цельнобронзовые и биметаллические.(железо +бронзовая втулка).Оружия украшены порой в зверином стиле.Керамика лепная-кругло и плоскодонные сосуды, декорированы вдавлениями крученого шнура и гребенчатого штампа, на западе- сосуды с текстильном орнаментом.

ВОПРОС20 Скифская культура

Скифская археологическая культура датируется серединой VII — нач.III в. до н.э.Скифам и подчиненным им племенам принадлежала западная часть ареала — Сев.Причерноморье и Приазовье. А также Сев.Кавказ.

 

Скифы — это различные близкородственные племена североиранской ветви иранской группы индоевропейской языковой семьи.

 

Античные и передневосточные тексты сообщают о таких крупных событиях с участием скифов как:
- миграция скифов в Сев.Причерноморье и вытеснение ими киммерийцев;
- грабительские походы скифов ч-з Кавказ в Переднюю Азию в VII в. до н.э. и столкновения с державамиУрарту, Мидия и Ассирия;
- временное господство скифов в этом регионе, закончившееся гибелью скифской верхушки и прекращением присутствия в Передней Азии;
- неудачный завоеват-й поход персид. царя Дария I в Сев.Причерноморье пр-в скифов в кон.VI в. до н.э.;
- частичная или полная консолидация скифских племен во второй трети IV в. до н.э. под главенством ц.Атея;
- столкновения скифов с македонцами, приведшие к поражению и гибели Атея в битве с Филиппом Македонским 339 г. до н.э.
- вытеснение и частичное истребление скифов сарматами в III в. до н.э.

 

Основные памятники скифской культуры - погребения и погребально-поминальные комплексы.

 

Погребения под земляными курганами, величина зависела от соц. положения погребенного. Захоронения в прямоугольных или квадратных ямах с деревянным перекрытием, в катакомбах, реж—в деревянных гробницах и каменных склепах.
Господствует трупоположение. Погребенногоукладывали на спину, в вытянутом положении, реже — с подогнутыми в коленях ногами, которые заваливались в сторону. Чаще обращены головой на запад.

 

Реже встречается кремация на месте: сожжение деревянной гробницы вместе с покойным.В погребениях часто встречаются различные подстилки, ложа, циновки или носилки из органических материалов.

Погребальный инвентарь вкл: предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, напутственную пищу (кости мелкого рог.скота). Человеческое погребение может сопровождаться захоронением одного или нескольких коней—в той же могиле или отдельно. Обнаружены остатки колесниц.
Древнейшие из захоронений относятся к VIIв.дон.э. Наиб. значимые.погреб.памятники, относящиеся к VII-VIвв. до н.э., (Келермесские и Ульские курганы в Прикубанье, Краснознаменские и Новозаведенские в Ставрополье, Старшая Могила).

 

Поселения. Скифские кочевые группы жили в степи в юртах и кибитках — крытых войлоком повозках, вид глиняных моделек.

Наиболее крупным скифским поселением стало Каменское городище на Ниж.Днепре (1200 га). Городище было центром скифского ремесла, в первую очередь цветной и черной металлургии.

Ведущие элементы материальной культуры. Наибольшую изобретательность скифы проявили в разработке наступательного и оборонительного вооружения.

Характерны железные двулезвийные мечи и кинжалы скифского типа —акинаки. Мечи чаще были короткими, колющими. Акинаки носили в деревянных ножнах, обтянутых кожей. Рукояти и ножны акинаков могли обкладываться золотыми пластинами и украшаться в скифском зверином стиле.

 

Основным оружием дальнего действия у скифов был лук. Короткий, выгнутый в двух местах, состоял из нескольких деревянных пластин или прутьев. Стрелы имели наконечники из бронзы (реже — из железа и кости). Лук и стрелы скифы носили в горитах — специальных футлярах с отдельным карманом для стрел.


Использовались копья до 3 м. Их наконечники были железными. Скифы применяли также железные боевые топоры-секиры.
Основу оборонительного скифского вооружения (доспеха) составлял чешуйчатый панцирь. При его изготовлении использовались многочисленные бронзовые и железные пластинки. Панцирь служил как мин.-для защиты груди, как макс.—всего корпуса, включая руки и ноги, также защитные пояса из кожи.


Один из важнейших видов доспеха — шлем- бронзовая полусферическая каска с ребром по темени и глубоким лицевым вырезом в виде дуг над бровями. Щиты были кожаными, деревянными и из прутьев.

 

Сосуды скифской культуры представлены лепной керамической посудой и тарой. В основном это сфероподобные сосуды — кухонные горшки из грубой глины с примесями. Бытует налепной и прочерченный линейный орнамент. ВСкифию ввозилась античная гончарная керамика, в первую очередь амфоры. Известна деревянная посуда. Металлические сосуды, представленные крупными бронзовыми котлами местного производства, привозными золотыми, серебряными и электровыми кубками.

Мужчины носили штаны-шаровары, рубахи и кафтаны-куртки, мягкие сапожки и остроконечные шапки-башлыки, женщины — длинные платья, башлыки или конические головные уборы. Одежда богатых людей обшита золотыми бляшками. Украшения: бусы, височные привески и булавки, гривны и браслеты.

Дисковидные бронзовые зеркала входили в погребальный инвентарь и являлись в скифской культуре не только предметом туалета но и сакральным объектом. Наряду с зеркалами важными культовыми объектами являлись навершия ритуальных шестов. В основном они были бронзовые литые, с прорезными погремушками либо с подвешенными колокольчиками.

Хозяйство и орудия труда. Основой скифской экономики в степях Сев.Причерноморья было скотоводство. Сначала практиковалась постоянная подвижность всего населения, без фиксированных зимних и летних стоянок. Необходимые продукты питания и ремесленного труда добывались военным путем либо обменом у соседей-земледельцев. Основу стада составляли лошади и мелкий рогатый скот.Разводили ячмень и просо, землю обрабатывали костяными лопаточками и мотыгами с железными наконечниками, урожай собирали железными серпами, использовали каменные зернотерки.

 

С появлением оседлости у скифов в северопричерноморской степи началось бурное развитие металлургии. Основные центры — Каменское и Елизаветовское городища —снабжали округу всем необходимым.

В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в ямных и шахтных горнах. Обнаружены остатки кузнечного дела: молоты, клещи, пробойники, зубила.

Сырье для цв. металлургии приходило с Сев.Кавказа, Юж.Урала, Казахстана. Найдены глиняные и каменные формы, тигли и льячки. Производились штамповка и тиснение украшений из золота и серебра.

На высоком уровне находилась обработка кости и рога, для изготовления орудий труда и элементов конского снаряжения. Широко было распространено кожевенное дело. Сырьем для прядения и ткачества служили овечья шерсть, лен, конопля.

 

Изобразительное искусство, при наличии геометрических и растительных мотивов, особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами.

Прикладное зооморфное искусство представляет собой вариант скифо-сибирского звериного стиля — одного из элементов «скифской триады». Черты: унифицированный набор образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические животные) — в строго определенных позах. Образы скифского звериного стиля украшают предметы вооружения и конского снаряжения, элементы одежды, навершия.

В искусстве отразились культ солнца и огня, а также трехчастная концепция мироздания. Кроме того, в основе звериного стиля, вероятно, присутствовали и древние тотемические и магические представления.

Отлич. чертой культурыявляется наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина предназначенные для установки на вершине кургана.

 

Религиозно-мифологические представления скифов реконструируются преимущественно по древнегреческим письменным данным —по свидетельствам Геродота, который воспроизвел некоторые мифологические предания скифов и описал скифский пантеон, практику жертвоприношений и ритуал гадания. Произведения изобразительного искусства, погребальные комплексы—позволяют говорить о культе предков и героев, солнца и огня, змееногой хтонической богини, о пережитках тотемизма.

Внезапная гибель «Великой Скифии » в степи и лесостеп.Сев.Причерноморья в нач.IIIв. до н.э.были вызваны в 1ю очередь истребительной экспансией сарматов с востока в Сев.Причерном. в теч.3-2вв.до н.э.

 

БИЛЕТ 21. Курганы скифов.

Скифы — это различные близкородственные племена североиранской ветви иранской группы индоевропейской языковой семьи.

Скифская археологическая культура датируется серединой VII — началом III в. до н.э.

Скифам и подчиненным им племенам принадлежала западная часть ареала — Сев.Причерноморье и Приазовье. А также Сев.Кавказ.

Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, величина которых, зависела от социального положения погребенного. Захоронения совершались в прямоугольных или квадратных ямах с деревянным перекрытием, в катакомбах, реже — в деревянных гробницах и каменных склепах, причем известны случаи строительства склепов на поверхности земли с последующим сооружением кургана. Курганная насыпь могла дополняться каменной стеной (крепидой), могла окружаться рвом, в котором обнаруживаются следы жертвоприношений и иных ритуально-поминальных действий.

Грандиозные по масштабам и богатству курганы в Нижнем Поднепровье, содержащие погребения скифских вождей и аристократов в сопровождении умерщвленных слуг и лошадей. Именно эти курганы получили в скифологии название Царских. Царские курганы сооружались, начиная с рубежа V-IV вв. до н.э. по рубеж IV-III вв. до н.э.

Чертомлык (вторая половина IV в. до н.э.). Его насыпь высотой около 20 м и диаметром 110 м была обнесена по основанию каменной стеной (крепидой) высотой 2, 5 м; в насыпи и под ней сохранились многочисленные остатки приношений и следы поминальной тризны. Четыре погребальные камеры-подземелья, находившиеся на глубине 11м под подошвой курганной насыпи, содержали целый ряд захоронений: в первой на деревянном ложе покоилась царица в богатом убранстве в сопровождении слуги и греческих амфор, во второй — два знатных воина с дорогим вооружением, в третьей и четвертой — царская одежда и утварь, «охраняемые» погребенными при них вооруженным стражем и собакой. Из камеры царицы вел проход в отдельную, пятую камеру с погребением царя на деревянном ложе. Хотя погребение царя было ограблено, в трех нишах-тайниках сохранились различные драгоценности. Рядом с гробницей царя, но на более высоком уровне в отдельных могилах были захоронены два конюха, сопровождавшие погребения 11 взнузданных коней с золотыми и серебряными украшениями сбруи. Вне основной погребальной конструкции находилось погребение слуги-»виночерпия» с десятками амфор, а под камнями крепиды покоился «страж» с копьем и точильным камнем.

Толстая Могила (относится к группе Царских ), датируемая третьей четвертью IV в. до н.э. Под подошвой ее насыпи (высота почти 9 м, диаметр 60 м) находились вертикальные входные ямы, переходившие в горизонтальные коридоры, завершавшиеся погребальными камерами с захоронениями членов семьи царского ранга— мужчины, женщины и ребенка. Эти погребальные комплексы разделяются на более ранний, (ограбленный в древности по наклонному подкопу) и более поздний, боковой( непотревоженный ). Центральное, мужское, захоронение было совершено в сопровождении умерщвленного слуги. В могиле сохранились фрагменты железных и бронзовых доспехов, остатки расшитой золотом одежды царя, меч с обложенной золотом рукоятью и ножнами, массивная золотая пектораль (нагрудное украшение) и иные веши. Рядом с центральной гробницей, но за ее пределами были похоронены три конюха и семь коней в сбруе с золотыми, серебряными и бронзовыми деталями. Кости животных и обломки амфор были обнаружены во рву, окружавшем насыпь кургана. В боковую погребальную камеру Толстой могилы вели два входа, по которым были последовательно захоронены молодая женщина и ребенок, украшенные золотыми гривнами, браслетами, перстнями, в одежде, расшитой золотыми бляшками. Их сопровождали четверо слуг, разобранная погребальная повозка и множество погребальных даров, в том числе набор туалетных принадлежностей и дорогих сосудов.

Отдельные курганы со скифскими захоронениями царского уровня, датируемые тем же временем, находятся на Нижнем Дону (курган 8 в группе Пять братьев) и на Керченском полуострове в Крыму (Куль-Оба). Кульобское погребение скифского «царя» в сопровождении «царицы» и слуги-оруженосца совершено в каменном наземном склепе со ступенчатым сводом греческого типа, фактически помещавшемся в толще курганной насыпи.

Погребальный инвентарь вкл: предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, напутственную пищу (кости мелкого рог.скота). Человеческое погребение может сопровождаться захоронением одного или нескольких коней—в той же могиле или отдельно. Обнаружены остатки колесниц. Так же включают в себя многочисленные импортные изделия, по скифскому заказу или в расчете на вкусы скифской знати. Это: золотой гребень из кургана Солоха со скульптурной сценой сражающихся скифов; электровый сосуд из кургана Куль-Оба с чеканной композицией; серебряная с позолотой столовая амфора из кургана Чертомлык; золотая пектораль из кургана Толстая могила с трехъярусной композицией, включающей скульптурные изображения скифов, домашних и диких животных, грифонов и растений; четыре золотые пластины со сценами из жизни Ахилла, сделанные по одной и той же матрипе и служившие обивкой футляров для лука скифского типа (Чертомлык, Восьмой Пятибратний, Мелитопольский и Ильинецкий курганы).

ВОПРОС 22 Савроматы – сарматы.
Савроматская культура.
Термин «савроматская культура» традиционно применяют к кочевническим памятникам скифского облика в рамках следующего ареал а: междуречье Нижнего Дона — Нижней Волги, Заволжье, Северный Прикаспий и степи Приуралья. Датировка: рубеж VII-VI — IV вв. до н.э. Данная культура постепенно уступила место в IV — н. III в. до н.э. возникшей в ее недрах сарматской культуре.

 

Хозяйство— кочевое скотоводство на стадии меридиональных перекочевок. Соответственно культура известна в основном по погребениям, сходство которых и стало основным критерием выделения «савроматской» культуры.

Захоронения совершались в курганах с земляной насыпью. Хоронили в основном в ямах, в том числе с «заплечиками» (выступами-упорами для перекрытия), а в Южном Приуралье — также в катакомбных и подбойных могилах. В ямах могли сооружаться срубы, перекрытые настилом из дерева или камыша.

Господствует трупоположение, погребенные в основном лежат на спине, с параллельными или перекрещенными ногами, с ориентировкой на запад, реже — на восток или на юг.

Инвентарь мужских погребений составляли мечи, уздечный набор, изредка копья и стрелы. В инвентарь женских погребений также входили мечи, что подтверждает данные античных источников об участии савроматок в боевых действиях, а также украшения, зеркала, каменные блюда-алтарики и костяные ритуальные ложечки. Встречаются в погребениях и орудия труда: железные ножи, пряслица, костяные проколки.

Для всех погребений характерна напутственная пища — кости барана (изначально были туши обезглавленных баранов). Значительную роль в погребальном обряде играл культ огня в виде сожжения надмогильных сооружений, разведения кострищ над могилами или засыпания их горящими углями, вследствие чего сильно обгорали погребенные. Часто эти действия заменялись положением в могилы отдельных угольков или подсыпкой мела, охры или серы, а также оранжевых и красных кристаллов реальгара (моносульфид мышьяка).

Ведущие формы материальной культуры.

Савроматское оружие очень близко скифскому. Мечи и кинжалы — тех же типов, что и у скифов, но при этом здесь были очень популярны мечи с антеннообразнымнавершием, причем концы этих антенн — когтевидные. Стрелы имели втульчатые и черешковые наконечники из бронзы. Интересны колчанные крючки из железа или бронзы.
В узде у савроматов также много общего со скифами. Существенным отличием была широкая распространенность уздечных привесок-амулетов из клыков кабана.

Сосуды керамические были груболепными, сделанными без гончарного круга, в основном плоскодонными. Они имеют баночные, а также шаровидные и яйцевидные очертания. В Приуралье также изготавливались круглодонные сосуды. Бронзовые сосуды представлены двуручными котлами — рюмкообразными, с коническим поддоном.

Искусствоу савроматов представлено главным образом звериным стилем. Он имеет здесь свои особенности: основные предметы, декорируемые в зверином стиле — это каменные алтарики на ножках, костяные и роговые ритуальные ложки, клыки, костяные блюда, костяные пластины, бронзовые уздечные бляхи, навершияакинаков.

Излюбленный у скифов образ — олень — здесь почти не встречается. Известен лось, но наиболее популярен волкоподобный хищник с треугольными зубами. Также специфически местным, преимущественно приуральским образом является двугорбый верблюд.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь