Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Танцевально-ритмические упражнения
Игрогимнастика «ХОДЬБА» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма. Музыкальный материал: «Марш», музыка Н. Богословского[11] (см. Приложение), или любая ритмичная музыка в умеренном темпе. Методика проведения. Дети под музыку ходят по залу за водящим (по кругу, по периметру). По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. Упражнение может выполняться с предметами, например с игрушками: во время ходьбы дети держат игрушку в правой руке, левая рука — на поясе. «ВЕТЕР И ВЕТЕРОК» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, выразительности движений. Игровой материал: деревянные палочки (прутики). Музыкальный материал: пьеса «Лендлер», музыка Бетховена. Методика проведения. Педагог: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети берут в руки прутики, по показу педагога поднимают руки вверх, раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой. Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Лендлер». Педагог: «А теперь налетел сильный ветер... А вот опять легкий ветерок». Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с различной амплитудой. «У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ…» Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как покажу вам я! После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые — в круг, руки в стороны на уровне плеч — в шеренгу, две вытянутые перед собой руки — в колонну. «ЗАМРИ» Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации. Игровой материал: карточки со схематическим изображением человека в различных позах. Музыкальный материал. «Марш», музыка И. Кишко[12] (см. Приложение), или любая ритмичная музыка в умеренном темпе. Методика проведения. Педагог предварительно разъясняет детям схемы, изображающие позы человека. Задание выполняется в два этапа. Первый этап. Ребенок воспроизводит перед зеркалом статическую фигуру, изображенную на схеме, и сам оценивает правильность выполнения. Второй этап. Звучит марш. Дети двигаются по залу, по окончании музыки замирают в позе, соответствующей схеме, предъявленной педагогом. (Как вариант, дети могут двигаться не под музыку, а под стихотворную форму с четкой ритмической структурой.) «МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, осознанное выполнение действий, изображенных на предъявляемых схемах. Игровой материал: схемы движения. Методика проведения. Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.). Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы. «ПЕРЕХОДЫ» Дидактические задачи: воспитание наблюдательности, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве. Методика проведения. Педагог просит детей представить, что подул сильный ветер (дети и педагог голосом подражают звуку ветра: у-у-у) и сдувает тех, у кого надеты голубые колготки или у кого светлые волосы и т.д. Те дети, у которых светлые волосы или у кого надеты голубые колготки, меняются местами. «НЕ ЗЕВАЙ! » Дидактические задачи: развитие слухового внимания, чувства темпа, зрительно-двигательной координации, активизация глагольной лексики. Методика проведения. Дети перебрасывают друг другу мяч, стоя в кругу. Движения мяча подчиняются заданному темпу, который выстукивает педагог. Ребенок, кидающий мяч, называет любое слово по изучаемой теме (в именительном падеже). Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол: — Облако... плывет! — Костер... разгорается! «ЗМЕЙКА» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, воображения. Музыкальный материал: любая ритмичная музыка в размере 2/4 или 4/4. Методика проведения. Дети идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения. По сигналу педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним ребенок становится новым ведущим. «ДИСНЕЙЛЕНД» Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации. Игровой материал: небольшие игрушки. Методика проведения. Педагог предлагает детям различные игрушки, изображающие героев из любимых мультфильмов. Ребенок должен скопировать позу игрушки, то есть перевоплотиться в выбранный им персонаж. «ГОЛОВНОЙ УБОР» Дидактические задачи: развитие слухового внимания, координации движений и музыки, аналитико-синтетических мыслительных операций. Игровой материал: головные уборы. Музыкальный материал: разнохарактерные музыкальные фрагменты (марш, полька, спокойная ходьба). Методика проведения. Дети выбирают себе головные уборы и надевают их. Педагог рассказывает детям историю: «В одном городе жил мастер — шляпник. Он делал шляпы и кепки, фуражки и панамы. Однажды ему это надоело: каждый день одно и то же! И он решил изготовить такие головные уборы, каких еще никогда не было. Сначала он придумал для них названия, а потом взялся за работу. А назывались новые головные уборы так: кепканама, фураляпа, цилилотка». Звучит музыка, дети двигаются по залу в соответствии с заданным темпом и ритмом. Как только педагог произносит название фантастического головного убора, дети, из чьих уборов можно составить это слово, встают в пару. Например, педагог говорит: «Фураляпа! » — за руки берутся ребенок в фуражке и ребенок в шляпе. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие. «РЕГУЛИРОВЩИК» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции. Игровой материал: свисток. Музыкальное сопровождение: «Автомобиль», музыка М. Раухвергера[13]. (См. Приложение.) Методика проведения. Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение. «КЕНГУРУ» Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, координации движений, ориентировки в пространстве, активизация словарного запаса. Музыкальный материал: Фонограмма «Кенгуру», музыка Сен-Санса. Методика проведения. Дети слушают музыку, называют персонаж музыкального произведения и средства музыкальной выразительности (мелодия быстрая, осторожная, с остановками и прыжками, средний регистр). Педагог: «Кенгуру внимательно и заботливо оберегает своего детеныша. Если нет рядом опасности, кенгуру прыгает легко и беззаботно». Эстафета проходит между двумя командами. Задача каждого участника — пропрыгать дистанцию на двух ногах, держа между коленями мяч, затем передать мяч следующему ребенку. Педагог подводит итоги игры, называет победившую команду. «ПОЛЕТАЕМ НА САМОЛЕТЕ» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия. Музыкальный материал: «Самолет», музыка Л. Банниковой[14]. (См. Приложение.) Методика проведения. Дети выполняют движения, слушая запись звучания полета: — Заводят моторы самолетов, вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях. — Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками. — Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено. Игроритмика «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона. Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити. Музыкальный материал: «Вальс». Ч. 1, музыка Д. Шостаковича[15]. «Дождик». Ч. 2, музыка А. Александрова[16]. (См. Приложение.) Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях: — в движении; — в игре на музыкальных инструментах; — в вокальных импровизациях. Педагог: Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть! Под первую часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией. Педагог: По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел! Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей. Другие варианты проведения игры: 1. Под музыку, имитирующую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлепают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, изображающие теплые «лучи солнца». 2. Импровизированный танец (вальс) «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. 3. Сочетание танцевальной импровизации «лучей солнца» с инструментальным вариантом «капелек». «ХОП! » Дидактические задачи: развитие произвольности внимания, чувства темпа и ритма. Методика проведения. Дети сидят в кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки. — Хоп! По этой команде педагога хлопки должны пойти в обратную сторону, против часовой стрелки. Основная задача — не сбиться с темпа в этот момент перехода. Команда «Хоп! » должна застать ребенка за мгновенье до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый, успели сориентироваться — кто из них должен сделать следующий хлопок. «АВТОБУСНАЯ ЭКСКУРСИЯ» Дидактические задачи: развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, познавательного интереса. Игровой материал: иллюстрации с видами Москвы (Кремль, царь-колокол, царь-пушка, храм Христа Спасителя) или Санкт-Петербурга (набережная Невы, Петропавловская крепость, памятник Петру I, Адмиралтейство, Дворцовая площадь). Музыкальный материал: «Москва», музыка О. Газманова (1-й куплет), или любая ритмичная музыка. Методика проведения. Педагог: «Давайте сядем в автобус и совершим экскурсию по Москве (Санкт-Петербургу)». Дети чередуют хлопки в ладоши и удары по коленкам — «озвучивают» ритм движения автобуса под музыку. Слева, справа, прямо перед детьми расположены иллюстрации с видами города. Педагог: «Посмотрите, пожалуйста, направо (дети должны повернуть голову вправо). Перед вами Кремль (Дворцовая площадь)». «ОЛЕНИ И ОЛЕНЯТА» Дидактические задачи: развитие ритмического и звуковысотного слуха. Игровой материал: большой и маленький бубны. Методика проведения. Дети сидят на стульчиках. Первый ряд — олени, второй — оленята. Педагог находится перед детьми. Педагог: «У меня в руках два бубна — большой и маленький. Послушайте, как они звучат. Когда я буду играть на большом бубне, олени будут топать ногами вот так (показывает исполнение четвертных длительностей). Когда я буду играть на маленьком бубне, оленята будут топать вот так (показывает исполнение восьмых длительностей). Затем педагог воспроизводит длительности на бубнах за ширмой, меняя звучание бубнов поочередно. «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛИСТВА» Дидактические задачи: развитие умения передавать с помощью движений характер музыки. Игровой материал: цветные ленточки. Музыкальный материал: «Вальс», музыка Д. Кабалевского[17]. (См. Приложение.) Методика проведения. Игра проводится в два этапа. Первый этап. Детям предлагается вспомнить, какие деревья растут в парке, в лесу. Каждому дереву соответствует определенное положение рук: «дуб» — руки к плечам (могучее дерево), пальцы сжаты в кулаки; «осина» — пальцы растопырены, руки, согнутые в локтях, подняты вверх, кисти дрожат; «береза» — руки подняты вверх, кисти рук наклонены в стороны; «елка» — руки опущены вниз, вдоль бедер, кисти приподняты; «ива» — кисти рук скрещены вверху над головой и немного наклонены вперед. Дети по команде педагога изображают соответствующее дерево. Второй этап. Детям раздаются по две цветные ленточки, которые соответствуют осенней цветовой гамме листвы. (Дуб — коричневый, осина — оранжевая, красная, береза — желтая, елка — зеленая.) Под музыку дети выполняют танцевальную композицию «Танец осенних листочков». Музыкальное произведение исполняется два раза: первый раз дети выполняют движения по образцу педагога, при повторе произведения танцуют те из них, у кого цвет ленточек соответствует названному педагогом дереву. Дети используют знакомые танцевальные движения. Затем из ленточек дети конструируют осеннее дерево. «СКОРО ПОЕЗД ОТОЙДЕТ» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, чувства темпа и ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков. Музыкальный материал: польская народная мелодия «Скоро поезд отойдет». Методика проведения. Дети поют и выполняют движения по образцу ведущего.
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не окажутся в этой цепочке. «ПТИЧИЙ ГОМОН» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, умения самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные образы. Музыкальный материал: народная плясовая мелодия «Я на горку шла» в обработке И. Арсеева[18]. (См. Приложение.) Методика проведения. Каждый ребенок выбирает себе название птицы, в образе которой он будет играть. Под музыку все дети (птицы) исполняют знакомые танцевальные движения. По окончании музыки звучит фонограмма пения птиц. Дети замирают на месте, изображая птицу. Затем каждый ребенок, стоя на месте, поет «песню» своей птицы: «кар-кар», «чик-чирик», «угу-угу», «цвинь-цвиринь», «уить-уить», «ку-ку». «ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, музыкально-двигательной памяти, ориентировки в пространстве, пластичности движений. Музыкальный материал: фонограмма «Jingle Bells». Методика проведения. Каждое движение выполняется на 8 тактов. Педагог комментирует движения детей: «Едем в поезде. Стучим маме в окно, стучим папе, машем маме, машем папе, спим, переворачиваемся». Дети стоят врассыпную. 1 часть. 1) Маршируют на месте (идут на поезд), 2) 4 раза выпрямить вверх правую руку и резко согнуть в локте, прижав кулак к плечу. Те же движения сделать левой рукой (поезд дает сигнал). 3) Пальцы сжаты в кулак, 4 раза «стучим» правой рукой, голова повернута, ноги пружинят, затем все эти движения выполняются в левую сторону (стучим в окно сначала маме, затем папе). 4) 4 раза машем кистью руки в правую сторону, голова повернута вправо (маме машем), 4 раза выполняем это движение в левую сторону. 2 часть. Дети стоят на месте, ладошки сложены под щечку (спят). Выполняя пружинистые движения ногами, они через каждые 8 тактов перекладывают ладошки под другую щечку. Движение выполняется 4 раза. 3 и 4 части. Те же движения выполняются по кругу. Заключительная часть. Дети, поднимаясь на носочки, смотрят вдаль из-под правой руки. На последний аккорд, наклоняясь вперед, раскрывают руки ладошками вверх. «ВЕСЕЛЬЧАК» Дидактические задачи: развитие слухового внимания, чувства темпа и ритма, координации движений и музыки. Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т.П. Ломовой[19]. (См. Приложение.) Игровой материал: мяч, ежик (игрушка, о которой дети рассказывают в стихотворении). Методика проведения. Педагог вместе с детьми читает стихотворение: Ты катись, веселый мячик, Быстро, быстро по рукам, У кого веселый мячик, Тот станцует танец нам. Дети, стоя в кругу, передают мяч соседу справа (на сильную долю такта исполняемого музыкального произведения). У кого в конце окажется мяч, тот показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним. «ЕЛОЧНЫЙ ХОРОВОД» Дидактические задачи: развитие музыкально-двигательной и речедвигательной памяти, чувства темпа, ритма. Музыкальный материал: хороводная песня, музыка и слова Кревела. Методика проведения. Дети водят хоровод, поют, выполняют соответствующие движения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы