Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Когда и где были найдены берестяные грамоты?



Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г., в ходе археологических раскопок в Новгороде. С тех пор ежегодно из почвы Новгорода археологи извлекают всё новые и новые грамоты, и аналогичные находки имеются уже в одиннадцати других древнерусских городах. К концу 2006 г. корпус берестяных грамот имел следующий состав: Новгород — 962, Старая Русса — 40, Торжок — 19, Псков — 8, Смоленск — 15, Витебск — 1, Мстиславль — 1, Тверь — 5, Москва — 1, Старая Рязань — 1, Звенигород Галицкий — 3. Общая длина этих 1057 грамот — около 15600 словоупотреблений; общий объем словаря — более 3200 лексических единиц.

3 группа

«Остромирово евангелие» как первая точно датированная славянская рукописная книга: история создания, хранения, состав, специалисты, принимавшие участие в работе над книгой.

Остромирово Евангелие — древнейшая русская рукописная книга, написанная в середине XI века. Ценнейший памятник старославянского языка русского извода.

Остромирово евангелие было написано по заказу новгородского посадника Остромира, который был приближенным киевского князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. Писец - диакон Григорий - в пространной приписке на последнем листе книги сообщает, что трудился над ней с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года.

Запись на первом листе - " Евангелие софейское апракос" - говорит о том, что рукопись была вкладом Остромира в Новгородский Софийский собор. Дальнейшая судьба памятника документально прослеживается лишь с начала XVIII века. Остромирово евангелие упоминается в описи имущества одной из церквей Московского Кремля, составленной в 1701 году. В 1720 году по указу Петра I собирались сведения о древних грамотах и рукописных книгах, сохранившихся в церквях и монастырях. И в этом же году Остромирово евангелие было отослано из Москвы в Санкт-Петербург. Затем след памятника вновь теряется на 85 лет, и только в 1805 году его обнаруживают среди вещей императрицы Екатерины II. Найденную рукопись император Александр I распорядился передать в рукописное отделение Публичной библиотеки, где она хранится по сей день.

Евангелие-апракос, написанное крупным красивым уставом, причем размер букв постепенно возрастает к концу книги (от 5 мм до 7 мм). Текст написан в два столбца по 18 строк на площади около 20× 24 см. Многочисленные многокрасочные буквицы, маргиналии, заставки, изображения евангелистов; в тексте употребляется киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества. Имеется несколько листов с зашитыми разрезами и с дырками (в местах укусов оводов), которые имелись до написания текста.

Передача Остромирова евангелия в Императорскую Публичную библиотеку положила начало его всестороннему изучению как с палеографической и лингвистической точек зрения, так и в качестве исторического источника. В числе первых исследователей памятника были А. Н. Оленин, Н. П. Румянцев, митрополит Евгений (Болховитинов), Н. М. Карамзин, А. И. Ермолаев, П. И. Кеппен. Много лет посвятил изучению рукописи А. Х. Востоков. В 1820 году он опубликовал монументальный труд " Рассуждение о славянском языке", а в 1843 году осуществил первое и до сих пор единственное тщательно подготовленное научное издание Остромирова евангелия с грамматическим комментарием и подробным словоуказателем. В дальнейшем многие крупные ученые (Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, Ф. Ф. Фортунатов, В. Н. Щепкин и др.) обращались к Остромирову евангелию как к памятнику, имеющему огромное значение для истории русского и славянского языкознания, для истории книжного дела, искусства и культуры Руси середины XI века. В 1988 году, к 1000-летию крещения Руси, вышло в свет факсимильное издание драгоценной рукописи.

 

 

4 группа

Охарактеризуйте принципы работы печатных станов И. Гуттенберга и И. Федорова (ответ оформляется как таблица).

 

Критерий Печатный станок И. Гуттенберга Печатный станок И. Федорова Вывод
Шрифты Гуттенберг создал собственный шрифт называемый «DK». Шрифт был готическим Цель была - как можно ближе имитировать рукописные почерка, с тем чтобы печатная книга походила на рукопись. Итак, первая, точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась " Деяния и Послания Апостолов". Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками.   В России сохранялся принцип подражания рукописному шрифту, как за рубежом.  
Словолитный процесс Многие исследователи изюминкой изобретения Иоганна Гутенберга, его главной составляющей считают разработанную им технологию изготовления типографского шрифта. Работа эта весьма трудоемка, ибо изготовлять пуансоны и матрицы приходилось для очень большого количества знаков, во много раз превышающего количество знаков латинского алфавита. Изобретатель изготовлял каждый алфавитный знак в большом количестве вариантов. В любом случае, количество пуансонов, а значит и матриц, приближалось к тысячи. Сперва делались рисунки букв, а затем по этим рисункам делались пунсоны: штемпеля с выпуклым изображением букв, но в противоположном виде. Пунсоны вбивали в медные полосы; в меди образовались впадины - уже с прямым изображением букв. Медня полоса с такими впадинами называлась матрицей. Затем матрицы заливались расплавленным оловом. В каждой впадине оказывалась твердая оловянная литера: брусочек, несущий на себе выпуклое изображение буквы. Дефекты исправляли с помощью резца. Процесс создания литер занимал большое количество времени и сил. Гуттенберг готовил более совершенные типографские шрифты, что занимало больше времени, особенно если учесть, что Гуттенберг его изобретал.
Наборный процесс Более двух лет наборщики и печатники Гутенберга трудились над первым тиражом в сто тысяч экземпляров. Текст был напечатан готическим шрифтом, основанным на рукописном начертании букв. Наконец, художник украшал текст цветными буквицами и рисунками. В форму вставляют строки, чтобы они образовали нужную последовательность. В результате получается зеркальное отображение страницы. Форму смазывают типографской краской. Гутенберг использовал смесь копоти, лака и яичного белка. Не достаточно улучшенная орфография. Текст неразбит по главам, нет знаков переноса, нет заглавных букв, из знаков препинания встречаются только точка и запятая. Гуттенберг создал большее количество знаков, в итоге более совершенный наборный процесс.
Печатный процесс Оттиски с печатной формы, набитой краской умели получать и до Гутенберга. Для этого на форму накладывали лист бумаги и притирали его ребром ладони или планкой-рейбером. Гутенберг впервые механизировал этот процесс, построив типографский (или печатный) стан. Печать в два приема: сначала черня краска, затем красная для буквицы. Краски не смешаны. Гуттенберг изобрел более дешевый и качественный способ печати книг. Федоров впервые использовал печатный станок в России (до того использовался более примитивный способ изготовления книг). Оба деятеля с нововведениями были восприняты обществом не доброжелательно и не были признаны при жизни. Однако сделали большой вклад в книгопечатанье.

 

5 группа

Была ли типография И. Федорова государственной и как она была организована?
Какие книги и для каких нужд выпускал И. Федоров?
Почему некоторые книги И. Федоров издавал дважды?
Почему первопечатники покинули Москву и переехали со своим оборудованием в Литву? Чем интересны белорусские и украинские издания И. Федорова?

В 1552 году Иван IV, посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил начать книгопечатание; для этой цели начали искать мастеров печатного дела. В этом же году по просьбе Ивана Грозного, из Дании был прислан типограф Ганс Миссингейм или Бокбиндер, кроме того, из Польши (вероятно, из какой-нибудь русской типографии в польских владениях) выписаны были новые буквы и печатный станок, и печатание началось. 1550-е годы было издано несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Где была эта типография — неизвестно, также неизвестно кто был руководителем этой типографии, скорее всего сам Ганс Мессингейм. В послании Ивана Грозного 1556 года новгородским дьякам говорится о мастере печатных книг Маруше Нефедьеве, которого Иван Васильевич послал в Новгород. Маруша должен был привезти в Москву новгородского мастера Васюка Никифорова, который «умеет резати резь всякую». Последний предположительно был гравером первой московской типографии[13]. А сам Маруша, возможно и был руководителем типографии после Ганса Мессингейма. Предполагают также, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров в качестве ученика. В 1563 году по приказу Ивана IV в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны. В нём был напечатан Апостол (книга, 1564). Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла

М. Н. Тихомиров объясняет увольнение Фёдорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем посылка его в Заблудув объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению М. Н. Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV. В Москве продолжил книгопечатание с 1568 года ученик Ивана Фёдорова Андроник Невежа.

Сам Иван Фёдоров в послесловии к Львовскому Апостолу 1574 года пишет, что ему в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли Ивана во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело (то есть книгопечатание). Эти люди и выгнали Ивана Фёдорова из его родного Отечества, а Ивану пришлось переселиться в другую страну, в которой он никогда не был. В этой стране Ивана, как он сам пишет, его любезно принял благочестивый король Сигизмунд II Август вместе со своей радою.

Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой – князя Константина Острожского – устроить новую типографию в главном городе его владений – Остроге на Волыни. Около 1580 по инициативе этого князя там была открыта «Острожская академия семи свободных наук», в которой преподавался и церковно-славянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Федоров в 1580–1581 издал тут второе издание Азбуки, напечатал Новый завет с Псалтырью, помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского. В том же Остроге Иван Федоров напечатал алфавитно-предметный указатель Тимофея Аннича под интригующим названием Книжка, собрание вещей нужнейших и не менее оригинальную Хронологию Андрея Рымши – маленькое издание на двух страницах, содержавшее перечень 12-ти месяцев года на церковно-славянском, украинском и еврейском языках с указанием важнейших событий и праздничных дней в каждом месяце. Здесь же Иваном Федоровым была издана знаменитая Острожская Библия – первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.

6 группа

Когда в русской книге впервые появилась гравюра на меди?
Охарактеризуйте состав (справочный аппарат, основной и дополнительный тексты),
особенности иллюстрирования и качество печати данного издания.

В России гравюра на меди появилась во второй половине 17 в. Начало этого искусства связано с именем Симона Ушакова (1626-1686). Известны два офорта, подписанных им. Самым искусным гравером резцом 17 в. был Афанасий Трухменский, который выполнил много гравюр и по рисункам Ушакова. В 1693 году был издан знаменитый букварь Кариона Истомина, гравированный Леонтием Буниным (раб. 1692-1714).

Нужно признать, что гравюра на металле в России до начала 19 в. была провинциальна по отношению к европейской, хотя и были талантливые мастера, имевшие большое значение для развития национальной гравюры.

Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками.

Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров. Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.

Наверху изображен Христос, обучающий детей. В руках у детей свитки с названиями наук: астрономия, риторика, философия, грамматика, геометрия. Внизу – посвящение в стихах, где упоминается имя составителя и дата выхода букваря в свет. Букварь называется «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых».

Содержание «Букваря» очень пестро и многообразно. Каждой букве отводится отдельная страница, на которой изображение буквы дается в виде одной или двух человеческих фигур в разнообразных позах и костюмах. Многие фигуры изображены в рыцарской одежде, в шлемах и латах. За фигурным инициалом (заглавная буква) следуют образцы печатного и строчного написания буквы. Вторая строка отведена скорописным знакам. Целая строка посвящается изображению греческих и латинских букв с их названиями, т.е. сделана попытка одновременного постижения алфавита славянского, греческого и латинского. Центральную часть страницы занимают изображения людей, предметов быта, животных, растений, названия которых начинаются с данной буквы.

В «Букваре» представлены заморские растения и животные (виноград, слон, кипарис, лев и другие). Кроме того, изображены сказочные, мифологические, библейские существа и персонажи (змей, аспид, иппокентавр, Адам, Афродита, Гамаюн и т.д.), люди разных профессий (звездозаконник, историограф), части света (Америка, Африка, Азия), предметы, применяемые в богослужении (потир, рипида, свешник, хоругвь, митра, купель, епитрахиль, аналой и другие).

Всего в букваре более 400 рисунков. Заканчивается каждая страница стихами, в которых также называются предметы на нужную букву. В этом «Букваре», отсутствуют слогосочетания.

Букварь К.Истомина можно считать своеобразной детской энциклопедией, так как тексты книг вместе с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли кругозор учащихся.

Ценность «Букваря» состоит еще и в типографском его исполнении. Издание было значительным шагом вперед в развитии книгопечатания, в распространении русской гравюры на металле.

 

7 группа

1. Охарактеризуйте «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах» как первую печатную газету. Когда и для чего был введен гражданский шрифт? Охарактеризуйте состав и функционал первого русского журнала.

2. Книгоиздательская деятельность Академии наук в XVIII веке.
Какие новые методы книгораспространения были внедрены Академией наук?
Какую роль сыграл М.В. Ломоносов в книжном деле?

По проекту Петра в 1725 году создана Академия наук, при ней открыта типография.Указы печатали в Сенате, а исторические книги при Академии. Монопольное право в сфере гражданского книгопечатания (в среднем 20 книг в год).Цензура со стороны церкви и государства (календари), светские книги без цензуры.Два отделения: русское и иностранное. Словолитные, переплетные мастерские. Гравировальная палата, куда вскоре стали приезжать иностранные мастера, сформировавшие свою школу.
В элементах оформления появляются виньетки, заставки, буквицы.Картография – «Генеральная карта Российской империи», «План столичного города Санкт-Петербурга».Создана галерея портретов царей. До 60-х годов – центр научного иллюстрирования книг.«Санкт-Петербургские ведомости», - газета на русском (8 стр) и немецком (4 стр) языках. Переводные статьи.

М.В.Ломоносов – роль в Академии наук – выпускал книги, большим спросом пользовалась брошюра «Явление Венеры на Солнце», книги по истории, собрания сочинений. Впервые в России сложился тип строгой научной книги.

Для продажи открыта Книжная палата в главном здании Академии. Книги продавались с наценкой, купцы – комиссионеры. Первый книжный аукцион. В конце 20-х годов стали продавать иностранные книги (художественная литература), стали активно участвовать в ярмарках в больших торговых городах.

Первый документ, регулирующий книжную торговлю – составлен руководителем книжного дела Академии Шумахером – скидки, порядок комиссонерства, правила продажи.

8 группа

1. Деятельность типографии Московского университета. Основные этапы деятельности типографии в XVIII веке. Роль Н.И.Новикова в развитии типографии Московского университета. Охарактеризуйте 1 издание, в выпуске которого принимал участие Н.И.Новиков.

2. Роль Н.И. Новикова в развитии русской книги и периодики
во второй половине XVIII века. Когда и для какой цели была организована
" Типографическая компания"? Охарактеризуйте 1 периодическое издание,
в выпуске которого принимал участие Н.И.Новиков.

Еще в 1779 году, как уже отмечалось, Н. И. Новиков берет в аренду типографию Московского университета, книжную лавку, а также газету «Московские ведомости».

Деньги на аренду ему помогли собрать масоны. Поэтому уже с самого начала это было не столько коммерческое предприятие самого Н. И. Новикова, сколько общее масонское предприятие или дело. Заполучив в свои руки печатный станок, Н. И. Новиков и братья-масоны тут же развернули кипучую издательскую деятельность.

Следующим шагом в этом направлении стало учреждение 1 сентября 1784 года на основе указа Екатерины II о вольных типографиях от 15 января 1783 года четырнадцатью наиболее деятельными членами Дружеского ученого общества Типографической компании.

Если с утверждением, что аренда Н. И. Новиковым университетской типографии была не только его частным, а несомненно, «братским» делом, еще можно спорить, то в отношении Типографической компании и спорить-то, в сущности, не о чем. Ведь с учреждением Типографической компании другие начинания московских масонов, как то Дружеское ученое общество, Переводческая и Филологическая семинарии - были фактически поглощены ею. В их существовании уже не было теперь большой надобности. Во всяком случае, с 1784 года определить, где кончается Дружеское ученое общество и где начинается Типографическая компания невозможно

. Соединенный капитал Типографической компании составился из взносов ее 14 учредителей - братьев-масонов. Наиболее крупные взносы были: братьев Н. и Ю.Трубецких (10 тысяч рублей), князя А. А. Черкасского (5 тысяч рублей), В. В. Чулкова (5 тысяч рублей), А. Ф. Ладыженского (5 тысяч рублей). Свой вклад на несколько тысяч рублей книгами и дом на Никольской улице внесли и Н. И. Новиков с братом, а также руководитель московских розенкрейцеров барон Г. Шредер.

Братья Лопухины, И. П. Тургенев, А. М. Кутузов, С. И. Гамалея и князь К. М. Енгалычев в компанию были приняты «без капитала»

Общий первоначальный капитал компании составил 57 тысяч 500 рублей плюс нераспроданных книг, поступивших от Н. И. Новикова, на 320 тысяч рублей.

С учреждением Типографической компании издательские возможности розенкрейцеров резко возросли. Это позволило им сразу же развернуть невиданную по тем временам кипучую деятельность по изданию книг в нашем Отечестве, причем уже с самого начала наряду с литературой религиозно-нравственного характера видное место среди них принадлежало литературе коммерческого, как бы мы сейчас сказали, содержания, рассчитанной на широкий книжный рынок. Литература же специальная, сугубо масонская, печаталась в так называемой «тайной» типографии И.В.Лопухина. Руководство Компании на первых порах носило коллективный характер, и наряду с Н. И. Новиковым, бывшим у компаньонов что-то вроде коммерческого директора, его осуществляли также И.В.Лопухин, Г.А.Шредер, А.М.Кутузов, С.И. Гамалея, князья Николай и Юрий Трубецкие.

Но так продолжалось недолго, и на роль фактического и единственного руководителя Компании выдвинулся вскоре Н. И. Новиков. Не лишенный предпринимательской жилки, он установил прямые связи с книжными лавками, продавал книги в кредит.

Только в Москве число книжных лавок благодаря Н. И. Новикову увеличилось в 10 раз: было 2, стало 20. Им же была учреждена в Москве и первая публичная библиотека. За 8 лет (1784-1791) существования только одна Типографическая компания сумела издать 554 наименования книг. В предыдущее десятилетие, с 1771-го по 1780-й годы в России было напечатано 1466 наименований книг, из них Н. И. Новиковым - только 167 или 11%. В следующее же, так называемое «новиковское» десятилетие (1781-1790) из общего числа изданных за это время книг - 2685, за Н. И. Новиковым и его кружком было уже 749 книг или 28%.

Общий тираж их печатной продукции составил не менее 100 тыс. экземпляров.

Всего же за московский период (1779-1792) издательской деятельности новиковского кружка (университетская типография, Типографическая компания, типография И.В.Лопухина) им была напечатана 891 книга.

9 группа


Поделиться:



Популярное:

  1. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  2. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  3. II. «БЕЛКИ — УГЛЕВОДЫ». Никогда не ешьте концентрированный белок и концентрированный углевод в один прием пищи.
  4. VI. КОГДА ПРОБУЖДАЮТСЯ ДРЕВНИЕ БОГИ
  5. XVI. КОГДА СМЕРТЬ СБРАСЫВАЕТ МАСКУ
  6. XXV. КОГДА УМИРАЮТ БЕЗУМНЫЕ МЕЧТЫ
  7. А прилежный человек, увидев льва на улице, не станет кричать об этом, а пойдет к своей цели другим путем, той дорогой, где льва нет.
  8. А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.
  9. Авторы Библейской Концепции заложили мысль о «десятине» и терпимости, потому что знали, где десятина, там рабство и без терпимости никак нельзя.
  10. Авторы труда «Русская военная сила» утверждают, что московские войска были разбросаны. Но, как мы показали выше, это утверждение исторически неверно.
  11. АНАЛИЗ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И ПРИБЫЛИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
  12. Анализ прибыли и рентабельность производства.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь