Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 4. Партнерский взгляд на взаимоотношение полов



 

Гендерный аспект межличностных отношений в основном предполагает анализ отношений между представителями разного пола. Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой модели отношений.

Первая модель – партнерские отношения - характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый их которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Субъекты имеют свои цели, но готовы к взаимным уступкам, общение строится на равных, партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспешно его суждения и поступки, не навязывают советов. Общение отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них.

Противоположная модель - доминантно-зависимая модель отношений - не предполагает равноправия позиций. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями и целями. В этой системе отношений мужчины чаще занимают доминирующую позицию, а женщины – зависимую. Доминантная позиция включает такие проявления в поведении, как: уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Такой человек стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и выражена потребность в силе ради нее самой. В общении он редко поддерживает собеседника, как правило, использует инструментальный стиль вербальной коммуникации, часто игнорирует точку зрения собеседника, стремится найти понимание только своих проблем, принижает значимость партнера (например: “Ты говоришь глупости! ”), невнимательно слушая, спешит дать ему советы, оценить его действия, побуждает к немедленному и необдуманному действию.

Женщины в большей мере ориентированы на партнерскую систему взаимодействия, а мужчины на – систему доминирования. Это объясняется тем, что существующие в обществе нормативные представления о мужественности ориентируют на проявление таких особенностей поведения, как активность, напористость, целеустремленность, сила, выраженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление агрессивности и директивности. Представления же о женственности поощряют проявлять в отношениях с другими людьми уступчивость, мягкость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность и заботливость.

Таким образом, видим, что традиционные гендерные представления побуждают мужчин и женщин, как субъектов межполового взаимодействия, формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются несимметричностью, проявляющуюся в том, что один субъект властвует над другим и стремится уподобить чувства или действия другого своим планам, замыслам и желаниям. Традиционные представления о мужественности-женственности побуждают мужчин проявлять доминантную позицию в межличностных отношениях, а женщин – зависимую, и такое соотношение позиций обусловлено всем предшествующим опытом полоролевой социализации.

Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений доказывает необоснованность и нецелесообразность сложившихся традиционных, неравноправных моделей поведения в ситуациях межполового взаимодействия. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения, социальных ролей и позиций, позволяет по-новому реконструировать сложившуюся систему отношений, навязанную системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.

В повседневной жизни не так просто сразу выделить существенные характеристики той или иной модели отношений, наиболее явно они проявляются в поведении людей в ситуации межличностного конфликта. В психологической литературе описаны продуктивные и непродуктивные способы поведения в конфликтной ситуации. К продуктивным способам относятся такие типы поведения как: сотрудничество и компромисс, а к непродуктивным – соперничество, приспособление и избегание.

Субъекты, которые строят свои межличностные отношения преимущественно в соответствии с доминантно-зависимой моделью отношений, при разрешении конфликтной ситуации, как правило, используют непродуктивные способы. Участник взаимодействия, реализующий доминантную позицию в отношениях, наиболее часто использует поведение по типу соперничества: любое возникшее между людьми противоречие интерпретируется в терминах борьбы, в которой необходимо одержать победу. При этом выражена ориентация исключительно на свои собственные интересы при пренебрежении интересами и желаниями партнера. Участник конфликта использует все доступные ему средства, чтобы добиться своего, получить максимум желаемого и утвердиться в своем превосходстве над партнером. Ориентация на собственные цели может реализовываться в жестком поведении – напористости, использовании жестких аргументов, выставлении ультимативных требований, эмоциональном давлении на партнера и др.; однако участник конфликта может прибегнуть и к “мягким”, манипулятивным формам воздействия на партнера, которому трудно противостоять. При внешнем различии в конкретном поведении эти формы отличает исключительная ориентация на достижение собственных целей и игнорирование целей партнера.

Второй участник доминантно-зависимой модели отношений, как правило, подчиняется подавляющей позиции, реализуя тактику поведения –приспособление. В основе поведенческой уступчивости лежит готовность пренебречь, поступиться своими интересами и целями. Иногда такое приспособление может иметь обоснованный, рациональный характер, например, когда предмет конфликта является не слишком значимым для человека или когда шансы добиться своего не велики. В тех же случаях, когда уступчивость ничем не оправдана, она расценивается, как неспособность отстаивать свои интересы, как неконструктивный подход к разрешению конфликта.

Возможна еще одна тактика поведения, в которой отражается зависимое поведение, это – уход от решения проблемы, тактика избегания. Проявляется это поведение в игнорировании проблемы, ее “откладывании”, нежелание вступать во взаимодействие по поводу возникших разногласий.

При реализации партнерской модели отношений, основными способами при разрешении межличностных противоречий выступают сотрудничество и компромисс. Главным при этом является диалогическая позиция партнеров. “Понятие диалога употребляется как собирательное для обозначения тактик, используемых с целью поиска оптимальной альтернативы решения проблемы или выработки интегративного решения, объединяющего противостоящие позиции, или компромисса, их примиряющего”. Такая переговорная тактика поведения в конфликтной ситуации ведет к тому, что взаимодействие из противоречивого становится согласованным, основанном на общем интересе (“Мы вместе должны решить эту проблему”).

Для проверки гипотезы о том, что традиционные нормативные маскулинные и фемининные характеристики личности и способы поведения находят отражение в непродуктивных тактиках поведения в ситуации межличностных конфликтов, было проведено психологическое исследование. Участниками исследования были старшеклассники, всего 120 человек (60 юношей и 60 девушек).

Предполагалось, что выраженные маскулинные черты будут способствовать использованию соперничающего типа поведения, а выраженные фемининные черты будут порождать такие типы поведения при разрешении межличностных противоречий, как приспособление и избегание. Для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных черт в структуре личности был использован “Опросник маскулинности-фемининности” Сандры Бэм. Для определения типичных способов поведения в конфликтной ситуации применялся “Опросник поведения в конфликте” Томаса.

Результаты распределения испытуемых в зависимости от степени выраженности в структуре личности маскулинных и/или фемининных качеств приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Пол Маскулинные качества личности Фемининные качества личности Андрогинные качества личности
Юноши 41% 7% 52 %
Девушки 17% 39% 44 %

 

Из таблицы видно, что и среди юношей, и среди девушек встречаются представители разных типов личности. Их классификация проводилась по стандартным схемам, включающим в себя наиболее характерные для гендерных типов характеристики:

Маскулинный тип характеризуется наибольшей выраженностью таких свойств и качеств личности, как: независимость, напористость, властность, склонность защищать свои взгляды, честолюбие, способность к лидерству, склонность к риску, аналитичный склад мышления, вера в себя, самодостаточность.

Фемининному типу личности в большей мере присущи такие качества, как: скромность, нежность, преданность, застенчивость, сострадание, умение сочувствовать, способность утешить, теплота, сердечность, мягкость, доверчивость и любовь к детям. Хочется подчеркнуть, что маскулинные и фемининные качества личности в значительной мере обусловлены социальным контекстом при формировании и развитии, то есть имеют социокультурную детерминацию, так как являются отражением нормативных представлений, имеющих широкое распространение в обществе.

Андрогинному типу личности примерно в равной степени присущи и маскулинные и фемининные качества личности. Видимо, представители этого типа личности воспитывались в ситуации менее жестких нормативных требований, связанных с полоспецифичным поведением.

Кроме того, приведенные в таблице 1 данные наглядно показывают, что наиболее распространенным является анадрогинный тип личности, среди юношей представители андрогинного типа составляют 52%, а среди девушек 44%.

Для определения соотношения типа личности и выраженности тех типичных способов поведения, которые присущи личности в ситуации конфликтного межличностного взаимодействия было проведен сравнительный анализ данных, отражающих особенности поведения в конфликтной ситуации в зависимости от типа личности (рисунки 1 и 2).

Из рисунка 1 видно, что маскулинные юноши более, чем в три раза чаще, чем фемининные девушки, используют сопернический тип поведения, а девушки примерно в два раза чаще, чем юноши, используют такие типы поведения, как избегание и приспособление (различия статистически достоверны, р< 0, 05). Соперничество, приспособление и избегание не относятся к продуктивным способам поведения в ситуации конфликтного взаимодействия, такие типы поведения не способствуют конструктивному разрешению проблем и разногласий, не стимулируют личностный рост и развитие межличностных отношений. Можно сделать вывод, что ярко выраженный маскулинный и фемининный типы личности провоцируют построение межличностных отношений в рамках доминантно-зависимой модели. Маскулинные мужчины ориентированы на позицию доминирования в отношениях, а женщины – на систему зависимости и подчинения.



Рисунок 1. Соотношение типов поведения в конфликте маскулинных юношей и фемининных девушек.


Рис. 2. Соотношение типов поведения в конфликте андрогинных юношей и девушек.

 

Теперь обратимся к результатам исследования, представленные на рисунке 2.

На рисунке видно, что андрогинные юноши и девушки при разрешении конфликтов чаще всего используют такие способы, как сотрудничество и компромисс, то есть продуктивные типы поведения в конфликте. Непродуктивные способы разрешения противоречий (соперничество, приспособление и избегание) встречаются в их поведении в среднем в два раза реже, чем продуктивные. Кроме того, важно отметить, что не существует различий между частотой использования того, или иного типа поведения андрогинными юношами и андрогинными девушками (те небольшие различия, которые существуют, статистически не достоверны). Таким образом, можно прийти к заключению, что личности андрогинного типа (в отличие от маскулинного и фемининного типов личности), независимо от пола, в своем поведении реализуют партнерскую модель межличностных отношений.

Многие современные психологи связывают будущее человека с партнерским стилем отношений и взаимодействия. Доминирование, борьба за власть могут привести общество к краху. Гендерный подход помогает прогрессивно мыслящим психологам развивать универсальную человеческую психологию, опирающуюся на партнерский стиль взаимодействия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Есть ли различия в психологии женщины и мужчины? Чем определяются отношения мужчины и женщины? То, что психология женщины и психология мужчины сильно отличаются друг от друга, не вызывает никаких сомнений. Вопрос в том, как найти общий язык между мужчинами и женщинами, как понять и особенности психологии и поведения противоположного пола? Именно непонимание этих особенностей является причиной семейных проблем и сложностей в семейных отношениях.

Двое, мужчина и женщина, решив создать семью и строя семейные отношения, прежде всего осознают, что семейные отношения это не просто отношения мужчины и женщины, это отношения разных личностей, разных мировоззрений. Нежелание идти на компромисс, непонимание желаний партнера, эгоизм или, наоборот, принижение себя, отдача всего себя партнеру - причина многих семейных проблем и конфликтов: охлаждения отношений, измены партнера, необоснованная ревность, конфликтов, приводящих в итоге к разрыву отношений или разводу.

Гармоничные отношения женщин и мужчин строятся на доверии, взаимопонимании, равноправии, отсутствии ревности, внутренней личностной состоятельности каждого их партнеров.

Взаимоотношения полов принято рассматривать в контексте различий между мужчиной и женщиной. Различий физиологических, социальных и психических. Существует не малое количество мнений свидетельствующих о разнице или сходстве между полами. Но перед тем как мы разберём особенности межполовых взаимоотношений, имеет смысл рассмотреть причины непонимания между людьми в целом (без разделения их по половому признаку). В последствии, сделав перенос на отношения мужчины и женщины с поправкой на их индивидуальные особенности, нам будет проще осознать, в чём разница и сложность взаимопонимания между полами.

Мы воспринимаем информацию из окружающего нас мира при помощи множества рецепторов, но есть основные, на которые мы ориентируемся в частности и при выборе партнёра по общению. Визуальные (зрение), аудиальные (слух), кинестетические (ощущения). У каждого человека наиболее развит свой предикат восприятия, через который нам проще установить с ним рапорт общения (эффективная бесконфликтная система отношений, обеспечивающая наилучшее понимание партнёрами друг друга). Так наибольшее количество людей считаются " визуалами" или " аудиалами", но это не означает, что другие системы восприятия для них не важны, т.к. целостную картину нам предоставляют интегрировано воспринятые сигналы.

Недопонимание легко возникает между людьми с разными предикатами восприятия, так если мужчина " кинестет", а женщина " визуал" их претензии друг к другу могут выражаться следующим образом: " Он постоянно меня " лапает", или, " Она постоянно говорит, что я неряха, подмечает кучу мелочей…" А ведь каждый из них оценивает партнера по собственному предикату восприятия, мужчина " кинестет" выражает своё отношение в прикосновениях и полученных от них ощущениях, эту систему восприятия он проецирует и на партнёршу. Для неё же важно, чтоб он хорошо выглядел и был опрятен (как она), выполнение этого условия стало бы важным фактором (возможно решающим) для установления рапорта общения с ней.
Таким образом, для создания хороших взаимоотношений с человеком нам важно знать какая система восприятия играет для него ведущую роль в познании окружающей действительности и нас как её неотъемлемой составляющей. Это укажет нам кротчайший путь к его сознанию.
Но сложности в отношениях возникают между людьми, имеющими и схожие предикаты восприятия. Это зачастую происходит из-за искажения или индивидуальной интерпретации воспринятой информации, а может быть и результатом искажения смысла, при формулировке мысли человеком перед тем как высказать её другому. Ведь слово, это лишь символ, имеющий своё значение и несущий свой смысл, а иногда одно и тоже слово или словосочетание разные люди интерпретируют (понимают) по-разному, т.к. значение одного и того же слова они наделяют различными субъективными смыслами. Есть и другая особенность в интерпретации. Фраза: - Я убью тебя! - может быть понята по-разному в зависимости от контекста сказанного, а им является: ситуация в которой это сказано, интонация, мимика, поза говорящего, сопровождающие жесты и действия. Всё это воспринимается нашим подсознанием и индивидуально интерпретируется, превращаясь в суждение о том, что же на самом деле нам хотели сказать. На основе получившегося суждения мы даём ответную реакцию: - Постой, всё можно уладить мирным путём! - или - Я рад что тебе понравилось. - или - Хорошо, только сам не убейся. Значит, одним и тем же словосочетанием нам могли высказать угрозу, выразить восторг или пошутить.
Общение и умение говорить это тонкий инструмент, эффективное использование которого может привести к достижению желаемой реакции от партнёра. Неопытность в его использовании и не знание своего партнёра может стать причиной взаимного непонимания, конфликтов, непринятия.
По тому, как показывает наша с вами практика, люди не всегда понимают, казалось бы, простые с нашей точки зрения вещи и интерпретируют сказанное нами весьма субъективно. Так, нам порой приходиться устранять элементы недоразумений в общении, мы извиняемся и говорим, что совсем не " то" имели в виду случай из жизни. Я договорился встретиться с другом в метро в восемь. В результате, я приехал туда в восемь утра, потому что утром приехал в Москву и по пути домой планировал с ним встретиться. Он приехал на встречу в восемь вечера, потому что был свободен в это время. А с утра, как он потом говорил, ему бы в голову не пришло ехать (" зачем вставать в такую рань" ). Каждый интерпретировал общую информацию по-своему, в соответствии со своими представлениями, в данном случае о распорядке дня и решил, что партнёр оценил её также, т.е. спроецировал индиВидуальный смысл в другого.
Поступающая информация в сознание человека подвергается искажению и обобщению, в соответствии с мировоззрением человека, его установками, убеждениями, конструктами, индивидуально значимыми смыслами, физиологическими и психическими особенностями восприятия. И если последнее заложено в большей степени генетически, то мировоззрение, установки и убеждения формируются у человека в контексте социализации (т.е. усвоения норм, правил, ценностей, форм поведения, того общества, в котором он родился, рос и существует). Этот процесс непрерывен, человек постоянно усваивает социальный опыт, перерабатывает его, реализует в различной деятельности, на основе чего формируется его личность и вырабатывается индивидуальный стиль жизни (влияющий на психосоциальную, а, следовательно, и индивидуальную динамику развития человека). И последующая информация, последующий опыт ложится на сформированный социальный фундамент личности, т.е. усваивается в контексте уже имеющихся представлений.
Таким образом, мы можем сказать, что информация, поступающая к человеку, искажается через призму его личности (его индивидуального, жизненного опыта). Человек индивидуально воспринимает окружающий его мир и мир своих взаимоотношений с другими людьми. Хотя все люди разные, мы можем отличить городского жителя от деревенского, представителей " среднего слоя" от представителя богемы, члена одной субкультуры от другой. И представителям разных слоёв бывает тяжело найти общий язык из-за разности ценностей, убеждений и взглядов на мир, актуальных, специфических для их слоя проблем, и у каждого из них свой стиль поведения и правила общения, как и у каждого из нас. Поэтому любое сказанное нами партнёру по общению слово проходит через призму его сознания, через его индивидуальную картину мира (его опыт) и в соответствии с этим претерпевает искажение. Также важно не забывать про контекст подачи информации, т.е. необходимо учитывать психо-эмоциаональное состояние воспринимающего, обусловленное личными переживаниями и социальной ситуацией в которой он находится.
Теперь чтоб понять некоторые из причин недопонимания между представителями разного пола, давайте посмотрим на то, как развивались мужчина и женщина, что их так отличает друг от друга и что объединяет.
Природа не знает слова " пол", его придумали люди (наши предки), да и само слово " природа" тоже. Но для продолжения человеческого рода существовала и существует необходимость, чтобы женское и мужское начало соединились, т.е. для создания новой жизни необходимо единение полов, их слияние. На фоне этого различные социальные течения, превозносящие идеи превосходства одного пола над другим, выглядят убогими и противоестественными. Превосходство, о котором они говорят, несёт под собой культурно-исторический фундамент развития человечества, и возможность доминирования одного пола над другим обусловлено несовершенством социальной системы созданной людьми, а не имеющимся потенциалом у каждого из полов. В результате каждый из полов доминирует в своей области.
Процесс создания жизни и её " вынашивания" определил физиологическую разницу между полами, и в соответствии с физическими данными каждый представитель пола занимался тем, к чему была лучше приспособлена его физиология (его тело), что в свою очередь легло в основу разделения трудовых обязанностей между мужчиной и женщиной. Разделив обязанности, каждый из полов определил свою ветвь развития, подразумевающую для наиболее успешного выполнения задач, свойственных данному направлению, наличие специфических качеств и умений. Те же в свою очередь повлияли на формирование психических особенностей каждого из полов. В течение миллионов лет психика мужчины и женщины развивалась в контексте деятельности, которой занимался каждый из полов. Ввиду этого у каждого из полов развивались различные отделы мозга, отвечающие за выполнение деятельности и обработку информации специфичных для каждого из полов, так различие между полами было заложено природой, но развивалось социально, выплавляясь генетически и оформляясь в психосоциальные половые признаки. И в современном обществе эта закономерность в большинстве своём сохранилась, не смотря на прогресс эмансипации.

В истории за каждым из полов общественно были закреплены различные роли, следование которым подразумевало выполнение определённой деятельности, в обществе выработались стереотипы (" мерила" ) мужественности и женственности, получившие названия маскулинности и феминности, каждый из которых подразумевает наличие и культивацию определённых общественно одобряемых качеств характерных каждому полу. С эволюцией культуры и изменением социальной действительности изменяется и содержание понятий феминности и маскулинности. С рождением, социализируясь (см. выше), ребёнок усваивает данные эталоны, чему активно способствует его генетическая расположенность, эти эталоны ложатся в основу его индивидуальных взглядов, его жизненной позиции. И у каждого ребёнка в зависимости от его пола будет свой специфический контекст социального воспитания, специфичный для того общества, в котором он живёт и конкретных представителей этого общества, по своему транслирующих ему социальный опыт (родители, близкие, друзья).

Выше мы говорили, что у каждого человека индивидуальное восприятие окружающего мира и содержание его внутреннего мира индивидуально. Сравнивая двух " случайных" мужчин или двух " случайных" женщины мы найдём у них серьёзные отличия друг от друга из-за разности их внутренних миров (их взглядов, позиций, установок, мировоззрения). Но сравнив этих двух мужчин и двух женщин между собой, мы тут же заметим сходства мужчин и сходства женщин внутри их диад и отличия диады мужчин от диады женщин. Мужчины, как и женщины, быстрее и лучше найдут взаимопонимание между собой. Это обусловлено тем, что их социальное воспитание имело общую направленность, содержало общую глубокую социально-историческую и генетическую основу, и, опираясь на данную общность, им будет легче найти взаимопонимание друг с другом, чем с представителем другого пола, прошедшего через иные паттерны воспитания, отличной культуры. Они придут к единению через общие социально-ролевые сходства присущие каждому из полов, но это не значит, что каждый из них поймёт и примет индивидуальность другого, и их отношения будут строиться исходя из знаний об особенностях внутреннего мира партнёра и раскрытия ему своего.

Таким образом, на пути взаимопонимания между мужчиной и женщиной встают стереотипы, наполняющие жизнь каждого из них (и нас с вами) своим личностно-значимым смыслом, полным представлений о том, как должны развиваться их отношения, и кто какую роль в них должен выполнять. Ошибкой и причиной множества противоречий становятся здесь попытки навязать свои жизненные принципы другому человеку, вместо того, чтоб победить собственные стереотипы и помочь близкому вам человеку самому справиться со своими. Эти " победы" составят основу вашего личностного прогресса и прогресса близкого вам человека, станут началом постижения внутренних миров друг друга и создания общего мира эффективных и прогрессивных взаимоотношений, построенного на знании и понимании ваших индивидуальностей.
У мужчин и женщин разные цели в жизни, как и у любого человека. Если мы с вами проанализируем, как проходит день женщины и день мужчины, то увидим массу отличий в их повседневной деятельности (занятиях и заботах). Разница в деятельности, как мы уже выяснили, приводит к разности в течение психических процессов. Следовательно, определяет разность в восприятии информации и выработке на неё ответной реакции, выраженной в поведении, не говоря уже о разнице в потребностях.

Теперь давайте вспомним о том, что создаёт сложности в общении между двумя людьми (без градации по полу):

- Разность паттернов восприятия;

- Искажение поступающей и исходящей информации;

- Антагонистичность (противоположность) взглядов и убеждений;

- Контекст подачи информации.

Перечислим уровни межполовых различий:

- Физио-генетический уровень (функциональная разница организмов, наследственность);

- Культурно-исторический уровень (формирование стереотипов феминности и маскулинности);

- Социальный уровень (разность социализации, разность усваиваемых социальных ролей);

- Деятельный уровень (разность основной деятельности и функционала);

- Индивидуальный уровень (как результат разность индивидуально-личностных представлений, установок, мировоззрений, направленности, интересов, потребностей).

Как мы видим, на пути у каждого из полов встаёт множество препон (преград) общего характера (свойственных людям вне зависимости от пола) и специфических (обусловленных половыми различиями формирования психики и личности).

Тогда возникает закономерный вопрос. Как мужчинам и женщинам все-таки удаётся найти общий язык, прийти к взаимопониманию, если и " природное" и " социальное" в них столь различно? Как выяснилось не столь " оно" и различно.

 

Человек по своей природе бисексуален. Это проявляется и на гормональном уровне и на физиологическом. У каждого человека в разной пропорции содержатся и мужские и женские гормоны, тело каждого человека содержит и мужские и женские органы, но в рудиментарном состоянии. Так у пятинедельного человеческого зародыша нельзя распознать его пола и только к концу третьего месяца завершаются процессы, идентифицирующие его по полу. Исследования половых органов и их выводных путей говорят о параллелизме между признаками обоих полов в их рудиментарном состоянии. Так получается, что нет человека, которого было бы можно идентифицировать полностью как представителя одного пола, и каждый мужчина в какой-то степени является женщиной, имея все её половые признаки при себе (ещё раз напомним в рудиментарном состоянии), а каждая женщина носит в себе мужчину. На основании этих положений Отто Вайнингер разработал свою теорию притяжения полов.

Получается что природа человека, хоть и наделила каждый из полов различной физиологией, но в тоже время сделала мужчин и женщин неразделимым, единым началом, наделив одну особь признаками обоих полов.
Анализируя социальную сторону формирования полов, мы можем увидеть и множество общих моментов в социализации полов. Всем людям, вне зависимости от пола общество прививает ценности в ориентации: на индивидуальный успех и социальное развитие, уважение к личности других людей, соблюдение гражданских прав и обязанностей, поощрение создания семейных пар и т.д. В социуме содержится не меньше объединяющих мужчин и женщин факторов, чем факторов подчёркивающих уникальность каждого из полов, а уникальность как мы знаем это то, что отличает " одно от другого". Но только общество мало позаботилось о том, чтоб эта уникальность была взаимно сближающей и вызывала жажду не " обладать, иметь и властвовать", а " познавать, развиваться и совершенствоваться", уважая индивидуальность каждого из участников этого процесса.

Природа наделила нас " двуполостью" и для создания новой жизни требуется и единство, и отличие между полами. И если отличий мы уже знаем достаточно, то видимо пришла пора искать то, что объединяет две уникальных стороны человека - мужчину и женщину.

Человечество потратило тысячи лет в поисках и доказательствах разницы между полами, создавая тысячи предрассудков и барьеров с которыми развивающемуся человеку приходиться бороться для обретения гармонии в отношениях.
Мир мужчины и женщины требуют откровенного взаимного проникновения, взаимного познания и единения для создания новых миров и мира их отношений, созданного на основе знания, понимания и уважения индивидуальности каждого из творцов.

Как сказал И.С. Кон: " Чем лучше мужчины и женщины будут знать сами себя и друг друга, тем меньше у них будет разочарований".

 

Список литературы

1) Абашина Т.Г. Типология семей: исторический опыт. – М., 2005

2) Целуйко В.М. Современная семья: психологические проблемы молодой семьи. Волгоград, 2005.

3) Гришина Н.В. Психологическая работа с конфликтами: три вида диалога. //Психологические проблемы самореализации личности. /Под ред. Л.А.Головей, Л.А.Коростылевой. Вып.3. СПб, 1999. с.61-75.

4) Лучшие психологические тесты. /Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск. 1992.

5) Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

6) Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. М., 1998

7) Практическая психология. /Под ред. М.К.Тутушкиной. СПб., 1998.

8) Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского. М., 1990.

9) Грей Джон. Марс и Венера в будни и праздники: как жить в мире с противоположным полом. - Пер. с англ. Т. П. Матц. - М.: АО «Издательство «Новости», 1997. - 304 с.

10) Полная энциклопедия. Жизнь и здоровье женщины. Том 1. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Книжный дом «АНС», 2002. - 768 с.: ил.

11) Энциклопедия молодой женщины. - Пер. с чешского Н. И. Белой, Ю. Н. Козловой. - М.: Издательство «Прогресс», 1989. - 496 с.

12) Морозова Т. В., Гурова С. А., Козырева Г. Б. Сельские сообщества Карелии: традиции, современность, перспективы. Петрозаводск, 2004.

13) Ярошенко С. Кризис семьи и сексуальности: бедность без любви в семьях нуждающихся северной деревни // В поисках сексуальности: Сб. статей. СПб., 2002.

14) Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999.

15) Айвазова С. " Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы". Москва: РИК Русанова, 1998.408с.

16) Логинов А. А. " Мужчина и женщина: отношения полов", Владивосток, 1990 -224 стр.

 

 


[1] Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии, 1994, с.31-37; Варга А.Я., Брутман В.И., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психологический журнал, 2000, №2

[2] Тоффлер Э. «Третья волна»/ http: //www.nadprof.ru/library/books, февраль 2011

[3] Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка, М., МГПИ, 2001

[4] Черепанова И.Ю. Дом колдуньи: Язык творческого бессознательного, «КСП+», М., 2001


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  2. X. Не должно быть ревности. Половая любовная жизнь, построенная на взаимном уважении, на равенстве, на глубокой идейной близости, на взаимном доверии, не допускает лжи, подозрения, ревности.
  3. XIII- первая половина XV вв.
  4. Англия в первой половине XV в.
  5. Арабские страны в первой половине XXвека
  6. Буржуазия и пролетариат – новые слои населения второй половины XIX века.
  7. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
  8. В настоящее время традиционная модель семьи разбивается, уже в раннем возрасте дети получают сексуальный опыт, половина всех браков в развивающихся странах заканчиваются разводами.
  9. Венская система международных отношений (первая половина XIX в.)
  10. Вероятность заражения при однократном половом контакте без презерватива с больным гонореей
  11. Вестфальская система международных отношений (XVII — первая половина XVIII вв.)
  12. Взаимоотношение между исламскими банками и их клиентами


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2158; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь