Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
В сложные моменты истории, один из которых переживает сейчас Россия, зачастую проявляется невозможность (или нежелание) объективно оценивать действительность. Не является исключением и понятие «социальная работа». В современных трудах, посвященных социальной работе, как правило, исследуется или современное положение дел в этой сфере, или зарубежный опыт, который зачастую рассматривается в историческом развитии. А по истории социальной работы в России существует так мало работ (к тому же они носят журнальный, «статейный» характер), что у несведущего человека может возникнуть впечатление, будто социальная работа в России появилась только с учреждением этой специальности. В этих публикациях встречается даже утверждение, что начальной вехой в истории социальной работы в России можно считать лишь конец 1990 г., когда в нашей стране произошла встреча с президентом Международной ассоциации социальных работников. На самом же деле история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Началом ее следует считать договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой. И хотя помощь ближнему всегда была характерна для славянских народов, именно этот договор был первым документальным свидетельством заботы государства о тех своих гражданах, которые в этой заботе нуждаются. Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства. С принятием в 988 г. христианства в России стала активнее развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, Креститель, «Отец сострадания», уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Почти сразу после крещения Владимир занялся богоугодными делами: строил
церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основав научного знания, книжного дела; основывал школы и училищ J ставшие первой ступенью народного просвещения России. Пон^В чалу это благое дело не встретило поддержку у населения, особенйД у знати. По словам одного летописца, жены из богатых семейстД у которых забирали детей на учение, оплакивали их, как мертвьпД считая письменность чародейством. Владимир строил не только училища. Гораздо большее рвение с проявил к устройству церкви, а также к благотворительности, чем заслужил безмерную любовь народа. Многие летописцы сообщай о щедрости князя как о чем-то небывалом. Владимир устраивал пи] щества на княжеском дворе не только для бояр и знати (градскдИ старцев), но и для людей бедных, всячески стараясь удовлетворили их нужды. После своего спасения в'битве с печенегами под городо Василевом, которое он приписывал Божьему промыслу, его ще1. рость к простому народу превзошла все ожидания. Владимир при казал сварить 300 варь* меда и праздновал свое спасение 8 дней. Убс гие в общем получили лично от князя большую сумму — 300 гриве! Вернувшись в Киев, он дал пир боярам и простому народу, которыГ радовался спасению своего государя. С тех пор всякий бедняк мо утолить свой голод на княжеском дворе и всякий нищий мог полу чить от князя немного денег. Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мо прийти за помощью на его двор. Князь велел своим людям развозитЯ по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим i убогим. Нестор объясняет такое человеколюбие Владимира действи ем христианского учения. Он говорит, что слова из Евангелия «бла жены милостиви, яко тем помиловани будут» и Соломоновы «даз нищему, богу в земле даете» так подействовали на князя, что внуши ли ему необыкновенную любовь к благотворению и милосердию. Его филантропия даже принимала угрожающий государству ха рактер: по словам летописцев, князь стал распространять свое бла-гоугодие даже на преступников и убийц, заменяя им казнь штра фом. Из-за этого они вскоре потеряли всякий страх перед властью Духовенству пришлось даже просвещать Владимира, требуя от ней наказания разнуздавшихся преступников. Итак, Владимир, первый русский князь-христианин, начавши» с убийства своего брата Ярополка, приняв христианство, стал яр- * Варь •— изготовление одним приемом, одной варкой определенного количества чего-либо (ооли, селитры, пива и т. п.). (Прммвч. ред.) ким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Жертвуя на богоугодные дела как частное лицо, он был тем не менее первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие в казну из налогов, которые платили русские труженики. Так что здесь мь1 видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать, еще не разделенной. Эта традиция долго продолжалась в России — руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги из казны, которые они считали своими. Все же и такая благотворительность характеризует их только с положительной стороны, ведь они могли потратить эти деньги и на свои личные нужды. Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав, который основал училище на 300 человек. Это училище было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов — «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычайно для молодых государств Европы, Так, в XXXI главе мы видим пример заботы о подрастающем поколении. Касаясь раздела наследства, Ярослав говорит: «Двор отцовский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну», имея в виду, что младший сын всегда более старших братьев не защищен в социальной плане. И если раньше, до написания и вступления в силу «Русской Правды», старшие братья могли решить спор силой, то теперь младшие сыновья были защищены законом. Это было простое и мудрое решение. В то же время в Западной Европе столь важный социальный вопрос решен не был, в результате чего во многих европейских странах сформировался особый класс рыцарей-разбойников, состоящий почти целиком из младших дворянских сыновей, которые в юном возрасте были изгнаны из дома своими старшими братьями, забравшими себе все наследство. Вообще, законы Ярослава относительно попечительства над детьми очень гуманныдля тех времен: в них заложены главнейшие по своей проблемности вопросы. Например, глава XXXII определяет отношения\при разделе наследства между детьми одного отца, но разных жен.\Был решен также вопрос о наследстве детям в случаях, когда нерадивая мать «проедала» это наследство. Здесь же едва ли не впервые проявляется забота и о самой женщине: «Но дети не, могут согнать вдовствующей матери со двора или отнять, что отдано ей супругом». 1 Чтобы избежать сиротства при живой родительнице, Ярослав| повелел передавать детей ближайшим родственникам, если мать выйдет замуж вторично. Конечно, это было не совсем справедливо' по отношению к матери, но, думается, являлось своего рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми. «Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 ста-' тей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов; так или иначе определила все дальнейшее законотворчество на Руси.' Последующие своды законов во многом строились по образу и подобию «Русской Правды», так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждали основы социальной политики. Внук Ярослава Мудрого, правнук Владимира Святого Владимир Мономах создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианской человечностью. «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время... Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны». Итак, мы видим, что первые века христианства на Руси были отмечены душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможным. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы