Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кафедра социальной работы и социальной педагогикиСтр 1 из 5Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Кафедра социальной работы и социальной педагогики Специальность социальная работа, 5, 5 лет обучения
Курсовая работа на тему: №4. Патриархатные, феминистские, партнерские представления о взаимоотношениях полов.
Выполнила: студентка 5 курса заочного отделения группы СР 5, 5 (09) Бартенева Н.Л.
Научный руководитель: К.ю.н. доц. Краева М. Ю.
Москва — 2013 Содержание
Введение стр 3
Глава 1. Взаимоотношения полов. стр 6
Глава 2. Патриархатные представления о взаимоотношении полов. стр 9 2.1. Современные взгляды на патриархатные взаимоотношения полов. стр 9 2.2. Взаимодействия в патриархатной семье. стр 10
Глава 3. Феминистские взгляды на взаимоотношения полов. стр 12 3.1. Феминизм – теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. стр 12 3.2 Разновидности взглядов. Направления феминизма. стр 15
Глава 4. Партнерский взгляд на взаимоотношения полов. стр 20
Заключение стр 27
Список литературы стр 34
Введение
Проблема взаимоотношения полов была актуальной во все времена, что нашло отражение в философии, а также в произведениях художественной литературы и искусства. Социальные нормы, регламентирующие поведение полов в социуме и социальные стереотипы маскулинности и фемининности определяют представления о том, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по физическим, социальным, психическим качествам и поведению в обществе. Много лет российское общество не уделяло должного внимания различиям между мужчинами и женщинами. Это проявлялось даже в обращении друг к другу: все были граждане или гражданки, школьники и школьницы или дети. Провозглашенное советским государством полное равенство мужчин и женщин обернулось для женщин двойной нагрузкой, т.к. не было скомпенсировано соответствующими мерами в бытовой сфере. Преобладание женщин в сфере образования и медицине стало по- существу феминизацией низко оплачиваемых и непрестижных занятий. К тому же социальное равенство нередко трактовали как психологическую одинаковость. Только лет 20 назад в России психология гендерных различий стала привлекать к себе внимание специалистов различных направлений. Этому способствовали быстро изменяющиеся условия жизни, актуализирующие проблемы адаптации к ним, демографическое неблагополучие, омоложение женских и мужских болезней, проблемы детско-родительских отношений, рост числа неполных семей, девиантное материнство[1] и т.п. Однако эти проблемы в той или иной степени характерны не только для России, а присущи для всех развитых индустриальных стран. Объяснение данного явления дает Э.Тоффлер. Э.Тоффлер, описывая особенности развития человечества, выделяет три типа цивилизации по способу производства[2]: сельскохозяйственная, индустриальная и третий тип цивилизации, особенностью которой выступают компьютерные и информационные технологии. Если для большинства людей сельскохозяйственной цивилизации производство и потребление были объединены в единой функции жизнеобеспечения, то с распространением индустриальной цивилизации они разделились. Это проявилось, как отмечает Э.Тоффлер, и в гендерных стереотипах индустриального общества, которые определяют мужчин, подготовленных с детства к своей роли на предприятии, как «объективных», а женщин - как «субъективных», с самого своего рождения нацеленных на выполнение репродуктивной функции, воспитание детей и нудную домашнюю работу. Их часто считали лишенными способности к какому-либо рациональному аналитическому мышлению. Тех женщин, которые включились в производство, часто обвиняли в том, что они перестали быть женщинами, а стереотипы гендерных различий и гендерных ролей стали еще более резкими. Особенности новой цивилизация, которая идет на смену индустриальной или третьей волны по Э.Тоффлеру, пока неясны, понятно только, что ее влияние уже проявляется во многих сферах общественной жизни, например, в кризисе современной семьи, в спутанности представлений о мужчинах и женщинах. Последние включают в себя как старые стереотипы, доставшиеся нам с патриархальных времен, так и современные, представляющие собой причудливую смесь из старого и нового. Прежние представления были набором дихотомических качеств: то, что присуще одному полу, не должно быть у другого. Сейчас, как и раньше, от женщины, с одной стороны, требуется нежность и мягкость, а с другой – умение принимать решения и проявлять некоторые аспекты прежних представлений о мужественности. С требованиями, которые предъявляются мужчине, тоже произошли некоторые метаморфозы. Он, как и в патриархальные времена должен быть добытчиком и главой семьи, и, в то же время, нежным, внимательным, заботливым, т.е. проявлять типично женские качества. Понятно, что эти представления формируются как в семье, так и в социуме. Исследования, проведенные М.И.Лисиной[3] и ее последователями, показали, что именно в общении развиваются внутренний план действий ребенка и сфера его эмоциональных переживаний. Другим продуктом общения (помимо отношений) является образ себя и другого, который выступает результатом познания различных качеств (своих и другого) - деловых, познавательных и личностных. В процессе коммуникативной деятельности они отражаются в сознании, в результате чего и формируется образ другого человека и самого себя. Образ человека (себя и другого) и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс. Его аффективная часть связана с оценкой (положительной или отрицательной), а когнитивная - с представлением о себе и другом. Таким образом, в процессе развития ребенок формирует не только представления о гендерных ролях, но и отношение к ним. М.И.Лисина показала, что формирование образа себя и другого у ребенка происходит в первые годы жизни на основании того, что ребенок наблюдает. С возрастом представления о себе и другом становятся все более точными, а отношение к себе все более адекватным, но под влиянием аффективного компонента образа возможны их устойчивые искажения, которые могут позднее и не осознаваться. Социальные нормы, регламентирующие поведение полов в социуме и социальные стереотипы маскулинности и фемининности определяют представления о том, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по физическим, социальным, психическим качествам и каким должно быть их поведение в обществе. Стереотипы существуют как на уровне философских и религиозных систем, так и на уровне обыденного сознания, что говорит о силе их влияния на поведение мужчин и женщин. Существующее многовековое разделение труда и представление о роли каждого из полов в существовании и развития общества очень долгое время представлялось незыблемым. Однако условия жизни человечества за последние десятки лет изменились настолько радикально, что сейчас уже нельзя говорить о незыблемости распределения генерных ролей. Изменение представлений о роли полов привело к проблемам, связанным с полоролевой или гендерной идентичностью и предъявляемым требованиям к маскулинности и фемининности. Представления о том, какими должны быть мужчины женщины, формируются в результате взаимодействия обоих полов, что сказывается на развитии личности и общества в целом. В последнее время проблемы мужчин и женщин стали привлекать внимание психологов, психофизиологов и врачей – сексологов, гинекологов, андрологов. Психофизиологические исследования в большей части посвящены дифференциальным различиям между мужчинами и женщинами, врачи больше озабочены проблемами здоровья, связанного с сексуальной сферой. Специалисты данных направлений используют понятие «пол». Психологи основное внимание уделяют различиям в когнитивной и поведенческой составляющих, и используют как понятие «пол», таки понятие «гендер». В данной работе основной акцент делается на аффективных компонентах образов мужчин и женщин, а также гендерной идентичности. С этой целью используются разработанная пермской лабораторией «Ведиум» программа «Диатон», основанная на фоносемантическом анализе текстов [4]. Цели: Разобрать патриархальные, феминистские, партнерские представления о взаимоотношениях полов. Задачи: Показать основные различия и особенности патриархальных, феминистских, партнерских представлений о взаимоотношениях полов. Структура работы: Сначала рассмотрим, что же такое термин «взаимоотношения полов», далее я напишу отдельно о каждом из представленных видов взглядов о взаимоотношениях полов. В заключение подведем итоге о различии взглядов на взаимоотношения полов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть ли различия в психологии женщины и мужчины? Чем определяются отношения мужчины и женщины? То, что психология женщины и психология мужчины сильно отличаются друг от друга, не вызывает никаких сомнений. Вопрос в том, как найти общий язык между мужчинами и женщинами, как понять и особенности психологии и поведения противоположного пола? Именно непонимание этих особенностей является причиной семейных проблем и сложностей в семейных отношениях. Двое, мужчина и женщина, решив создать семью и строя семейные отношения, прежде всего осознают, что семейные отношения это не просто отношения мужчины и женщины, это отношения разных личностей, разных мировоззрений. Нежелание идти на компромисс, непонимание желаний партнера, эгоизм или, наоборот, принижение себя, отдача всего себя партнеру - причина многих семейных проблем и конфликтов: охлаждения отношений, измены партнера, необоснованная ревность, конфликтов, приводящих в итоге к разрыву отношений или разводу. Гармоничные отношения женщин и мужчин строятся на доверии, взаимопонимании, равноправии, отсутствии ревности, внутренней личностной состоятельности каждого их партнеров. Взаимоотношения полов принято рассматривать в контексте различий между мужчиной и женщиной. Различий физиологических, социальных и психических. Существует не малое количество мнений свидетельствующих о разнице или сходстве между полами. Но перед тем как мы разберём особенности межполовых взаимоотношений, имеет смысл рассмотреть причины непонимания между людьми в целом (без разделения их по половому признаку). В последствии, сделав перенос на отношения мужчины и женщины с поправкой на их индивидуальные особенности, нам будет проще осознать, в чём разница и сложность взаимопонимания между полами. Мы воспринимаем информацию из окружающего нас мира при помощи множества рецепторов, но есть основные, на которые мы ориентируемся в частности и при выборе партнёра по общению. Визуальные (зрение), аудиальные (слух), кинестетические (ощущения). У каждого человека наиболее развит свой предикат восприятия, через который нам проще установить с ним рапорт общения (эффективная бесконфликтная система отношений, обеспечивающая наилучшее понимание партнёрами друг друга). Так наибольшее количество людей считаются " визуалами" или " аудиалами", но это не означает, что другие системы восприятия для них не важны, т.к. целостную картину нам предоставляют интегрировано воспринятые сигналы. Недопонимание легко возникает между людьми с разными предикатами восприятия, так если мужчина " кинестет", а женщина " визуал" их претензии друг к другу могут выражаться следующим образом: " Он постоянно меня " лапает", или, " Она постоянно говорит, что я неряха, подмечает кучу мелочей…" А ведь каждый из них оценивает партнера по собственному предикату восприятия, мужчина " кинестет" выражает своё отношение в прикосновениях и полученных от них ощущениях, эту систему восприятия он проецирует и на партнёршу. Для неё же важно, чтоб он хорошо выглядел и был опрятен (как она), выполнение этого условия стало бы важным фактором (возможно решающим) для установления рапорта общения с ней. В истории за каждым из полов общественно были закреплены различные роли, следование которым подразумевало выполнение определённой деятельности, в обществе выработались стереотипы (" мерила" ) мужественности и женственности, получившие названия маскулинности и феминности, каждый из которых подразумевает наличие и культивацию определённых общественно одобряемых качеств характерных каждому полу. С эволюцией культуры и изменением социальной действительности изменяется и содержание понятий феминности и маскулинности. С рождением, социализируясь (см. выше), ребёнок усваивает данные эталоны, чему активно способствует его генетическая расположенность, эти эталоны ложатся в основу его индивидуальных взглядов, его жизненной позиции. И у каждого ребёнка в зависимости от его пола будет свой специфический контекст социального воспитания, специфичный для того общества, в котором он живёт и конкретных представителей этого общества, по своему транслирующих ему социальный опыт (родители, близкие, друзья). Выше мы говорили, что у каждого человека индивидуальное восприятие окружающего мира и содержание его внутреннего мира индивидуально. Сравнивая двух " случайных" мужчин или двух " случайных" женщины мы найдём у них серьёзные отличия друг от друга из-за разности их внутренних миров (их взглядов, позиций, установок, мировоззрения). Но сравнив этих двух мужчин и двух женщин между собой, мы тут же заметим сходства мужчин и сходства женщин внутри их диад и отличия диады мужчин от диады женщин. Мужчины, как и женщины, быстрее и лучше найдут взаимопонимание между собой. Это обусловлено тем, что их социальное воспитание имело общую направленность, содержало общую глубокую социально-историческую и генетическую основу, и, опираясь на данную общность, им будет легче найти взаимопонимание друг с другом, чем с представителем другого пола, прошедшего через иные паттерны воспитания, отличной культуры. Они придут к единению через общие социально-ролевые сходства присущие каждому из полов, но это не значит, что каждый из них поймёт и примет индивидуальность другого, и их отношения будут строиться исходя из знаний об особенностях внутреннего мира партнёра и раскрытия ему своего. Таким образом, на пути взаимопонимания между мужчиной и женщиной встают стереотипы, наполняющие жизнь каждого из них (и нас с вами) своим личностно-значимым смыслом, полным представлений о том, как должны развиваться их отношения, и кто какую роль в них должен выполнять. Ошибкой и причиной множества противоречий становятся здесь попытки навязать свои жизненные принципы другому человеку, вместо того, чтоб победить собственные стереотипы и помочь близкому вам человеку самому справиться со своими. Эти " победы" составят основу вашего личностного прогресса и прогресса близкого вам человека, станут началом постижения внутренних миров друг друга и создания общего мира эффективных и прогрессивных взаимоотношений, построенного на знании и понимании ваших индивидуальностей. Теперь давайте вспомним о том, что создаёт сложности в общении между двумя людьми (без градации по полу): - Разность паттернов восприятия; - Искажение поступающей и исходящей информации; - Антагонистичность (противоположность) взглядов и убеждений; - Контекст подачи информации. Перечислим уровни межполовых различий: - Физио-генетический уровень (функциональная разница организмов, наследственность); - Культурно-исторический уровень (формирование стереотипов феминности и маскулинности); - Социальный уровень (разность социализации, разность усваиваемых социальных ролей); - Деятельный уровень (разность основной деятельности и функционала); - Индивидуальный уровень (как результат разность индивидуально-личностных представлений, установок, мировоззрений, направленности, интересов, потребностей). Как мы видим, на пути у каждого из полов встаёт множество препон (преград) общего характера (свойственных людям вне зависимости от пола) и специфических (обусловленных половыми различиями формирования психики и личности). Тогда возникает закономерный вопрос. Как мужчинам и женщинам все-таки удаётся найти общий язык, прийти к взаимопониманию, если и " природное" и " социальное" в них столь различно? Как выяснилось не столь " оно" и различно.
Человек по своей природе бисексуален. Это проявляется и на гормональном уровне и на физиологическом. У каждого человека в разной пропорции содержатся и мужские и женские гормоны, тело каждого человека содержит и мужские и женские органы, но в рудиментарном состоянии. Так у пятинедельного человеческого зародыша нельзя распознать его пола и только к концу третьего месяца завершаются процессы, идентифицирующие его по полу. Исследования половых органов и их выводных путей говорят о параллелизме между признаками обоих полов в их рудиментарном состоянии. Так получается, что нет человека, которого было бы можно идентифицировать полностью как представителя одного пола, и каждый мужчина в какой-то степени является женщиной, имея все её половые признаки при себе (ещё раз напомним в рудиментарном состоянии), а каждая женщина носит в себе мужчину. На основании этих положений Отто Вайнингер разработал свою теорию притяжения полов. Получается что природа человека, хоть и наделила каждый из полов различной физиологией, но в тоже время сделала мужчин и женщин неразделимым, единым началом, наделив одну особь признаками обоих полов. Природа наделила нас " двуполостью" и для создания новой жизни требуется и единство, и отличие между полами. И если отличий мы уже знаем достаточно, то видимо пришла пора искать то, что объединяет две уникальных стороны человека - мужчину и женщину. Человечество потратило тысячи лет в поисках и доказательствах разницы между полами, создавая тысячи предрассудков и барьеров с которыми развивающемуся человеку приходиться бороться для обретения гармонии в отношениях. Как сказал И.С. Кон: " Чем лучше мужчины и женщины будут знать сами себя и друг друга, тем меньше у них будет разочарований".
Список литературы 1) Абашина Т.Г. Типология семей: исторический опыт. – М., 2005 2) Целуйко В.М. Современная семья: психологические проблемы молодой семьи. Волгоград, 2005. 3) Гришина Н.В. Психологическая работа с конфликтами: три вида диалога. //Психологические проблемы самореализации личности. /Под ред. Л.А.Головей, Л.А.Коростылевой. Вып.3. СПб, 1999. с.61-75. 4) Лучшие психологические тесты. /Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск. 1992. 5) Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. 6) Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. М., 1998 7) Практическая психология. /Под ред. М.К.Тутушкиной. СПб., 1998. 8) Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского. М., 1990. 9) Грей Джон. Марс и Венера в будни и праздники: как жить в мире с противоположным полом. - Пер. с англ. Т. П. Матц. - М.: АО «Издательство «Новости», 1997. - 304 с. 10) Полная энциклопедия. Жизнь и здоровье женщины. Том 1. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Книжный дом «АНС», 2002. - 768 с.: ил. 11) Энциклопедия молодой женщины. - Пер. с чешского Н. И. Белой, Ю. Н. Козловой. - М.: Издательство «Прогресс», 1989. - 496 с. 12) Морозова Т. В., Гурова С. А., Козырева Г. Б. Сельские сообщества Карелии: традиции, современность, перспективы. Петрозаводск, 2004. 13) Ярошенко С. Кризис семьи и сексуальности: бедность без любви в семьях нуждающихся северной деревни // В поисках сексуальности: Сб. статей. СПб., 2002. 14) Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. 15) Айвазова С. " Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы". Москва: РИК Русанова, 1998.408с. 16) Логинов А. А. " Мужчина и женщина: отношения полов", Владивосток, 1990 -224 стр.
[1] Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии, 1994, с.31-37; Варга А.Я., Брутман В.И., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психологический журнал, 2000, №2 [2] Тоффлер Э. «Третья волна»/ http: //www.nadprof.ru/library/books, февраль 2011 [3] Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка, М., МГПИ, 2001 [4] Черепанова И.Ю. Дом колдуньи: Язык творческого бессознательного, «КСП+», М., 2001 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Кафедра социальной работы и социальной педагогики Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы