Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С Буддой Ратнасамбхавой связаны четыре обязательства даяния или великодушия, преобразующие гордость в Мудрость Равностности.



11. Даяние материального [, например, еды, вещей].
12. Даяние учения [, даже одного-единственного наставления в Дхарме].
13. Даяние бесстрашия.
14. Даяние любви, доброты.

Даяние бесстрашия (п.13) Геше Чжамьян Кьенце комментирует так: всеми живыми существами владеет страх и любая поддержка живого существа, противодействующая этому страху, называется даянием бесстрашия.

С Буддой Амитабхой связаны три обязательства практики, преобразующие привязанности в Мудрость Различения.

15. Практика внешних видов тантры (крия и чарья тантра).
16. Практика внутренних видов тантры (йога и ануттарайогатантра).
17. Практика всех трех колесниц (Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны).

С Буддой Амогасиддхи связаны два обязательства, преобразующие ревность в Мудрость Всесовершения. Делая подношения торма гневным божествам, можно достичь цели значительно быстрее.

18. Подношение [, любое подношение, размер его не имеет значения].
19. Выполнение обетов пратимокши, обетов бодхисаттвы и тантрийских обетов.

Обязательства шести семейств Будд в тантре Калачакры

Согласно тантре Калачакры[1] определяются предварительные обязательства, принимаемые на начальных уровнях посвящения и окончательные обязательства.

1. Обязательства семейства Акшобьи. В этот раздел включаются обязательства по отношению к мудре, колокольчику, ваджре и ваджрному наставнику. Мудра - просветленное тело, колокольчик - просветленная речь и ваджра - просветленный ум являются тайной природой обычного тела, речи и ума, их предельной природой, т.е. шуньятой. Три предварительных обязательства “держать” ваджру, колокольчик и мудру означают понимание того, что тело, речь и ум являются тремя нерушимыми, и поддержание этого понимания в процессе медитации. Эти три обязательства связаны с субстанциональной причиной достижения просветленного тела, речи и ума. Ваджрный наставник является основным условием реализации, соответственно, существует обязательство по отношению к ваджрному наставнику. Оно заключается в поддержании веры и уважения к наставнику и в полном полагании на него, т.е. в точном выполнении полученных наставлений. Окончательное обязательство ваджры просветленного ума означает тренировку ума в достижении нерушимого блаженства. Обязательство колокольчика просветленной речи означает тренировку речи в достижении непобедимого звука речи [дарующего нектар учения на всех языках и во всех сферах мироздания[2]]. Обязательство мудры просветленного тела означает тренировку тела в достижении пустого образа[3]. Обязательство ваджрного наставника означает строгое уважение и почитание наставника, даровавшего посвящение и объяснения, на всех стадиях практики и уровнях реализации.

2. Обязательства семейства Ратнасамбхавы. Предварительным обязательством является упражнение в десяти видах великодушного даяния[4]: драгоценных камней, железа, меди, скота, коней, слонов, молодых девушек, земель, собственной супруги, собственного тела. Этот список означает даяние всего самого драгоценного, что есть. Он может быть ограничен возможностями дающего, но в любом случае должно присутствовать стремление отдать все, что дорого. Окончательное обязательство имеет своей сутью связывание десяти ветров[5] в центральном канале.

3. Обязательства семейства Вайрочаны. Предварительное обязательство состоит в питании пятью видами мяса, пятью нектарами и другими видами пищи, подходящими для йогина. Окончательное обязательство состоит в предотвращении выброса семени, которое является чистой сущностью пяти скандх и пяти органов чувств.

4. Обязательства семейства Амогасиддхи. Предварительное обязательство заключается в накоплении заслуг путем всякого вида подношений буддам и бодхисаттвам. Окончательное обязательство состоит в возжигании сердечным теплом и чувствами внутреннего огня туммо так, что семенная сущность тела (белая и красная капли) плавится, обращает свой поток и растворяет скандхи, элементы, органы чувств и их объекты в состояние блаженства.

5. Обязательства семейства Амитабхи. Предварительное обязательство состоит в постоянном соблюдении правильного поведения. В отношении первых семи посвящений Калачакры это означает воздержание от прелюбодеяния. Окончательное обязательство состоит в трансформации блаженства, возникающего при плавлении семенной сущности (тигле), в нерушимое блаженство, достигаемое при помощи пустого образа.

6. Обязательства семейства Ваджрасаттвы. Предварительное обязательство состоит в поддержании пробужденного ума, союза недвойственного сострадания, порожденного великим блаженством, и высшего проникновения в пустоту, который является изначальной мудростью, постигающей реальность. Окончательное обязательство состоит в развитии нераздельности нерушимого блаженства и пустоты в ее высших аспектах[6].

Последовательность, в которой даются обязательства в тантре Калачакры и в других тантрах, не случайна, она в каждом конкретном случае соответствует правильной последовательности включения этих обязательств в практику.

Правильное поведение

Целью правильного поведения (тибет. brtul zhugs) является трансформация обыденного мышления и обыденной деятельности в просветленное мышление и деятельность будды. В различных тантрах понятие поведения интерпретируется по разному.

Например, в тантре Чакрасамвары говорится о двадцати двух условиях правильного поведения. Большинство мастеров древности считает, что эти условия следует понимать как избегание четырнадцати коренных падений и восьми дополнительных падений, которые будут объяснены ниже. Кроме того, определяются следующие правила поведения.

1. Подношение в 10-й день лунного месяца.
2. Подношение лакчо (тибет. lag mchod) - визуализация йидама на ладони руки и выполнение подношения ему другой рукой.
3. Подношение посредством четырех ваджр.
4. Практика “четырех печатей”.
5. Ритуальное пиршество героев и йогинов.
6. Символическое поведение, т.е. поведение, состоящее из специальных физических и вербальных знаков.
7. Выполнение восьми правил поведения с женщинами, практикующими тантру.

Для практикующих стадию завершения нарушением правил поведения с женщинами считается, например, сексуальный контакт с тантрийской супругой, как с обыкновенной женщиной, просто ради получения удовольствия, или же чувство отвращения к субстанциям обязательств[1].

В тантре Гухьясамаджи на этапе завершения должное поведение - это тренировка техники растворения пяти скандх, символизируемых пятью нектарами, в состояние ясного света.

В тантре Калачакры описываются двадцать пять правил поведения Ваджрасаттвы. Из них первые пять правил известны как обеты буддиста-мирянина и состоят в воздержании от четырех основных преступлений и от употребления интоксикантов.

1. Воздержание от причинения вреда живым существам.
2. Воздержание от лжи.
3. Воздержание от прелюбодеяния.
4. Воздержание от воровства.
5. Воздержание от употребления алкоголя и других интоксикантов.

Поскольку эти пять входят в число элементов базовой буддийской нравственности[2], т.е. десяти неблагих деяний, нет необходимости давать к ним подробный комментарий. Детальное описание базовой нравственности приведено, например, в Большом руководстве к этапам пути пробуждения Чже Цзонхавы[3]. Следующие правила определяют воздержание от пяти пороков, названных так потому, что “следование им впустую тратит время и разрушает добродетели”[4].


6. Воздержание от азартных игр.
7. Воздержание от нечистой пищи (мяса животных, убитых без особой необходимости, для наслаждения).
8. Воздержание от чтения историй о войнах, правителях, бандитах.
9. Воздержание от жертвоприношений предкам (согласно ведическим обычаям).
10. Воздержание от следования варварским религиозным практикам. Отдельно выделяется воздержание от пяти убийств как опровержение древних жестоких представлений о возможной пользе “священных” убийств.

11. Воздержание от убийства любого животного.
12. Воздержание от убийства ребенка.
13. Воздержание от убийства мужчины.
14. Воздержание от убийства женщины.
15. Воздержание от разрушения культовых сооружений.
Далее идет воздержание от пяти типов неприязни, враждебности.
16. Воздержание от неприязни к людям, когда-либо помогавшим вам.
17. Воздержание от неприязни к достойным уважения людям, например старшим.
18. Воздержание от неприязни к Будде.
19. Воздержание от неприязни к сангхе.
20. Воздержание от неприязни к наставнику, который доверяет вам.
И наконец, завершает перечень правил пять воздержаний от привязанностей.
21. Воздержание от привязанности к видимой форме.
22. Воздержание от привязанности к звукам.
23. Воздержание от привязанности к запахам.
24. Воздержание от привязанности к вкусу.
25. Воздержание от привязанности к тактильным ощущениям.

На этапе завершения в тантре Калачакры правильное поведение определяется, в том числе, практикой особых разделов йоги, как, например, “отдергивание” (тибет. so sor sdud pa), означающее остановку взаимодействия между органами восприятия и их объектами, т.е. переключение обыденного восприятия “кажимости” явлений на просветленное восприятие истинной природы реальности. Сюда же входит практика контроля дыхания (тибет. srog rtsol, санскр. pranayama), которая приводит к собиранию ветров (тибет. rlun) в центральном канале (тибет. rtsa). Несмотря на разницу в определениях, правильное поведение сводится к выполнению определенных действий, служащих конкретной цели тантр: трансформации сознания и достижению состояния будды. В целом, поведение практикующего тантру на стадиях зарождения и завершения должно соответствовать коренному тексту тантрийской садханы, комментариям к ним и указаниям ваджрного наставника.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь