Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Влияние природы на душу человека.



Красота природы

У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик. Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов-летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом - отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка? ». Что-то необыкновенно нежное разлились в душе летчика-аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному.

Чувство удивления всему живому жило и в душе первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Он, познавший, что такое космическая скорость, увидевший Землю с орбиты, убедившийся, как она мала по сравнению с бесконечным космосом, ценил и удивлялся на земле красоте каждого деревца, каждого цветка.

.

Так, герой произведения Б.Екимова «Ночь проходит» Шалякин, одинокий пожилой бобыль, крепко потрепанный судьбой, чувствовал себя хорошо только на берегу озера, в своем шалаше, где его окружала только красота природы и спокойствие.

А рассказ Владимира Крупина «Сбрось мешок»! В нем говорится о девушке, которая в трудные послевоенные годы работала вместе со своим отцом грузчицей. Однажды после дождя, отец увидел необычайно красивую радугу, но дочь не понимала его восторженных слов. И тогда отец заставил дочь сбросить мешок с плеч и распрямиться. Глазам девушки предстало необыкновенно-красивое зрелище: на небе словно коня, в радугу запрягли. « Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко…» Красота природы будто возродила девушку: « Поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало… Вот оно, влияние красоты природы на человека!

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева " Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: " Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем " нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.

М.Ю. Лермонтов «Герой Нашего времени»

Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

Е. Замятин «Мы»

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.

С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

" Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы

 

Ф.И. Тютчев стихотворения: " Природа-сфинкс", " Певучесть есть в морских волнах...", " От жизни той, что бушевала здесь...". Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших - " хаос шевелится". В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, - всего лишь " мыслящий тростник".

 

И.С. Тургенев повесть " Поездка в Полесье", стихотворение в прозе " Природа". Человек смертен, а природа вечна. Человек - дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.

 

Н.А. Заболоцкий стихотворения: " Я не ищу гармонии в природе...", " Вчера, о смерти размышляя...", " Метаморфозы" Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек - всего лишь мысль природы, " зыбкий ум её". Человеческое сознание не в силах соединить " смерть и бытие". Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь " дыханием цветов", ветвями большого дуба.

 

В.П. Астафьев повествование в рассказах " Царь-рыба". Основная тема - взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И всё это даёт ему " какое-то ещё не постигнутое умом освобождение". Игнатьичу удаётся спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гётевскому тезису: " Природа всегда права".

 

Ч.Т. Айтматов роман " Плаха". В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детёнышей. И волчица Акбара начинает мстить человеку, забирает его детёныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребёнок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстаёт против уничтожающего её человека. Б.Л. Васильев повесть " Не стреляйте в белых лебедей". Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу".

Утрата духовных ценностей.

События повести Бориса Васильева «Глухомань» позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

 

Подлость и бесчестность.

Швабрин Алексей Иванович, герой повести А.С. Пушкина! Капитанская дочка», —дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Экология.

Наш земляк, писатель Василий Иванович Юровских, в своих рассказах повествует о неповторимой красоте и богатстве Зауралья, о естественной связи деревенского человека с миром природы, поэтому так трогателен его рассказ «Иванова память».

В этом небольшом произведении Юровских поднимает важную проблему: влияние человека на окружающую среду.

Иван, главный герой рассказа, посадил на болоте, которое пугало людей и животных, несколько кустиков тальника.

Прошло много лет. Природа вокруг изменилась: птахи всякие стали селиться в кустарнике, сорока каждый год начала гнездо свивать, сорочат выводить. Никто больше не блуждал по лесу, потому что тальник стал ориентиром, как правильно найти дорогу. Возле кустарника можно и от жары укрыться, и водицы испить, и просто отдахнуть.

Добрую память оставил о себе Иван среди людей, а окружающую природу облагородил.

Материнство как подвиг.

Бухара, героиня рассказа Л Улицкой «Дочь Бухары», совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

 

Мария, героиня повести Закруткина «Матерь человеческая», во время войны, потеряв сына и мужа, взяла на себя ответственность за своего, только что родившегося ребенка и за чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но всех обездоленных войной детей мира. Вот почему она Матерь человеческая.

 

Влияние родителей на детей.

В повести «Капитанская дочка» наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным человеком, верным себе и долгу. Поэтому герой вызывает уважение своим поведением.

Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести. Он со школьных лет ценил только деньги, поэтому в его жизни никогда не было верных друзей, семьи, о которой герой мечтал.

О русском языке.

К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

Человек и познание

1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обесценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.

3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови.

4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию.

6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы.

7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения.

8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью? » Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу! » - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением» -

12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые откроются перед человеком.

13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника.

Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он - спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.

Роль книг

Прекрасный пример влияния книги на человеческое мировоззрение приводит А. Грин в рассказе " Зеленая лампа", где повествуется об удивительной судьбе бродяги Ива, ставшего, знаменитым врачом и обеспеченным человеком. И все это благодаря книгам, которые Ив читал, читал и читал…

Не так давно в Интернете, на сайте «Библиотека России», встретил список книг, которые, как уверял его составитель, способны изменить человеческое мировоззрение. Отрадно, что в списке были названы романы Л.Толстого. Статья имела огромную популярность среди посетителей сайта, которые, уверен, убеждены, что воздействие книги – это самое полезное воздействие на характер человека.

Сделать вывод мне помогают слова узбекского писателя А.Навои: «Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости».

………………

Я полностью разделяю точку зрения В.Б.Шкловского. Действительно, мы обязаны не только беречь книги, но и учиться по ним жить. Об этом не раз писали классики и публицисты.

Как к источнику жизненного опыта относится к книге главный герой автобиографической повести М.Горького Алеша Пешков, который называет их своими «университетами». Книги научили будущего писателя милосердию и справедливости, мужеству и храбрости.

Относится к книге, как жизни, и Андрей Петрович, герой фантастического рассказа Майка Гейприна «Свеча горела». Он учит этому и своего благодарного ученика Макса, воспитателя детей, который передавал знания, полученные на уроках забытого всеми филолога, своим воспитанникам, тем самым прививая им желание читать и познавать жизнь.

Таким образом, могу сделать вывод, что к книге мы должны относиться бережно и трепетно.

…………………….

Вспоминаю произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Скольким людям эта мужественная книга помогла не просто выжить, а снова взлететь в небо, дала силы безногому пойти, безрукому постигнуть мастерство!

У Владимира Высоцкого есть замечательные стихи:

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал…

Как точно, лаконично и эмоционально определил роль книг в формировании молодых людей великий бард!

В Интернете, на форуме «Книга, которая изменила жизнь», описана история одной девушки, которая была больна и не поправлялась только потому, что не было ни желания жить, ни цели, ни друзей... Прочитав рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», девушка запишет в своем дневнике: «С тех пор прочитала много книг, но я уверена: мою жизнь изменил Джек Лондон».

О музыке

В Интернете я прочитал статью, в которой музыка сравнивается с вечным лекарством, возникшем три тысячи лет назад. Археологи установили, что уже неандертальцы создавали простые флейты. В древние времена существовало множество учений о том, что музыка может исцелять. И это так. В телепередаче «Здоровье» недавно рассказывалось о музыкальной терапии, науке, занимающейся физическим воздействием музыки на человека.

Музыка может не только излечивать, но и поднимать солдат на битву. В.П. Астафьев в одном из своих рассказов поведал о том, как он, участник Великой Отечественной войны, в разгромленном фашистами польском городе, услышав звуки органа, захотел сделать что-то особенное, как-то помочь людям, чтобы воцарился мир на земле. В ту минуту он поклялся яростно биться с фашистами. Вот она, чудесная сила музыки, обращаясь к которой, поэт А. Козловский писал:

Спасибо, музыка, за светлые леса…
Они звучат под осень, как оркестры,
Мы всё ещё не верим в чудеса,
А ты творишь их запросто и честно.

Об искусстве

Так, у Г. И. Успенского есть прекрасный рассказ «Выпрямила». В нем говорится о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, которая была выставлена в Лувре. Герой, прежде равнодушный к миру искусства, был поражен нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала рассказчика лучше: он ощутил в себе счастье быть человеком.

Об удивительном воздействии на зрителя полотна Рафаэля «Сикстинская мадонна» рассказывает И. Долгополов в одном из своих эссе. Рассматривая картину, человек словно вступил в интимный диалог с Мадонной, поразился мужеству женщины, знающей, что неминуемо должна она, мать, отдать своего сына людям, отдать на смерть. Колдовское мастерство художника, по словам автора, заставило зрителям испытать стыд и ощущение вины за злодеяние, совершенное другими людьми много веков назад.

………….

Определить позицию автора довольно просто: подлинное искусство должно образовывать человека, обогащать его внутренний мир, а не тянуть в «приятный полумрак».

Я полностью разделяю точку зрения И. Гонцова. Действительно, настоящее искусство должно быть не бесцельным рисованием перед публикой, а творчеством, пробуждающим в людях светлые мысли и прекрасные чувства. Об этом не раз рассуждали русские поэты и писатели.

Например, такой же позиции придерживался А. С. Пушкин, размышлявший об истинном назначении искусства в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».Поэт считал свое творчество нетленным, потому как «лирой» он «чувства добрые … пробуждал,.. восславил свободу» и милость к падшим призывал. И, действительно, лирику А. С. Пушкина можно называть Искусством с большой буквы: ведь она обогащает внутренний мир читателей на протяжении столетий. Таким и должно быть настоящее творчество!

С большим интересом я прочитала повесть Юрия Короткова «Седой», в которой поднимаются важные жизненные проблемы совести и милосердия, благородства и достоинства. Особенно меня восхищали поступки персонажа Александра Завьялова, который не раз заступался за своих товарищей, спас друга ценой собственной жизни. Меня и, несомненно, многих других читателей это произведение научило добру и честности, пробудило во мне «чувства добрые», поэтому творчество Юрия Короткова могу уверенно назвать истинным искусством.

Таким образом, искусство должно сеять, по словам великого поэта, «живительные семена» в сердцах людей, учить их добру и милосердию.

О вдохновении

Я полностью согласна с точкой зрения автора. Действительно, вдохновленный человек испытывает душевный подъем, он работает «во всю силу». Об этом не раз писали классики и публицисты.

Вспоминаю стихотворение А.С.Пушкина «Осень», где очень ярко описаны минуты пришедшего к поэту вдохновения:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Автор переживает состояние свежести и полноты мысли. Он считает, что вдохновение – это не только дар богов, но и свойство души. И его можно испытать, только трудясь.

Известный литературный критик В.Г.Белинский говорил: «Вдохновение... везде, во всяком деле, во всяком труде». Он подчеркивал, что оно не исключительная принадлежность поэта или художника, без него немного смогли бы сделать и ученые, и ремесленники. Кто трудится, тот и испытывает вдохновение, которое рождается только во время работы!

Таким образом, вдохновение приходит к человеку не тогда, когда он сидит, в непонятном восхищении, устремляя глаза к небу, а когда он трудится в поте лица.

 

О телевидении

ак, в повести Юрия Короткова « Головная боль» рассказывается о матери Катюши Беловой, которая все свободное время «смотрит «лабуду» о том, что богатые тоже плачут»…Героине нет дела до мужа, сына, дочери…Главное, каждый вечер, поплевывая семечки, расположиться на диване и погрузиться в мир грез…Однако Катю страсть матери раздражает: девушка не хочет весь вечер «таращиться в ящик».И это радует.
В Интернете нашла итоги социологического опроса по вопросу, какие программы телевидения предпочитает молодежь: интеллектуальные или развлекательные. Около 40% респондентов ответили в пользу интеллектуальных, и это отрадно!

Подтверждение своим наблюдениям нашла в докладе Всемирной организации здравоохранения. Там приведены данные, указывающие на то, что телевидение оказывает значительное влияние на рост уровня насилия. Американские ученые сделали вывод о том, что сцены насилия на телеэкране вызывают сильные агрессивные импульсы у зрителей. Доказательством этого является убийство 16 человек 19-летним учеником немецкой гимназии – таковы последствия насильственных сцен, которые он постоянно смотрел по телевизору. И таких примеров в последнее время множество!

Недавно я участвовала в волонтерской акции под девизом «За здоровый образ жизни». Мы не только проводили беседы, демонстрировали кинофильмы, где осуждались пьянство, наркомания, но и проводили анкетирование среди молодежи. При анализе опросных листов сделали поразительный вывод: молодые люди, склонные к правонарушению, среди множества способов проведения досуга указали только на просмотр телевизионных программ. Разве это не доказательство того, что «дебилизация населения» происходит в том числе по вине телевидения.

…….

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, в современных телесериалах порой показывают такую нелепость, которую далеко не каждый человек способен воспринять. Об этом не раз писали в Интернете.

Так, на сайте новостного телеканала «RT» прочитал статью про подростка, который после просмотра своего любимого телесериала «Несносный сын» угнал автомобиль своего отца и сбил человека на перекрестке. Вот оно, пагубное влияние телевидения!

В повести Ю.М. Короткова «Головная боль» рассказывается о матери главной героини книги, которая каждую свободную минутку посвящает просмотру телесериалов. Но ее дочь, выпускница одной из школ Москвы, не желает смотреть «лабуду» о том, что богатые тоже плачут и плакать вместе с ними. Согласитесь, грамотная позиция проявлена девушкой!

 

О поэзии

 

Авторскую позицию определить не сложно: «цель поэзии не «приемы», а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостороение человеческой личности в процессе познания…».

Я разделяю точку зрения Ю. Лотмана: действительно, цель поэзии – это прежде всего понимание мира. Об этом не разписали видные российские поэты и критики.

Так, Сергей Есенин главным в своем творчестве считал возможность показать колдовскую силу природы над человеком. Читая его «Радуницу» и страницы других книг, я познаю, как пленительна смена времен года, как прекрасны поля и леса, через которые, меняя и смешивая краски, как бы проходит «колышущаяся нива золотая». Ясно представляю себе тоскующий тополь и слышу, как «плачет где-то иволга…».

А вот современный поэт Андрей Дементьев в своем творчестве поднимает вопросы общения между людьми, самопознания. Мне очень нравятся поучительные строки из его стихотворения:

О, как порой природа опрометчива:

То подлеца талантом наградит,

То красотой поделится доверчиво

С тем,

За кого испытываешь стыд.

Таким образом, я могу сделать вывод, что главной целью поэзии является понимание мира.

О таланте

Я полностью разделяю точку зрения М.М.Пришвина: настоящий талант – это то, что заложено в человеке природой и идет от души, доставляя радость другим людям.Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, М. Горький… Сколько мы знаем великих писателей, начинавших свой творческий путь без гроша в кармане! Ими двигало лишь желание творить, отдавая свой талант людям.

Гимном таланту русского народа, олицетворенном в образе тульского мастера, который даже блоху сумел подковать, звучит рассказ Н.С. Лескова, герой которого, Левша, поистине «славил» свое дело, но «не сам славился».

Вспомним цикл М. Горького «По Руси». Со страниц рассказов встают перед нами скромные труженики, простые люди, чья деятельность украшает жизнь на земле, люди, о которых в народе говорят: «Талантище! ».

Таким образом, могу сделать вывод, что по-настоящему талантливые люди никогда не стремились к славе, все же оставаясь в истории на целые века, потому что их труд был «призванием, а не просто способом заработка», и делали они «в своем мастерстве больше, чем это нужно было для собственной корысти». В этом и заключается, на мой взгляд, суть таланта.

 

Красота природы

У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик. Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов-летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом - отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка? ». Что-то необыкновенно нежное разлились в душе летчика-аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному.

Чувство удивления всему живому жило и в душе первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Он, познавший, что такое космическая скорость, увидевший Землю с орбиты, убедившийся, как она мала по сравнению с бесконечным космосом, ценил и удивлялся на земле красоте каждого деревца, каждого цветка.

.

Так, герой произведения Б.Екимова «Ночь проходит» Шалякин, одинокий пожилой бобыль, крепко потрепанный судьбой, чувствовал себя хорошо только на берегу озера, в своем шалаше, где его окружала только красота природы и спокойствие.

А рассказ Владимира Крупина «Сбрось мешок»! В нем говорится о девушке, которая в трудные послевоенные годы работала вместе со своим отцом грузчицей. Однажды после дождя, отец увидел необычайно красивую радугу, но дочь не понимала его восторженных слов. И тогда отец заставил дочь сбросить мешок с плеч и распрямиться. Глазам девушки предстало необыкновенно-красивое зрелище: на небе словно коня, в радугу запрягли. « Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко…» Красота природы будто возродила девушку: « Поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало… Вот оно, влияние красоты природы на человека!

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева " Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: " Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем " нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.

М.Ю. Лермонтов «Герой Нашего времени»

Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

Е. Замятин «Мы»

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.

С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

" Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы

 

Ф.И. Тютчев стихотворения: " Природа-сфинкс", " Певучесть есть в морских волнах...", " От жизни той, что бушевала здесь...". Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших - " хаос шевелится". В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, - всего лишь " мыслящий тростник".

 

И.С. Тургенев повесть " Поездка в Полесье", стихотворение в прозе " Природа". Человек смертен, а природа вечна. Человек - дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Биогельминты – возбудители нематодозов человека.
  2. Биологическое воздействие радиации на человека. Основные величины и контролируемые параметры облучения населения. Приборы дозиметрического контроля.
  3. В активной энергоинформационной эволюции человека.
  4. Важнейшей особенностью развития Испании приведшего к этому кризису явилось как влияние мировых экономических процессов, так и политики абсолютной монархии в Испании.
  5. Ваш ум — то же, что трость для ходьбы у слепого человека.
  6. Виды обработки металлов давлением. Влияние обработки давлением на структуру и свойства металла
  7. Виртуальные реальности и будущее человека. Человек реальная и виртуальная.
  8. Влияние RC- и RL-цепей на импульсы различной формы
  9. Влияние автомобильного транспорта на персонал, население и окружающую среду
  10. Влияние асан на психологическую установку
  11. Влияние ветра и течения на управляемость судна.
  12. Влияние взаимоотношений с федеральными и региональными органами власти


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 5116; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь