Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение разума и веры в философской традиции Средних веков (А.Августин).



Средневековая философия зарождается на основе античного наследия в связи с распространением христианской веры (I – II вв.) по всему Средиземноморью. В узком смысле слова под средневековой философией понимают учения, относящиеся к тому времени, когда в духовной жизни народов Западной Европы всецело утверждается власть христианской Церкви.

Положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических учениях. Осмысление данной оппозиции приводило к формированию трех основных позиций в оценке статуса и роли философии: 1- утверждалась абсолютная несовместимость религиозной веры с противоречивым человеческим разумом и характерным был тезис: «верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан).

2- в период утверждения христианского вероучения предпринимались попытки гармонично совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного Писания и поставив на защиту религии. Тезис: «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский) ставила философию в положение «служанки богословия».

3 - была предпринята попытка представить философию как независимую от религии и церковного контроля область человеческого познания. Согласно тезису: «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр), она призвана обосновывать религиозные законы, переводя их на язык философских понятий и подвергая логическому анализу. Разумеется, Церковь активно преследовала подобную позицию.

Таким образом, роль философии, в конечном счете, сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии, к объяснению священных текстов и разработке правил истинного толкования Библии. Основной характеристикой средневековой ф-ии Западной Европы является взаимосвязь религии и философии. Средневековая ф-я была христианской по своим интенциям (целям) и развивалась преимущественно клириками (церковнослужителями). Христианская картина мира, новые представления о Боге, человеке и причинности оказали определяющее влияние на средневековую мысль и задали ее основную тематику. Это не значит, что в средние века мышление было догматически унифицированным (единообразным). Наличие различных философских направлений, спор между ними, обсуждение их тезисов церковными авторитетами свидетельствуют, что мышление двигалось путями, культурно заданными христианством и независимыми от церкви.В зависимости от задач, стоящих перед философской мыслью, а также основных вопросов и ответов на них, средневековую ф-ю можно разделить на 2 больших этапа: Патристика (около 2-8в) и Схоластика(8-15в.)Самым значительным представителем христианской философии эпохи патристики был Августин Аврелий( 354-430 н.э.). Августин предлагает собственной решение значимого вопроса о соотношении веры и разума: в вере человек может развивать свои познавательные возможности, знание же подтверждает веру. Поиск предпосылок познания приводит Августина к убеждению в том, что знание обосновывается внутренней самодостоверностью сознания. В поисках знания не следует идти наружу. Углубившись в себя самого, человек найдет надындивидуальные и вневременные истины( например, идею единства, представление о равенстве, принципы логики), источником которых является не чувственный опыт, а божественное излучение(иллюминация).Схоластика( школа) возникла как рационализация христианского вероучения. Цель – упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия неграмотными людьми. Основным средством упорядочения христианской догматики по следующим причинам была признана философия: - при помощи разума легче проникнуть в истины веры; - используя философские аргументы, можно избежать критики святых истин; - при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму и создать полностью доказательную систему философского вероучения.Античные источники схоластической мысли – это неоплатоническая традиция, Августин, Боэций.

Статус и функции философии в Средние века. Исторические этапы развития средневековай философии.

Основной характеристикой средневековой философия Западной Европы является связь христианства и философии. Средневековая философия была христианской по своим интенциям, и развивалась преимущественно клириками. Христианская картина мира, новые представления о Боге, человеке и причинности оказали определяющее влияние на средневековую мысль и задали ее основную тематику. Это не значит, однако, что в средние века мышление было догматически унифицированным. Наличие различных философских направлений, спор между ними, обсуждение их тезисов церковными авторитетами свидетельствуют, что мышление двигалось культурно заданными, но институционально независимыми путями. Главная проблема – проблема взаимоотношения веры и знания. Средневековая философия равна христианской философии. В зависимости от задач, стоящих перед философской мыслью, основных вопросов и вариантов ответа на них средневековую философию делят на два больших этапа: 1) патристика (около II в.—VIII. в.) и 2) схоластика (800—1450). Основные идеи средневековой философии: 1. Принцип абсолютной личности. Результат более глубокого, чем в античности, воспринимания субъекта. Теоцентризм - бог в центре. Смысл тиоцентризма как историческая форма выражения субъекта. Высшая цель в жизни – служение богу. 2. Принцип креоцеонизма – учение о сотворении мира богом из ничего. Максимально добродетелен лишь сам бог, отсюда следует проблема ответственности каждого за себя. 3. Герменевтика (символизм средневековья) – искусство толкования текста. Необходимо научиться видеть за символами их скрытое содержание. 5. Реализм и Номинализм (спор об универсальном). Реалисты утверждают, что всеобщее понятие реально существует, продолжают линию Платона (Фома Агинский). Номиналисты утверждают, что реально существуют только единичные вещи, а всеобщие понятия мыслятся, продолжают линию софистов. Для реалиста: существование есть проявление сущности. Они едины в боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности. Реалист всегда ищет и говорит о сущности. Номиналиста не интересует глубинный смысл. Его интересует процесс. 6. Идея личностного самоопределения.

Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм).

Проблема символов трактовалась по-разному. Средневековая символика началась с Библии Ветхого Завета.

Универсалий(понятие)

- номенализм (имя – единичное)

- реализм (общее)

- концептуализм

Номеналисты и реалисты спорили о том, является ли общее понятие вторичными, т.е продуктами деятельности человека или же они первичны, существуют самостоятельно и не зависят от реальных вещей.

Реализм: умеренный и крайний

Крайний реализм (сторонники Платона) – убеждают, что уневирсалии образуют самостоятельно идеальный особый мир, в отрыве от конкретного мира (Бога)

Умеренный реализм (сторонники Аристотеля) – универсалий существует до вещей, в вещах и после вещей Ф. Аквинский.

Номеналисты – представители Абер, Расцилин. Они считают, что универсалии первичны

Концептуализм – выступает против номенализма и реализма. Универсалии не обладают самостоятельной сущностью. Реально существуют лишь отдельные вещи, предметы. Однако универсалии получают известную реальность в сфере ума,

Философия Ф.Аквинского

Фома Аквинский (1225-1274) - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику святых. Объективно-идеалитстическа философия сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к философскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквиантом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усилени идеалистических моментов.Значительное влияние на философию Аквианта оказало и учение неоплатонизма. Он признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном), и после вещей (в познающем их человеческом разуме).Основной принцип философии Аквинского - гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается в созданный богом иерархический порядок. Его учение об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи.Основные сочинения: " Сумма против язычников" (1261-1264), " Сумма теологии" (1265-1273).Томизм - ведущее направление в католической церкви, основанное Фомой Аквинским. Основная тенденция современного томизма - теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки " синтезировать" систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких западных философов, как Гуссерель, Хайдеггер и др.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 8. Русская философия XVIII-XX веков
  2. I.2.Сербы в составе средневекового сербского государства.
  3. А один раз собравшись, они вознесутся вверх, к месту покоя, вовеки веков».
  4. Абстрагирование и вербализация как действия «разума»
  5. Администрирование таможенных платежей и финансовая деятельность государства: соотношение понятий (финансово-правовой аспект)
  6. Благословен тот, кто познает их и пребудет в их вере, ибо он унаследует с ними жизнь во веки веков».
  7. Ближний и средний восток в эпоху средневековья: первые научные центры
  8. Брак и семья в еврейской традиции
  9. В деле веры и спасения нельзя полагаться на свое мудрование
  10. Виды народного зодчества, его традиции
  11. Возникновение конфликтологической традиции в социологии: органистическая школа Г. Спенсера, теория классовой борьбы К. Маркса, учение о солидарности и аномии Э. Дюркгейма.
  12. Вопрос 1. Понятие средней величины. Классификация средних аналитических.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь