Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как назывался первый издаваемый в России литературно-художественный журнал?
Первый в России литературно-художественный журнал «Праздное время в пользу употребленное» вышел в 1759 году. В его создании принимали участие писатели А. П. Сумароков, М. М. Херасков и другие. Разделите на группы журналы, выходившие в России в XVIII веке. Справочные материалы: " Аглая", " Адская почта", " Вечера", " Вечерняя заря", " Всякая всячина", " Доброе намерение", " Живописец", " Зеркало света", " Зритель", " И то и сио", " Иртыш, превращающийся в Ипокрену", " Кошелек", " Московский журнал", " Московское ежемесячное издание", " Невинное упражнение", " Ни то ни сио", " Новый Санкт-Петербургский вестник", " Парнасский щепетильник", " Поденщина", " Покоящийся трудолюбец", " Полезное с приятным", " Полезное увеселение", " Почта духов", " Праздное время в пользу употребленное", " Примечания", " Пустомеля", " Санкт-Петербургские ученые ведомости", " Санкт-Петербургский вестник", " Санкт-Петербургский журнал", " Санкт-Петербургский Меркурий", " Свободные часы", " Смесь", " Собеседник любителей российского слова", " Трудолюбивая пчела", " Трутень", " Уединенный пошехонец", " Утра", " Утренние часы", " Утренний свет" и др. (http: //writerstob.narod.ru/magazins/magazins.htm).
" Новый Санкт-Петербургский вестник" В трех планировавшихся отделениях журнала предполагалось давать материалы, показывающие «важные перемены на земном шаре с рассуждениями о точной причине и следствиях; образ жизни разных народов; полезные заведения в разных местах; выписки из всех путешествий по России; изобретения; новые учреждения и законы в нашем Отечестве и других государствах; известия о новых книгах» и т. д. Основное место в журнале занимали переводы, тематика и профиль которых были самые разные. Открывался журнал принадлежавшим самому Богдановичу переводом сочинения Гамильтона «Описание последних землетрясений в Калабрии и Сицилии». И в дальнейшем значительная часть опубликованных в журнале материалов также принадлежала П. Богдановичу. Он выступает автором статьи «О Российских староверцах» и переводчиком ряда статей, связанных с медициной. " Адская почта" Согласно разысканиям современного исследователя, непосредственный источник сюжетной структуры «Адской почты», разумеется, кардинально адаптированный применительно к русским условиям, — это сатирические памфлеты французского писателя Э. Ленобля, имевшие форму разговоров между Хромым и Кривым бесами, гуляющими по Парижу и обменивающимися своими впечатлениями о жизни французов. Журналом «Адскую почту» назвать трудно, поскольку это сочинение, принадлежавшее одному автору и лишь по характеру своего издания могущее считаться периодикой. Эмин использовал при этом традицию жанра философско-сатирической переписки, весьма распространенной в литературе французского Просвещения XV в. " Смесь" Журнал действительно на три четверти представлял собой подборку переводов из самых разных источников. В основном это были французские сатирико-нравоучительные журналы. На страницах «Смеси» периодически печатались материалы, высмеивавшие мелочность сатиры «Всякой всячины» и ее претензии играть руководящую роль среди других журналов. Среди сатирических журналов 1769 г. «Смесь», наряду с «Трутнем», наиболее отвечала задачам просветительской критики, составлявшей специфику этого направления отечественной периодики. " Почта духов" Материалом журнала служит «переписка» волшебника Маликульмулька со своими фантастическими корреспондентами, выполняющими строго определенные функции. В письмах подземных духов, гномов Зора, Буристона, Вестодава едко и остроумно осмеиваются царящие на Земле разврат и коррупция, захватившие, подобно заразе, и размеренную жизнь подземного царства. Плутон посылает гнома Буристона на Землю с поручением найти там честных и беспристрастных судей для подземного царства. Но, столкнувшись с судебными порядками на Земле, гном отчаивается выполнить поручение Плутона. Параллельно благодаря письмам гнома Зора мы знакомимся с петиметром Припрыжкиным, женящимся на престарелой кокетке, присутствуем на обеде богача Плутореза, узнаем о француженке, хозяйке модной лавки, приютившей своего брата, во Франции бежавшего из Бастилии, но здесь намеревающегося стать воспитателем российского юношества. Значительное место на страницах «Почты духов» отводилось борьбе с галломанией, а также литературной полемике. Объектами язвительных, нередко на грани пасквиля, нападок Крылова являлись его давний литературный противник, известный драматург Я.Б. Княжнин, а также заведовавший репертуаром петербургских театров П.А. Соймонов. Идеологическая радикальность сатиры «Почты духов» обусловила недоброжелательство по отношению к журналу со стороны дворянских читательских кругов Петербурга. Ввиду материальных затруднений в августе 1789 г. издание было прекращено. Правда, в 1802 г. «Почта духов» вышла вторым изданием. " Трудолюбивая пчела" В 1759 г. Александр Сумароков начал издавать первый частный журнал в России под названием «Трудолюбивая пчела», наполненный очерками, эпиграммами, притчами. Издание частных журналов было важным событием в развитии русской журналистики. Издаваемые частными лицами, они, в отличие от официальных журналов, носили часто оппозиционный по отношению к правительству характер. Сумароков намеревался издавать журнал «помесячно для услуги народной». «Трудолюбивая пчела» отличалась политической тенденциозностью, недаром разрешение на печатание журнала было получено не сразу, и цензура пристально следила за издателем «Трудолюбивой пчелы», что в результате и привело к прекращению издания. Сатирические очерки Сумарокова, которые часто направлялись против придворной верхушки, острые эпиграммы и притчи писателя способствовали тому, что цензура пристально следила за издателем «Трудолюбивой пчелы», и журнал Сумарокову пришлось закрыть. В декабрьской, двенадцатой книжке «Трудолюбивой пчелы» появилось стихотворение «Расставание с музами». Этим стихотворением заканчивался последний номер журнала, который положил начало сатирическому направлению в журналистике XVIII в. В своих литературно-критических статьях Сумароков полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым, заботясь о судьбах русской литературы. В полемике он исходил из своих представлений о средствах, с помощью которых можно было создать истинно национальную культуру. Сумароков верит в силу слова, обращенную к разуму. Он отстаивает ясность мысли и простоту чувств, считая, что «великолепие», пышность, т. е. блестящий, торжественно-напряженныйстиль поэзии Ломоносова, лишены естественности, строгой логичности. 10 группа Охарактеризуйте альманах как новый вид периодического издания. Охарактеризуйте состав и функционал 2 альманахов: «Полярной звезды» и еще 1 (по выбору студента). Справочные материалы: «Звездочка» В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского; «Календарь муз» А.Е.Измайлова и П.Л.Яковлева; «Минерва, или Дамская карманная книжечка»; «Мнемозина» В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского; «Невский альманах» Е. Аладьина; «Русская старина» А.О. Корниловича; «Русская талия» Ф.В. Булгарина; «Северные цветы» А.А.Дельвига; «Свиток муз» – издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств; «Полярная звезда» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева; «Утренняя заря» В.Владиславлева; «Цветы граций» П.Шаликова и др.
Вид периодического издания «альманах» Альманах (от араб, al mana - время, мера) - так в XIV-XV вв. назывались сборники календарных таблиц с астрономическими вычислениями; позже, с XVI в., их издавали ежегодно, дополняя различными справочными сведениями, маленькими рассказами, стихами, шутками и т.п. Впоследствии альманахом стали называть сборник литературно-художественных произведений различного содержания. В Большой Советской энциклопедии альманах определяется как: 1) непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т.д. (эти альманахи по типу близки к так называемым календарям-справочникам). 2) Литературный альманах - сборник литературных произведений, часто объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и др.). Первые литературные альманахи появились в Западной Европе (во Франции) в середине 18 в., в России в конце 18 в. В отличие от журнала, альманахи выходят обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляют собой непериодические сборники, содержащие сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т.д., приближаясь к типу календарей-справочников. Основными чертами альманаха являются: 1. По периодичности: связь с ежегодным циклом жизни (как правило, альманахи издаются к Новому году); 2. По содержанию: собрание разнообразных материалов разных авторов при отсутствии четкой архитектоники (обычно альманахи представляют ранее неопубликованные произведения целиком или в отрывках); 3. По назначению: выставка произведений, относящихся к одной или нескольким сферам духовной деятельности (литература, искусство, критика, публицистика, наука и проч.), как с задачами удовлетворения интересов и потребностей читателей, самореализации автора как творческой личности, так и коммерческими целями (получение дохода издателем и, - с началом профессионализации литературного труда, - авторами). В большой энциклопедии основные черты альманаха обозначаются двумя пунктами: ü альманах включает несколько авторов и произведений небольшого объёма различных видов и жанров либо относительно самостоятельных фрагментов крупных произведений; ü абсолютная или относительная новизна публичных материалов. Классификация альманахов: 1. По содержанию: литературные, литературно-критические, театральные, музыкальные, публицистические и прочие. 2. По принципам взаимоотношений издателя и авторов: «аристократы», то есть качественные альманахи авторитетных издателей, привлекавших известных авторов; «мещане», то есть издания литераторов «средней руки», лишь изредка украшавшиеся именами знаменитостей и «черный народ» - сборники третьеразрядных авторов. 3. По аудиторной направленности: универсальные, женские, детские и прочие. 4. По месту издания: федеральные, местные. 5. По форме издания: формат, объем, оформление. «Полярной звезды» Еще один критерий выделения альманаха как типа издания - это его содержание. Все три книжки «Полярной звезды» начинались с годового литературного обозрения А. Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». Эти статьи служили своеобразным организующим началом книжек, определяли его направленность. В них представлялась панорама литературной жизни России, выявлялись основные тенденции развития отечественной словесности. По словам Белинского, автор «заговорил о литературе языком светского человека, умного, образованного и талантливого, заговорил языком новым, небывалым, умным, блестящим». Были опубликованы обзоры литературы «Взгляд на старую и новую словесность в России» за 1823, 1824 годы. Содержание этих обзоров в какой-то мере характеризовало отношение Бестужева к художественной литературе как к основе издательской деятельности, демонстрировало критерии оценки литературных произведений. Под пером А. Бестужева жанр литературного обозрения обрел свою специфику: концептуальность, аналитичность, сюжетную стройность, четкие хронологические рамки. Эти качества, как и сам термин «взгляд» применительно к жанру обозрения, были подхвачены В.Г. Белинским, который считал А. Бестужева создателем жанра ежегодных обозрений литературы. Также в «Полярной звезде» просматривается характерное для данного типа издания деление на разделы: каждая книга альманаха состояла из двух отделов - проза и поэзия. Отдел поэзии возглавлял К. Рылеев, отбором материала, составлением выпусков альманаха занимался А. Бестужев. Он же обеспечивал и организационные вопросы, вел переговоры с цензором. В то время специального корректора в редакции не было, и Бестужев сам вычитывал номера. Таким образом, как и раньше, редактором альманаха является сам издатель, он же организует издание, формирует его состав, готовит материалы к печати. Критерии оценки произведений для публикации в «Полярной звезде» включают такие требования к содержанию, как гражданский пафос, идеи свободолюбия, просветительство, критика несправедливости существующего строя, отражение народной жизни. Благодаря своим позициям, альманах «Полярная звезда» стал не столько литературно-художественным, сколько общественно-политическим альманахом. Авторский состав альманаха был, можно сказать, блестящим. Здесь были напечатаны произведения Пушкина, Баратынского, Вяземского, Гнедича, Дельвига, Крылова, Дмитриева, Плетнева, Жуковского, Грибоедова, Ф. Глинки, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Сомова.
11 группа «Толстый» журнал как вид периодического издания. Охарактеризуйте программу «толстого» журнала " Библиотека для чтения" А.Ф. Смирдина? Издания А.Ф. Смирдина и их характеристика. Книжная торговля А.Ф.Смирдина.
«Библиоте́ ка для чте́ ния» (Библіотека для чтенія) — ежемесячный русский журнал универсального содержания, выходивший в Санкт-Петербурге в 1834—1865; первый многотиражный журнал в России. «Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод» выходил с исключительной точностью 1 числа каждого месяца. Каждая книжка была объёмом 25 — 30 печатных листов. Постоянными отделами были «Русская словесность», «Иностранная словесность», «Науки и художества», «Промышленность и сельское хозяйство», «Критика», «Литературная летопись», «Смесь»; каждый номер содержал также описание модных туалетов с картинкой мод. Плодом продолжительной и неутомимой издательской деятельности Смирдина является длинный ряд самых разнообразных изданий: научных книг, учебников, произведений художественной литературы. Смирдин издал сочинения Карамзина, Жуковского, Пушкина, Крылова и других, а также некоторых других писателей, которые, может быть, не были бы никогда изданы, не будь Смирдина. Всего Смирдин издал книг на больше чем на три миллиона рублей. В 1834 году он основал журнал «Библиотека для Чтения», явившимся самым распространённым журналом своего времени и положивший собой начало так называемым «толстым» журналам. Щедрость Смирдина в отношении гонорара привлекла к участию в его журнале лучших современных писателей. Одновременно Смирдин издавал сочинения большинства современных писателей, а в конце 1840-х годов предпринял «Полное собрание сочинений русских авторов», начиная с Ломоносова, Тредьяковского и др 12 группа Определите параметры и охарактеризуйте деятельность 4 издательств (по выбору студента) второй половины XIX века (ответ оформляется как таблица). Справочные материалы: издательство М.О.Вольфа, издательско-книготорговая фирма А.С.Суворина, издательство А.Ф.Маркса, издательство И.Д. Сытина, издательство К.Т.Солдатенкова, издательство Ф.Ф.Павленкова, издательство П.П.Сойкина, издательство М. и С. Сабашниковых, П. И. Юргенсона, К. Л. Риккера, А. Ф. Девриена.
На «4»
13 группа 1. Деятельность Анонимной типографии. Первая московская типография, из которой вышли анонимные издания, также получила название Анонимной. Она возникла около 1553 года. По мнению Е.Л. Немировского, основателем её был священник Сильвестр, имевший большую рукописную мастерскую и связанный с Избранной Радой Ивана Грозного. То обстоятельство, что о типографии и её продукции нигде в источниках не упоминается, можно объяснить, скорее всего, несовершенством безвыходных изданий, которые не удовлетворяли царя, и о них было приказано «забыть». Книги выпускались без опознавательных знаков, т.н. безвыходные издания (из-за отсутствия в них выходных сведений). В них нет выходных данных - времени и места издания, имени печатника. Техника печати несовершенна. Нет выключки строк, отчего правый вертикальный край набора получается неровным. Своеобразны приемы двухкрасочной печати в два цвета - черной и красной краской, которые по традиции применяли мастера анонимной типографии. Вопрос о взаимоотношениях Анонимной типографии и типографии, возглавляемой Иваном Фёдоровым вызывал разногласия. Т.Н. Протасьева считала, что все анонимные издания напечатаны до «Апостола» и что сам И.Фёдоров руководил типографией. А.С. Зернова подчёркивала различия между безвыходными и Федоровскими изданиями, и полагала, что типография И.Фёдорова работала в одно время рядом с Анонимной, выпустившей после «Апостола» широкошрифтное Евангелие и Псалтырь, напечатанные новой, двухпрогонной техникой. Первая Московская типография имела свои особые шрифты, свои гравированные доски для украшений; приемы и техника печатания этих изданий резко отличались от техники печатания Ивана Фёдорова. Гравированные заставки и буквицы анонимных изданий выполнены в традиции московских рукописных книг; это относится и к шрифтам, графика которых воспроизводит особенности московского полуустава конца XV - начала XVI века. Анонимная типография имела в своем распоряжении четыре шрифта разных размеров, рисунки которых заимствованы с рукописных образцов. Самый ранний шрифт, которым напечатаны первое «Евангелие» и первая «Псалтирь», имеет те же графические особенности, какие были характерны для шрифта Швайпольта Феоля (особая форма буквы «о»). По оформлению и технике печатания книги Анонимной типографии представляют много замечательного, но все-таки они далеки от совершенных изданий Ивана Фёдорова. Дальнейшая судьба Анонимной типографии неизвестна. После того как была отпечатана последняя книга около 15671 года, весь типографский инвентарь бесследно исчез. Вследствие большой трудности и дороговизны изготовления шрифтов и гравированных досок материалы ранних типографий обычно сохранялись подолгу, иногда они переходили из одной типографии в другую и даже из одного города в другой. Полностью исчезнуть инвентарь Анонимной типографии мог в результате пожара; имеется свидетельство о том, что как раз в эти годы в Москве сгорела какая-то типография. Это известие нельзя отнести к типографии Ивана Фёдорова потому, что все его типографские материалы, как шрифты, так и орнаменты, встречаются во многих изданиях позднейшего времени. Очевидно, речь идёт о гибели в результате пожара Анонимной типографии.
14 группа Типография С.Полоцкого и характеристика изданий, выпущенных ею. В 1682 г. типография выпустила первую в России печатную книгу по математике («Считание удобное»), представляющую собой таблицу умножения и математические таблицы. Книга рассчитана не только на купечество, но и на «всякого человека». К каждой издаваемой книге Симеон подготавливал одно, а иногда и несколько предисловий, часто в стихотворной форме. В них он, как правило, увещевал читателей серьезно отнестись к предлагаемой книге, указывал на ее пользу, проповедовал необходимость учения. Так, Букварь открывался стихотворным предисловием «к юношам, учится хотящим», а оканчивался «увещеванием» к учащимся. Предисловия имели большое методическое значение, обогащали предлагаемые сочинения педагогическими рекомендациями такого опытного и талантливого учителя, как Полоцкий. Издания Верхней типографии были прекрасно художественно оформлены, гравюры для них выполнялись лучшими московскими художниками, в том числе Симоном Ушаковым. Все необходимое для издания книг Верхняя типография либо получала с Печатного двора, либо изготавливала на базе Печатного двора. Санкцию на отпуск материалов давал архиепископ сибирский и тобольский Симон, поставленный «ведать печатный двор» в 1677 г.. При Верхней типографии комплектовалась библиотека, также пополнявшаяся из книжных фондов Печатного двора и по характеру собранных книг ненамного отличавшаяся от библиотеки при Печатном дворе. В 1680 или 1681 г. царь Федор Алексеевич отдал в Верхнюю типографию часть своей библиотеки (более 70 книг) — это книги на латинском, греческом, польском языках, среди них — книги по истории, естествознанию, медицине, математике, много словарей, лексиконов, поэтических руководств. Получая постоянную подмогу с Печатного двора, Верхняя типография тем не менее была самостоятельным учреждением. В оценке ее значения следует учитывать, во-первых, тот факт, что издавались новые книги, не входившие в репертуар Печатного двора: «Псалтырь рифмотворная», «Обед душевный», «Считание удобное» и др. Во-вторых, Верхняя типография постепенно росла, набирала силу и могла в недалеком будущем превратиться в равную Печатному двору. Для нее было сделано 6 новых станов. Верхняя типография имела в своем распоряжении 7 касс, 26 пудов отлитых азбук. Самостоятельную значимость типографии доказывает и организация специального Приказа, который ведал ее делами. Первоначально вся документация новой типографии проходила через Приказ Большого Дворца. С ростом типографии возникла потребность создания при ней своего Приказа, который так и назывался — Приказ Верхней типографии. Произошло это, вероятно, во второй половине 1681 г.
15 группа Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы