Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура личности в буддизме.



Пять скандх

В буддийской традиции структура человеческой психики, структура личности описывается пятью скандхами.

1. Рупа-скандха - “форма”, группа чувственного, включает в себя “органы чувств, объекты чувств, их взаимосвязи и психологические следствия”[1]. Согласно объяснению Ч.Трунгпы[2], на этом уровне находятся восемь типов сознания. Трансформируется в Мудрость Великого Зеркала. Это означает полностью утихомиренное сознание, в котором формы всех вещей потенциально присутствуют и распознаются как шуньята. Будда Акшобья.

2. Ведана-скандха - группа ощущений, реакции, возникающие на основе чувственных впечатлений и эмоций внутреннего происхождения. Это приятное и неприятное, радость и печаль, удовольствие и боль. Трансформируется в Мудрость Равностности, понимаемую как расширение ощущений на весь универсум, ощущение равенства и единства всего живого. Будда Ратнасамбхава.

3. Самджня-скандха - “восприятие”, группа распознавания и представления. Трансформируется в Различающую Мудрость, которая “учит нас [видеть и] уважать различия и уникальность каждого индивидуума и каждой ситуации, в которой мы оказываемся”[3]. Будда Амитабха.

4. Самскара-скандха - группа формирующих сил, ментальных активностей, кармические следствия, вызванные сознательным волепроявлением. Трансформируется в Мудрость Всесовершения. Имеется ввиду спонтанная деятельность, не обусловленная эго, т.е. свободная от кармы. Будда Амогасиддхи.

5. Виджняна-скандха - группа элементов сознания, объединяющих и координирующих функции предыдущих скандх. Трансформируется в Мудрость Сферы Дхармы, осознание Дхармы, универсального закона функционирования. Будда Вайрочана.

Приложение 2

Обеты генина (буддиста-мирянина)

1. Воздержание от причинения вреда живым существам.
2. Воздержание от лжи.
3. Воздержание от прелюбодеяния.
4. Воздержание от воровства.
5. Воздержание от употребления алкоголя и других интоксикантов.

Приложение 3

Базовая нравственность.

Десять неблагих деяний

В понятие базовой нравственности входит отказ от совершения десяти неблагих деяний тела, речи и ума. Эти десять таковы.


1. Убийство - убийство, побуждение или соучастие в убийстве живого существа.
2. Воровство - отнятие чужого силой или тайно, равно как ради своей или чужой пользы.
3. Прелюбодеяние - соитие с неподходящими людьми, неподходящим образом, в неподходящее время, в неподходящем месте.
4. Ложь - изменение смысла, представления.
5. Злословие - правдивые или неправдивые слова с целью поссорить.
6. Грубые слова - неприятные слова в состоянии озлобленности по поводу недостатков происхождения, тела или поведения.
7. Пустословие - бессмысленные слова, разговоры о правительстве, министрах, прочие мирские разговоры, рассказы о веселых похождениях и т.д.
8. Алчность - желание сделать чужое своим, привязанность к собственному достоянию, желание накапливать имущество.
9. Злонамеренность - мысленное исполнение желаний убить или причинить иной вред.
10. Ложное воззрение - отрицание существующей реальности и ее законов, например закона кармы.

Приложение 4

Восемнадцать коренных падений бодхисаттвы и сорок шесть дополнительных проступков
Восемнадцать коренных падений


1. Хвалить себя или принижать других, уповая на подарки и почести [1].
2. По скупости не оказать материальной помощи страдающему и беззащитному или отказаться учить его Дхарме.
3. Не принять от своего обидчика искреннего извинения, затаить на него злобу.
4. Отказаться от Великой Колесницы, [говоря, что тексты Махаяны не являются Словом Будды, ] или проповедовать всего лишь подобие Дхармы.
5. Присвоить имущество Трех Драгоценностей.
6. Отказаться от священной Дхармы, [говоря, что священные тексты Трех Колесниц не являются Словом Будды].
7. [Разгневавшись, ] отнять у монаха одежду [, избить его, лишить свободы или заставить отказаться от монашества, (даже если он заслуживает этого: например, безнравственен)].
8. Совершить [какое-нибудь из пяти] преступлений неотложного возмездия:
- убийство отца;
- убийство матери;
- убийство архата;
- внесение раскола в сангху;
- умышленное ранение Будды.
9. Придерживаться ложных взглядов, [противоречащих Учению Будды, - таких, как отрицание Трех Драгоценностей, закона причины-следствия и т.п.].
10. Разрушить [огнем, загрязнением или черной магией город] или другое населенное место.
11. Учить о пустоте неготовых к ее пониманию.
12. Отговаривать [других] от вступления в Махаяну, [т.е. от стремления к Пробуждению ради других и подбадривать их стремиться лишь к собственному Освобождению].
13. [Побуждать других полностью] отказаться от своих обетов Индивидуального освобождения (Пратимокши) [и стать Махаянистами].
14. Принижать колесницу шравак: [самому верить и других убеждать, что хинаянисты не избавляются от привязанности и прочих клеш].
15. Лгать о своих сверхмирских достижениях, [о прямом постижении пустоты и прочих].
16. Брать подарки, которые были предназначены Трем Драгоценностям.
17. Передать подношения, предназначенные созерцателям, всего лишь чтецам текстов или учредить плохие правила дисциплины [вносящие в духовную общину дисгармонию].
18. Отказаться от Вдохновенной [и Практической] бодхичитты.

Для того чтобы коренное падение (кроме 9-го и 18-го, которые достаточны сами по себе) полностью совершилось, требуются четыре связующих фактора:


1. Не признавать свой поступок скверным или, признав его нарушением обета, не обращать на это внимания.
2. Сохранять намерение повторить проступок.
3. Испытывать от него радость.
4. Не ощущать стыда или сожаления из-за содеянного.

Сорок шесть дополнительных проступков
Проступки, препятствующие парамитам даяния и нравственности:

1. Не совершать [каждый день] подношений Трем Драгоценностям [телом, речью и умом].
2. Лелеять корыстные помыслы [об обретениях и почестях].
3. Не уважать старших, [принявших обет Бодхисаттвы раньше тебя].
4. Не отвечать на [искренние] вопросы, [на которые способен ответить].
5. Не принять приглашений в гости [из-за гнева, гордыни или других отрицательных эмоций].
6. Не принять денег, золота и прочих дорогостоящих подарков.
7. Отказаться преподать Дхарму желающим.

Проступки, препятствующие нравственности соблюдения дисциплины:
8. Отвергнуть злодеев и нарушивших нравственные обеты.
9. Не соблюдать общих нравственных норм, укрепляющих в других веру.
10. Ограничивать свои действия на благо живых существ: [строго соблюдать правила Винаи в таких ситуациях, когда их несоблюдение больше помогло бы другим].
11. Из-за нехватки сострадания отказаться совершить, [чтобы помочь другим, ] неблагие действия тела и речи, [когда обстоятельства требуют этого].
12. Охотно принять в подарок вещи, полученные пятью недостойными [способами: лицемерием, намеками, лестью, принуждением или взяточничеством].
13. Часто отвлекаться и сильно привязаться к веселью и подобному [или побуждать других к развлечениям без всякой полезной цели].
14. [Верить и провозглашать, что последователи Махаяны должны] остаться в сансаре и не пытаться освободиться от клеш.
15. Не отказываться от [поступков, способствующих распространению] дурной славы.
16. Не пресекать [свои проступки] или проступки других, когда это полезно.

Проступки, препятствующие парамите терпения:
17. Отходить от четырех дхарм подвижника: [ответить на оскорбление, гнев, обиду или избиение тем же].
18. Пренебречь разгневанными на тебя, [не стараться успокоить их гнев].
19. Отказаться выслушать извинения других.
20. Дать волю гневным мыслям.

Проступки, препятствующие парамите усердия:
21. Собирать круг друзей или учеников, [желая почестей и подношений].
22. Не устранять три вида лени и подобного.
23. Привязываться к пустым речам и шуткам.

Проступки, препятствующие парамите медитации:
24. Не искать средств развития сосредоточения (самадхи), [таких, как хорошие наставления, условия и т.п.].
25. Не избавляться от пяти скверн - препятствий медитативному сосредоточению: 1) возбужденности, сожаления, 2) злонамеренности, 3) вялости, сонливости, 4) жажды удовольствий и 5) сомнений.
26. Видеть во “вкусе” медитации достоинство [и привязываться к нему].

Проступки, препятствующие парамите мудрости:
27. Отказаться от [писаний или путей] Хинаяны [как от якобы ненужных для последователя Махаяны].
28. Прилагать усилие к другой системе практики, пренебрегая [своей, Махаяной].
29. Без необходимости усердствовать в изучении небуддийских трактатов.
30. Увлечься небуддийскими трактатами, изучаемыми по необходимости.
31. Отказаться от какой-либо части Махаяны.
32. Хвалить себя или принижать других из гордости и т.п.
33. Не ходить на духовные собрания.
34. Пренебрегать Учителем или духом учений, [полагаться лишь на слова учения].

Проступки, препятствующие нравственности - помощи другим:
35. Не помочь нуждающимся в помощи.
36. Не заботиться о больных.
37. Не облегчить страданий других.
38. Не указывать неблагоразумным правильных поступков.
39. Не помочь тому, кто помог тебе.
40. Не утешить горюющего.
41. Не оказать материальной помощи нуждающемуся.
42. Не помогать окружающим: [ученикам, друзьям и близким].

43. Не делать так, как хотят другие, [когда это не вредит ни тебе самому, ни другим].
44. Не хвалить обладающих достоинствами.
45. Не пресекать решительно (применяя насилие в случае необходимости) кем-нибудь творимое зло.
46. Не проявить имеющихся магических сил [ради прекращения злодеяний других].

Приложение 5


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь