Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 25. Салтово-Маяцкая культура. Хазары.
Са́ лтово-мая́ цкаякульту́ ра — археологическая культура эпохи железного века на юге России и юго-востоке Украины. Датируется концом VIII — первой половиной Х веков, периодом господства в этом регионе Хазарского каганата.Племенаираноязычных алан, тюркоязычных болгар, хазар и дрнароды, живщие на территории каганата. Территория: Раскопками было установлено, что здесь находятся остатки древнего средневекового города. Располагался он на правом берегу Северского Донца. Памятники: расположены в бассейне Северского Донца, и Среднего Дона. Характерны городища с остатками белокаменных или сырцовых стен, связанные с ними селища и катакомбные могильники.(НАПРИМЕР! Верхне-Салтовский, Дмитриевский, Ютановский и Маяцкий ком-сы.) Поселения: поселения салтово-маяцкой культуры представлены селами городами и кочевыми отдельную группу составляют города, существующие на месте предшествующих античных поселений. Селища - расположены на удобных и уже обжитых участках, иногда, на участках берега, защищенных оврагами. Городища-на мысах высокого коренного берега.
На селищах найдены фрагменты керамики, массивные рыболовные крючки, пряслица от ткацких станков, различные орудия труда. Жилища: Жили в полуземлянках глубиной до полутора метров квадратной или прямоугольной формы. Очаг в центре жилища или у стены. Жилища несколько отличаются в степных и лесостепных поселениях. Тандыры (хлебные печи) характерны для степных жилищ. Наиболее важным отличием полуземляночных построек городища Титчиха и Маяцкого комплекса являются отопительные устройства. Обычно выделяют два типа печей: печи-каменки и печи из камней и глины. По подсчетам исследователя, процентное соотношение печей этих двух типов составляет 25% и 75%. Хозяйство: Жители Хазарского каганата были не только кочевниками, найдено более сотни поселений с обширными следами земледельческого хозяйства. Археологические находки включают в себя сооружения, такие как крепкие дома, загоны для скота, сараевидные сооружения и другие надворные постройки. Возводились укреплённые крепости, такие как Саркел, построенная из кирпича. Кроме земледелия, население Хазарии занималось рыболовством, скотоводством и металлургией. Также в каганате было развито гончарное производство. Был свой алфавит, что подтверждается находками рунических граффити. Эти короткие записи пока не дешифрованы. Хазарская культура просуществовала намного дольше, чем само государство: это видно по слоям XI века из раскопок в Волжской Болгарии, а также из находок в Дунайской Болгарии, Венгрии и Византии. Духовная культура СМК довольно разнообразна. Поклонялись огню, богу молнии, св.деревьям, культ коня.Найденные в археологических раскопках редкие символы и амулеты дают возможность примерно определить мифологию и верования населения салтово-маяцкого археологического пласта. Найдены металлические амулетамы, граффити, а тамгообразные символические знаки, керамические клейма, амулеты и талисманы. Отмечается синкретизм, присущий кочевникам, в котором древнейшие формы религий (Тотемизм, культ предков, нагуализм, промысловые и аграрные культы, шаманизм) переплетены с более поздними. Несмотря на отсутствие прямых подтверждений в письменных источниках, по косвенным признакам специалисты предполагают, что наряду с ранее указанными культами мог быть культ верховного божества, Тенгри-хана, а также культ вождей, составляющий оппозицию вышеперечисленным более древним культам. Ни о каком синкретизме ни с исламом, ни с иудаизмом или христианством даже не ставится вопрос, так как ни одна из вышеуказанных религий не повлияла на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарском каганате. Погребальный обряд. Катакомбный обряд в большей степени свойственен аланскому населению, черепа в этих погребениях относятся к европеоидам -аланам. Могут быть одиночными, парными или кол-ми и содержать до 10 погребений, те некие семейные усыпальницы. Мужчин хранили на спине, в вытянутом положение, женщин-скрюченных на боку. Парные(м+ж) часто посыпаны углем. В катакомбах находят богатый и разнообразный инвентарь. Мужские-предметами вооружения: саблями, боевыми топорами-чеканами и стрелами, иногда с луком и колчаном, воинские наборные пояса, украшенными бляхами, также предметы коня: удила, уздечный набор, остатки седел.Женские- ножницы, бр. зеркала, ногтечистки, пинцеты, украшения(серьги, браслеты, бусы). Поминальные сооружения сопровождались трапезой. Остатки тризн и костей животных оставляли в ямках рядом с входом в катакомбу. Ямные погребения относятся к европеоидам-брахикранам с незначительной примесью монголоидности. Как упоминалось выше, их считают праболгарскими (булгарскими) или, возможно, хазарскими. Дно могильных ям посыпалось углем, все захранения лежа на спине в вытянутом положение. На всех территориях Салтово-маяцкой культуры находят также мезокранные черепа, что указывает тем самым на взаимную ассимиляцию культур. Особая роль-трупосожжение. ВОПРОС 26 Вся история и археология Волжской Болгарии делится на 3 периода: 1.Ранне-Болгарский(8-10в.) 2.Домонгольский (10в.-1236г) 3.Золотоордынский (1236г-нач.15в) Ранне-Болгарский период. Представлены только погребальные памятники( ни жилищ, ни селищ) Коренные населения: Финно- угорские племена · В 8-9 века приход Болгар ( Большие Тарханы) Тюркоязычные болгары. 360 погребений. Обряд. Глубокие (190см) и узкие могильные ямы, отсутствуют насыпи. Возле голов погребенных ставили сосуды. В составе погребального инвентаря – мясо( религиозные требования), несколько стеклянных бусин, заупокойная пища, реже – ритуальное погребение коня(его шкура, кости). Жили самодостаточно, практически нет вещей из чужой культуры. · Больше-Тигорский( Алексеевский район РТ) Протомодьяры, Венгры, прим.150 погребений Обряд. Широкие, мелкие, неглубокие могилы ( 50-90 см). могильник элитных людей. Внутри погребений роскошно украшенная серебром сабля, конский отдел(конная упряжка), женский: украшения, бус более 700 экземпляров(стеклянные, каменные), украшена серебром от головы до ног, платки головные, весочные подвески, серьги. Посуда, кусок мяса( говядина). Сосуды округлодонные, горшковидные, тонкий орнамент, серебряные пластины, погребальная маска. · Камские финны. Ломоватовская культура и Полужская. Танкеевский. (село Танкеевка) 9-сер.10 века. 1200 погребений(возможно обнаружил или открыл Евгений Петрович Казаков не знаю кто это). Обряд. Богат вещественными материалами. Большое число украшений. Поздняя группа Танкеевского могильника мусульманские. 368 погребений в Тарханах ВОПРОС 27 Биляр – столица домонгольскойБулгарии. Наибольшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века. В то время помещения каменных и кирпичных зданиях подогревались подпольной системой отопления, а также широко применяли стекло, которое использовали в качестве окон. В результате западных походов монголов город пал в 1236 году и более не восстанавливался. ВОПРОС 28 28 городище Великие Болгары-столица булгарии золотоордынского периода Город был основан волжскими булгарами в X веке, в 1361 году разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром. Затем был восстановлен, но в 1431 году разрушен воеводой Фёдором Пёстрым, после чего был покинут жителями и более не восстанавливался. Городище расположено около современного города Болгар в Татарстане. Монгольское нашествие насильно разрушило самостоятельное государственное развитие Волжской Болгарии, нанесло ущерб экономике края, на время прервало культурные контакты болгар. В 1236 г. монгольские полчища вторглись в Волжскую Болгарию. После долгого сопротивления страна была завоевана. Страна была разорена, города разграблены. Болгария, несмотря на жесточайший разгром и разрушение основных экономических и политических центров, сохранила свое положение в международной торговле. Именно поэтому Батый избрал Болгарию местом своей начальной ставки. Болгар стал первой столицей нового государства. Следует отметить, что вплоть до конца XIII в. бывшая Волжская Болгария развивалась замедленно. В ремесле, строительстве, культуре этого периода преобладали домонгольские традиции. С начала XIV в. на территории бывшей Болгарии бурно расцветает градостроительство, интенсивно развивается экономика, растет культурный уровень, причем во многих сферах преобладают общеимперские золотоордынские элементы культуры. в первой половине XIV в. в Болгаре была построена новая мощная оборонительная линия, окружавшая не только центральную часть, но и большинство торгово-ремесленных посадов города. Периметр