Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Аналитическая философия: основные области исследования, методология
В самом начале XX века возникло направление «аналитической философии», которое заявило, что главная, если не единственная задача философа - это аналитическая деятельность. Философы-аналитики объявили себя наследниками всей строгой, научно-рационалистической традиции в европейской философии, к которой они относили Аристотеля и Декарта, Локка и Юма, Лейбница и Канта. Современная аналитическая философия представляет собой многолюдное и интернациональное философское движение. Ряд философов в качестве родоначальников и своего рода классиков аналитической философии: англичане Б. Рассела, Дж. Мура, Г. Райла, П. Стросона, немцы Г. Фреге и Р. Карнапа, австриец Л. Витгенштейна, американцы У. Куайна и Д. Дэвидсона. Само название этого направления связано с термином «анализ». В любом философском словаре мы можем прочитать, что этот термин идет от древнегреческого слова analysis, которое означает «разложение», «расчленение» целого на части. Такое обычное понимание анализа еще не позволяет понять специфики аналитической философии. С одной стороны, анализ в такой широкой трактовке использует в своем мышлении любой человек. С другой стороны, далеко не все философы-аналитики только тем и занимаются, что расчленяют изучаемые ими явления на простейшие составляющие. Анализ в обсуждаемом здесь направлении философии понимается скорее как определенный тип или стиль философского мышления, который противопоставляется другим типам философии. Философов, работающих в рамках аналитической традиции, отличает иное понимание задач и методов философии. Хотя их не объединяет какое-то единое «учение» и даже общая трактовка методов философского анализа, они так или иначе разделяют такие основные установки и нормы аналитического стиля в философии: · задача философа состоит в анализе конкретных проблем, а не в разработке мировоззрения или построении спекулятивных систем; · ценность философской работы заключается прежде всего в убедительности и качестве рациональной аргументации, а не в достоинствах ее литературного стиля или в том эмоциональном впечатлении, которое она оставляет; · ошибочно считать, что о философских проблемах можно говорить лишь на заумном и туманном языке, ясность и точность понятий и суждений – достоинство философского рассуждения; · необходимо всегда уделять большое внимание языку как средству представления реальности и выражения мысли, учитывая при этом, что употребление языка может приводить к ловушкам и заблуждениям; · где это уместно, стоит привлекать логический анализ, позволяющий уточнять смысл понятий, логическую форму суждений и умозаключений; · философствование не должно чураться эмпирии, фактов, которые поставляет нам и наш жизненный опыт, и различные науки, - обсуждение и анализ разнообразных фактов необходим для прояснения любых философских проблем; · нельзя недооценивать методы и результаты науки: конкретные науки дают нам наиболее обоснованное и достоверное на данный момент знание о мире, философ не может и не должен конкурировать в этом с учеными, поскольку у него нет каких-то особых (например, «диалектических» или «метафизических») средств для познания сути вещей и явлений; · философ поэтому должен занимать иную, чем ученый позицию – рефлексивно-аналитическую: он должен сознавать существенное различие между двумя типами вопросов, первые из которых касаются природы вещей, вторые – природы понятий и других концептуальных средств, с помощь которых мы говорим о вещах и познаем их. Основные линии развития аналитической философии 1. Эпистемология и философия науки 2. Аналитическая философия истории 3. Политическая философия 4. Философия сознания
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1275; Нарушение авторского права страницы Главная | Случайная страница | Обратная связь |