Обеты. Четырнадцать коренных тантрийских падений
1. Неуважительно относиться к ваджрному наставнику. Ваджрным, или тантрийским, наставником является тот, кто даровал посвящение в тантры, учил медитации и объяснял смысл тантрийского учения. Под неуважительным отношением понимается любое оскорбление, как физическое, так и словесное, прямое или косвенное, например распространение ложных сведений. Если же все это делается осознанно, намеренно, с желанием показать себя и оскорбить наставника - это полное падение. Последнее утверждение относится также и ко всем остальным падениям.
2. Не следовать учению Будды. Неуважение к отдельным положениям или отказ от положений учения Победоносного, совершение десяти недобродетельных деяний и подобного - все это коренное падение. Пренебрежительное отношение к советам и указаниям ваджрного наставника - это также падение.
3. Неуважительно относиться к духовным братьям и сестрам. Неуважительное отношение понимается как любого рода неуважительные действия или намерения. В различных тантрах понятие “духовные братья и сестры” трактуется по разному, обычно подразумевается совместное посвящение. Наиболее широкое определение дается в комментариях к тантре Калачакры, в ней выделяется семь уровней духовной родственной близости.
1. Дальние родственники - все живые существа.
2. Просто родственники - все последователи учения Будды.
3. Близкие родственники - все последователи тантры.
4. Дети одной матери - все, получившие посвящение в одну и ту же мандалу.
5. Дети одного отца - все, получившие посвящение у одного и того же наставника.
6. Дети одних родителей - все, получившие посвящение в одну и ту же мандалу, у одного и того же наставника, но в разное время.
7. Близнецы - все, одновременно получившие посвящение.
В соответствии с возрастанием уровня духовного родства возрастает и серьезность этого коренного падения.
4. Отказывать в любви живым существам. Это коренное падение заключается в решении никогда не помогать живым существам, даже какому-либо одному конкретному человеку, или же в отказе кому-либо в утешении.
5. Отказываться от устремленности к пробуждению (санскр. bodhicitta). В общем случае речь идет о неследовании пути бодхисаттвы и нарушении соответствующих обетов. В тантре Калачакры это падение рассматривается как потеря семенной субстанции - основы достижения нерушимого блаженства.
6. Неуважительно относиться к Дхарме. Наиболее серьезным является неуважение к учениям Махаяны и Хинаяны. Менее серьезным, но также падением является неуважение к другим духовным учениям.
7. Раскрывать секреты тантры. Падением является раскрытие секретов тантрийского учения тем, кто не идет по пути тантры и не готов к пониманию ее сути. В частности, это относится к способам достижения нерушимого блаженства.
8. Допускать насилие над скандхами. В самом общем смысле это означает презрение к своему собственному телу. Скандхи и элементы, составляющие тело, не должны быть презираемы, поскольку они являются основой достижения результата и, после принятия посвящения сосуда, должны быть трансформированы в пять мудростей. Падением является также восприятие тела как основного источника страдания, попыток самоубийства и т.д.
9. Ошибочно понимать относительную истину. Падением является, в частности, непонимание или неприятие взаимозависимого возникновения всех явлений, подмена пустоты неконцептуальным состоянием.
10. Любить безнравственных, порочных людей. Падение заключается в заинтересованности в общении со злыми духами, демонами, религиозными экстремистами и т.д.[1] К этому же падению относится преднамеренное обольщение, неискренность в любви к тантрийской супруге.
11. Ошибочно понимать абсолютную истину. Падением является применение ошибочных концепций к пониманию природы реальности, нерушимого блаженства, природы тела, речи и ума будд. На начальном этапе это падение рассматривается как непамятование о правильном воззрении.
12. Разрушать веру. Падением является разрушение веры у людей, в частности в буддийское учение. Также это падение рассматривается как разрушение веры в конкретного учителя или йогина.
13. Отказываться от субстанций обязательств. Падением является восприятие как нечистых пяти видов мяса, пяти нектаров и т.д. Также падением считается невыполнение или несоответствующее выполнение тантрийских ритуалов и подношений, пренебрежительное отношение к ваджре, колокольчику, небрежное выполнение мудр и т.д.
14. Неуважительно относиться к женщинам. Праджняпарамита есть женское начало[2] и женщина по своей природе есть Мудрость, поэтому падением являются любые неуважительные высказывания или действия по отношению к любым женщинам.
Восемь вторичных тантрийских падений
Джамгон Конгтрул[1] в своей книге приводит следующие восемь вторичных падений, связанных с четырнадцатью коренными падениями.
1. Полагаться на супругу, которая:
- не имеет обетов (т.е. не получившую посвящения или нарушившую обеты);
- не хранит должным образом тайну практики;
- не верит в свои силы;
- не обладает необходимым уровнем знаний и практики.
То же самое применимо и для женщин в отношении супруга, это падение относится преимущественно к буддистам-мирянам, практикующим тантры.
2. Ссориться и спорить из-за чего-либо во время тантрийской практики и выполнения ритуалов.
3. Принимать внешние и внутренние субстанции обязательств от непосвященных в тантры.
4. Отказаться открыть секреты тантры искренним ученикам из-за их бедности или просто из нежелания делиться знаниями.
5. Не отвечать напрямую на вопросы, касающиеся тантрийского учения, а вместо этого подшучивать или давать запутанные пространные объяснения.
6. Жить более чем неделю в доме человека, презирающего Махаяну.
7. Практиковать тантру примитивно, т.е. соблюдать только внешние ритуалы, не вникая в суть внешнего, внутреннего и тайного уровней. К этому же падению относится остановка практики на этапе зарождения.
8. Раскрывать секреты тантры, пренебрегая уровнем и готовностью ученика. Раскрытие секретов тем, кто вообще не получал посвящений, относится к седьмому коренному падению.
Кроме этих восьми, в разных буддийских школах к числу вторичных падений относятся следующие, не вошедшие в основной список.
1. Открывать неподготовленным ученикам секретные мудры, специальные позы (асаны) и йогические упражнения.
2. Показывать секретные тексты людям, не имеющим отношения к тантре.
3. Нарушать обеты Хинаяны и Махаяны, за исключением особых случаев (т.е. с альтруистической мотивацией).
Падения считаются действительно свершившимися, если присутствуют следующие факторы:
1. Нарушение совершается под действием негативных эмоций.
2. Нарушение совершается в ясном состоянии ума, т.е. отчетливо осознаются действие и объект нарушения.
3. Выполняется физическое или вербальное действие по отношению к объекту.
4. Нарушающий получает удовлетворение от своих действий и не чувствует сожаления.
Восстановление нарушенных обетов
Нарушенные обеты могут быть восстановлены различными способами. Основой для восстановления является осознание допущенного падения и стремление более не нарушать свои обеты и обязательства. Способами восстановления обетов обычно служат специальные практики, например практика Ваджрасаттвы, начитывание мантр соответствующего йидама и выполнение подношений торма, выполнение ритуала самопосвящения или принятие посвящения от наставника.
Польза от соблюдения обетов
В коренных текстах тантр говорится: тот, кто вошел в дверь тантры (т.е. получил посвящение) и в течение своей последующей жизни практикует тантру и соблюдает в чистоте все три вида нравственности (обеты личного освобождения, обеты бодхисаттвы и тантрийские обеты), достигнет состояния Ваджрадхары в течение одной жизни и в одном теле. Тот же, кто в силу сложившихся обстоятельств не может в этой жизни практиковать тантру, но соблюдает принятые обеты, достигает освобождения в следующей жизни.
Приложение 1
Популярное: