Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЗЕМЛИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В V-VIII ВЕКАХ.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ЗЕМЛИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В V-VIII ВЕКАХ. ЛЕКЦИЯ 1. Восточнославянские племена и их соседи В VI-VIII веках восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины. Из летописей известно, что одно из самых крупных восточнославянских племен - поляне (т.е. жители полей) - основало в среднем течении Днепра город Киев (некоторые ученые относят основание Киева к концу V века), названный так в честь князя (вождя) Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью стали править в этом городе. Одним из основных источников по истории Древней Руси является летопись «Повесть временных лет» (написал в XII веке монах Киево-Печерского монастыря Нестор). Она сообщает нам, что в VIII веке существовало 15 крупных племенных союзов восточных славян, которые расселились следующим образом: -поляне (среднее течение Днепра) -ильменские словене ( новгородские; вокруг озера Ильмень) -вятичи -древляне (т.е жители лесов) -дреговичи (т.е жители болот) -уличи и тиверцы -северяне и радимичи -кривичи
Соседями на севере были финно-угорские племена: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В середине VIII века славяне вынуждены были подчиниться хазарам. Поляне, северяне, радимичи, вятичи долгое время платили дань Хазарскому каганату, который находился в степях между Черным и Каспийским морями. К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказывали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX века их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). На востоке соседями восточных славян было мусульманское государство Волжская Булгария.
Основной торговый путь получил название «из варяг в греки»., т.е он связывал Варяжское море (Балтийское), с морем Греческим (Черным). Из Балтийского моря по реке Неве купцы попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов - в озеро Ильмень и далее по реке Ловать до верховьев Днепра. От Ловати до Днепра в районе Смоленска была «переволока»., т.е суда перетаскивали по мелким речкам. Далее по Днепру спускались в Черное море и Западным его берегом доходили до столицы Византии Константинополя (славяне называли его Царьград).
ЛЕКЦИЯ 2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян. В V-VIII веках славянские племена переживали распад родовых отношений, у них зарождались элементы государственности. Родовая община постепенно заменялась соседской (объединение не только родственников, но и соседей). Такая община получила название- вервь; Выделилась родоплеменная знать-князья и старейшины. Князья окружали себя дружинами ( дружина –профессиональные военные, подчинявшиеся и служившие князю). Вече пока еще действовало и выбирало князя ( вече - народное собрание, решавшее основные вопросы жизни).
Основными занятиями восточных славян были: · подсечно-огневое земледелие (система обработки земли, при которой на освобожденных от леса путем вырубки и сжигания деревьев участках в течение 2-3 лет выращивали сельхозкультуры, используя естественное плодородие почвы). · переложное земледелие( пашенное земледелие; перелог; система земледелия, при которой свободные черноземные участки земли, не требующие корчевания, засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки, оставляя старые до восстановления почвы). · собирательство · охота и рыболовство · скотоводство · бортничество (сбор дикого меда) · ремесло (кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное…).
Восточные славяне были язычниками (язычество – общее название политеистических религий; «многобожие»). Они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю. Во главе славянских божеств стоял великий Сварог -бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Сын Сварога Даждьбог (бог солнца) весьма почитался славянами. Бог Велес почитался в качестве покровителя земледелия. Стрибог, по понятиям славян, повелевал ветрами. Единственное женское божество- Макошь -была покровительницей женской части хозяйства и богиней плодородия. С появлением у славян князей, воевод и дружин в условиях военных походов на первый план вышел бог молнии и грома непобедимый Перун. Любые изменения в природе и жизни славяне приписывали воле богов и стремились умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображение богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Богам приносили жертвы в специальных местах, такое место называлось- капище. У славян существовали волхвы (языческие жрецы, люди, умевшие узнавать волю богов). РУСЬ В IX - НАЧАЛЕ XII. ЛЕКЦИЯ 3. Возникновение государства у восточных славян. Первые русские князья. Принятие христианства. ГОСУДАРСТВО – это система организации власти, стоящей над обществом. Возникновение государства - закономерный этап в развитии общества. В исторической науке давно возник спор об образовании государства у славян. В «Повести временных лет» летописец, сообщает, что в 862 году, новгородский старейшина, будучи бездетным перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. («…и не было у славян правды и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги назывли себя русью. Сказали славяне: «Земля наша велика, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь прави сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус, - на Белоозере, а третий Трувор- в Изборске»). Это сообщение Нестора легло в основу норманнской теории возникновения государства.
ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Т.е. из вышесказанного можно сделать вывод, что, по мнению современных историков государство возникло не благодаря варягам, но при их участии. Варяги лишь ускорили и завершили процесс, который уже шел. У славян существовали объективные причины для возникновения государства: -появление социального неравенства -защита территории и населения от внешнего вмешательства и ведение захватнических войн -рост производительности труда
Рюрик (862-879)г. Рюрик считается основоположником династии русских князей. После его смерти в 879 году власть перешла к князю Олегу. Олег (879-912)г. Олег в 882 году предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить князей Аскольда и Дира из города и убил их. Олег захватил Киев, сделал его столицей и объединил под своей властью северные и южные славянские земли. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII-СЕРЕДИНЕ XV ВЕКА. ЛЕКЦИЯ 5. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. С 30х. гг. XII века в русских землях начинается период политической (феодальной) раздробленности или удельный период (удел-удельное княжество). Юрий Долгорукий (1125-1157) Обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125-1157 год) -сыне Владимира Мономаха. Столицей княжества сделал Суздаль. Неоднократно он пытался захватить киевский престол и в итоге стал киевским князем. За активную захватническую политику получил прозвище - Долгорукий. Считается основателем Москвы (1147 году). В одном из документов есть фраза Юрия Долгорукова, когда он обращается к своему союзнику: «Приде ко мне, брате в Москов». Архитектура, живопись. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, крепости, терема, избы строились из дерева. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Сразу же по принятии христианства начинается строительство каменных храмов. В 996 году был возведен первый храм на Руси-каменный собор Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь- потому что князь Владимир повелел отдавать десятую часть своих доходов на устроение этого храма). При Ярославе Мудром в Киеве были построены Золотые ворота (были главным въездом в Киев). При Ярославе Мудром также был построен Софийский собор в Киеве. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне – константинопольскому Софийскому собору; В XII-XIII вв. самостоятельные русские земли переживают культурный подъем.
ЛЕКЦИЯ 7. Образование монгольского государства. Монгольское завоевание. Во второй половине XII-начале XIII века на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Объединить племена в единое целое удалось Темучину, который на общем съезде монгольских вождей- курултае-в 1206 г. был провозглашен Чингисханом (великим ханом). Монголы завоевали Северный Китай и Корею. Чингисхан поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт империи. Он ввел в своем государстве китайскую письменность, привлек на службу китайских чиновников и военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей конницей, где всадники были вооружены луками, саблями, копьями и арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами. Чингисхан располагал превосходной разведкой. Через купцов, путешественников, тайных агентов монголы собирали сведения о будущих противниках. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками. Воины объединялись в десятки, сотни, тысячи, тумены (десять тысяч). Десяток составляли воины из одного рода. Действовала жестокая дисциплина: за трусость в бою одного казнили весь десяток. Труса не брали в воины, он становился изгоем. Монгольские отряды полководцев Субедея и Джебе предприняли походы в Среднюю Азию, Северный Иран, Кавказ и вышли в половецкие степи. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. Русские князья ответили согласием и решили встретить врага за пределами своей земли. В 1223 году произошло сражение на реке Калке. Войска русских князей действовали разрозненно и самоуверенно. Они увлеклись преследованием отступившей легкой конницы и попали под удар их главных сил. Киевские полки даже не приняли участие в сражении. На пленных князей монголы положили доски и задавили, пируя на них. Однако на Русь монголы тогда не пошли, не имея достаточных сил. Перед смертью Чингисхан разделил свою империю на улусы. Западный улус достался его внуку Батыю. В 1236 году монголы разорили Волжскую Булгарию. Иван III (1462-1505). Ему удалось изменить весь облик государства – превратить его из сильного княжества в централизованную державу. Бояре из других княжеств охотно переходили на московскую службу, а князья присоединяемых к Москве княжеств признавали власть великого князя. Новгородская земля была самой крупной территорией Руси, сохранившей независимость от Московского князя. Иван III решил подчинить Новгородские земли. Он мобилизовал против Новгорода все силы. Новгородские войска были разбиты на реке Шелони. В 1478 Иван III торжественно въехал в свою отчину – Новгород. Когда он возвращался в Москву, за ним на санях везли вечевой колокол (колокол, собиравший новгородцев на вече) – символ независимости Новгорода. После победы над Новгородом Иван III прекратил уплату дани Орде. К тому же овдовевший московский князь женился на племяннице последнего византийского императора - Софье Палеолог. Благодаря браку авторитет московского князя вырос не только на Руси, но и в Европе.
Орда решила наказать Русь и вернуть ее в подневольное ярмо. В 1480 г. хан Ахмат повел на Русь стотысячное войско. Ахмат и Иван III встретились у реки Угры. Ордынцы предприняли попытки форсировать Угру, но получили отпор – с русского берега стреляли из пушек, пищалей, луков. Это было первое применение русскими огнестрельного оружия. Простояв до холодов Ахмат дал приказ отступить. В Орде в очередной раз началась борьба за власть. Стояние на реке Угре в 1480 году – считается окончанием моноголо-татарского ига. В 1485 году Тверское княжество было включено в состав русского государства. С 1485 года Иван III получает титул – государь всея Руси. Появилось новое, крупное, единое, самостоятельное государство – Россия. Закончилась феодальная раздробленность. Гербом нового государства стал заимствованный у Византийской империи двуглавый орел Герб символизировал, что Россия является евразийской державой. На гербе одна голова орла будто бы повернута к Европе, другая – к Азии. В это время появляются символы верховного правления- скипетр и держава.
Ограничение местничества. · Молодые бояре начинали службу на незначительных должностях, где могли получить опыт.
Правовая реформа. · Введен в действие новый свод законов- Судебник Ивана IV (1550 г.)- подтверждалось право крестьянского перехода в Юрьев день, но увеличивался размер пожилого.
Церковная реформа. · В 1551 году состоялся церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были записаны в сборник, состоявший из сто глав-статей (был утвержден единый порядок исполнения обрядов, единый принцип написания икон, общерусские святые…). Все это способствовало укреплению религиозного единства страны.
Военная реформа. · В 1550 году создано стрелецкое полурегулярное войско. Стрельцы сражались в пешем строю, были вооружены холодным и огнестрельным оружием. В отличие от дворянского ополчения оно не распускалось после походов. Оно не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах семьями, в свободное от походов и караульной службы время занимались ремеслами и торговлей. · В 1556 году принято «Уложение о службе». Всякий служилый человек (дворянин) должен был выставить в военный поход определенное количество вооруженых воинов, в зависимости от количества земли.
ЛЕКЦИЯ 14. Опричнина. В 1560 году была распущена Избранная рада. Адашев попал в ссылку, Сильвестр в монастырское заключение. Главная причина падения Избранной рады-различные представления о путях и способах централизации. Избранная рада предлагала путь постепенных преобразований, Иван IV стремился немедленно добиться безграничной власти. Именно стремление форсировать процессы централизации и привело к террору. В 1564 году один из бывших деятелей Избранной рады князь Андрей Курбский, спасаясь от опалы бежит к полякам. Это очень сильно оскорбило царя. В декабре 1564 года Иван Грозный отправляется в Александрову слободу (резиденция к северу от Москвы). Оттуда он пишет две грамоты. В первой он обвиняет бояр, служилых людей, духовенство в измене и отказывается от престола. Вторая грамота была направлена к посадским людям. В ней царь писал, что на них он зла не держит. Посадские люди заставили бояр и высшее духовенство отправить делегацию к царю и умолять его вернуться на трон. Он согласился, но лишь при двух условиях: 1. Расправляться с предателями, не советуясь с Боярской думой. 2. Территория страны делилась на опричнину – личный удел царя, где все решения он принимал бы единолично и земщину, остальные земли не включенные в опричнину. Земщина управлялась Боярской думой и приказами.
ЗЕМЛИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В V-VIII ВЕКАХ. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы