Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел I. Основы теории этноса



РОССИЙСКИЙ ИСЛАМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦДУМ РОССИИ

ЭТНОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ И ПРОГРАММА КУРСА,

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

УФА - 2008

 

 

Печатается по решению, кафедры Гуманитарных наук и учебно-методического совета Российского Исламского университета.

 

 

УМК. ЭТНОЛОГИЯ ПРОГРАММА КУРСА, ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ/ Составитель: Якупов Р.И. Уфа – «Российский исламский университет» 2011.

 

 

Составитель – д.и.н., профессор кафедры Гуманитраных наук РИУ

Р.И. Якупов.

 

 

Рецензенты:

Сафин Ф, Г. - д.и.н., в.н.с. Института этнологических исследований УНЦ РАН;

Ардаширова И. – магистр истории. Главный методист УМУ РИУ ЦДУМ.

Содержание

Введение

2. Рабочий план курса

Лекционный курс

Практический курс

5. Тематика рефератов выполняемых в рамках практического курса (для зачета)

Рекомендации по организации работы над рефератами

7. Задания для самостоятельной подготовки (для студентов ОЗО)

8. Примерные вопросы для экзамена и зачета

9. Источники для самостоятельной работы

10. Специальная литература для подготовки рефератов

11. Теоретичекая и методическая литература для выполнения заданий всех типов и подготовки к зачетам и экзаменам

ВВЕДЕНИЕ

Этнография (этнология) возникла из стремления познать этническое многообразие мира и долгое время существовала как описательная наука. Отсюда и ее более раннее название этнография.

Однако, по мере накопления эмпирического материала и в связи с тем, что на земле уже не оставалось непознанных (неописанных) народов, этнографы подошли к вопросам о сущности этнического.

Необходимо отметить, что в обществе всегда возникали и имели устойчивое бытование различные способы объяснения многообразия этнического состава, населения Земли.

В прошлом, приблизительно до средины 19 столетия большинство таких представлений опирались на священные писания.

В священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Мы создали Вас разными, мужчинами и женщинами, племенами и народами, дабы Вы познавали друг друга» (Св.Коран 49.13.). Об исторических народах другой суре Всевышний Аллах говорит: «Почему вы, иудеи и христиане, спорите об этих людях? Это - народ, который уже ушёл: ему - то, что он приобрёл, а вам - то, что вы приобрели. И с вас не спросят за то, что делали они»

Европейцы следовали в основном за Библейской традицией. В Библии повествуется о людях, попытавшихся возвысится до уровня Всевышнего и с этой целью строивших знаменитую Вавилонскую башню. Но Бог прервал их дело, рассеяв строителей по свету и разделив их по языковому принципу. В результате этого разделения, и возникли различные языки и народы.

В науке ранние философско-рационалистические построения так же строились на идее духа народного духа (volkesgeist- нем.), будто бы являющегося руководящим элементом в системе нации (этноса). Эта концепция, имевшая широкое хождение в социальной науке XIX в., восходит к философской системе Г.В.Ф.Гегеля, в которой " абсолютная идея" или " абсолютный дух" имеют свое " инобытие" в развитии так называемых " исторических народов".

В XX в. стали широко бытовать различные представления о нациях (народностях, национальностях, т.е. этносах) как о таких общностях, в основе которых лежит " этническое самосознание", а происхождение последнего оставалось невыясненным. Затем в советской этнографической школе были предложены модели этноса - как устойчивой социально-биологической общности обладающей условным набором признаков, в каждом конкретном случае проявляющихся в особых комбинациях.

Наконец, в 1980-х и 1990-х годах сделаны также попытки трактовать полностью в субъективном духе: с одной стороны, этнос представляют себе как лишь «мыслительный конструкт», о котором не известно, - имеет ли он что-либо общее с реальностью.

Но все же в наши дни по прежнему популярными остаются представления об этносе, которые в наиболее законченной форме были изложены в трудах Ю.В.Бромлея.

Исходный пункт этой теории состоит в том, что в этносе будто бы по-разному сочетаются, с одной стороны, так называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание, закрепленное в этнониме - самоназвании этноса), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и.т.п.).

В соответствии с этим делением этнос получает якобы двойственную (дуалисти­ческую) природу. Этнос в узком смысле получил наименование " этникос" (греческое прилагательное от «этнос») и включил в себяперечисленные «собственно этнические» характеристики, а этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом (сокращенно ЭСО) и, таким образом, выглядел как сочетание собственно этнических элементов и, кроме того, условий его складывания и функционирования.

Из сказанного вытекает, что содержание этнологии (этнографии, народоведения) не сводится к интересу к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

Этнология изучает:

а) возникновение этносов (этногенез),

б) историческую эволюцию этносов (этническую историю),

в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование).

г) возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования).

В этой связи существует перечень тем, проблем и научных направлений, которые чаще других изучают специалисты этнологи:

- расселение народов, их этнонимию (самоназвания - эндоэтнонимы; названия, данные другими народами - экзоэтнонимы) и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ;

- социальные группы (слои, классы, сословия и т.п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев, институтов и проч., что составляет предмет занятий специальной этнологической дисциплины-этнической социологии;

- демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов;

- субэтнические группы и образования;

- различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры народов - их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и украшения и т.п.;

- хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы;

- обряды, обычаи, нравы и верования народов;

- языковое поведение и его влияние на этносы;

- проблемы этнического сознания и самосознания;

- политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими (в том числе конфликтными) отношениями и т.п.

Овладение началами этнологической науки важно для современного человека ибо мы живем в уже довольно тесном мире, в котором интенсивность контактов и взаимодействия этносов становится настолько интенсивным, что, пожалуй это является одним из важнейших факторов современного развития человечества. Не случайно большинство военных конфликтов второй половины ХХ века были межэтническими. А они возникают прежде всего из непонимания этноса, этничности и некоторых доступных для понимания законов ее развития.

Настоящий курс общей этнологии включает в себя три раздела теоретический и классификационный и обзорный. Первый посвящен изучению и философскому осмыслению феномена этничности, второй – способам осмысления этнографической картины мира и классификации этносов, третий - изучению особенностей культуры и быта народов, обитающих в различных средах, географических зонах, культурно-цивилизационных ареалах, странах.

Практический курс подразумевает углубленное рассмотрение этноса и этнических процессов и самостоятельную работу студентов – подготовку рефератов, докладов и выполнение контрольных заданий по этнографии народов мира.

Данная программа построена на мировоззренческих принципах Ислама, с учетом достижений этнологической науки, опыта преподавания этнографии (этнологии) в ведущих вузах страны и соответствует государственному стандарту высшей школы. Программа рассчитана на студентов исторических факультетов вузов и адаптирована к возможной перестройке в соответствии конкретно определенным количеством часов.

 

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

 

Введение в общую этнологию

Этнография как историческая дисциплина и ее предметная область. Этнография и этнология соотношение понятий. Цели и задачи этнологии. Понятийный аппарат. Источники этнографической науки. Способы накопления и хранения источников. Методы этнографических исследований. Социальная функция этнологии. Субэтнологические дисциплины. Связь этнологии с гуманитарными и естественными науками. Структура курса общей этнологии для духовных учебных заведений.

 

 

Понятие об историко-этнографических провинциях и областях. Историко-этнографические ареалы и их иерархия в России и СНГ. Понятие ИЭО, ИКП. Обзор ИЭО в мире. Эвристический смысл ареальной классификации. Этногенез и культурогенез.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Рекомендации по организации работы над рефератами.

Прочитав нижеследующие справочные издания можно найти дополнительную общую информацию об изучаемом народе, а так же, в конце статей по каждому народу, сведения по библиографии и источникам для дальнейшего изучения.

1. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

2. Страны и народы. Научно популярное научно-справочное издание в 20 томах. Т.1. М., 1985. (и.т.д.)

3. Бромлей Ю.В., Подольный И. Человечество – это народы. М., 1986.

4. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1986.

5. Расы и народы. Ежегодник. (См. содержание каждого выпуска).

6. Журнал «Советская этнография», с 1990 года этот журнал выходит под названием «Этнографическое обозрение». *

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

(для студентов ОЗО)

ВАРИАНТ 1

Изучите и передайте в тексте следующие теоретические проблемы современной этнологии:

Задание № 1.

Изучите и изложите в письменной форме следующие теоретические проблемы современной этнологии:

а) Понятие этнос

б) типология этносов

а) проблемы изучения этноса и этничности

б) источники для изучения этноса и этничности

Задание № 2.

Расскажите о принципах классификации народов мира. Перечислите существующие классификации. Объясните в рамках каких наук они возникли и чем помогают этнологии. Какая из классификаций применяется в этнологии наиболее часто и широко?

Задание № 3.

Сравните отечественные и теории этноса и этничности: интегрированная этносоциальная теория Ю.В. Бромлея, культурологическая теория Н.Н.Чебоксарова, С.А.Арутюнова, Р.Г.Кузеева и др. космобиологическая теория Л.Н.Гумилева.

Задание №4

Расскажите о зарубежных теоретических направлениях (школах) в этнологии: примордиализм, конструктивизм и их вариации. Другие школы и направления.

Задание № 5.

На основе изученного учебного материала сформулируйте основные особенности этнической истории России. Обрисуйте в системе географических координат этническую карту России (Используйте принятые формы привязки к ландшафтным объектам – горам, равнинам, низменностям, рекам, а так же административную номенклатуру – области республики и т.д.)

Задание № 6.

Перечислите конфессиональные группы России и проблемы их изучения.

Объясните понятие этноконфессиональная общность. Назовите известные вам этноконфессиональные общности в России и в Мире.

Задание № 7.

В чем различие понятий этнографическая группа и этническая группа. Расскажите об известных вам этнографических группах России.

Задание № 8.

В чем смысл и инструментальное (практическое) значение для науки понятия - историко-этнографические области (или историко-культурные области) Какие существуют синонимические понятия. Перечислите ИЭО и ИКН, которые выделяют исследователи на территории России.

Задание № 9.

Охарактеризуйте следующие дефиниции (понятия) этнологии: культура (обратите внимание на различные уровни толкования этого понятия), традиционная культура, материальная и духовная культура (есть ли между последними двумя четкая граница).

Задание № 9.

Дайте общую этнографическую характеристику Австралии и Океании. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 10.

Дайте общую этнографическую характеристику Зарубежной Азии. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 11.

Дайте общую этнографическую характеристику Зарубежной Европы. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 12.

Дайте общую этнографическую характеристику Северной Америки. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 13.

Дайте общую этнографическую характеристику Мезоамерики. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 14.

Дайте общую этнографическую характеристику Южной Америки. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 15.

Дайте общую этнографическую характеристику Северной и Восточной Африки. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 16.

Дайте общую этнографическую характеристику Северной и Западной и Цетральной Африки. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

Задание № 17.

Дайте общую этнографическую характеристику Южной Африки. Используйте следующую схему: 1) географическое положение – краткое описание ландшафта, климата и ресурсов, внутренней структуры региона; 2) этапы этнической истории региона 3) обитатели региона - «коренные», поздние переселенцы, вновньвозникшие этнические общности их локализация; 4) их языковая принадлежность и хозяйственно-культурная характеристика; 5) современные тенденции этнокультурного и этнодемографического развития.

ВАРИАНТ 2

Представить конспект монографии (одной из нижеперечисленных, выбор свободный):

Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М.: 1990.

Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата. Наука Каз.ССР. 1989. 293 с.

Берг Л.С. Очерки по истории Русских географических отк­рытий. М.Л.: АН СССР, 1946. - 358 с.

Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. М.,.1990.

Воробьев Н.И. Казанские татары (этнографическое исследо­вание материальной культуры дооктябрьского периода). - Казань: Тат­госиздат, 1953. - 381 с.

Греков Б.Д., Калинин Н.Ф., Булгарское государство до монгольского завоевания. Казань, 1978.

Еникеев С. Очерки истории Татарского дворянства. Уфа, 1999.

Народы Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Тип. №1, 1985 - 268 с.

Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа. Казань 1994.

Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998.

Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар. Казань. «Иман». 2000. - 135 с.

Исхаков Д.М. Введение в историческую демографию Вол­го-ральских татар. Казань 1993.

Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа (XVIII - ачало XIX вв.). Казань 1993. С.89-93.

Кабузан В.М. Народонаселение России в ХVIII - первой по­ловине ХIХ в. (по материалам ревизий). М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 29 с.

Кабузан В.М. Изменения в размещении населения России в ХVIII - первой половине ХIХ в. (по материалам ревизий). - М.: Наука, 1971. - 190 с.

Кабузан В.М. Народы России в ХVIII веке. Численность и этнический состав. - М.: Наука, 1990. - 256 с.

Козлов В.И. Этническая демография. - М.: Статистика, 1982. - 239 с.

Козлов В.И. Национальности СССР. Этнодемографический обзор. - М.: Финансы и статистика, 1982. - 303 с.

Кристенсен С.О. История России XVII в. Обзор исследований и источников. М.: Прогресс, 1989. - 256 с.

Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. - Уфа: Башкнигоиздат, 1978. - 263 с.

Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю М.: Наука, 1992.- 347 с.

Кульпин Э.С., Пантин В.И. Решающий опыт. Генезис кризисов природы и общества в России. М.: Московский лицей, 1991.

Мухаметшин Ю.М. Татары Кряшены. М., 1980.

Народы Европейской части СССР. Народы мира. Этнографические черки. Т.II. - М.: Наука, 1964. - 918 с.

Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические черки. - М.: Наука, 1985. - 308 с.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии.., 1993.

Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце ХVI начале ХVIII в. - М.: Наука, 1972. - 391 с.

Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в ХVII - ХVIII вв. Вопросы формирования небашкирского населения. - М.: Наука, 1988. - 188 с.

Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М., 1955.

Токарев С.А.Основы этнографии. М., 1968.

Тарасов М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала. Вторая половина ХVIII - первая половина Х1Х в. М.: Наука, 1984. - 173 с.

Тохаев Х.Я. Башкирия. Экономико-географическая характеристика. М.: Соцэкгиз, 1950. - 240 с.

Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань: Татарское книжное издательство, 1978. -160 с.

Халиков Н.А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - начала XX в. историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1981.- 124 с.

Хозяйство и культура башкир в XIX-начале XX вв. Ред. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В. Уфа, 1979.

Якупов Р.И. Тептяри. Этносоциальный феномен и научная проблема. Уфа, 1998.

Этнонимы. М., 1970.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА, ЭКЗАМЕНА:

1. История этнологии: когда этнология сформировалась в самостоятельную науку?

2. Каковы объект и предмет этнологии?

3.Разберите понятия этнография, этнология, социальная антропология и культурная антропология?

5. Расскажите о методах этнологического исследования?

6. Какие новые научные направления сформировались на стыке этнологии и других наук?

7. В чем практическое значение этнологии?

8. Дайте определение этнической общности.

9. Что представляет собой племя? Существуют ли племена в наше время?

10. Дайте характеристику понятия народность. Существуют ли они сегодня в России?

12. Объясните понятия субэтносы, этнографические группы, этнические группы и разницу между ними?

13. Раскройте смысл понятия «национальное меньшинство».

14. Какие метаэтнические и суперэтнические образования Вы знаете? Дайте их общую характеристику.

15. Раскройте содержание терминов «абориген», «автохтоны», «коренные» народы (приведите примеры).

16. Объястните принципы классификации этносов.

17. Каковы принципы и особенности географической классификации?

18. Каковы принципы и особенности антропологической классификации?

19. Каковы принципы языковой классификации народов мира?

21. Что представляют собой хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области?

22. Раскройте систему мировых языков и их функционирования.

23. Составьте карту языков народов России.

24. Составьте таблицу языков народов России по степени уменьшения распространения каждого языка.

25. В чем отличие научного понимания термина «культура» от его обыденного понимания?

26. Дайте определение понятиям «этническая культура», «быт», «национальная культура».

27. Перечислите основные признаки этноса и их функции на разных этапах этнической истории.

28. Каковы этнодемографические процессы в мире?

29. Какие крупные этномиграционные процессы происходили в истории человечества?

30. Какие факторы влияют на межэтнические отношения?

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Коран. Перевод с арабского академика И.Ю.Крачковского. М.- «Наука», 1990.

2. Коран. На арабском языке.

3. Сады праведных. Из слов господина посланников. Составитель: Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа Бин Шириф ан-Навави. М. –«Бадр», 2001.

4. Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература // Избранные соч. Т. IV. М, Л. 1957. 920 с.

5. Тизенгаузен В.Г., 1941 - СМИЗО. Т. II. Извлечения из персидских сочинений. М.; Л. 308 с.

6. История Татарии в материалах и документах. М., 1937.

7. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Перевод и комментарии ИЮ.Крачковского. М., 1939.

8. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в
921-922 гг. Статьи, переводы, комментарии. Харьков, 1956.

9. Хвольсон Известия о хазарах, буртасах, болгарах и русах Ибн-Руста.// ЖМНО. Вып. 12. СПб., 1868. С.669-670.

10. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996. (Предисловие).

11.Герберштейн С. Описание Московии. М., 1980.

12.Кононов А.Н. Рордословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази, хана хивинского. М.-Л.: «АНСССР». 1958.

13.Арабские и персидские источники. /Ред. Волин С.Л./ М.-Л, 1939.

14.Джовании дель Плано Карпини. История Монголов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Ред. Вступительная статья и прим. Н.П.Шастиной. М., 1957.

15.Ю.Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров 13-14 вв. о татарах и восточной Европе.//Исторический архив. Т.З. 1940.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ:

1. Пименов В.В. Урало-Поволжская историко-этнографическая область: К проблеме изучения. – В кн.: Проблемы типологии в этнографии. М., 1979.

2. Кузеев Р.Г., Гарипов Т.М., Иванов В.А., Моисеева Н.Н. Об истории этнокультурных контактов индоевропейских, уральских и алтайских народов в Урало-Поволжье. – В кн.: Вопросы этнической истории Южного Урала. Уфа, 1982.

3. Кнышенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. Ростов-на-Дону, 1965.

4. Чуваши: этнографические исследования. Ч.I. Чебоксары, 1956; Ч.2. Чебоксары, 1970.

5. Этногенез мордовского народа: Материал научной сессии 8-10 декабря 1964 г. Саранск, 1965.

6. Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья: Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX в.). Казань, 1966.

7. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967.

8. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974.

9. Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М.: МГУ, 1978.

10. Русские: Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. (Середина XIX – начало XX в.) М.: Наука, 1967.

11. Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962, т.1; Уфа, 1964, т.2; Уфа, 1968, т.3; Уфа, 1971, т.4; Уфа, 1973, т.5.

12. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и риуралья. Казань, 1976.

13. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

14. Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары, 1960.

15. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.; Л., 1978.

16. Сепеев Г.А. Восточные марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX в.). Йошкар-Ола, 1975.

17. Мухамедова Р.Г. татары-мишари: Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1972.

18. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М.: МГУ, 1964.

19. Хозяйство и культура башкир в XIX – начале XX в. М.: Наука, 1979.

20. Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. М.: наука, 1981.

21. Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. М.: Наука, 1981.

22. Этнография Башкирии. Уфа: БФАН СССР. 1976.

23. Народное творчество башкир. Уфа: БФАН СССР. 1976.

24. Халикова Н.А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX – начала XX в. М.: Наука, 1981.

25. Культура и быт башкир. Уфа: БФАН СССР, 1978.

26. Воробьев Н.И. Казанские татары: этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода. Казань, 1953.

27. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX в.). М.: Наука, 1977.

28. Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX – начало XX в.): Определитель. М.: Советская Россия, 1971.

29. Народы мира: Народы европейской части СССР. Ч.1. Этнографические очерки (русские, украинцы, белорусы). М.: Наука, 1964; Ч.2. Этнографические очерки (удмурты, марийцы, мордва, чуваши, татары, башкиры). М.: Наука, 1964.

30. Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1978.

31. Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань: КГУ, 1981.

32. СИЭ (Советская историческая энциклопедия) – см. слова: башкиры, татары, чуваши, удмурты, мари, мордва, этнос, этнографическая группа, историко-культурная общность, нация, культура и т.д.

33. Козлова К.И. Проблемы изучения этнокультурных контактных зон Среднего Поволжья. – В кн.: Вопросы этнографии Удмуртии. Ижевск, 1976.

34. Пименов В.В. Удмурты: Опыт компонентного анализа этноса. Л.: Наука, 1977.

35. Статистические сборники материалов всесоюзных переписей населения.

36. Серия: Народы мира: Этнографические очерки. – См. тома, посвященные народам СССР.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ВСЕХ ТИПОВ И ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЕТАМ:

 

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. — М., 1979.

2. Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М.: 1990.

3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М., 1989.

4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.

5. Этносоциология. М., 1999.

6. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983.

7. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. М.,.1990.

8. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М., 1978.

9. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М., 1987.

10. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. — М., 1993.

11. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. — М., 1995.

12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М, 1992.

13. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. — СПб., 1994.

14. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. — Л., 1991.

15. Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю М.: Наука, 1992.- 347 с.

16. Козлов В.И. Этническая демография. - М.: Статистика, 1982. - 239 с.

17. Козлов В.И. Национальности СССР. Этнодемографический обзор. - М.:, 1982. - 303 с. 4.

18. Концепции зарубежной этнологии. — М., 1976.

19. Лурье СВ. Историческая этнология. — М., 1997.

20. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. — М., 1996

21. Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.

22. Народы России. Энциклопедия. — М., 1994.

23. Население СССР за 70 лет. — М., 1988.

24. Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник. — СПБ, 1999.

25. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994-

26. Преображенский П.Ф. Курс этнологии. — М.-Л., 1929.

27. Садохин А.П. Этнология. — М., 2000.

28. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. — СПБ., 1999.

29. Соколов Э.В. Культурология: очерки теории культуры. — М., 1994.

30. Страны мира. Справочник. — М., 1999.

31. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998.

32. Токарев С.А.Основы этнографии. М., 1968.

33. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1998.

34. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. — М., 1998.

35. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А.. Расы, народы, культуры. М., 1988.

36. Что нужно знать о народах России. — М., 1999.

37. Этнические процессы в современном мире. — М., 1987.

38. Этнические стереотипы поведения. — Л., 1985.

39. Этнические факторы в жизни общества. — М, 1991.

40. Этнография и смежные дисциплины. — М., 1994.

41. Этнознаковые функции культуры. — М„ 1991.

42. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. — М., 1991.

43. Этнография и смежные дисциплины. — М., 1994.

44. Этнология в США и Канаде. — М, 1989.

45. Этнология. — М., 1994.

46. Этносы и этнические процессы. — М., 1995.

47. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. — М., 1996.

48. Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств. — М., 2000.

49. Языковая ситуация в Российской Федерации, — М., 1993.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

РОССИЙСКИЙ ИСЛАМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦДУМ РОССИИ

ЭТНОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ И ПРОГРАММА КУРСА,

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

УФА - 2008

 

 

Печатается по решению, кафедры Гуманитарных наук и учебно-методического совета Российского Исламского университета.

 

 

УМК. ЭТНОЛОГИЯ ПРОГРАММА КУРСА, ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ/ Составитель: Якупов Р.И. Уфа – «Российский исламский университет» 2011.

 

 

Составитель – д.и.н., профессор кафедры Гуманитраных наук РИУ

Р.И. Якупов.

 

 

Рецензенты:

Сафин Ф, Г. - д.и.н., в.н.с. Института этнологических исследований УНЦ РАН;

Ардаширова И. – магистр истории. Главный методист УМУ РИУ ЦДУМ.

Содержание

Введение

2. Рабочий план курса

Лекционный курс

Практический курс

5. Тематика рефератов выполняемых в рамках практического курса (для зачета)

Рекомендации по организации работы над рефератами

7. Задания для самостоятельной подготовки (для студентов ОЗО)

8. Примерные вопросы для экзамена и зачета

9. Источники для самостоятельной работы

10. Специальная литература для подготовки рефератов

11. Теоретичекая и методическая литература для выполнения заданий всех типов и подготовки к зачетам и экзаменам

ВВЕДЕНИЕ

Этнография (этнология) возникла из стремления познать этническое многообразие мира и долгое время существовала как описательная наука. Отсюда и ее более раннее название этнография.

Однако, по мере накопления эмпирического материала и в связи с тем, что на земле уже не оставалось непознанных (неописанных) народов, этнографы подошли к вопросам о сущности этнического.

Необходимо отметить, что в обществе всегда возникали и имели устойчивое бытование различные способы объяснения многообразия этнического состава, населения Земли.

В прошлом, приблизительно до средины 19 столетия большинство таких представлений опирались на священные писания.

В священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Мы создали Вас разными, мужчинами и женщинами, племенами и народами, дабы Вы познавали друг друга» (Св.Коран 49.13.). Об исторических народах другой суре Всевышний Аллах говорит: «Почему вы, иудеи и христиане, спорите об этих людях? Это - народ, который уже ушёл: ему - то, что он приобрёл, а вам - то, что вы приобрели. И с вас не спросят за то, что делали они»

Европейцы следовали в основном за Библейской традицией. В Библии повествуется о людях, попытавшихся возвысится до уровня Всевышнего и с этой целью строивших знаменитую Вавилонскую башню. Но Бог прервал их дело, рассеяв строителей по свету и разделив их по языковому принципу. В результате этого разделения, и возникли различные языки и народы.

В науке ранние философско-рационалистические построения так же строились на идее духа народного духа (volkesgeist- нем.), будто бы являющегося руководящим элементом в системе нации (этноса). Эта концепция, имевшая широкое хождение в социальной науке XIX в., восходит к философской системе Г.В.Ф.Гегеля, в которой " абсолютная идея" или " абсолютный дух" имеют свое " инобытие" в развитии так называемых " исторических народов".

В XX в. стали широко бытовать различные представления о нациях (народностях, национальностях, т.е. этносах) как о таких общностях, в основе которых лежит " этническое самосознание", а происхождение последнего оставалось невыясненным. Затем в советской этнографической школе были предложены модели этноса - как устойчивой социально-биологической общности обладающей условным набором признаков, в каждом конкретном случае проявляющихся в особых комбинациях.

Наконец, в 1980-х и 1990-х годах сделаны также попытки трактовать полностью в субъективном духе: с одной стороны, этнос представляют себе как лишь «мыслительный конструкт», о котором не известно, - имеет ли он что-либо общее с реальностью.

Но все же в н


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.209 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь