Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Потребность человечества в религии.



Потребность людей в религии проявляется больше, чем их нужда в других вещах, необходимых для жизни, так как человек должен знать, что вызывает довольство Аллаха, а что гневит Его. Также он совершает поступки, которыми он приносит себе пользу либо наносит вред. Поэтому Всевышний ниспослал Шариат (свод законов), разделяющий между полезными и вредными действиями. Шариат – это проявление справедливости Аллаха по отношению к людям, это свет ведущий людей к истине. Поэтому человек в этой жизни без шариата не может правильно различать между теми делами, которые надо совершать, и делами, которые необходимо оставлять.

Человек обладает желанием, однако если он что-то пожелает, ему надо будет знать, является ли желаемое действие полезным или вредным. Возможно, пользу или вред некоторых вещей люди могут осознать с помощью своего врождённого качества (фитра), а возможно, что часть из этого другие могут узнать путём умозаключений. А что-то в ознакомлении с полезными и вредными явлениями не возможно кроме как, через посланников, которые разъясняют людям истину и направляют на правильный путь. [«Ат-Тадмурийя», автор шейх аль-Ислам Ибн Таймийя, стр. 213, 214. А также «Мифтах дар ас-са’ада», 2/383].

Какими известными ни становились бы материалистические и атеистические воззрения, как бы они ни пытались представиться прекрасными, сколько бы ни было различных идей и теорий, несмотря на всё это истинная религия остаётся незаменимой как для отдельных людей, так и для общества в целом. Понятно, что никакое учение, помимо религии Бога, не в состоянии ответить на все запросы души и тела. Кроме того, чем больше человек углубляется в эти идеологии, тем больше он начинает понимать, что они не дают ему должного спокойствия и не удовлетворяют всех его потребностей. Поэтому ничего не остаётся, как обратиться к правильной религии.

Эрнест Ренан говорит по этому поводу: «Всё, что мы любим, может исчезнуть. Также может перестать действовать свобода пользования разумом, знаниями, ремеслом. Однако, невозможно, чтоб исчезла религиозность. Религия останется доводом, отрицающим материалистическое мировоззрение, которое желает свести человека к презренной узости и приземленной жизни». [«Религия», автор Мухаммад Абдулла Дарраз, стр. 87.]

Мухаммад Фарид Уаджди пишет: «Невозможно, чтоб религиозная идеология исчезла, так как она представляет собой наивысшее желание души, вызывает самые лучшие чувства. Достаточно того, что это желание поднимает голову человеку. Более того, склонность человека к религиозности лишь увеличивается. Инстинктивное чувство веры постоянно пребывает с человеком, пока он обладает здравым умом и различает хорошее от дурного. И это чувство будет увеличиваться в зависимости от возвышенности его умственного восприятия и роста его научного познания». [«Религия», автор Мухаммад Абдулла Дарраз, стр. 88.]

И если человек отдалится от своего Господа, то в зависимости от того, на сколько высоко его умственное восприятие и широко научное познание, он будет понимать в какой мере он далёк от знания о своем Господе и обязанностях человека по отношению к Нему, об особенностях человеческой души, о том, что полезно для нее, а что – нет. А так же, в зависимости от этого, он поймет на сколько далёк от познания деталей самых разных наук, таких как астрономия, геология, ядерная физика и других. В таком случае учёному придётся заменить тщеславие и высокомерие на смиренность и покорность, и задуматься, что за этими науками стоит Всезнающий, Мудрый, а за нашим миром стоит Всемогущий Создатель. Данная истина вызывает у беспристрастного исследователя необходимость уверовать в сокровенный мир, ответить зову души и инстинктивному чувству веры, и предаться правильной религии …. Если же человек поступит иначе, то его врожденное чувство веры отмирает, а сам он опускается на уровень животных.

Таким образом, истинная религиозность, основанная на соблюдении единобожия и поклонения Аллаху в соответствии с тем, что Он предписал – это необходимый элемент для нормальной жизни человека. Именно этот элемент позволяет человеку претворить в жизнь свое поклонничество перед Аллахом, Господом миров, достигая тем самым счастья и успеха в обоих мирах, а также и защиты в них от страданий и несчастья. Религиозность необходима для полного развития умственных способностей человека, ведь только посредством религии разум может удовлетворить все свои научно-познавательные потребности, и дойти до преследуемой цели.

Религия является необходимым элементом для воспитания души и развития сознательности, ведь в религии мы находим неиссякаемый источник всех благородных чувств.

Также религиозность является необходимым элементом в развитии силы воли. Именно религия может наиболее сильно побудить человека к каким-то поступкам, а также защитить его от отчаяния и бессилия.

Поэтому, когда кто-нибудь заявляет, что человек по своей природе – существо социальное и нуждается в обществе, то следует сказать: «Человек по своей врожденной сущности – существо религиозное». Дело в том, что у человека есть два вида способностей: умственные (способности к теоретическому познанию) и волевые (способности к практическому исполнению). И он сможет приобрести счастье, когда будет иметь обе способности в полной мере.

Что касается умственных способностей, то их можно считать полноценными, если человек включит в свое познание следующие темы:

  1. Познание Истинного Бога, Создателя, Дающего пропитание, Который сотворил человека из ничего и наделил его благами.
  2. Познание имён Аллаха и Его атрибутов, познание того, как имена Аллаха проявляются на Его созданиях, а также познание обязанностей людей по отношению к Нему.
  3. Познание пути, ведущего к Аллаху (Свят Он и Велик).
  4. Познание препятствий и сложностей, возникающих на этом пути, а также на пути, ведущем к великому блаженству.
  5. Познание сути своей души и её нужд, познание того, что исправляет её, а что порочит, а также познание её достоинств и пороков.

Таким образом, с помощью этих пяти пунктов человек приобретает полноценные умственные способности. А умственные и волевые способности будут полноценными только при выполнении возложенных Аллахом на своих рабов обязанностей, при наличии искренности, правдивости, постоянного следования и наставления других, а также признания благ, которыми наделил их Аллах. А для достижения полноценности этих двух способностей человек нуждается в помощи Аллаха, поэтому он вынужден, чтоб его направил на прямой путь Тот, Кто уже наставил своих угодников на него. [См.: «Аль-фаваид», стр. 18, 19.]

После того, как мы узнали, что правильная религия постоянно заботится о человеке и приносит ему благо, стоит отметить, что она также защищает всё общество. Ведь жизнь людей протекает во взаимодействии между ними. Взаимодействие будет полноценным только при наличии порядка, который упорядочивает их отношения, определяет четкие обязанности, гарантирует права. Кроме того, эта система нуждается в устремлённом, образцовом правителе, удерживающем людей от нарушений, побуждающем к следованию законам, который будет заботиться об уважении людей, удерживать от посягательства на их неприкосновенность. Кто же такой этот правитель? Отвечаю: нет на земле силы, равной (пусть даже приблизительно) силе, которой обладает религия, так как именно она обеспечивает уважение к порядку и гарантирует целостность общества и стабильность порядка, собирает воедино все причины стабильности и покоя.

Секрет этого заключается в том, что человек в отличие от других живых существ, обладает свободой выбора в своих поступках. Управляет этим выбором то, что нельзя увидеть и услышать, – это вероубеждение, воспитывающее душу и контролирующее тело. Любой человек без исключения подчинён идеологии, однако, эта идеология бывает либо правильной, либо испорченной. Поэтому, если убеждения человека будут правильными, то правильными будут и все его дела. А если идеология будет испорченной, то и все дела будут испорченными.

Убеждение и вера являются самоконтролем для человека. И, как можно заметить, посмотрев на всё человечество, убеждение и вера бывают двух видов:

Первый вид – когда люди признают ценность нравственности и достоинства человека, важность остальных моральных качеств. На этом уровне люди отказываются совершать постыдные поступки, стыдясь их даже в том случае, если бы их никто не осудил и не наказал за это.

Второй вид – вера в Аллаха (Свят Он и Велик), и в то, что Он наблюдает за любыми тайнами, знает скрытое и то, что пытаются утаить. Установленный Аллахом Шариат, питает власть от существующих в нём повелений Аллаха и Его запретов, и зажигает чувства стыдливости перед Ним, либо из любви к Аллаху, либо из страха перед Ним, либо из любви и страха одновременно.

Несомненно, второй вид оказывает намного больший эффект, сильнее воздействует на человека, лучше сдерживает от вихрей страстей и изменений чувств, быстрее проникает в сердца как простого народа, так и знатных лиц.

Поэтому мы с полной уверенностью можем сказать, что религия является наилучшим гарантом создания благородных взаимоотношений между людьми, по закону справедливости и беспристрастия. Поэтому так важно, чтобы религия постоянно присутствовала в жизни общества. Не будет преувеличением сказать, что религия играет такую же роль в жизни общества, что и сердце в теле человека. [См.: «Ад-дин», стр. 98, 102.]

Таким образом, религия, в общем, занимает важное место в жизни людей. Однако сегодня в нашем мире мы видим многообразие религий и религиозных учений? При этом, каждая нация радуется своей религии и дорожит ею. Какова же она – истинная религия, способная принести счастье человеку и при жизни, и после смерти? Каковы ее критерии?

 

 

Критерии истинной религии.

Каждый исповедующий свою религию утверждает, что только он на прямом пути, и убеждён, что его религия самая достойная. Когда же ты спросишь представителей этих искаженных религий или людей, исповедующих выдуманные учения, о доводе, на который опираются в своих убеждениях, то обнаружишь, что они приводят в качестве доказательства тот факт, что застали своих отцов на этом пути. Таким образом, эти люди идут по стопам своих предков.

Кроме того, они упоминают не внушающие доверия рассказы и предания с недостоверными цепочками передатчиков и с противоречивыми и умаляющими достоинства предания значениями. Опираются на книги неизвестных авторов, передаваемые по наследству. При этом неизвестно, на каком языке изначально была написана их книга и в какой стране. Эти книги представляют собой собранную воедино смесь разных преданий, которые впоследствии были возвеличены людьми и стали передаваться из поколения в поколение, не пройдя никакой научной проверки в виде анализа цепочки передатчиков и изучения самого текста.

Эти книги неизвестных авторов, легенды и слепое подражание не могут выступать в качестве довода в вопросах религии и убеждений. Так вот, возникает вопрос, могут ли все эти религиозные учения быть правильными или, наоборот, неправильными?

Невозможно, чтобы все эти учения были правильными, так как истина одна, и её не может быть несколько. Невозможно, чтобы все искажённые религии были от Всевышнего Аллаха, и чтобы все они являлись истиной. И если существует так много религиозных учений, а истина одна, тогда какая из них правильная? Для получения ответа необходимы критерии, с помощью которых мы можем отличить истинную религию от ложной. И если мы обнаружим эти критерии, соответствующими одной из религий, это позволит нам сделать вывод, что она и есть истинная. Если же какая-либо религия не подходит под эти критерии, хотя бы под один из них, то делаем вывод, что религия неправильная.

 

И так, критерии, по которым мы различаем истинную религию от ложной, следующие:

Во-первых, религия должна быть ниспосланной от Всевышнего Аллаха посредством одного из ангелов одному из посланников, который должен доводить до людей, так как истинная религия – это религия Аллаха, и Всевышний будет отчитывать создания в Судный День в соответствии с религией, которую Он ниспослал им. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам по­сле него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Авра­аму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йаку­бу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айюбу (Иову), Йунусу (Ио­не), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону). Да­вуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)» (4, «Ан-ниса»: 163).

Также Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне! »» (21, «Аль-анбийаъ»: 25).

На этом основании, любая исповедуемая религия, которая приписывается какому-либо человеку, а не Аллаху, неизбежно будет неправильной.

Во-вторых, религия должна призывать к поклонению одному лишь Аллаху, запрещать политеизм (многобожие) и все пути, ведущие к нему. Ведь призыв к монотеизму (единобожию) является основой призыва всех пророков и посланников. Каждый пророк говорил своему народу: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (7, «Аль-а’раф»: 73).

Поэтому любая религия, которая включает в себя многобожие, или исповедует создание соучастников наряду с Аллахом в виде пророка, ангела или святого угодника, является ложной, если даже её приверженцы относят себя к одному из пророков.

В-третьих, религия должна соответствовать основам, к которым призывали посланники Бога: поклонение Одному Аллаху, призыв к Его прямому пути, а также запрет многобожия, непослушания родителей, убийства неповинной души, запрета скрытых и явных непристойностей. Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: “Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне! ”». (21, «Аль-анбийаъ»: 25).

Также Аллах сказал: «Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ни­ми. И не приближайтесь к мерзким поступкам, очевидным или сокрытым. Не убивайте душу, ко­торую Аллах запретил убивать, кроме как по праву. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы уразумеете» (6, «Аль-ан’ам»: 151).

Также Аллах сказал: «Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться? » (43, «Аз-зухруф»: 45).

В-четвёртых, религия не должна быть противоречивой. Не должно быть так, что некоторые части этой религии расходятся с другими. Как, например, если бы религия повелевала что-то, а затем другим повелением противоречила первому. Или запрещала бы что-либо, а затем без мотивации разрешала подобное ему. Либо делала бы дозволенным что-то для определенной группы людей и запрещала бы это же для другой группы, похожей ей. Всевышний Аллах сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (4, «Ан-Ниса»: 82).

В-пятых, религия должна включать в себя такие положения, которые оберегают религию людей, их честь, имущество, их самих и потомство, благодаря установленным повелениям, запретам, сдерживающим факторам и нравам. Таким образом, сохраняются пять основных и самых важных ценностей.

В-шестых, религия должна быть милостью для людей, защищающей их от несправедливости к самим себе или по отношению друг к другу. Не важно, в каком виде происходит несправедливость, будь то посягательство на права, или создание монопольного права на пользование общим благом, или введение высшими слоями общества в заблуждение низших и т.д. Всевышний Аллах сказал о милости, содержащейся в Торе, которую Аллах ниспослал пророку Мусе (мир ему и благословение Аллаха): «Когда гнев Мусы (Моисея) спал, он взял скрижали, на которых были начертаны верное руководство и милость для тех, кто боится своего Господа» (7, «аль-а’раф»: 154).

Также Аллах (Свят Он и Велик) сказал о ниспослании пророка Иса (мир ему и благословение Аллаха): «Мы сделаем его знамением для лю­дей и милостью от Нас» (19, «Марйам»: 21).

Также Всевышний сказал о пророке Салихе (мир ему и благословение Аллаха): «Он сказал: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя» (11, «Худ»: 63).

И сказал Аллах о Коране: «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исце­лением и милостью для верующих» (17, «Аль-исраъ»: 82).

В-седьмых, религия должна разъяснять человеку прямой путь к законам Аллаха, содержать указание на то, что желает Всевышний от него, сообщение о том, откуда он пришёл и куда ведет его путь. Всевышний сказал о Таурате (Торе): «Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содер­жится верное руководство и свет». (5, «Аль-маида»: 44).

Всевышний сказал об Инджиле (Евангелии): «Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет». (5, «Аль-Маида»: 46).

Также Аллах (да возвысится слава Ему) сказал о Коране: «Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с вер­ным руководством и истинной религией». (9, «Ат-Тауба»: 33).

Истинной религией является такая религия, которая включает в себя прямой путь к законам Аллаха и обеспечивает мир и покой, отстраняя от всяких наущений, отвечает на все вопросы и разъясняет любую неясность.

В-восьмых, религия должна пропагандировать такие благие нравы, как честность, справедливость, верность, скромность, целомудрие, щедрость. Кроме того, она должна запрещать такие дурные поступки, как непослушание родителей, убийство, совершение непристойностей, обман, несправедливость, распутство, жадность и разврат.

В-девятых, религия должна обеспечивать счастье тому, кто последовал ей. Всевышний Аллах сказал: «Та Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен». (20, «Та-Ха»: 1, 2).

Кроме того, религия должна соответствовать неиспорченному врождённому чувству необходимости поклонения Аллаху (фитре): «Таково врожденное качество, с которым Ал­лах сотворил людей». (30, «Ар-рум»: 30).

Также религия должна соответствовать здравому уму, так как правая религия – это ниспосланный Аллахом закон, а здравый ум – это сотворенное Аллахом создание. И невозможно, чтобы закон Аллаха находился в противоречии с Его созданием.

В-десятых, религия должна указывать на истину и предостерегать ото лжи, наставлять на правильный путь и отстранять от заблуждения, призывать людей к прямому пути, на котором нет изгибов и кривизны.

Всевышний Аллах сообщил нам о джиннах, которые, услышав Коран, сказали друг другу: ««О народ наш! Воистину, мы услы­шали Писание, ниспосланное после Мусы (Мои­сея), подтверждающее то, что было до него. Оно направляет к истине и прямому пути» (46, «Аль-ахкаф»: 30).

А будучи рилигией истины, она не должна призывать к тому, где люди приобретут несчастье. Всевышний Аллах сказал: «Та Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» (20, «Та-Ха»: 1, 2).

Также истинная религия не может повелевать им то, что приводит их к гибели. Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам». (4, «Ан-Ниса», 29).

Эта религия не должна различать своих последователей по полу, цвету или роду. Всевышний Аллах сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племена­ми, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почи­таемый перед Аллахом среди вас — наиболее бо­гобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ве­дающий». (49, «Аль-худжурат»: 13).

Из аята мы видим, что параметром превосходства в истинной религии выступает богобоязненность.

После того, как я представил вашему вниманию критерии, с помощью которых можно отличить истинную религию от ложной, а также привел аяты из Священного Корана, указывающие на то, что эти критерии являются общими для всех пророков, посланных Аллахом, будет уместным, если мы рассмотрим разновидности религий.

 

 

Виды религиозных учений.

Человечество можно условно разделить на две категории в отношении религиозных учений, которые оно исповедует:

1. Категория людей, имеющих Писание, ниспосланное от Бога. Это иудеи, христиане и мусульмане. Но по причине того, что иудеи и христиане не поступали в соответствии с тем, что было велено им в их Писаниях, а также того, что избрали людей господами помимо Аллаха, и из-за того, что прошло много времени с момента их возникновения, Писания, ниспосланные Аллахом их пророкам, были утрачены. Поэтому первосвященники написали книги, утверждая, что они от Аллаха, хотя они не были от Всевышнего. Таким было всего лишь необоснованное утверждение лжецов и искаженное приверженцами своих взглядов.

Что касается книги мусульман (Священного Корана), то это последнее и самое надёжное божественное откровение. Аллах Сам поручился сохранять его, не доверив это никому из людей. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15, «Аль-Хиджр»: 9).

Коран сохранён в памяти (мусульмане заучивают его наизусть) и строках (записан в книге), так как это последняя книга, в которой Аллах гарантировал прямой путь для человечества. Всевышний сделал его доводом до Судного Часа, предписал для этой книги сохранность, устроив так, что в любое время мы можем найти тех, кто соблюдает её предписания, поступает в соответствии с её законом и верит в неё. Более подробнее об этом Священном Писании поговорим в последующей главе.

2. Категория людей, не имеющих ниспосланного Писания от Аллаха, если даже у них есть книга, передаваемая из поколения в поколение, приписываемая создателю учения. К этой категории можно отнести индусов, маджуситов (зороастрийцев – огнепоклонников), буддистов, приверженцев конфуцианства, а также арабов до пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Каждая человеческая община, независимо от своей религиозной принадлежности, стремится обладать знанием и совершать такие поступки, которые позволили бы ей достичь благ этого мира. Господь ведет их и направляет именно к такому поведению, ведь оно заложено Всевышним в природе не только людей, но и всех живых организмов. Так, например, любому животному внушено стремиться к тому, что принесёт ему пользу из еды и питья и отстраняться от того, что навредит ему. Таким образом, в каждом из них есть стремление к первому и отвращение ко второму. Всевышний Аллах сказал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил все сущее и всему придал со­размерность, Который предопределил судьбу творений и ука­зал путь» (87, «Аль-А’ля»: 1-3).

Муса (мир ему и благословение Аллаха) сказал Фараону: «Господь наш — Тот, Кто придал облик всякой вещи, а затем указал все­му путь» (20, «Та-Ха»: 50).

Ибрахим (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Который сотворил меня и ведет прямым путем» (26, «Аш-Шу’ара»: 78) [См.: книга «Аль-джауаб ас-сахих лиман баддаля дин аль-масих», 4/97.]

Каждый разумный человек, даже тот, кто способен хоть немного размышлять, понимает, что люди, исповедующие религию, больше осведомлены о полезных знаниях и приносящих пользу делах, чем те, кто вообще не принадлежит ни к какой религии. И тогда мы можем заключить: любое благо, о котором осведомлены представители разных религий, мусульмане знают о нем больше и полнее! Точно так же представители прочих религий обладают такими знаниями о благом, которыми не обладают те, кто не принадлежит ни к какой религии.

Причиной всему этому является то, что знания и поступки бывают двух видов:

Первый вид: те знания и поступки, которые приобретаются с помощью разума. Это, например, информатика, медицина, технологии и т.д. Эти отрасли знаний имеются в одинаковой степени среди религиозных и нерелигиозных людей, причем последние могут быть более совершенными в этом.

Что касается таких знаний, которые невозможно приобрести с помощью разума (знание о Боге, религиях и т.д.), то ими владеют только представители религии. Да, среди них есть такие знания, которые можно аргументировать доводами разума, ведь и посланники Бога указывали людям на то, что разум применяется в качестве доказательства. Так что эти знания следует считать одновременно и рациональными, и божественными.

Второй вид: то, что возможно познать только посредством сообщений посланников Аллаха, и разум здесь уже не в состоянии постигать что-либо. Это, например, знания об Аллахе, о Его именах и качествах, о событиях в Последней Обители, о награде для тех, кто послушался, и наказании для тех, кто ослушался, разъяснение закона Аллаха, сообщения о предыдущих пророках и их народах и многое другое. [Смотри «Маджму’ фатауа шейх аль-Ислам ибн Таймия», 4/210-211.]

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1804; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь