Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изменения в религиозном и общественном сознании в связи с созданием Средиземноморской державы и переходом к Империи



II в. до н.э. - I в.н.э. были временем кризиса Римской Республики (в основе был кризис римской гражданской общины - civitas) и перехода к Империи. Одновременно происходил синтез эллинизма с римской цивилизацией. Итогом этого стало создание единой античной цивилизации, в которой наличествовали и древневосточные, и древнегреческие, и древнеримские черты. Впервые в истории было достигнуто единство народов Средиземноморья в рамках единой политической системы. В этих условиях не могла не возникнуть потребность в создании новой религиозно-идеологической системы, которая должна была обладать следующими вытекающими из исторических условий чертами:

1. Единовластие Рима и императора на земле порождало монотеистические религиозные настроения.

2. Обожествление правителя, существовавшее на Древнем Востоке раньше и возникшее снова вместе переходом к Империи, наделение императора божественными чертами, привело к возникновению идеи богочеловека.

3. Объединение многочисленных народов, проживавших в ареале Средиземноморья, в рамках единой империи способствовало формированию представлений об универсализме мира и Вселенной.

4. Нивелировка всех жителей империи сначала по принципу граждане - неграждане, затем по принципу император - подданные способствовала возникновению идеи равенства всех людей перед высшими силами или перед единым богом.

5. Изменение системы нравственных ценностей вследствие кризиса полиса и как следствие - падение нравов привели к формированию идеи искупления грехов, перенесению центра тяжести религии и философии на мораль и этику.

6. Неудовлетворенность жизнью, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, внутренняя опустошенность, переходящая в безысходность и отчаяние - чувства, порожденные эпохой кризиса общины, как античной, так и древневосточной, способствовали возникновению идеи спасения и загробного воздаяния.

7. Космополитизм, всеобщность, универсальность, как новые черты общественного сознания, приводили к идее католической (вселенской) церкви, и одновременно в ней происходило сохранение демократических начал жизни (само слово церковь - ecclesia означает в переводе с древнегреческого народное собрание).

8. Формирование из идеологии гражданина идеологии подданства, характерной для эпохи Империи привело к появлению религиозной идеи смирения и покорности.

9. Рационализм и практицизм римлян и других народов, попадавших под их влияние, вызывал тягу к мистике и духовности, к общению с высшими силами душой, а не разумом и неизбежно порождал богоискательство и стремление к новой религии.

Подводя итог сказанному выше, следует, обобщая, признать, что главной исторической причиной возникновения христианства был кризис полиса на западе и общинного уклада жизни на востоке. Это приводило к сильнейшей ломке общественного и индивидуального сознания, и в новых исторических условиях синтеза трех цивилизаций привело к возникновению уникальной религиозной системы, каковой явилось христианство. Несомненно, что условия развития христианства и роста количества приверженцев новой религии определялись перечисленными выше факторами. К сказанному следует добавить, что в самой Римской империи содержались и все необходимые условия для превращения христианства в мировую религию, так как сама империя носила мировой характер.


18. Реформы Августа и установление Империи. Система принципата.

С 30х годов до н.э. начинается новая историческая эпоха в истории Римского государства и древнего мира вообще – эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республике. Падение республиканской формы правления и рождение монархического строя в Риме не было второстепенным эпизодом социально – политической борьбы.

В 27г до н.э. на римский престол восходит, внучатый племянник и приемник Юлия Цезаря, Октавиан. К моменту гибели Марка Антония Октавиан пользовался властью полученной в чрезвычайных обстоятельствах гражданской войны и при ее окончании должен был сложить свои полномочия и вернуться к традиционной системе республиканского правления. Однако как показали события кровопролитных гражданских войн, республиканская форма правления выявила свою неэффективность и распыленность по сравнению с единоличной властью диктатора или триумвиров. Вот почему первые годы правления Октавиана ушли на то чтобы решить довольно противоречивые задачи, а именно сложить с себя чрезвычайные полномочия и вернуться к прежнему правлению, но вместе с тем перестроить его в монархическом духе, используя традиционные идеи римского государственного права. В Риме и провинциях устанавливается государственный строй, получивший название принципат.

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью торегшт, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образовани­ем собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями. Следует более подробно рассказать о функциях принцепса.

Принцепсы избираются в нарушение республиканских тради­ций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата.

Чтобы более подробно описать сущность и развитие эпохи принципата следует обратиться к реформам, проводившимся Октавианом в системе государственного устройства в этот период.

В 29 г. до н.э. состав Сената был пополнен новыми людьми (верными Октавиану), а его общий список сокращен с 1000 до 600 членов. В период с 27 по 23 г. до н.э. Октавиан соединил в своих руках полномочия консула народного трибуна, он был поставлен во главе сенатского списка и стал как бы председателем высшего органа Рима, постоянный титул императора закреплял его права как главнокомандующего.

Август постепенно усиливает и свой моральный авторитет. Так он получил от Сената полномочия по охране нравов и авторитета законов (cura legum et morum) был избран во многие религиозные коллегии Рима, в 13 году был избран верховным понтификом – главой самой авторитетной религиозной корпорации Рима. Своего рода завершением этого процесса стало присвоение Августу особого титула «отец отечества» (2г. до н.э.) (pater patriae).

Новый характер в процессе формирования императорской власти приобрели отношения между правителем Октавианом и главными органами прежнего республиканского строя: народным собранием, Сенатом и системой магистратур.

Более сложными были правовые отношения между Октавианом и Римским Сенатом. Сенат являлся олицетворением республиканского строя как такового и Октавиан проводил по отношению к нему очень осторожную политику, постоянно сокращая его компетенцию, внешне оставляя за ним большие права. В 27 г. до н.э. он возвратил Сенату верховную власть, сложив с себя чрезвычайные полномочия триумвира, а Сенат в свою очередь наделил его новыми, так сказать, легальными полномочиями, оставив за собой значительную компетенцию. Между Октавианом – носителем новой власти и Сенатом – органом традиционной республики, было установлено как бы юридическое равноправие.

Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами " чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов — часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Еще более органичными оказались включения в структуру рождающейся монархии традиционных выборных магистратур. И во времена Августа также как при республиканском строе ежегодно избирались консулы, преторы, эдилы и квесторы, и они осуществляли свои традиционные функции, однако теперь они потеряли свое самодовлеющее значение в качестве суверенных органов исполнительной власти, ответственных только перед народным собранием. Они становились ответственными не столько перед народным собранием, где они продолжали избираться, а перед принцепсом и императором. Ведь принцепс получил от Сената очень важное право рекомендации, т.е. среди разных претендентов на магистратскую должность он имел право указывать своего кандидата, и такая рекомендация оказывалась решающей, а выборы превращались фактически в назначение.


19. Внешняя и внутренняя политика Римской империи в I-II вв. н.э. Укрепление системы Принципата во II в. н.э.

II век в истории римской империи обычно называют ее " золотым веком". Это время характеризовалось не только высшим подъемом экономики и культуры, но и основательной внутриполитической стабильности. Однако за фасадом внешнего благополучия постепенно вызревал кризис, который уже в конце столетия положил конец недолговечному процветанию. Кризис начался в конце II в. и охватил вначале старые центры рабовладельческого мира. Он нашел выражение в частичном разрушении производительных сил, снижении уровня ремесла и торговли, обезлюдении городов. В III в. эти кризисные явления распространяются и в провинциях. Внутри империи обостряются противоречия, а на ее границы усиливается натиск варварских племен. Внешним проявлением кризиса была слабость императорской власти, частые смены императоров и рост сепаратистских тенденций в провинциях.

Основными предпосылками и условиями кризиса были:
Во-1-х, внутреннее противоречие рабовладельческого способа производства, которое проявилось не в том, что рабы стали трудиться хуже - они не могли в силу особенностей рабства трудиться лучше, и произведенного ими продукта уже не хватало в условиях растущих потребностей рабовладельцев, роста паразитической массы граждан, увеличения затрат на императорский двор, растущую армию и бюрократию. Также стали очевидными преимущества использования арендаторов-колонов по сравнению с рабами, особенно в крупных поместьях, которые их владельцы предпочитали дробить на мелкие участки и либо сдавать в аренду колонам, либо сажать на эти участки рабов, предоставляя им имущество и значительную самостоятельность.

Во-2-х, соперничество Италии и провинций и отдельных регионов римского мира между собой, которое определялось господствующим положением Рима и Италии по отношению к провинциям; кроме того, несмотря на наибольшее развитие в античности элементов рыночной экономики в Римской империи, общеимперского рынка создано быть не могло, и главными препятствиями к этому были мелкие масштабы производства и несовершенство транспорта и связи (в тех условиях легче было перевезти на новое место саму мастерскую, чем регулярно возить ее продукцию).

В-3-х, противостояние античного уклада экономики, представленного муниципиями и товарными рабовладельческими виллами, и протофеодального уклада, представленного магнатскими хозяйствами на негородских территориях и латифундиями.

Эти противоречия проявились и в экономике, и в социальных отношениях, и в политике. Но наряду с основными причинами кризиса действовали и другие: истощение земель вследствие хищнической эксплуатации, сокращение притока богатств и рабов военнопленных из-за перехода империи к стратегической обороне, усиление налогового гнета государства, неспособность правительства наладить эффективную оборону империи и т.д.

Наиболее ярко кризис проявился в расстройстве финансов и всей системы товарно-денежных отношений. Ввиду усиливавшейся нужды в деньгах императорское правительство пошло по пути порчи монеты. Дело дошло до того, что к середине III в. количество чистого серебра в серебряных монетах в ряде случаев составляло всего 2 грамма. Обесценивание денег привело к резкому росту цен - на 800% по сравнению со II в. А это повлекло за собой расстройство оборота и натурализацию экономики, которая стала столь полной, что даже жалование императорским чиновникам выплачивали натурой.

Яркое выражение кризис нашел в ослаблении императорской власти. С конца II в. началась длившаяся около столетия быстрая смена императоров, большей частью погибавших насильственной смертью в результате заговоров и мятежей. Со 192 по 284 г. римский престол занимали 32 императора, не считая тех, кто был провозглашен в провинциях и не добился утверждения власти над всей Римской империей. В середине III в., когда кризис наиболее обострился и установилась почти полная политическая анархия, на период 235-284 гг. пришлось 19 законных императоров и более 30 узурпаторов.

Обострение кризиса отразилось и на армии. Римские гарнизоны были деморализованы. Персидские войска на востоке постоянно грабили восточные провинции, а на западную и дунайскую границы обрушиваются варвары, опустошительные набеги которых казались современникам настоящей катастрофой.

Ослабление политической организации Римской империи и натиск внешних врагов на ее границы заставил господствующие круги провинций искать спасения в создании сепаратистских государств, наиболее крупными из которых были Галльская империя и Пальмирское царство.

III век был временем глубокого кризиса всех сторон жизни Римской империи. Кризис испытывала вся античная культура и система античного миросозерцания. В этот период происходила интенсивная ломка общественного и индивидуального сознания и поиск новой системы ценностей. Безысходность и отчаяние стали еще более характерной чертой социальной психологии, чем во время возникновения христианства. Официальная церковь в целом оставалась лояльной по отношению к государству и императору, но использование христианством таких типичных явлений социальной психологии как убеждение в несовершенстве мира и уклонение от общественной деятельности приводило к тому, что с точки зрения императорской власти христианство выступало как идеологический противник. Поэтому III век вошел в историю и как эпоха гонений на христиан со стороны императорской власти. В кризисных условиях императоры издавали эдикты, требовавшие от подданных Римской империи исполнения языческих обрядов, как подтверждения лояльности государству, и христиане, отказывавшиеся выполнять эти обряды, подвергались пыткам, казням, ссылкам и конфискациям имущества. Однако гонения не ослабили христианства и формирующейся церкви. Напротив они усилили религиозную веру и привели к росту количества сторонников этой религии. К концу III в. христианство получило еще большее распространение, расширился социальный состав христиан и в основном сложилась церковная организация. Кризис III века создал необходимые предпосылки для союза Церкви и Империи и для превращения христианства в мировую религию.

Исторический опыт учит, что ни один кризис, сколь бы глубоким и тяжелым он ни был, не может продолжаться бесконечно долго. И Римская империя, пережив сильнейшие потрясения и фактически переставшая существовать как единое целое, смогла преодолеть кризис и перейти к следующему и последнему этапу своего развития. Некоторые признаки оздоровления стали ощущаться с 70-х гг. III в., однако окончательный выход из кризиса стал возможным лишь с проведением широкомасштабных реформ в конце III - начале IV в. и переходом Империи от Принципата к Доминату.

3. Доминат как политическая система

17 ноября 284 г. в Никомедии императором был провозглашен Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Его правление (284-305) ознаменовало начало эпохи Поздней Римской империей. Перед Диоклетианом стояла чрезвычайно сложная задача восстановления целостности империи и преодоления кризиса, и ему удалось в целом достойно с ней справиться.

В начале правления он вел почти непрерывные войны: с варварами на Дунае, с персами на востоке, с восставшими пастухами в Галлии, в Сирии с арабами, с франками и аламанами на западе. Благодаря энергичным военным действиям удалось добиться ликвидации сепаратистских движений и укрепить границы империи.

С самого начала правления Диоклетиан вносит кардинальные новшества в систему управления империей и создает новую политическую систему - доминат. Само это слово объясняет сущность новой системы: dominus в переводе с латыни означает " господин", " хозяин", и новая политическая система предполагала, что император становится полным господином, а все остальные - его подданными без различия их ранга и сословного положения. Таким образом, доминат окончательно порывал с системой принципата, которая трактовала императора не как монарха, а как первого сенатора и первого гражданина, пользующегося высшим авторитетом и наделенного особыми полномочиями. Диоклетиан открыто порвал со старыми традициями и заложил основы для превращения римского государства в неограниченную монархию. Отныне римский император подобно восточным царям считался воплощением божества, вводился специальный дворцовый церемониал и даже совет императора теперь стал называться консисториум (корень этого слова в переводе с латинского означает " стоять" ), так как в присутствии императора никто не имел права сидеть.

Политическую основу домината составляли монархическая власть, армия и бюрократический аппарат управления. Каждый высший чиновник имел свою канцелярию и штат, порой насчитывавший несколько сот человек. Сенат потерял всякое политическое значение и превратился по сути в муниципальный совет города Рима, хотя сенаторское сословие по-прежнему оставалось высшим. Оставшиеся магистратуры превратились в чисто почетные звания. А о народных собраниях уже никто даже и не вспоминал. Таким образом, от демократии республиканских времен новая политическая система не оставила ровным счетом ничего.

Осознавая трудности управления огромной империей, даже обладая абсолютной властью, и опасаясь узурпаций власти, которые были подлинным бедствием кризисного III века, Диоклетиан внес новшества и в сам механизм управления. Сначала он назначил себе соправителем в ранге цезаря своего друга Максимиана, затем последний был возведен в ранг августа (такой же ранг имел и сам Диоклетиан), а в 293 г. были назначены помощники августов в ранге цезарей - Гай Галерий и Констанций Хлор. Они были усыновлены августами и женились на их дочерях. Каждый из соправителей получил в управление часть империи, но официального разделения ни империи, ни армии, ни чиновничества не последовало: Диоклетиан оставался доминусом и старшим августом, он же был инициатором всех законов и распоряжений. Предполагалось, что через 20 лет августы добровольно сложат с себя полномочия и уйдут в отставку, уступив место цезарям, а те, в свою очередь, назначат себе новых помощников-цезарей. По мысли Диоклетиана, эта система должна была обеспечить твердый порядок престолонаследия и дать гарантию против узурпаций. Такое разделение власти получило название тетрархия - четверовластие.

Дальнейшая деятельность Диоклетиана была направлена на укрепление внутреннего положения империи. С этой целью он провел ряд крупномасштабных реформ, продолженных и дополненных в первой трети IV века императором Константином.

Так как новая государственная система требовала огромных средств, Диоклетиан провел налоговую реформу, которая устанавливала новую систему налогообложения и требовала прикрепления населения к земле и месту его обитания. За правильное и регулярное поступление налогов отвечали городские советы и сословие куриалов, а также владельцы поместий. Ввиду того, что одной из главных проблем кризиса III в. была инфляция, Диоклетиан провел монетную реформу, которая устанавливала твердые нормы драгоценных металлов в золотой и серебряной монете. В целях финансового оздоровления был издан и эдикт о ценах, который представлял собой первую и заведомо неудачную попытку государственного регулирования обращения путем установления максимальных цен и минимальной заработной платы. Большей эффективности управления империей должна была служить административная реформа, которая делила Римскую империю на 100 провинций (Рим имел статус особого округа), 12 диоцезов (объединявших по нескольку провинций) и 4 префектуры. Благодаря этой реформе бюрократический аппарат получил стройную организацию, а империя - четкую структуру. Наконец, так как важнейшей опорой домината была армия, Диоклетиан провел и военную реформу, которая разделила вооруженные силы империи на две части: пограничные, состоящие из оседлых частей, формировавшихся в основном из варваров-колонистов, и мобильные - легионные части, перебрасывавшиеся в разные части империи в зависимости от обстановки. Военная реформа предполагала и частичное комплектование армии за счет рекрутского набора и за счет службы варварских отрядов, перешедших на сторону Рима.

Когда в 305 г. исполнилось 20 лет правления Диоклетиана и Максимиана, и оба августа, как и предполагалось, добровольно ушли в отставку. Однако задуманный Диоклетианом механизм преемственности власти не сработал, так как не был учтен еще один принцип абсолютной монархии - передачи власти по наследству. После скоропостижной смерти Констанция Хлора войска провозгласили императором его сына Константина, который не был цезарем, и началась гражданская война, которая продолжалась в основном до 313 г., когда из многочисленный претендентов на власть остались только двое - Константин и Лициний. Впрочем, соправителями они оставались недолго: в 323 г. Константин разгромил армию Лициния и стал единственным правителем всей Римской империи, а о системе тетрархии теперь полагалось забыть.

Константин оставался у власти вплоть до своей смерти в 337 г. Он был расчетливым, дальновидным, коварным и беспощадно жестоким, смелым, энергичным и вместе с тем осторожным правителем. Государственная деятельность Константина продолжала основные направления политики Диоклетиана, и лишь в религиозной политике он действовал совершенно иначе.

В начале IV в. тщетность борьбы с христианством была осознана императорской властью. В период гражданской войны, последовавшей после ухода Диоклетиана от власти, преследования христиан время от времени еще возобновлялись, но уже в 311 г. Галерий, один из инициаторов гонения и один из самых жестоких гонителей христиан, издал эдикт о терпимости, разрешавший исповедание христианства и собрания христиан. Однако подлинная легализация христианства была осуществлена два года спустя знаменитым Миланским эдиктом Константина. Христианам давалось право открыто отправлять свой культ и владеть имуществом, им возвращалось конфискованное имущество, запрещалось привлекать христиан к участию в языческих жертвоприношениях. Легализация христианства стала еще одним важным мероприятием, оформлявшим систему домината, а Константин за этот эдикт и последующую политику в пользу христианства получил от церкви почетное звание Великий.

Говоря о Константине, следует также добавить, что он основал в 330 г.новую восточную столицу Римской империи - Константинополь, и с этой даты берет начало история Византии.

Созданная Диоклетианом и Константином система домината обеспечила на некоторое время стабильность Римской империи и приостановила разрушительные кризисные явления. Опорой императора была армия, бюрократия и новая сила - христианство. Эти связующие Империю силы заменяли фактически разрушенное социально-экономическое единство. Пока светские и духовные магнаты нуждались в поддержке центральной власти, пока бюрократический аппарат мог получать свое содержание за счет более или менее исправного поступления налогов, а армия не была еще полностью варваризирована, система домината еще сохраняла свою жизнеспособность.


20. Культура Римской империи в I – II вв. н.э. Ее средиземноморский характер.

1. Римская художественная литература I–II вв.: «золотой век» римской поэзии в эпоху Августа (Вергилий, Гораций, Овидий); римская сатира I–II вв (Петроний, Марциалл, Ювенал); Апулей — последний крупный латинский писатель периода ранней Империи.

2. Римская философия I–II вв.: распространение и торжество стоической философии (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

3. Римская историческая литература I–II вв.: Тит Ливий, Тацит, Светоний.

4. Риторика в Риме I–II вв.: упадок красноречия в императорском Риме (Тацит — «Диалог об ораторах»); представители жанра рецитаций (Сенека Старший, Сенека Младший, Плиний Младший).

5. Римское изобразительное искусство в I–II вв.

ИСТОЧНИКИ

1. Аврелий Антонин, Марк. Размышления / Изд. подг. А. И. Доватуром, А. К. Гавриловым, Я. Унтом. Л., 1985.

2. Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М. А. Кузмина, С. П. Маркиша. М., 1960.

3. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С. Шервинского, С. Ошерова. М., 1979.

4. Витрувий Поллион, Марк. Десять книг об архитектуре / Пер. Ф. А. Петровского. М., 1936.

5. Гораций Флакк, Квинт. Оды, эподы, сатиры, послания / Пер. под ред. М. Л. Гаспарова. М., 1970.

6. Ливий, Тит. История Рима от основания Города / Под общей ред. Е. С. Голубцовой. Т. I–III. М., 1989–1993.

7. Марциал. Эпиграммы / Пер. Ф. А. Петровского. М., 1968.

8. Овидий. Метаморфозы / Пер. С. Шервинского. М., 1977.

9. Овидий. Элегии и малые поэмы / Пер. М. Л. Гаспарова, С. А. Ошерова. М., 1973.

10. Петроний Арбитр. Сатирикон / Пер. под ред. Б. И. Ярхо. М., 1990.

11. Плиний Младший. Письма / Пер. с лат. А. И. Доватура, М. Е. Сергеенко и др. Изд. 2-е. М., 1984.

12. Римская литература в избранных переводах / Составитель С. П. Кондратьев. М., 1939.

13. Светоний Транквилл, Гай. Жизнь двенадцати Цезарей / Изд. подг. М. Л. Гаспаровым, Е. М. Штаерман. М., 1964.

14. Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Изд. подг. С. А. Ошеровым. М., 1977.

15. Тацит, Корнелий. Сочинения в двух томах / Изд. подг. А. С. Бобович, Г. С. Кнабе, И. М. Тронский и др. Т. I. Изд. 2-е. М., 1993.

16. Ювенал, Децим Юний. Сатиры / Пер. Д. С. Недовича, Ф. А. Петровского. М.–Л., 1937.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История древнего Рима / Под ред. В. И. Кузищина. Изд. 3-е. М., 1994. Гл. 21.

2. Ковалев С. И. История Рима / Под ред. Э. Д. Фролова. Изд. 2-е. Л., 1986. Ч. II. Гл. 3, 9.

3. Дератани Н. Ф., Тимофеева Н. А. Хрестоматия по античной литературе. Т. II (Римская литература). М., 1965.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. Тронский И. М. История античной литературы. Изд. 3-е. Л., 1957.

5. История римской литературы / Под ред. С. И. Соболевского и др. Т. II. М., 1962.

6. Дуров В. С. История римской литературы. СПб., 2000.

7. Блаватский В. Д. Архитектура древнего Рима. М., 1938.

8. Кобылина М. Искусство древнего Рима. М.–Л., 1939.

9. Всеобщая история искусств / Под общей ред. А. Д. Чегодаева. Т. I (Искусство древнего мира). М., 1956.

10. Вощинина А. И. Античное искусство. М.–Л., 1964.

11. Вощинина А. И. Римский портрет. Коллекция Государственного Эрмитажа. Л., 1974.

12. Соколов Г. И. Искусство древнего Рима. М., 1971.

13. Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и древнего Рима. М., 1982.

14. Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975.

ЛЕММА

Культурное развитие Рима императорской эпохи началось отнюдь не с нуля, а с того высокого уровня, которого достигла римская культура к концу Республики. Окончание длительных гражданских войн, в течение которых не пресекалась, к счастью, восходящая линия культурного развития, и установление прочного гражданского мира в правление Августа, породили творческий подъем в кругах римской интеллигенции, способствовавший расцвету римской культуры в период ранней Империи. В это время в Риме были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались высокими образцами.

В эпоху ранней Империи период особенного расцвета переживают римская художественная литература и римская историография. В так называемый «век Августа» (время его принципата) жили и творили выдающиеся римские поэты, сделавшие римскую поэзию бессмертной: Вергилий, знаменитая поэма которого «Энеида» считалась «венцом» латинской эпической поэзии; Гораций, в творчестве которого лирическая латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития; наконец, Овидий, прелесть свободно текущего, изящного и очаровывающего стиха которого в древности, да и впоследствии ставила его по популярности наряду с Вергилием. Историки Рима называют время принципата Августа, когда создавали свои сочинения эти выдающиеся поэты, «золотым веком латинской поэзии».

Историческая проза периода ранней Империи также представлена выдающимися произведениями. В эпоху Августа Тит Ливий создал свою грандиозную «Историю Рима от основания Города» в 142 книгах, написанную превосходным латинским языком. На конец I в. — начало II в. падает литературная деятельность Тацита, крупнейшего из римских и мировых историков, описавшего историю Римской империи I в. и создавшего чрезвычайно яркие образы государственных деятелей этого времени, которые стали каноническими и в мировой науке, и в мировом искусстве.

Шедеврами представлена римская архитектура I–II вв., по-прежнему занимавшая ведущее положение в римском изобразительном искусстве и воплощавшая государственные идеи империи, находившейся в поре своего расцвета: это присоединенные к древнейшему форуму времен Республики роскошные императорские форумы Рима, из которых самым великолепным был форум Траяна; это Колизей — грандиозный амфитеатр Флавиев, один из величайших памятников римской архитектуры; это триумфальная арка Тита, отличающаяся гармоничностью пропорций и спокойной соразмерностью частей и в то же время взволнованной динамикой ее скульптурных украшений; это монументальный мавзолей Адриана, служивший в Средние века крепостью (замок святого Ангела). Прекрасны дающие представление о римской живописи помпеянские фрески, разнообразные по сюжетам, стилю и цветовой гамме, и римские скульптурные портреты, наиболее тонкие психологические образцы которых относятся ко второй половине II в.

Таким образом, в I–II вв. Рим и Италия, являвшиеся политическим центром огромной Римской империи, провинции которой охватывали весь Средиземноморский бассейн, стали также и ее культурным центром, диктовавшим свои вкусы даже греческому миру: так, греческое изобразительное искусство этого времени представляло собой просто разновидность римского провинциального искусства. Рим уже не чувствовал себя отставшим по сравнению с Грецией; недаром все выдающиеся поэты Августова века были италиками по происхождению: именно Италия дала Риму таланты, сделавшие бессмертной римскую поэзию. Это не значит, что теперь в римской культуре более не происходило взаимодействия с греческой культурой, оно происходило — но на равных. Вследствие успехов романизации ко II в. римская культура приобрела всеобщее распространение в западных провинциях. На Востоке продолжала господствовать греческая культура, а весь античный мир начал объединяться в рамках одной греко-римской культуры.

В самом Риме греческое влияние сильно сказывалось в философии I–II вв. Рим сделался одним из главных центров распространения стоицизма, который превращался почти в официальную философию империи. Отвлеченный стоический идеал мудреца, строгого к себе и к людям, слился с представлением о римлянине старого закала, воплощавшем в себе исконные римские добродетели (мужество, справедливость, благочестие и др.), которые все еще ценились римской аристократией, воспитанной (по крайней мере, в I в.) на уважении к старым традициям и легендарным предкам, жертвующим всем для блага родного государства. Достаточно сказать, что приверженцы стоической философии были участниками заговора Пизона, направленного против деспотического принципата Нерона. Черты космополитизма, характерные для Стои с самого ее возникновения, отвечали универсальному, космополитическому характеру Римской империи, стиравшей все местные особенности, все племенные различия стран и народов, входивших в ее состав.

Крупнейшим представителем стоицизма в Риме являлся воспитатель Нерона Сенека, касавшийся в своих произведениях различных философских вопросов, но в центре внимания которого находились этические проблемы. Последователем и продолжателем Сенеки был Эпиктет, лекции которого слушал сам император Траян. Во второй половине II в. идеологом стоической философии выступил «философ на троне» император Марк Аврелий.

В культуре Рима периода ранней Империи так же, как и в экономической и социально-политической жизни этого времени, появляются черты упадка, предвосхищающие наступление кризиса III в., в том числе и идеологического. Уже в последние годы правления Августа можно заметить некоторый упадок литературы, хотя поэзия, так сказать, «вошла в моду». Увлечение поэзией характерно как для времени Нерона, так и для последующих периодов. Плиний Младший говорил об «урожае поэтов», которые жаждут слушателей и ценителей. Появились поэты-профессионалы, жившие не столько изданием своих произведений, сколько милостью своих патронов. В поэзии этого времени было мало оригинального; ее характерной чертой было подражание латинским образцам, особенно Вергилию, которого буквально канонизировали.

Характерно, что наиболее успешным поэтическим жанром этой эпохи была сатира, зародившаяся еще при Республике, но которой Империя дала новую пищу. Римская сатира этого времени представлена выдающимися поэтами-сатириками. Петроний в своем романе «Сатирикон», который является самым ярким памятником сатирического жанра Империи, Марциал в своих метких эпиграммах, Ювенал в своих проникнутых гневом и страстностью сатирах бичевали пороки римского общества второй половины I–II вв.

В жизни и творчестве Апулея, последнего крупного латинского писателя этого периода, проявилась еще одна черта, свидетельствующая о понижении идейного уровня римской культуры и предвосхищающая идеологический кризис III в. Это было увлечение астрологией и магией, которое проникло в Рим еще в I в. до н. э. под влиянием греческого философа-стоика Посидония. Согласно Посидонию, мир пронизан божественным духом, это создает «симпатию» всех вещей, благодаря чему возможны оракулы, гадания, вещие сны и прочие способы «ведовства». В Риме же I–II вв. различные формы «ведовства» пользовались почти всеобщим признанием, и поэзия была полна описаний «магических» актов. Так, Апулей был философом, софистом и магом, а главный герой его знаменитого романа «Метаморфозы», жаждавший приобщиться к таинственной сфере магии, переживал опасные приключения и превращения. период ранней Империи определенно начало клониться к упадку ораторское искусство, игравшее такую большую общественную роль в жизни позднереспубликанского Рима, когда умение публично выступать часто определяло успех в народных собраниях, в сенатских заседаниях и в судебных комиссиях. С установлением Империи политическая речь утратила всякое значение, а возможности судебного красноречия оказались настолько суженными, что ораторы редко публиковали речи, произнесенные ими в суде. В таких условиях римское красноречие вырождается в искусственный декламационный жанр, представленный так называемыми рецитациями (публичными чтениями речей, сочиненных по большей части на фиктивную, далекую от жизни тему). Об этом римском декламаторском искусстве можно получить представление по составленному Сенекой Старшим (отцом знаменитого философа) сборнику наиболее удачных отрывков из декламаций ораторов Августовой эпхи. Образчиком римского красноречия этого времени является также «Панегирик императору Траяну» Плиния Младшего (литературного деятеля и крупного чиновника при императоре Траяне). Это весьма пространная хвалебная речь по адресу Траяна.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.3. Формирование сербского этноса на территории Османской империи и Австро-Венгерской(Габсбургской) империи.
  2. II. Проблемы миграций. Отношение Атаульфа к Римской империи. Римляне и вестготы. Состав племени. Королевская власть. Христианизация вестготов.
  3. IV. Обратные связи - обсуждение (15 мин.)
  4. VI. Изменения слизистой оболочки рта при экзогенных интоксикациях.
  5. Анализ готовности, желания и способности организации к изменениям
  6. Антиадопционистские изменения текста
  7. Антидокетические изменения текста
  8. Антииудейские изменения текста
  9. Антисепарационистские изменения текста
  10. Апологетические изменения в тексте
  11. Аускультация легких, основные правила. Основные дыхательные шумы. Изменения везикулярного дыхания, (ослабление и усиление, саккадированное, жесткое дыхание).
  12. Безопасность объектов почтовой связи и работающего персонала.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1393; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь