Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Власть, политика и государство. Основные признаки, исторические типы и формы государства.



Власть – способность и возможность руководить другими людьми, опираясь на авторитет, силу, закон, манипулирование сознанием, иные методы убеждения или принуждения.

Основные виды власти: экономическая, социальная, информационная, политическая, производственная. Особое внимание уделяется политической (государственной) власти и политике в целом. Основные характеристики политической власти: всеобщность, верховенство (обязательность для всех), независимость (суверенитет), официальность (публичность), правомерность (включая легальное принуждение). Политическая власть осуществляется через политическую систему общества ‑ совокупность государственных и общественных институтов, правовых норм и правоотношений.

Политика (от древнегреческого «π ο λ ι τ ι κ η » - объединение многих) – сфера общественной деятельности, соединяющая людей и социальные общности в государственные и межгосударственные образования. Политика делится на внутреннюю (экономика, социалка, поддержание правопорядка, экология и др.) и внешнюю (международное сотрудничество, участие в решении глобальных проблем, оборона и др.).

Следует иметь в виду, что некоторые отечественные философы продолжают держаться марксистко-ленинского постулата: «политика – концентрированное выражение экономики», выпячивая влияние имущих.

Государство («принадлежащее государю») – это объединение людей под властью, высшей (верховной) для данной территории (страны). Государство понимают в широком смысле как управляемую страну в целом, а в узком – как систему органов (лиц и организаций), руководящих страной.

Основные признаки государства:

- суверенитет (независимость вовне и верховенство внутри);

- территория (земная поверхность + недра + территориальные воды + воздушное пространство);

- население, принадлежащее к государству в силу гражданства или подданства;

- власть (особый аппарат управления);

- право (обязательные для исполнения и имеющие верховенство внутри страны нормы поведения);

- налоги и иные обязательные платежи в госбюджет и другие гофонды.

Исторические типы государств, заимствуются из марксизма, где выделяются: 1) рабовладельческие, 2) феодальные, 3) капиталистические и 4) социалистические государства. Иногда по мотивам позитивистских теорий выделяют три исторических типа: 1) теократия (обожествляемая власть, где главенствуют религиозные догматы и церковники), 2) светский абсолютизм (обычно монархический, но возможен и республиканский), 3) современная правовая социальная либеральная демократия.

Формы государства:

- по форме правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (парламентская, президентская, смешанная);

- по административно территориальному устройству: унитарное, федеративное, конфедеративное;

- по политическому режиму: тоталитарно-авторитарное и демократическо-либеральное.

 

54. Формы общественного сознания: 1)Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику.

Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп. 2)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. 3)Мораль - совокупность норм поведения, не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 4)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) 5)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества. 6)Наука - научные представления.

 

55. Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии и обществознании в целом. Долгое время вопросы определения источника движения и развития являлись объектом споров и дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в классической немецкой философии. Под ним понималось противоречие. К движущим силам общественного развития относят весьма разнообразные общественные явления: социальные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др. Основным источником развития общества диалектико-материалистическая концепция считает разрешение социальных противоречий и конфликтов. Под социальным противоречием в современной социальной философии и социологии понимается взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей. Природа и суть его в том, что в процессе стремления удовлетворить, реализовать свои потребности, цели и интересы, действия одних социальных субъектов не соответствуют, не согласуются с действиями других. Причинами социальных противоречий и проблем могут быть: отсутствие средств и условий; препятствия на пути к цели; несогласованность целей между субъектами и т.д. Конфликтом (от лат. confliktus – столкновение) принято называть наивысшую стадию противоречия. Социальный конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты. Исторически первая версия решения вопроса об источнике – социодинамика разворачивается благодаря социальным противоречиям, непримиримым, антагонистическим, и путь развития – революция – коренная перестройка базиса, производственных отношений. Вторая вариация в решении этой проблемы – отказ от насильственного решения этой проблемы – солидаризм, акцентирование внимания на солидарные усилия вразрешении противоречий. Эти идеи появляются в 19 в., Конт. Третий подход. Понимание того, что конфликт не избежать, он всегда был и будет в обществе. Теория социального конфликта. Конфликт необходимо трансформировать, модифицировать. Он будет переходить все в новые формы, тлеть, но зато не взорвется, и все более-менее будет стабильно и не больно. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью – две современные концепции. Этика ненасилия обосновывает принципы и методы решения проблем и конфликтов, исключающих применение насилия над личностью (морального и физического). Этика ненасилия – это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе. Этика благоговения перед жизнью – направление, которое возникло в XX в. и связано с именем величайшего гуманиста современности – Альберта Швейцера (1875-1965).Основной принцип этической концепции А. Швейцера – благоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущих.

 

 

56. Личность и общество. Проблема личности как философская проблема. Исторические типы отно-шений личности и общества.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего, особенного, единичного. Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности.

Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). Процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

 

57. Представление о том, чтоизменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. Социальная Ф. подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что " царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания:. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической " исторической школы". Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его Ф. истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории. Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса.

Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцентентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в рос- те производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. …Проблемы нельзя решить в рамках одной страны. Проблемы: 1) экологическая 2) ядерные угрозы 3) демографическая 4) ограниченное кол-во ресурсов.

Линейный и нелинейный принципы нежат в основе главных концепций исторического процесса в обществе. Хотя первоначальный смысл этих методологических подходов и нельзя назвать синергетическим, тем не менее они и сейчас обозначают признание или непризнание таких форм развития как устойчивость, определенность, с одной стороны, и неустойчивость. Неопределенность и принципиальная вероятность, с другой. Первый подход наиболее четко проявился в марксисткой концепции формационной основы социального развития, второй же - в цивилизационной интерпретации истории

 

58. Понятия культуры и цивилизации. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять! ). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усво-ивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F транс-ляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие.

 

59. «Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половинеXVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории. В «пайдейе», т.е. воспитанности греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии – «дхарма». Подходы к осмыслению феномена культуры: 1) Деятельный: Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.2)Аксиологический: Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека. 3) Семиотический (знаковый): Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью. 4) Социологический подход: Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры. 5) Гуманитарный подход: Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.
Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям. Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.

 

60. Понятие техники и технологии. Техника и ее роль в истории цивилизации.

Техника – сов-ть мат средств практической деятельности, которые создаются ч-ком для осуществления проц-ов пр-ва или обслуживания непроиз-нных потребностей ч-ка.(машины, инструменты, строения, тр с-ва, системы и с-ва упр-я, добычи, хр-ния и т.п.). изобретая и изготовляя тех приспособления, ч-к целенаправленно в соответствии со своими потребностями, интересами видоизменяет природу. Техника – новый искусственный мир, кот. имеет свои законы развития. Их содержание опр-ся главным предназначением техники – служить для достижения цели с мин затратами.(з-н симметрии, з-н кореляции параметров ТО и тп).

Совокупность проблем, касающихся обсуждения места и роли техники в чел обществе, составляет предмет интенсивно развивающейся т.н. философией техники. В её разработку внесли серьёзный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, Маркс и др. мыслители. Внимание учёных к исследованию феномена техники обусловливается тем, что она «превратилась» в часть бытия человека (Хайдеггер). Большая часть человеческих знаний о мире заключена в технической деятельности.

Техника предстаёт – как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой, цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести ему форму окружающей среды (Ясперс). Современная техника не измеримо расширяет социальное пространство свободы человеческих действий.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь