Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической,Стр 1 из 6Следующая ⇒
Мировоззрение Мировоззрение – система взглядов и идей о мире, человеке и его месте в нем, отражение всей окружающей действительности. Мировоззрение носит объективный характер, т.е. каждый человек помимо своего желания и воли обладает мировоззрением, в силу того, что главным объектом мировоззрения человека является его собственная жизнь. Исторические типы мировоззрения влияют на характер философского знания. Принято выделять3типамировоззрения: Мифологическое; Религиозное; Научное.Мифологическое мировоззрение господствовало в период распада первобытно-племенного строя и охватывает весь период рабовладения. Для него характерно ограниченность частно-научного знания, из-за чего было невозможно сформировать целостное видение мира, поэтому все пробелы частно-научного знания заполнялись сверхъестественными образами богов и героев. Что касается системы божественного, то характерен политеизм (многобожие), т.е. для каждого пробела свое сакральное. Затем в мировоззрении происходит качественный скачок: резко возрастает роль частно-научного знания при объяснении процессов природы, но в то же время возрастает потребность в апелляции к сверхъестественному при решении вопросов о законах всеобщего. Таким образом, происходит распад мифа, появляется наука (естественное объяснение мира) и религия (сверхъестественное объяснения мира). Религия становится основой мировоззрения. Элементы религии: 1) вера в сверхъестественное (исключается доказательство, основа – вера); 2) ритуалы, ОБРЯДЫ; культ. Необходимо подчеркнуть единство этих элементов. 1) Религия дает возможность осознать общечеловеческое (миф давал возможность осознать принадлежность к общности людей), целостность всех людей. 2) Религия обеспечивает консолидацию отдельных человеческих общностей (едины, потому что верим в одного Бога); 3) Религия формирует нормы поведения, мыслей, чувств, отражения действительности. Религия становится тоталитарной (тотальной, всепроникающей). Церковь – институт религии, обеспечивает тоталитарность. Следовательно, старый, сословный, строй разбился, мировоззрение, опирающееся на всевластие Бога себя исчерпало, появляется возможность при помощи науки объяснить картину мира, возникает научное мировоззрение. Бог решает задачу «первоисточника». Претензии науки заявлены: единственная наука, способная объяснить все, нереальна, но продуктивна. Религия – на периферии формирования мировоззрения. Однако, нельзя оттеснить религию наукой, т.к. они занимают разные места, ее можно лишь заменить философией. Появляются новые философские школы, которые пытаются объяснить мир с помощью эксперимента, органов чувств. Даже в идеализме Бог не является объяснением мира. Функции философии меняются. Примером служит высказывание Гегеля «Философия – царица наук». Но если философия – наука, то она должна иметь сферу приложения: всеобщее. Мировоззрение нужно человеку для ориентации в окружающем мире, его центр – философское знание.
Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, Философия — это наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира, и не исследуют общую природу сущего. Философия — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека. Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия Функции ф. 1. Мировоззренческая. Гегель: " Ф. -это есть эпоха, схваченная в мысли" 2. Методологическая. 3. Идеологическая (система теоретических взглядов, обосновывающих и защищающих интересы определенного соц. слоя) 4. Аксиологическая (обрабат., обосновывает ценности) 5. Критическая (" Ф. сомневается во всем, что казалось бы самоочевидным" ) 6. Интегративная (обобщение данных всех областей и выработка чего-то общего) 7. Языковая (с помощью ф. в культуру вводятся новые понятия, слова, которые формируют духовный климат народа, эпохи) 8. Воспитательная 9. Образовательная Аспекты (разделы) ф. . 1. Онтология (что такое бытие? ) 2. Гносеология (Что такое истина? учение о познании) 3. Методология (с помощью каких методов человек познает мир? ) 4. Логика (каковы правильные формы и законы мышления? ) 5. Антропология (что такое человек? ) 6. Этика (как человек должен жить? учение о морали) 7. Эстетик а (что такое красота? ) 8. Социология (что такое общество? ) 9. Аксиология (что такое ценности? ) 10. История ф. В свое время Кант сформулировал три вопроса, которые имеют принципиальное значение для ф.: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться. Эти вопросы отражают три типа отношений человека к миру: познавательное (гносеология), практическое (праксиология), ценностное 3.Специфика философской традиции Древней Индии В Древней Индии развитые философские воззрения содержаться в ведической литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п. Самостоятельные учения в Индии появляются в VII-VI вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвака), крупнейшими представителями которой считаются Брихаспати и Дхишан, и философии санкхья (основатель Капила). Признавая естественность и вечность бесконечно многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестественность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма Джайнизм – религия, возникшая в Индии в 6 в. до н.э. одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Джайнизм выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества. Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды. Брахманизм – религия древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним («брахманы», «араньяки» и «упанишады»), составленные в 8-6 вв. до н.э. Брахманизм стал основой формирования индуизма. Индуизм – религия, наиболее широко распространенная в настоящее время в Индии. Возник в 6-4 вв. до н.э. как реакция на распространение буддизма и джайнизма. Индуизм является неоднородной религией: в нем нет единой догматики, обрядности, организованной церкви. Главным богом в индуизме является триединый бог, обладающий свойствами созидания (Брахма), сохранения (Вишну), разрушения (Шива). Буддизм – одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине I тысячелетия до н.э. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий – привязанность человека к чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить «круговорот бытия», создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване. Августин. - учение о предопределении - человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь. - При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей. - Самодостоверность человеческого сознания. Философия Ф.Аквинского Фома Аквинский. - связал христ вероучение с философией Аристотеля: - душа создана Богом, она бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия. - Мироздание в качестве иерархий построено Богом. - Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы знаем по вере. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя. Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов. Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: " Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего! " Разумеется, понимаемая таким образом философия не могла быть вдохновителем новых духовных течений. Интеллектуальные запросы требовали новой философии. Именно таким был аристотелизм, хотя он и не был материалистическим направлением, но явно противоречил церковной доктрине. Аристотелевский умеренный реализм был попыткой примирения материализма с идеализмом. Аверроэс, интерпретируя умеренный аристотелевский реализм, утверждал, что единичные предметы не творение бога, а косвенный продукт божественного интеллекта, а это было равнозначно отрицанию божественного провидения и его влияния на земной мир. Таким образом, аристотелизм стал угрожать не только официальной церковной философии, но и приводил к подрыву основных догматов католицизма. Поэтому нет ничего удивительного, что церковь активно реагировала на распространение аристотелевской доктрины, и накладывала запрет на изучение трудов Аристотеля. Но интерес к Аристотелю не уменьшился. Римская курия допустила возможность изучения трудов Аристотеля при условии, что они будут подвергнуты исследованию и очищены от всякого намека на ошибки, то есть лишены всех материалистических элементов. Задачу, приспособления аристотелизма к потребностям церкви было решено доверить ученым из ордена доминиканцев. Начатая папством идеологическая борьба против интереса интеллектуальных кругов к естественнонаучным проблемам, была хорошо продумана. Эта компания подготавливалась в течении многих лет и принесла определенные плоды в виде ассимиляции аристотелизма и приспособление его к нуждам церковной доктрины. Именно этой христианизации аристотелизма Фома Аквинский посвятил большую часть своей жизни. Этого добился орден доминиканцев в целом и Фома Аквинский в особенности.
Философия нового времени Значит. разв-е в Европе буржуазного уклада. Бэкон: труды об идеальном го-ве (Атлантида), концепция двойственной истины (бог и природа). Разделяет душу на телесную и чувственную. Основатель эмпиризма (сенсуализма): в разуме нет ничего такого, что не прошло бы через чувства. На пути познания стоят препятствия – идолы: рода(смешивание природы вещей с природой человека), пещеры(индивид.хар-р: воспитание, окружение), рынка(значение слов опр-ся общим пониманием) и театра(? ). Материя – это природа или бесконечная совокупность вещей. Материя обладает движением – активной внутренней силой. Движение и покой – равноправные свойства материи. Разработал индуктивный (от единичного к общему) и дедуктивный (наоборот) методы. Оставались метафизиками, т.к. признавая движение, отрицали развитие. Гоббс: отверг концепцию дойственности истины. Переходит на позиции механицизма, сводя все движение к механистическому. Локк: Разработка и обоснование принципа сенсуализма: критика теории врожденны идей; разделяет опыт на внешний (из совокупности ощущений) и внутренний (из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Учение о первичных и вторичных качествах: первич, объективные – неотделимые от тела (плотность, протяженность, число); вторичные, субъективные – не принадлежащие самим вещам (цвет, вкус, запах). Отсюда агностицизм в его учении. При этом человек не обречен на полное незнание, т.к. задача человека – знать то что важно для его поведения, а это ему вполне доступно. Декарт: сущ. две реальности – природа и сознание, обе они неполные и не могут объяснить друг друга. Материаль. и духовная субстанции параллельны и взаимосвязаны богом. При этом не дается понятие бога => попытка объяснить природу и сознание по отдельности не удалась. Бог, дух, природа – суть одно и то же; субстанция совершенна. Спиноза: существует беск. много субстанций, но мы можем знать только две: протяженность и мышление. Они взаимосвязаны богом. Бог не сущ как отд. личность. Все тождественно, нет развития.
Правила метода Декарта Философ Рене Декарт (1596–1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует надежное основание. Оставив книги, он начал путешествовать. Хотя Декарт был католиком, но одно время он участвовал на стороне протестантов в Тридцатилетней войне. В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сформулировал основные идеи своего метода. Десять лет спустя, он перебрался вГолландию, чтобы в мире и покое заниматься исследованиями. В 1649 г. отправился в Стокгольм к королеве Кристине. Шведская зима оказалась для него слишком суровой, он заболел и умер в феврале 1650г. Декарт хочет предложить, как он сам пишет в «Правилах для руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное.
16. Философская мысль эпохи Просвещения Просвещение - эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось во всей Европе. Следует продолжение классических идей рационализма и формулирование новых на основе критики картезианской метафизики. Критика религиозной идеологии с опорой на достижения науки и материалистическую концепцию.Во Франции Просвещение в форме материализма и атеизма подготовило почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой философские, научные и общие социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам. Эти идеи развивали: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Ж. Д. Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции, во Франции; Дж. Тойланд, А. Шефтсбери, Б. Майдевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.Установкой «имей мужество пользоваться собственным умом» утверждалась вера в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда - опора на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни – социальным преобразованиям, защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.Реализация этих идей требовала своеобразной трактовки разума: он не дает вечных и общеобязательных истин, он - возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия.Разум - основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Основным свойством человеческого разума являются готовность и способность искать истину. Возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта: он контролируется опытом и потому не всемогущ. «Природа есть причина всего» (П. Гольбах), она всецело материальна и объективна. Материя - причина самой себя, состоящая из частиц. Трактовка разума основана не на философско-методологической установке, а на достижениях науки. Не может быть заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями.
Философия экзистенциализма. Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая философия. Наиболее крупные представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель, Жан Поль Сартр, Альбер Камю, Никола Аббаньяно.В Германии экзистенционализм стал складываться после 1-ой Мировой Войны. Нов волна - Франция времен оккупации и после 2-ой Мировой войны. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт философии экзистенционализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Имеет значение только его собственное существование и движение к небытию. Экзистенционализм объявляет предметом философии - бытие. Экзистенциалисты утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Экзистенционализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования экзистенционалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью. Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Однако свобода понимается как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Свободу экзистенционалисты мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Свобода - это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. «Человек осужден быть свободным» свобода есть мучительная необходимость.Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир представляет среду, мир заботы, окружающий человека и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования. Время - это переживание своей ограниченности, временности. Представление о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно. Личность и общество. Общество - безличная всеобщая сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку. 24.Философская герменевтика. Герменевтика (от греч. - «истолкование») - искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; экзегетика.Использовалась в теологии (толкование учений, священных текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на современный язык).Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) - протестантским теологом и философом.Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте («Наукоучение»). Главная функция герменевтики - в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуальный стиль произведения. Вильгельм Дильтей (1833-1911) - представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставлен методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежат опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого - через сочувствование, сопереживание. Герменевтика - метод понимания культуры.Эдмунд Гуссерль (1859-1938) в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром». Мартин Хайдеггер (1889-1976) в качестве жизненного мира рассматривает языковую реальность. «Язык - дом бытия»: герменевтика - это не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова - главная цель и функция философии герменевтики. Выдающийся представитель герменевтики XX в. - Ханс ГеоргГадамер (1900 г.). Опирался на «понимающую психологию» В. Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера, которого признавал своим непосредственным учителем. X. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее предметом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Понимание здесь универсальный способ существования действующего человека, его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. 25. Одним из основных направлений философской мысли современности является религиозная философия. Соловьева, например, философия религии есть религиозная философия, обосновывающая христианское мировоззрение. По мнению Н. Булгакова, всякая подлинная философия мифична и постольку религиозна, и поэтому невозможна иррелигиозная, " независимая", " чистая" философия. С точки зрения П. А Флоренского, " философия все свое берет от культа" и как только она начинает притязать на самостоятельность, то хиреет, извращается и перестает быть нужной. Н. Бердяев также подчеркивал, что " философия всегда в сущности питалась от религиозного источника" и ее трагедия состоит в том что она не может и не хочет внешне зависеть от религии, но, отрываясь от религиозного опыта, она неизбежно истощается, удаляется от бытия. В контексте европейской культуры XX в. в религиозной философии основными доминантами продолжают оставаться Бог, религия, что характерно для подходов видных представителей неотомизма.
ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Феномен научной революции. В динамике научн. знан. особую роль игр. этапы разв., связ. с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили назв. научн. революций. Основания науки обеспеч. рост знан. до тех пор, пока общие черты системной орг. изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоен. этих объектов соотв. сложившимся идеалам и нормам исслед-ния. Рост научн. знан. предполаг. перестройку оснований науки. Перестройка может осуществл. в 2 разновидн.: а)как революция, связ. с трансформ. спец. картины мира без существенных изменен. идеалов и норм исслед-ния; б)как революция, в период кот. вместе с картиной мира радикально мен. идеалы и нормы науки. 2 пути перестр. оснований исслед-ния: 1)за счет внутридисциплинарн. разв. знан.; 2)за счет междисциплинарн. связей, " прививки" парадигмальных установок одной науки на др. Пересмотр картины мира и идеалов познан. начин с критич осмыслен их природы. Если ранее они восприним. как выражение самого существа исследуемой реальности и процедур научн. познан., то теперь осозн. их относительный хар. Такое осознание предполаг. постановку вопр. об отношении картины мира к исследуемой реальности и понимание историчности идеалов познан. Ф-кий анализ явл. необх. моментом критики старых оснований научн. поиска (критич. ф-ция). Ф. выполн. конструктивную ф-цию, помогая выработать нов. основания исслед-ния. Ни картина мира, ни идеалы объяснен. знан. не м. б. получены чисто индуктивным путем из нов. эмпирич. материала. Нов. эмпирич. материал может обнаружить лишь несоотв. старого видения нов. реальности, но сам по себе не указ., как нужно перестроить это видение. Ф-ко-методологич. ср-ва активно исп. при перестройке оснований науки и в той сит., когда доминир. роль игр. факторы междисциплинарн. вз/д. Особенности этого вар-та научн. революции сост. в том, что для преобразован. картины реальности и норм исслед-ния некоторой науки в принципе не обязательно, чтобы в ней были зафиксир. парадоксы. Преобраз. ее оснований осуществл. за счет переноса парадигмальных установок и принципов из др. дисциплин, что заставляет исслед-телей по-новому оценить еще не объясненные факты. Обычно в кач-ве парадигмальных принципов, " прививаемых" в другие науки, выступ. компоненты оснований лидирующей науки. 1ая крупн. революция в науке, преимущественно в естествознан. (XV-XVII вв.), разрушила геоцентрич. сист. Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т.е. создала классич. (механистич.) картину миропониман. 2ая глобальн. научн. револ. связ. с такими достижен. в естествознан., как эволюционное учен. Дарвина, появлен. клеточной теории, открытие закона сохранен. и превращен. энергии, менделеевской системы химич. элементов (XIX в.). 3я револ. в науке произошла на рубеже XIX-XX вв. Было воздвигнуто неклассич. естествознан. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами.
50.Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. В истории философии сложились различные концепции общества: теи-стическая, натуралистическая, социопсихологическая, идеалистическая, теория коммуникативного социального действия, структурно-функциональная, теория социальной реальности, диалектико-материалистическая, культуроцентристская и др. Выделим некоторые черты отдельных названных концепций. Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определённости, свободной воли. Натуралистический подход к обществу опирается на принцип «от природы к обществу», где подчёркивается особая определяющая роль космических и географических факторов. Психологическая концепция объясняет общественные отношения с позиций определяющей роли психологии индивида, его эмоций и воли, сферы бессознательного, социальной психологии групп и межиндивидуальных отношений. Идеализм отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии значит следование просветительскому принципу «мнения правят миром». В основе диалектико-материалистической концепции (Маркс, Энгельс, Ленин) общества лежит идея о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Макс Вебер социальное действие считал элементарной единицей социо-логического анализа. Оно предполагает: а) субъективную мотивацию; б) «ориентацию на других», придающую индивидуальному действию социальное значение. Вебер выделил четыре типа социального действия: 1) аффективное, не всегда осмысленное, направленное к удовлетворению страстей; 2) традиционное – подражание образцам поведения, закреплённых в традициях; 3) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, на основе которых вырабатываются программы действий; 4) целерациональное (цели и средства их достижения избираются индивидом, а критерием их адекватности является успех).Концепцию коммуникативного действия развивали Дюркгейм, Хоркхаймер, Адорно, Хабермас и др.
Мировоззрение Мировоззрение – система взглядов и идей о мире, человеке и его месте в нем, отражение всей окружающей действительности. Мировоззрение носит объективный характер, т.е. каждый человек помимо своего желания и воли обладает мировоззрением, в силу того, что главным объектом мировоззрения человека является его собственная жизнь. Исторические типы мировоззрения влияют на характер философского знания. Принято выделять3типамировоззрения: Мифологическое; Религиозное; Научное.Мифологическое мировоззрение господствовало в период распада первобытно-племенного строя и охватывает весь период рабовладения. Для него характерно ограниченность частно-научного знания, из-за чего было невозможно сформировать целостное видение мира, поэтому все пробелы частно-научного знания заполнялись сверхъестественными образами богов и героев. Что касается системы божественного, то характерен политеизм (многобожие), т.е. для каждого пробела свое сакральное. Затем в мировоззрении происходит качественный скачок: резко возрастает роль частно-научного знания при объяснении процессов природы, но в то же время возрастает потребность в апелляции к сверхъестественному при решении вопросов о законах всеобщего. Таким образом, происходит распад мифа, появляется наука (естественное объяснение мира) и религия (сверхъестественное объяснения мира). Религия становится основой мировоззрения. Элементы религии: 1) вера в сверхъестественное (исключается доказательство, основа – вера); 2) ритуалы, ОБРЯДЫ; культ. Необходимо подчеркнуть единство этих элементов. 1) Религия дает возможность осознать общечеловеческое (миф давал возможность осознать принадлежность к общности людей), целостность всех людей. 2) Религия обеспечивает консолидацию отдельных человеческих общностей (едины, потому что верим в одного Бога); 3) Религия формирует нормы поведения, мыслей, чувств, отражения действительности. Религия становится тоталитарной (тотальной, всепроникающей). Церковь – институт религии, обеспечивает тоталитарность. Следовательно, старый, сословный, строй разбился, мировоззрение, опирающееся на всевластие Бога себя исчерпало, появляется возможность при помощи науки объяснить картину мира, возникает научное мировоззрение. Бог решает задачу «первоисточника». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1567; Нарушение авторского права страницы