городских укреплений золотоордынского времени почти в семь раз превышал протяженность внешней линии укреплений конца домонгольского периода и в 35 раз — длину укреплений X в. Фортификации Болгара золотоордынского периода представляли продуманную систему, включавшую мощный вал с 17 башнями, предмостными укреплениями, глубоким рвом с налаженной системой его заполнения водой из естественных источников. По величине сооружений, осмысленности способов защиты оборонительная система золотоордынского Болгара занимала одно из первых мест среди деревянно-земляных укреплений Восточной Европы. Обработка железа по-прежнему играла ведущую роль. Важным достижением явилось освоение передельного процесса, железо стали получать через производство чугуна. Идея передельного процесса была принесена в Волжскую Болгарию мастерами, пригнанными сюда монголами (предположительно, из Манчжурии). Болгарские металлурги выплавляли чугун на древесном угле. Раскопками в Болгаре открыты чугунолитейные печи XIV в(Они сложены из кирпича и имеют больше воздуходувных сопел, чем сыродутные домницы- это древнейшие чугунолитейные печи в Европе.) В Болгарии найдено много чугунного литья. Наиболее распространенной продукцией были чугунные котлы. В золотоордынское время резко сократились домашнее гончарство и работа на заказ, доминирует гончарная рыночная продукция. Наряду с выпуском традиционной столовой и кухонной посуды традиционных форм красного цвета прекрасного обжига, с глянцевой лощеной поверхностью, больше используются корчаги и корчажки, появились глиняные бытовые предметы специального назначения: котлы с трехпалыми ручками, светильники, ковши, пиалы, стаканообразные сосуды-туваки, столики-тарстары. В золотоордынский период широко бытует поливная керамика. В ювелирном производстве появляется много изделий, выполненных в характерном для золотоордынской эпохи красочном и пышном стиле. Развивались традиционные виды ремесла: кожевенное, косторезное, деревообработка. Интенсивнее развивалось стеклоделие. В золотоордынское время расширяется каменное строительство. Появляются монументальные архитектурные сооружения. Строится главная Соборная мечеть. Культовый комплекс в Болгаре — белокаменная мечеть с высоким минаретом С последней четверти XIII в. рядом с Соборной мечетью строится ряд каменных мавзолеев знатных семейств. В жилом строительстве использовался сырцовый кирпич. Дома снабжались системой отопления — канами-дымоходами под лежанками, расположенными вдоль стен комнат. Жилые дома дополнялись постройками для слуг, хозяйственными помещениями и представляли собой дворцовые комплексы. Фасады каменных построек украшались резьбой. Среди зданий, исследованных в Болгаре, интерес представляют общественные бани, сделанные по восточным образцам, снабженные подачей горячей и холодной воды, канализацией и подогревом помешений. Основная масса горожан, как и в домонгольский период, селилась в бревенчатых двухкамерных домах с обязательными печами. Рабы, составлявшие заметную часть населения болгарских городов золотоордынского периода, ютились в полуземлянках и землянках с открытыми очагами. ВОПРОС 29 Ремесла Волжской Булгарии. Во второй половине I тысячелетия на территории Среднего Поволжья и Прикамья проходил процесс этно- и культурогенеза многих племен, в результате чего в X в. было создано крупное восточно-европейское государство — Волжская Болгария. Спорна датировка ранней миграции болгар — VII или конец IX в. He определено количество переселенческих волн болгар — две или четыре. Дискуссионно время появления постоянных поселений — рубеж VIII-IX, рубеж IX-X или вторая половина — X в. Сельское ремесло. железоделательное производство и кузнечное ремесло. На поселениях находили скопление заготовок кричного железа и клады орудий труда кузнецов и слесарей. Сельские ремесленники обеспечивали население сельхозинвентарем, массой бытовых предметов, вооружением и конским снаряжением. Сельские ювелиры изготовляли ажурные браслеты из серебряной проволоки, височные кольца, покрытые листовым золотом, гривны, ожерелья, серьги, перстни, фибулы и другие украшения. Городское ремесло. Открытые при раскопках производственные объекты наглядно свидетельствуют о высоком уровне городского ремесла. Ведущими отраслями ремесленного производства были черная металлургия и металлообработка. Открыты остатки сыродутных горнов для выплавки железа. По конструкции они были наземные и ямные. Наземные сложены из сырцовой глины. Обработка железа по-прежнему играла ведущую роль. Важным достижением явилось освоение передельного процесса: железо стали получать через производство чугуна. Раскопками в Болгаре открыты чугунолитейные печи XIV в. Они сложены из кирпича и имеют больше воздуходувных сопел, чем сыродутные домницы. В таких печах достигалась высокая температура, необходимая для выплавки чугуна. Для получения железа приходилось прибегать к процессу переделки чугуна, что осложнило производственный цикл, но выросла производительность труда, уменьшились потери железа в шлаках. Железо по-прежнему получали в твердом виде, жидким был сам чугун. Из него можно было получать сталь тоже в твердом виде. Наиболее распространенной продукцией были чугунные котлы. ВОПРОС 30 Вопрос о происхождении славян, названия племен которых хорошо известны по Летописи, был тесно связан с вопросом о формировании достоверных славянских культур. Как мы знаем, ни одна из земледельческих культур раннего железного века состояла из различных этнических компонентов. Опираясь на различные источники (От повести временных лет до греческих авторов) можно говорить о том, что славяне занимали во 2 половине 1 тысячелетия от Балтийского моря до Балкан, от Днепра до Одера. Пражская к: от Эльбф до Дуная в 5в. Небольшие селища (до 10 построек) группами по берегам рек. Полуземлянки с печкой-каменкой в одном из углов. Господство обряда сожжения на стороне. Лепная неорнаментированная керамика. Занимались в основном земледелием, скотоводством и домашними ремеслами. Три теории ее происхождения: 1) сформировалась в Белорусском полесье. 2) Сформировалась из славянского компонента пшеворской культуры. 3) Вышла из зубрицкой культуры. Из пражской к. выделились по мере расселения и соприкосновения с другими культурами: пражско-корчакская и лука-райковецкая. Пражско-корчакская к: Прикарпатье, междуречье Днепра и Буга. 5-7вв. Занимались в основном земледелием, использовались рала без железных наконечников. Выращивали пшеницу, просо, ячмень. Использовались железные серпы. Ремесленное производство было развито слабо. Ювелирное производство с использованием простых схем производства. Посуда изготавливалась только ручным способом. Как правило не имеет орнаментации, лишь изредка украшена косой насечкой. Небольшие селища (до 10 построек) на невысоких пойменных местах. Укрепленные поселения встречаются редко: Зимно на одном из притоков Западного Буга. Жилища – квадратные полуземлянки с печкой-каменкой, иногда глиняной. Между жилыми зданиями часто располагались хоз. постройки. Могильники грунтовые, располагались поблизости от поселений. Известны случаи, когда погребения располагались между постройками (Тетеревка). Трупосожжение на стороне, пепел на дно ямы или в глиняный горшок, а уже потом на дно ямы. Остатки сожжения накрывались урной. Без погребального инвентаря. Лишь в редких случаях находят стеклянные бусы, ножи, поясные пряжки. В некоторых районах известны курганные захоронения с тем же ритуалом. В основании курганов располагались кострища. С 7в. практика курганов распространяется на все большие пространства. Погребальные памятники культуры обнаружены не по всей территории ее существования. Памятники культуры бедны находками. Фрагменты керамики, железные ножи, пряжки и браслеты. Находки предметов вооружения единичны, только к концу существования культуры формируются местные формы украшений. Развитие происходило спокойно, без потрясений. Лука-райковецкая к: От Белорусского полесья до р. Прут, от Западного Буга до Поднепровья. 8-10вв. В основном занимались земледелием. Для обработки почвы использовались железные инструменты. Продолжали существовать домашние ремесла. Глиняная посуда делалась в основном вручную, но в 9в. появляются сосуды, изготовленные на ручном гончарном круге, украшенные линейным или волнистым орнаментом. Изначально новая посуда была грубой. Предполагается, что технология пришла из Подунавья. Характерны открытые селища по берегам рек, в местах удобных для земледелия и других промыслов. Площадь незначительна, а застройка бессистемна. С 9в. площадь увеличивается, а застройка ведется рядами, появляются небольшие усадьбы. Увеличивается количество городищ. Пример: Хтомельское поселение на р. Горынь (городище с 3 сторон защищенное низиной. Здесь найдено множество предметов быта, вооружения, орудий труда, украшения. Погребения курганные и грунтовые, сожжение на стороне, по пражскому обряду. 8-9вв. широко распространяется практика сооружения курганов. В 10в. она преобладает. Носители культуры стали предками юго-западной группы восточных славян. Пеньковская к: После гунских завоеваний в 4в. в Среднем Поднепровье сохранилась часть носителей черняховской к., которые смешались с представителями киевской культуры и приняли участие в формировании пеньковской к. Район формирования: Среднее Поднепровье и бассейн р. Буг, от Северного Донца на востоке до нижнего Дуная на западе. 5-6вв. занимались земледелием и приселищным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот). Ремесло носило домашний характер, исключение – добыча железа и железообработка. Можно утврерждать, что практически все изделия из черного металла имеют местное происхождение. Характерна лепная керамика. В финале развития к. появляются центры по изготовлению гончарной керамики, формы и орнаментации имеют северокавказские мотивы. Это можно ассоциировать с переселением аланских мастеров. В конце 7в. возникает пастырское городище, как центр торговли.Селища на низких участках береговых террас в 2-3га. Бессистемное строительство. Жили в полуземлянках с открытым очагом, а в последствии с печками-каменками в одном из углов жилища. Были обнаружены юртообразные жилща, характерные для кочевников. Ритуал погребения такой же, как в пражской культуре, но погребения сопровождаются украшениями и ритуальными сосудам. Памятники характеризуются довольно большим количеством находок из металлов. Пеньковская керамика, как правило неорнаментирована, иногда встречаются уркрашенные сосуды Роменско-боршевская к: занимает территорию Левобережья Днепра от Десны до Верхнего и Среднего Дона. 8-10вв. В 7в. происходит переселение носителей ранней лука-райковецкой к. в районы левобережья Днепра. Постепенно, смешиваясь с местным населением, эти народы создаются роменскую и боршевскую культуры, которые схожи во многих деталях, поэтому иногда ее называют роменско-боршевской. Общими являются: пашенное земледелие, полуземлянки с печами в одном из углов, развитое косторезное дело, лепные сосуды украшенные оттесками веревочного штампа, обряд погребения – подкурганные трупосожжения на стороне. Однако имеется целый ряд различий в костюме, наборе украшений, домостроительстве. Использовались пахотные орудия с железными наральниками. Выращивалась пшеница, просо, а позже – рожь. Для сбора урожая использовались железные орудия. Преобладал крупный рогатый скот, затем свиньи и мелкий рогатый скот. Широкое распространение получило железо. Следы изготовления украшений найдены во многих поселениях. В качестве сырья использовался металлолом: арабские монеты. Для культуры 9-10вв. характерен набор украшений из лучевых височных колец, браслетов и шейных гривен. Многие привески и пряжки, найденные при раскопках имеют аналоги среди венгерских, балтских и финских древностей. Характерна лепная керамика. Преобладают грубые горшки. Обжигалась посуда в печах. В конце 9в. появляются сосуды, подправленные на ручном гончарном круге. Однако в 10в. сохраняется преобладание лепных форм. Встречается посуда и украшения салтовского происхождения. Поселения неравномерно распространены внутри ареала культуры. Большинство из них сосредоточены в местах, в древности покрытых лесными массивами. Преобладают селища. Достигаются 10га. Изначально поселения занимали места в поймах рек. В 9-10вв. поселения начинают занимать плато высоких берегов. Городища достигали 2-3га. В 10в. стали распространяться срубные постройки. Характерны практически безынвентарные погребения. Роменская культура соотносится с северянами. Боршевская к. связана с вятичами. Часть поселений в скифских городищах. Отличие от роменской к. незначительно. Погребальный обряд имеет более сложную схему. В курганах могли располагаться погребальные камеры. В них найдены, помимо останков трупосожжения, пища. Однако большинство боршевских курганов имеет обычное устройство. ВОПРОС 31.Культура длинных курганов
Все глиняные сосуды сделаны вручную.
Вещевой инвентарь из длинных курганов в зависим. от территории распространения делится на 3 группы: Орудия труда или предметы вооружения встречены в единичных случаях (серп, наконечник копья). По всему ареалу длинных курганов с конца IX в. распространяются круглые курганы с индивидуальными сожжениями, которые сооружаются вплоть до рубежа X-XI вв. В круглых курганах в раде случаев найдены вещи, аналогичные находкам из длинных курганов(украшения). Культура сопок. В VII-VIII вв. в основном на тер.бас.оз.Ильмень распространяются сопки — высокие крутобокие погребальные насыпи.
Сопки располагаются цепочкой вдоль берега реки или озера. Иногда объединены в одну группу с круглыми небольшими курганами, которые концентрируются в одном из концов могильника или вокруг сопки. Насыпи содержат остатки нескольких сожжений, совершенных на стороне( коллективные усыпальницы). Захоронения в сопках располагаются ярусами, которые условно определяются как верхний, средний и нижний. Больше всего захоронений находится в верхней части насыпи. Одна сопка может содержать более 10 захоронений. Более 70% погребений в сопках не имеют инвентаря. Находки оплавленных стеклянных бус, ж.ножей, пряжек, оружия единичны. Характерны безурновые погребения, но встречаются глиняные и даже берестяные сосуды-урны. Важной частью конструкции сопок является кольцо в основании, сложенное из валунов. Оно в больш-веслучаев сооружено раньше насыпи и, видимо, имело ритуальный смысл. В основании сопок и внутри насыпей встречаются различные сооружения из камней. Еще одна особенность погребений в сопках — это наличие кальцинированных или необожженных костей животных, чаще всего лошадей. Основным типом поселений культуры сопок были селища небольшого размера. Селища расположены вдоль рек с широкими долинами и пологими береговыми террасами, т.е. на землях, удобных для подсечно-огневого земледелия.
Возникновение таких известных поселений, как: Старая Ладога в низовьях Волхова и Рюриково Городище у его истока под Новгородом. Лепная посуда сопок и поселений подразделяется на три группы: приземистые слабопрофилированные сосуды, близкие финской керамике; широкогорлые сосуды с ребристым плечиком, близкие славянской посуде междуречья Вислы и Эльбы; горшкообразные профилированные сосуды.
На смену сопкам в X в. приходят круглые курганы с трупосожжением. Характерной чертой этих курганов, указывающей на их связь с сопками, является валунное кольцо в основании. Большинство круглых курганов содержит по одному-два захоронения, совершенных в верхней части насыпи. Вероятно, погребения помещались в уже сооруженную насыпь. В подавляющем большинстве погребений никаких вещей не найдено. Территория распространения сопок и возникших в значительной степени на их основе круглых курганов с сожжением, а затем — трупоположениями в пределах Северо-Запада Руси соответствует в основных чертах территории обитания племени новгородских словен. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1340; Нарушение авторского права страницы