Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными нормами(формальными и неформальными). Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви. Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие. То, что субъект Х ценит объект Y, означает, что Х действует так, чтобы достичь уровня Y или хотя бы приблизиться к этому уровню. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений – независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие. Социальный конфликт − это один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов. По своим содержательным характеристикам социальный конфликт противоположен таким явлениям, как социальное согласие (консенсус), сотрудничество, гармония, социальный порядок. В противоположность идеальным моделям бесконфликтного гармоничного общества, реализуемого, с точки зрения их сторонников, в отдаленном будущем или в " граде Божием", реалистические концепции представляют конфликт как неустранимый, постоянный элемент социальной жизни, проявляющийся в своих " слабых" формах в виде соревнования, состязательности, инициативности. В соответствии с этим выделяются различные формы социального конфликта, его фазы и средства, используемые конфликтующими сторонами: прямое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных конфликтов и достижение согласия. волюция и революция — виды становления. Лишь сравнительно недавно они были осознаны людьми как важные идеи-понятия. В неорганической природе им соответствуют постепенное изменение (постепенность) и скачкообразное изменение (скачок). Эволюция и революция — процессы, которые охватывают собой сложные органические изменения, т. е. их необходимым элементом являются процессы развития. Скачок и постепенность характеризуют сравнительно простые изменения. Они используются главным образом для характеристики неорганических процессов. Например, выветривание скалы вплоть до ее полного исчезновения — это постепенное изменение, а разрушение скалы в результате землетрясения — это скачкообразное изменение. Кстати, эволюционная теория Ламарка и теория катастроф Кювье суть не что иное как попытки объяснения сложных органических процессов эволюции и революции с помощью неорганических понятий постепенности и скачка. Примером редукционистского истолкования понятий эволюции и революции (в смысле неорганических понятий постепенного и скачкообразного изменений) является также их использование для характеристики масштабных геологических процессов. Последние, при всей вовлеченности в них биосферны х процессов, остаются все же по своей природе неорганическими. В них нет процессов развития, нет восхождения от низшего к высшему, как это мы наблюдаем в живой природе. Дарвиновская теория происхождения видов, хотя и использовала язык органических понятий, обладает тем недостатком, что она пыталась объяснить революционные по своей сути процессы (а происхождение видов относится к таковым) с помощью инструментария эволюционной теории. Лишь с появлением генетической теории мутаций стало возможным объяснение биологических революций. В этой связи, с категориально-логической точки зрения правильнее говорить не об эволюции живой природы, а о ее становлении. Ведь теперь совершенно ясно, что в живой природе наряду с эволюционными (постепенными) процессами время от времени случаются революционные (скачкообразные) процессы. И последние не менее важны для становления живой природы, чем первые 56 Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Словосочетание «массового сознание» сейчас знакомо всем. В последние годы оно получило весьма широкое хождение в газетной и журнальной публицистике, где употреб-ляется на уровне привычной, повседневной, не требующей строгих определений фразео-логии. Также встречается оно и в «серьезной» науке – книгах и статьях философов, со-циологов, социальных психологов, политологов. О «массовом сознании» пишут и занима-ются данной проблематикой такие отечественные авторы как Г.Г. Дилигенский, А.К. Уле-дов, Б.А.Грушин. В западной литературе существует несколько его различных интерпритаций: в од-них случаях это «недифференцированное множество», гетерогенная аудитория седств массовой коммуникации, противостоящая классам и другим гомогенным сегментам об-щества; в других – «суждение некомпетентных», низкое качество современной цивилиза-ции, являющееся результатом ослабления руководящих позиций просвещенной элиты; или – «толпа», общество, характеризующееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением. Отечественные авторы пытаются анализировать массовое сознание, обходясь без понятия «масса». И сталкиваются с множеством трудностей и противоречий. Главная из этих трудностей – невозможность найти соотношение между собственно массовым и классовым сознанием. Например, Г.Г. Дилигенский исходил из предположения, что массовое сознание чем-то отличается от классового сознания, однако нигде не пока-зал в чем именно состоит это отличие. А.К. Уледов, понимал под массовым сознани-ем «совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества», скорее всего просто отождествил массовое и классовое соз-нание, не объяснив при этом, чем вызывается необходимость подобного «удвоения» терминологии. Вопрос о «массовизации» современного общества стал в последние годы одной из ведущих и широко разрабатываемых проблем. Описание социальной жизни в терминах «массового общества», «массовой психологии» считается модным и современным, «массо-визация – вот основная и характерная черта современного общества: толпа господствует на арене социальных и политических отношений, в ее действиях разум отступает на зад-ний план, уступая место примитивным инстинктам; толпа неуравновешенна, эмоциональ-на, подвержена манипуляциям со стороны элиты, владеющей средствами массового обще-ния». Концепции «массовизации» современного общества включают в себя следующие основные тезисы: 1. Рассмотрение современной эпохи как «царства толпы», «века масс», оставшихся без надлежащего руководства со стороны элиты; Как же образуется и что собой представляет феномен массы – носители массо-вого сознания? Поиски ответа на поставленный вопрос приведут нас к широким про-цессам массовизации, захватившим все без исключения типы существующих ныне обществ. К. Маркс был первым в истории науки мыслителем, кто раскрыл глубинную природу этих процессов, а также обратил внимание на чрезвычайно важное по своим практическим и теоретическим последствиям явление разнообразия их форм. Он по-казал, что исходный предпосылкой и одновременно основной базой массовизации, начинающейся со становлением капитализма, служит определенный уровень развития производительных сил, а именно промышленная революция, возникновения принци-пиально новых средств труда – машин; что крупное капиталистическое производство представляет собой типичный случай собственно массового производства; наконец, что, зарождаясь в сферы жизни общества – политику, культуру и т.д. Важнейшей составной частью всех этих процессов становятся порождаемые или формы массовой культуры, стандарты духовной жизни, связанные с возникнове-нием и функционированием в обществе различных видов так называемой массовой информации. Потребность в подобной информации со стороны разного рода массови-зированной деятельности вызывает к жизни специальные средства ее производства и распространения: современную печать, радио, телевидение и т.п. Не зная никаких границ своего действия – ни демографических и социальных, ни национальных и го-сударственных, - эти средства не только «обслуживают» массовые процессы в раз-личных сферах жизни общества, но и сами порождают новые виды массовой дея-тельности, связанные с массовой коммуникацией и оперированием массовой инфор-мацией. Феномены массовой информации, массовой культуры приобретают в жизни со-временных обществ более широкое значение. Процессы массовизации, развертывающиеся в различных сферах жизни обще-ства, существенно отличаются друг от друга как по масштабам и глубине, так и по формам своего проявления.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы