Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение влюбленности и чувства любви



На протяжении всех предыдущих веков по наши дни существует устойчивый стереотип развития любовных отношений: сначала возникает захватывающая влюбленность, которая постепенно перерастает в любовь. А если влюбленность не переросла во что-то серьезное значит «любовь прошла», вот такая она не постоянная, а потому загадочная. Причем при описании одного и того же чувства мог использоваться как термин «влюбленность», так и термин «любовь». Достаточно часто эти термины используются как синонимы. Так интернет поисковики практически их не различают, для них главное не истина и правильность, а максимальное удовлетворение пользователей. А если влюбленность переросла в страсть, хоть в драматическую, хоть трагическую опять все списывали на всесильность или загадочность любви.

Любовь и влюбленность - чувства, имеющие между собой много общего. Но разницу между ними все же следует понимать. Итак, как же отличить любовь от влюблённости?

Чувство влюбленности можно охарактеризовать как психоэмоциональное влечение к какому-либо человеку. Оно скоротечно, и в отличие от любви не может быть всеобъемлющим. Но вместе с этим влюбленность не охватывает как половое влечение только физиологическую сферу.

Так, влюбленностью можно назвать удивительную композицию сексуальных переживаний и эмоций. Примерно то же самое может встречаться и в любви. И влюбленности, и любви свойственна сильная привязанность к человеку. Поэтому нередко яркую и страстную влюбленность сложно отличить от настоящей любви.

И тому, и другому чувству сопутствуют страсть, потрясающие эмоции и близость. Испытывать сексуальное влечение или страсть к другому человеку можно на самом деле не любя его и даже ни разу не встретившись с ним.

Результаты опросов, проведенных в ряде американских колледжей, показали, что абсолютное большинство учащихся не уверено в том, что хорошо понимают, что такое любовь. Любопытно, что прошлые отношения студенты причислили к увлечениям, в то время как романы, происходящие в настоящем, они воспринимают как настоящую любовь.

Вообще, человек переживает несколько фаз любви. Будучи младенцем, он является объектом любви родителей, и еще не умеет любить. Позже к ребенку приходит первое чувство, обращенное к родителям. Как правило, в этот период ребенок испытывает острую любовь к маме - сейчас маленький человек любит себя и учится любить своих родителей.

Следующая фаза наступает, когда ребенок начинает интересоваться сверстниками. Он учится жить в обществе и нередко на этом этапе родительское мнение для него становится менее значимым. Можно сказать, что теперь он любит себя, своих приятелей, друзей и лишь после этого - родителей.

В фазе юношества у человека просыпается интерес к лицам противоположного пола. Но здесь для любви все еще характерно потребительское (как в младенчестве) отношение. Человек чаще думает о том, что эти отношения могут ему дать (уважение в обществе сверстников, первый опыт, новые ощущения). Этот этап называют периодом проб и ошибок - поэтому здесь чаще всего встречаются первые катастрофические неудачи.

И только в фазе зрелой любви более значимыми для человека становятся психологические и эмоциональные критерии, нежели физическая красота. Здесь человек смещает интересы со своей личности в сторону другого человека. Бескорыстное и настоящее чувство любви отличается от всех предыдущих тем, что на этом этапе истинно любящий человек старается отдать другому как можно больше, не требуя ничего взамен. Мысли о том, чтобы объекту любви было более комфортно, удобно и лучше здесь вытесняют мечты о собственном комфорте и благополучии.

 

 

Комплекс недостаточности (или чувство неполноценности), по А.Адлеру

Обратимся теперь к теории самого Адлера, к ее главным идеям. Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку своей концепции, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь. Неполноценность - нормальное, естественное для человека чувство. Адлер даже сформулировал афоризм: " чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности". Как же это понимать? Первоначально Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного - выносливое сердце, но больной желудок, у другого - хорошее зрение, но неважный слух, у третьего - сильный интеллект, но вялые чувства и т. д. органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга.

Кроме физических дефектов существуют социально-культурные формы неполноценности. Адлер легко обнаруживает их в возрастных, половых, экономических, политических и моральных отношениях. Возраст - главный и универсальный источник неполноценности. Ребенок - несчастное существо. Ведь он почти во всем зависит от взрослых, вынужден им подчиняться, искать у них помощи. Да и сами детские отношения совсем не идиллические.

Половые отношения формируют у молодых людей чувство неполноценности. У девочки оно возникает потому, что к ней с самого детства относятся как к существу " второго сорта". Ее возможности изначально ограничены, поскольку огромная часть выигрышных, превосходящих социальных позиций занята мужчинами. Но и у молодых людей нередко возникают сомнения, являются ли они " настоящими мужчинами", достаточно ли у них отваги, ума, свирепости, силы и других качеств, которые связывают с мужским идеалом. Быть мужчиной означает для большинства быть у власти, быть " наверху", а быть женщиной - значит подчиняться, быть " внизу". Чувство неполноценности может возникать в связи с отношениями богатства и бедности, власти и безвластия, высокой и низкой квалификации.

Наконец, существует родовой общечеловеческий источник чувства неполноценности. " Мыслящий тростник" - так сказал когда-то о человеке Паскаль, вложив в эту краткую формулу всю гамму чувств, которую испытывает в глубине души человек, не знающий, зачем и почему он появился на свет, затерянный в бесконечных просторах Вселенной.

В ответ на критику Адлер заявлял, что " комплекс неполноценности" - лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: " жизненным стилем", " компенсацией" и " социальным чувством". Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, что дело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности и совершенства относительны, зависят от культуры. Дело в " генерализированном чувстве" неполноценности, которое вызывает приток сил и служит импульсом к действию.

 

Чувство юмора

Чу́ вство ю́ мора —интеллектуальная способность человека оперировать одновременно несколькими взглядами на реальность, умение субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире и оценивать их с комической точки зрения. Отсутствие чувства юмора может выступать объектом иронии и олицетворяется фанатизмом.

Чувство юмора даётся человеку при рождении, но начинает проявляться и развивается в раннем детстве под влиянием окружающей среды, анекдотов и т. п. Отсутствие предпосылок для его развития приводит к формированию прямолинейного характера, человек с таким крайним типом личности может иметь проблемы в социальной адаптации.

Существуют исследования, в которых была предпринята попытка измерить чувство юмора у разных людей и связать его с другими характеристиками человека.

Оценки чувства юмора производятся с точки зрения различных научных дисциплин, таких как лингвистика, социология, психология, антропология. Существует порядка сотни теорий юмора. Многие теории утверждают, что назначение юмора в том, чтобы разряжать напряженность и стресс, а также в том, чтобы побуждать к поиску новых интерпретаций ситуаций. Согласно этим теориям, каждая шутка сопровождается нарастающим вниманием по мере ее изложения с последующей разрядкой, когда шутка высказана. Новые интерпретации возникают потому, что шутка показывает неожиданную ассоциацию несвязанных или даже конфликтующих обстоятельств. Некоторые теории утверждают, что юмор позволяет разрядиться агрессии. Однако во многих сообществах людей (солдаты на войне, милиция, уголовники, врачи) процветает особый юмор, иногда называемый чёрным; таким образом, чувство юмора субъективно.

Чувство юмора определяют как способность человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить. Это тенденция человека делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Исследователи полагают, что юмор является физиологической защитной функцией.

 

Чувство счастья

СЧАСТЬЕ (психологические аспекты). Наиболее общее психологическое определение счастья связано с пониманием его как ощущения полноты бытия, радости и удовлетворенности жизнью, лежащих в основе оптимального, здорового и эффективного функционирования личности.

Все люди хотят быть счастливыми, и это, наверное, одно из самых сокровенных желаний человека. Счастье может быть стойким, или, наоборот, внезапным и непродолжительным.

Феномен счастья полон парадоксов. Один из самых известных и психологически заостренных гласит: чем больше человек стремится к счастью как цели жизни, тем дальше он от него удаляется. Не менее парадоксальны с точки зрения житейских представлений и такие эмпирически подтвержденные факты, что пожилые люди часто бывают счастливее молодых, или – что счастье не связано напрямую с материальным достатком (счастлив может быть и бедняк, а миллионер – наоборот, несчастен).

К факторам, влияющим на ощущение благополучия и счастья, в рамках нейронауки относят уровень серотонина и дофамина в головном мозге. Серотонин способствует положительному эмоциональному настрою, а дофамин является частью общей системы вознаграждения и вырабатывается при приеме пищи и сексуальных отношениях. Синтез серотонина зависит от времени суток, поэтому склонность к депрессии может возрастать при сокращении светового дня. Поэтому можно говорить, что ощущение счастья, как и несчастья, может зависеть и от времени года, и от географической широты. Т.о. депрессия выражает собой полную противоположность счастью и сопровождается чувством печали, отчаяния, неверием в возможность что-либо изменить, ощущением собственной незначимости, отрицанием смысла жизни вплоть до суицидальных намерений.

Известно, что счастье не зависит напрямую от уровня дохода или здоровья, которые относятся к объективным показателям и применимы в изучении исторической динамики социального благополучия. Например, Э.Динер показал, что бедные из трущоб Калькутты меньше, чем наполовину, связывают удовлетворенность жизнью с уровнем собственных доходов (Biswas-Diener& Diener, 2001).

Кроме того, на счастье как «субъективное благополучие» значительное влияние оказывают:

личностные черты – экстраверсия и нейротизм;

когнитивные процессы и характеристики личности (самооценка, оптимизм, наличие жизненных целей, идентичности);

культурные различия.

Люди с повышенным нейротизмом чаще склонны проявлять негативные эмоции, а те, кто обладает большей экстраверсией – положительные. Причем высокая самооценка способствует положительному отношению к жизни и более оптимистичному восприятию событий. В контексте культурных различий исследования счастья обычно соотносятся с показателями коллективизма/индивидуализма в отдельных странах и менталитетах народов (в Китае, например, ощущения счастья отдельного человека напрямую связано с удовлетворенностью на уровне группы), с социальными нормами дозволенности или поощряемости эмоционального выражения, принятыми в разных этнических сообществах и т.п. Сложность и многоаспектность характера связей между различными показателями «субъективного благополучия» выражается также в том, что они подвержены возрастным и половым различиям.

 

 

Понятие о воле

Во́ ля — психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость и другие. Понятие «во́ ля» очень тесно связано с понятием «свобода».

Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть осознаваемое желание. (Необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал: «Это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; … желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей»[1]) Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. В третьих, воля — это то, для чего нет точного определения. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…»[2]. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия. В более общем понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия»[3]. Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер. В деятельности имеет место воля.

Ф. Н. Ильясов волю определяет как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка» [4].

 

74. Волевое действие, структура сложного волевого действия

Волевыми действиями называются такие действия человека, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей.

Отличительной особенностью волевых действий является их сознательная целеустремленность, что требует определенной степени сосредоточенности внимания на их выполнение. Способность к волевым действиям развилась у человека в связи с трудовой деятельностью.

Волевые действия взаимосвязаны с процессами мышления. Если без мышления не может быть настоящего сознательного волевого акта, то и само мышление правильно осуществляется только в связи с деятельностью. Оторванное от практического разрешения жизненных задач мышление становится неспособным правильно осуществлять присущую ему функцию понимания сущности и взаимной связи явлений. Только в волевых действиях оно находит свое полное и плодотворное осуществление и развитие.

Наконец важнейшей особенностью волевых действий является их связь с движениями. К чему бы человек ни стремился, на что бы ни была направлена его воля, он может достигнуть поставленной цели, только совершив определенные движения.

Основные признаки волевого акта[править | править вики-текст]

приложение усилий для выполнения волевого акта

наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта

усиленное внимание к такому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и результате его выполнения

нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя

!! Сложное волевое действие характеризуется следующими этапами:

1) выбор и осознание цели, стремление к ее достижению;

2) осознание путей достижения цели;

3) мотивация достижения целей, утверждающая или отрицающая эти пути достижения;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие решения по выбору;

6) осуществление этого решения;

7) преодоление внешних и внутренних препятствий, трудностей в процессе достижения намеченной цели.

 

75.Воспитание волевых качеств

Существенной предпосылкой спортивных успехов являются хорошо развитые волевые качества. Они часто оказываются решающим фактором в спортивных состязаниях равных по скоростным и спортивно-техническим возможностям соперников. Свое высшее выражение воля находит в так называемых «бойцовских качествах», т. е. в способности сознательно сконцентрировать все физические и духовные силы в период ответственных соревнований, превозмочь боль от ушибов и травм, преодолеть утомление, проявить максимальные возможности на пути к победе. Проводя мероприятия по волевой подготовке водномоторников, тренер должен учитывать характер, темперамент и другие индивидуальные особенности спортсмена специфику подготовки к участию в гонках на моторных судах и на основании этого подбирать методы и приемы воспитательной работы. Как и все другие свойства человека, волевые качества могут быть лучше развиты в том случае, когда они проявляются возможно чаще в экстремальных условиях. Волевые качества рождаются в процессе преодоления трудностей внешней среды и в борьбе с самим собой. Ведущую роль здесь играет сознательное стремление к самовоспитанию.

Воспитание целеустремленности у водномоторников начинается с определения основной цели занятий спортом на продолжительный период времени с конкретизацией на ближайшие годы и месяцы. Четко и реалистично определенная цель становится мотивом спортивной деятельности. Легкодостижимая задача, как и совсем не достижимая, не способствует развитию целеустремленности. Поэтому очень важно, чтобы достижение высшей цели происходило поэтапно и последовательно. Достигнув одной ступени на пути к главной цели, спортсмен должен стремиться к решению очередных задач. Определение цели, этапов в ее достижении и реализации конкретных задач в учебно-тренировочном процессе должны быть совместной творческой работой тренера и ученика. Воспитанию целеустремленности способствуют: определение сроков конкретных заданий и подробных путей их выполнения; конкретизация задач на каждую тренировку и соревнование; анализ участия в соревнованиях и результатов тренировочных занятий с указанием ошибок и недостатков в освоении навыков, оценкой продуктивности работ по совершенствованию спортинвентаря, физической и психологической подготовки; овладение нормативами специальной, физической, скоростной и психологической подготовки с периодической их проверкой в тренировочных соревнованиях и контрольных заездах; достижение определенных результатов в других видах спорта, используемых для повышения спортивной подготовленности; сосредоточенность при выполнении каждого действия, каждой задачи с подавлением (преодолением) различных отвлечений, посторонних мыслей и астенических эмоций.) Поощрение тренером инициативы и активности гонщика в действиях помогает достижению поставленной цели. Для развития самостоятельности и инициативы следует: привлекать спортсменов к перспективному (на три- пять лет), годовому и конкретному (на период до одного месяца) планированию учебно-тренировочной работы и мероприятий по совершенствованию спортинвентаря (разработка и постройка новых судов, форсирование и ремонт моторов, изготовление гребных винтов и др.); проводить коллективный анализ (или поручать его одному двум гонщикам) вопросов техники, тактики и результатов соревнований и отдельных действий товарищей по команде и соперников; активизировать все виды самостоятельной работы; поручать поочередно достаточно опытным спортсменам составление планов тренировок и самостоятельное их проведение, предоставляя на отдельных занятиях полную инициативу спортсменам; при решении текущих задач отдавать предпочтение тем вариантам, в которых проявляется личная инициатива и самостоятельность спортсмена; практиковать проведение? наиболее квалифицированными гонщиками индивидуальных занятий с менее подготовленными спортсменами; поощрять такие действия, которые в гонках позволяют занимать ключевые позиции, и тем самым управлять действиями противников и создавать выгодные ситуации себе и товарищам по команде; проводить тренировочные занятия с самостоятельной отработкой техники прохождения отдельных элементов трассы; способствовать самостоятельной разработке и постройке перспективных корпусов спортивных и гоночных судов, а также конструированию и изготовлению гребных винтов, убедительно и ненавязчиво указывать ошибки и неточности в этой деятельности, способствовать их устранению; содействовать достижению все более высоких результатов путем доводки и настройки построенных перспективных судов; приучать спортсмена самостоятельно анализировать свое участие в соревнованиях и итоги работы на каждом этапе подготовки.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  2. Администрирование таможенных платежей и финансовая деятельность государства: соотношение понятий (финансово-правовой аспект)
  3. Аллегории божественной любви
  4. Ангельская Мудрость о Божественой Любви
  5. Аффирмации, помогающие стать источником любви
  6. Введение в упражнения по отказу от чувства собственной важности
  7. Верный и Испытанный Эксперимент для любви
  8. Внутригрупповые явления: социальный статус, социальная роль, групповые ролевые ожидания, «мы-чувства» и т.д.
  9. Вопрос9.Понятие воли и волевые чувства личности
  10. ГЛАВА 40 Вырождение плотской любви в будущем
  11. Глубоко посаженные глаза, худощавость, скромность, склонность прятать чувства по маской, осторожность, верность, надежность, правдивость, отличные исполнительские и организаторские способности.
  12. Гражданская правосубъектность: понятие, структура. Соотношение правосубъектности, правового статуса, правового положения, правового модуса.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь