Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Модус операнди заклинания духов



 

Ниже приводится небольшой отрывок из древнего манускрипта в качестве типичного ритуала в церемониальной магии. Отрывок взят из «Полной книги магической науки», неопубликованной рукописи, хранящейся в Британском музее; в ней приведены пентакли в цвете, упомянутые Фрэнсисом Барреттом в его работе «Маг».

ОТКРЫВАЮЩАЯ МОЛИТВА

 

«Всемогущий и Вечный Боже, предписавший всем созданиям молиться Тебе и воздавать славу во имя спасения человека, молю Тебя послать мне одного из твоих духов из ордена Юпитера, одного из посланников Задкиеля, кто помогает Тебе править небесным сводом, чтобы он показал мне охотно, верно и с готовностью то, что я у него испрошу, и чтобы он истинно исполнил мое желание. И все же, о Господи, пусть это будет Твоя воля, а не моя, и свершится она через Иисуса Христа, Твоего Сына, Господи. Аминь».

 

ЗАКЛИНАНИЕ

(Маг, надлежащим образом одетый и имеющий все необходимые вещи под рукой, будучи защищен кругом, призывает духа появиться и вступить в переговоры.)

 

«Духи, чьей помощи я прошу, зрите знак и Священные Имена Бога, наполненные силой. Повинуйтесь силе этого заклинания; выходите из пещер и темных дыр; прекратите свои злые занятия с теми несчастными смертными, которых вы мучаете; выходите на место, где Божественная Доброта соединит нас; будьте внимательны к нашим приказам и выполняйте точно то, что мы просим. Не верьте, что ваше сопротивление заставит нас прекратить наши операции. Ничего не может вас избавить, кроме как повиновение нам. Приказываю вам таинственными именами Elohe, Agla Elohim Adonay Gibort. Аминь».

 

 

«Я вызываю тебя, Задкиель, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа, благословенной Троицы, невыразимого Единства.

Заклинаю тебя, Задкиель, в этот час прислушаться к словам и мольбам, которые я использую в этот день, священные имена Бога Elohe El Elohim Elion Zebaoth Escerehis lah Adonay Tetragrammaton.

Молю тебя, вызывая тебя, дух Задкиель, этими Святыми Именами Hagios о Theos Iscyros Athatos Paracletus Agla on Alpha et Omega Ioth Aglanbroth Abiel Anathiel Tetragrammaton. И всеми другими великими и славными, священными и невыразимыми, таинственными и всемогущими, непостижимыми Именами Бога, чтобы ты проникся словами, исходящими из уст моих, и послал мне Пабиеля или какого‑ нибудь другого слугу, духа, который мог бы показать мне такие вещи, которые я от него потребую во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Заклинаю тебя, Пабиель, всеми Духами Небес, Серафимами, Херувимами, Тронами, Владениями, Свидетелями, Силами, Принципами, Архангелами и Ангелами, святыми, великими и славными Ангелами Orphaniel Tetra‑ Dagiel Salambla Acimoy pastor poti, чтобы ты появился, показал себя, чтобы мы могли видеть тебя и слышать тебя, говорить с тобой и чтобы ты выполнил наши желания, и твоей звездой, которая Юпитер, и всеми созвездиями неба, и всем, чему ты повинуешься, заклинаем тебя, буквой твоей, которую ты дал и подтвердил, чтобы ты пришел, согласившись с нашими мольбой и прошением, которые я свершил во Имя Всемогущего Бога, чтобы ты послал мне одного из твоих духов‑ слуг, который мог бы с желанием, истинно и верно выполнять все мои желания, и чтобы он явился в форме прекрасного ангела, мягкого, вежливого, приветливого, смиренного, готового вступить со мной в переговоры, и чтобы он не позволил никакому злому духу приблизиться ко мне с намерением причинить вред, напугать меня, отвлечь или обмануть меня. Добродетелями Господа нашего Иисуса Христа, чьим именем я тебя заклинаю, жду твоего появления. Одобри. Одобри. Одобри. Аминь. Аминь. Аминь».

 

 

РАЗГОВОРЫ

Вызвав духа, волшебник ведет разговор так:

 

«Пришел ли ты с миром, во Имя Отца, Сына и Святого Духа? »

И дух отвечает: «Да».

«Твое искусство приветствуется, благородный Дух. Как твое Имя? »

И дух отвечает: «Пабиель».

 

 

Из «Полной книги магической науки»

ФОРМА СОГЛАШЕНИЯ С ДУХОМ ЮПИТЕРА

«Выше приведенное Обязательство Духа вместе с печатью и подписью планетарного ангела должно быть написано на чистом пергаменте и представлено Духу для подписи при его появлении. В это время заклинатель должен не терять присутствия духа, Должен быть терпеливым, твердым, уверенным, настойчивым и обращать особое внимание на то, чтобы не требовать от Духа ничего, кроме того, что свершается во славу Господню и что будет благом для его собратьев. Передав свои пожелания Духу, заклинатель может разрешить Духу удалиться».

 

«Я вызывал тебя Именем Иисуса из Назарета, перед Именем Которого падают ниц на земле, на небе, в аду, и всяк язык признает, что нет другого такого Имени, как Имя Иисуса, Который дал силу человеку связать воедино и подчинить все вещи своему Священному Имени, тем, кто верит в свое спасение. Посланник ли ты Задкиеля? »

Тут дух отвечает: «Да».

«Пожелаешь ли ты отдать себя в мое распоряжение и согласен ли ты открыть мне вещи, которые я пожелаю узнать, и научить меня, как можно увеличить знание и мудрость и показать мне все секреты магического искусства и всех свободных наук так, чтобы я мог приумножить успехи во славу Всемогущего Бога? »

И дух отвечает: «Да».

«Тогда я молю тебя, войди в меня, чтобы всякий раз я мог вызвать тебя трехкратным заклинанием, и также присягни во мне этой клятвой, дабы держал я завет именем Всемогущего Бога, и буду рад принять тебя всякий раз, когда ты появишься передо мною».

 

РАЗРЕШЕНИЕ УДАЛИТЬСЯ

 

«Поскольку ты пришел быстро и с мирными намерениями и ответил на мое прошение, я смиренно и сердечно благодарю тебя за то, что ты появился во имя Всемогущего Бога, чьим Именем я вызывал тебя, и теперь ты можешь удалиться в мире в свои порядки и войти в меня снова во время, когда я произнесу клятву или же имя твоего порядка, или же имя дарованного тебе Господом угла, и власть Господа будет со мной и с тобой, и на все воля Божья. Аминь».

«Славен будь, Отец, Сын и Святой Дух».

 

(Заметка). «Заклинающему надлежит находиться в круге несколько минут после произнесения разрешения удалиться, и, если операция происходит на открытом воздухе, ему следует уничтожить все следы круга и т. п., и быстро вернуться домой. Но если операция проходила в заброшенной части дома и т. п., круг должен оставаться, поскольку он сможет служить для будущих операций, но комната или дом должны быть заперты во избежание вторжения посторонних».

 

Изложенное выше соглашение является чисто церемониальной магией. В случае черной магии подписывает пакт не дух, а волшебник. Когда волшебник берет на службу себе стихийного духа, начинается битва умов, и демон обычно выигрывает. Своей собственной кровью волшебник подписывает пакт между ним и демоном, потому что в аркане магии написано, что «тот контролирует душу, кто контролирует кровь другого».

 

 

Из средневековой неопубликованной «Книги Духов»

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ СЕМИ ПЛАНЕТ И ПЕЧАТИ С ПОДПИСЯМИ ПЛАНЕТАРНЫХ АНГЕЛОВ

Семь больших кругов являются магическими фигурами планет, а малые круги под ними содержат печати и подписи управляющих разумом планет.

Пока волшебник не ошибется, стихийный дух будет выполнять букву своего обязательства, но демон всякий раз будет стараться помешать волшебнику выполнить свои обязательства. Когда заклинатель, окруженный магическим кругом, вызывает духа, которого он желает контролировать, и говорит о своих намерениях, дух может ответить примерно так: «Я не могу принять твоего предложения, если ты не обещаешь мне через пятьдесят лет отдать душу и тело в мое полное распоряжение».

Если волшебник отказывается, начинается обсуждение других условий. Дух может сказать: «Я буду тебе служить, если каждую пятницу ты будешь приходить на главную улицу и раздавать милостыню во имя Люцифера. Как только ты не сможешь сделать этого, ты будешь принадлежать мне».

Если волшебник все еще отказывается, понимая, что демон хочет навязать ему невозможные для выполнения условия, в ход идут другие предложения до тех пор, пока не достигается согласие. Оно может выглядеть так: «Тем самым я обещаю великому духу Люциферу, царю демонов, что каждый год я буду приносить ему человеческую душу, чтобы он делал с ней, что ему заблагорассудится. В ответ Люцифер обещает предоставить мне сокровища земли и выполнять каждое желание во время моей естественной жизни. Если я не выполню свои обязательства, тогда моя душа будет принадлежать ему. Подпись…» (Заклинатель подписывается собственной кровью.)

 

Пентаграмма

 

В символизме перевернутая фигура означает всегда извращенную силу. Обычный человек даже не подозревает об оккультных свойствах магических фигур. По этому поводу великий Парацельс писал: «Без сомнения, многие будут смеяться над описанными в книгах печатями, их буквами и фигурами и их употреблением, потому что им кажется неправдоподобным, что металлы и знаки, которые являются мертвыми, могут оказывать какое‑ то воздействие на людей. И все же никто не доказал, что металлы и знаки, которые мы знаем как мертвые, на самом деле мертвы: ведь соли, серы и квинтэссенции металлов являются высшими охранителями человеческой жизни и находятся на гораздо более высоком месте, нежели остальные простые вещества».

 

Из книги Э. Леви «Трансцендентальная магия»

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма – это фигура микрокосма, магическая формула человека. Это поднявшийся из четверки человеческая душа, освобождающаяся от уз животной природы. Это истинный свет – «Утренняя Звезда». Она отмечает положение пяти таинственных центров силы, пробуждение которых представляет высший секрет белой магии.

Черный маг не может использовать символы белой магии, не навлекая на себя ее сил, что было бы для него фатально. Он должен так исказить иерограммы, чтобы они типизировали оккультный факт, который сам был бы искажением принципов, изображаемых символами. Черная магия не является фундаментальным искусством. Она является злоупотреблением им. Следовательно, она не имеет собственной символики. Она просто берет эмблемы белой магии и, перевертывая и обращая их, делает их эмблемами левой руки.

Хорошим примером такой практики является пентаграмма, или пятиконечная звезда, образованная пятью соединенными прямыми. Эта фигура является давно почитаемым символом магических искусств и означает пять свойств великого магического деятеля, пять чувств человека, пять элементов в природе, пять конечностей человеческого тела. Посредством пентаграммы внутри своей собственной души человек может не только управлять всеми созданиями, более низкими но сравнению с ним, но и выдвигать требования к более высоким созданиям.

Пентаграмма довольно широко применяется и в черной магии, но тут ее использование отличается в трех аспектах. Звезда может быть разорвана в одной точке, так что сходящиеся линии не могут войти в соприкосновение. Она может быть перевернута так, что одна вершина смотрит вниз, а две – вверх. Или же она может быть неправильной, с вершинами на разном удалении от центра. В черной магии звезда называется раздвоенным копытом, или же отпечатком ноги дьявола. Звезда с двумя вершинами вверх называется также Козлом Мендеса, потому что перевернутая звезда имеет форму козлиной головы. Когда направленная вверх звезда переворачивается и верхняя вершина обращена вниз, это означает падение Утренней Звезды.

 

ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ ОБИТАТЕЛИ

 

Наиболее полным и элегантным изложением оккультной пневматологии (ветвь философии, имеющая дело с духовными субстанциями) человечество обязано Филиппу Аурелиусу Парацельсу (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм), королю алхимиков и герметических философов, истинному обладателю царского секрета (философский камень и эликсир жизни). Парацельс верил, что каждый из первичных четырех элементов, известных древним (земля, огонь, воздух и вода), состоит из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции.

Следовательно, воздух двойственен по природе своей, это осязаемая атмосфера и неосязаемая летучая субстанция, которая может быть названа духовным воздухом. Огонь является видимым и невидимым, различимым и неразличимым. Это духовное эфирное пламя, проявляющее себя через материальное субстанциональное пламя. Вода состоит из плотной жидкости и потенциальной сущности жидкой природы. Земля также имеет две существенные части, низшая из которых неподвижная, земная, а высшая – прореженная, подвижная и виртуальная. Общий термин Элементы приложим к низшим, или физическим, фазам этих четырех первичных элементов, а термин Стихийные сущности – к их невидимым духовным составляющим. Минералы, растения, животные и люди живут в мире, состоящем из грубой части этих четырех элементов, а из различных их комбинаций состоят живые организмы.

Генри Драммонд в своей книге «Естественный закон в духовном мире» описывает этот процесс следующим образом: «Если мы проанализируем ту материальную точку, с которой начинается жизнь, мы обнаружим, что она состоит из не имеющей структуры желеобразной субстанции, напоминающей яйцо. Она состоит из углерода, водорода, кислорода и азота. Имя ей – протоплазма.

 

МАГ, ЗАКЛИНАЮЩИЙ СТИХИЙНЫХ ДУХОВ

Маг, очертив вокруг себя круг, заклинает стихийных духов, которые появляются из своих обиталищ. Из земли у него под ногами возникают гномы, из воды – ундины, из огня – саламандры и из воздуха – крылатые сильфы. Странный, похожий на призрака демон отвечает что‑ то магу. В книге «Пришествие фей» Артур Конан Дойль защищает существование природных духов, которые многие века считались продуктом воображения. В древних мистериях учили: для того чтобы получить господство над стихийными Духами, заклинающий их маг не должен бояться элементов. Тот, кто боится огня, не может управлять саламандрами, которые там обитают. Тот, кто боится воды, никогда не может стать повелителем ундин, водяных духов. Поэтому многие ритуалы языческих мистерий имеют дело с различными элементами. Таким образом, в инициациях земли кандидат скитался по мрачным пещерам, в инициациях воды он переплывал в открытой лодке таинственное море или же стремнину с водоворотами. В инициациях огня он прыгал через кольцо огня или дыма, а в инициациях воздуха испытуемый подвешивался за кольцо над пропастью или же карабкался по узкой тропе над гибельной кручей. Утверждалось также, что никто из тех, в ком не было обнаружено добродетельных свойств элементов, не смог бы управлять стихийными духами. Те, кто не может обуздать свои страсти, становятся игрушкой саламандр, а те, кто проявляет стяжательство, не смогут управлять гномами, которые подчиняются только тем, в ком отсутствует эгоизм. Гномы управляемы щедростью, ундины – твердостью, саламандры – спокойствием и сильфы – постоянством.

Это структурная единица, с которой начинается не только жизнь живых тел, но и из которых она строится дальше. “Протоплазма, – говорит Хаксли, – простая или с ядром, есть формальный базис всей жизни. Это глина Гончара”».

Водный элемент древних философов претерпел метаморфозу и стал водородом в современной науке; воздух стал кислородом; огонь – азотом; земля – углеродом.

Подобно тому, как видимая природа населена бесчисленным количеством живых существ, согласно Парацельсу, невидимый, духовный аналог видимой природы (составленный из разреженных элементов видимого мира) населен сонмами любопытных существ, которых он назвал стихиями и которые потом были переименованы в природных духов. Парацельс разделял их на четыре группы, которые названы им гномами, ундинами, сильфами и саламандрами. Он учил, что они являются на самом деле живыми созданиями, во Многом напоминающими по форме человеческие существа и населяющими свой собственный мир, неизвестный людям в силу недоразвитости их чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов.

Цивилизации Греции, Рима, Египта, Китая и Индии верили в сатиров, духов, фей и гоблинов. Они населили море русалками, реки и источники – нимфами, воздух – феями, огонь – ларами и пенатами, землю – фавнами, дриадами и гамадриадами. Этим природным духам усиленно поклонялись, что выражалось в соответствующих им подношениях. Иногда, в силу различных атмосферных условий или же своеобразной чувствительности верящих в духов людей, эти духи становились видимыми. Многие люди писали о духах так, как будто они общались с этими обитателями тонких сфер природы. По мнению многих авторитетных писателей, боги античности были на самом деле стихийными духами, потому что многие из этих невидимых существ имели впечатляющую внешность и восхитительные манеры.

Некоторых из этих стихийных духов греки называли демонами, особенно духов высших порядков, и поклонялись им. Вероятно, наиболее знаменитым из этих демонов был таинственный дух, который направлял действия Сократа; именно о нем философ отзывался самыми высокими словами. Те, кто посвятил много времени изучению невидимой конституции человека, полагали вполне вероятным, что демон Сократа и ангел Якова Беме были на самом деле не стихийными духами, а тенями божественной природы самих этих философов. В своих заметках «Апулей о Боге Сократа» Томас Тэйлор говорит:

«То, что демон Сократа был, вне всяких сомнений, духом высших порядков, можно заключить из интеллектуального превосходства Сократа над другими людьми, и поэтому Апулей прав в том, что называл демона Богом. А то, что демон Сократа и в самом деле был божественным, следует из признания самого Сократа в “Первом Алкивиаде”, ведь в ходе этого диалога он ясно говорит: “Я долго придерживался мнения, что Бог еще не направил меня для разговора с тобой”. И в “Апологии” он недвусмысленно говорит о том, что этот демон наделен божественной трансцендентностью, что позволяет заключить о его высоком положении среди демонов».

Бытующее уже долгое время среди людей мнение, что невидимые элементы, окружающие землю и живущие в ней, являются разумными созданиями, кажется невероятным прозаическим умам нашего времени. Однако это мнение считали правдоподобным многие выдающиеся умы. Сильфы Фация Кардана, миланского философа, саламандры, которых видел Бенвенуто Челлини, пан св. Антония и маленький красный человечек, или гном, Наполеона Бонапарта занимают свое место в истории.

Литература также проникнута концепцией природных духов. Озорной Пэк в шекспировском «Сне в летнюю ночь», стихийные духи в розенкрейцеровской поэме А. Поупа «Похищение Локона», таинственные создания в романе лорда Литтона «Занони», бессмертный Оловянный Колокол и знаменитые шляпы в горах Кэтскилл, встретившиеся Рип Ван Винклю, – все это фигуры, хорошо знакомые изучающим литературу. Фольклор и мифология всех народов полны легенд об этих таинственных маленьких существах, населяющих старые замки, сторожащих зарытые в землю сокровища, строящих свои дома под шляпками поганок. Феи являются предметом восхищения детей, и большинство детей неохотно расстается с верой в них. Не так уж давно в них верили и выдающиеся умы, и еще остается под вопросом, в какой степени такие люди, как Платон, Сократ и Ямвлих, были не правы, когда они открыто признавали их реальное существование.

Парацельс, описывая субстанции, из которых составлены тела стихийных духов, разделял плоть на два вида, первый из которых мы унаследовали от Адама. Это видимая, телесная плоть. Другая плоть, не Унаследованная от Адама, будучи более разжиженной, не столь убога, как первая. Тела стихийных духов состоят из этой транссубстанциальной плоти. Парацельс говорит, что разница между телами людей и телами природных духов такая же, как между материей и духом.

«Да – добавляет он, – стихийные духи – это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т. п. и, следовательно, не Могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов быстротой движения» (см. «Оккультную философию»). Позднее тот же автор называет эти создания сложными, поскольку субстанция, из которой они состоят, является смешением духа и материи. Он использует цвет для объяснения этой идеи. Сочетание красного и синего дает новый пурпурный цвет, новый цвет, не напоминающий ни тот, ни другой и все же составленный из них. Таков и случай с природными духами: они не напоминают ни духовных созданий, ни материальных существ, и все же они состоят из субстанции, которую мы можем назвать духовной материей или эфиром.

Парацельс далее добавляет, что в то время как человек составлен из многих материй (дух, душа, ум и тело), соединенных в одно, стихийные духи имеют в себе только один элемент, или принцип, именно эфир, из которого они состоят и в котором живут. Читатель должен помнить, что под эфиром подразумевается духовная сущность одного из четырех элементов. Есть столько эфиров, сколько элементов, и есть столько семейств природных духов, сколько есть эфиров. Эти семейства полностью изолированы в своем эфире и не вступают в сношения с обитателями других эфиров, но поскольку человек по своей природе имеет сознание, чувствительное ко всем четырем элементам, при определенных условиях он может вступать в сношения с ними.

Природные духи не могут быть разрушены грубыми элементами, такими как материальный огонь, земля, воздух или вода, потому что они функционируют на более высоком, чем земные субстанции, колебательном уровне. Будучи составлены только из одного элемента, или принципа (эфира, в котором они обитают), они не обладают бессмертным духом и по смерти распадаются снова на элементные составляющие, из которых они выделились. После смерти не сохраняется индивидуального сознания, поскольку нет более высокого вместилища для духа, которое бы сохраняло его. Поскольку тела их сделаны из одной субстанции, они не испытывают трения между частями своими и, следовательно, живут больший век. Состоящие из земного эфира живут меньше других, а состоящие из воздушного эфира живут дольше всех. Средняя продолжительность их жизни колеблется от трех сотен до тысячи лет. Парацельс утверждал, что они живут в условиях, подобных нашему земному окружению, и что некоторые из них подвержены болезням. Полагают, что эти создания не способны к духовному развитию, но большая часть из них имеет высокую мораль.

Относительно эфиров стихийных духов Парацельс пишет: «Они живут в четырех элементах: Нимфы – в элементе воды, Сильфы – воздуха, Пигмеи – земли и Саламандры – огня. Они также называются Ундинами, Сильвестрами, Гномами, Вулканами и т. п.

Каждый вид движется только в элементе, к которому он принадлежит и который для него значит то же, что воздух для нас или вода для рыб, и ни один из них не может жить в элементе, принадлежащем другому виду. Для каждого стихийного духа соответствующий ему элемент является прозрачным, невидимым и пригодным для дыхания, как и наша атмосфера». Читатель не должен путать природных духов с истинными волнами жизни, пронизывающими невидимые миры. В то время как стихийные элементы состоят только из одной эфирной сущности, ангелы, архангелы и прочие высшие трансцендентальные сущности являются сложными организмами, весьма похожими на человека, но только без его физического тела.

Философия духов природы имеет, как считают многие исследователи, восточное происхождение, вероятно, брахманистское, и Парацельс получил свое знание от восточных мудрецов, с которыми он вступал в контакты во время своих путешествий. Египтяне и греки получили свои сведения из того же источника. Теперь же следует рассмотреть каждый вид природных духов, согласно учению Парацельса, аббата де Виллара и других писателей, сочинения которых были для нас доступными.

 

Гномы

 

Элементы, обитающие в истощенном теле земли, называемом земным эфиром, группируются под общим названием гномов. (Название, очевидно, взялось от греческого слова «геномус», то есть «земной обитатель».)

Точно так же, как различные типы людей возникли посредством объективных физических элементов природы, различные типы гномов возникли посредством субъективного эфирного тела природы. Эти земные духи работают в элементах на уровне колебаний, столь близких к вибрациям материальной земли, что имеют колоссальную власть над скалами и растениями и даже над минеральными элементами в животном и человеческом царствах. Некоторые, подобно пигмеям, работают с камнями, геммами и металлами и, как многие считают, являются хранителями спрятанных сокровищ. Они живут в пещерах, в далеких краях, которые скандинавы называли землей нибелунгов. В восхитительном оперном цикле Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга» Альберих делается королем карликов и заставляет этих маленьких созданий собирать для себя сокровища, находящиеся под землей.

Кроме карликов, есть и другие гномы, которые называются лесными и древесными духами. К этой группе принадлежат сильвестры, сатиры и паны, дриады, гамадриады, дурдалисы, эльфы, смугляши и маленькие старички в лесу. Парацельс утверждал, что гномы строят себе дома из вещества, напоминающего алебастр, мрамор, цемент, но истинная природа его неизвестна и не имеет аналогов. Гномы собираются в коммуны и живут в той субстанции, с которой они работают. Например, гамадриады живут и умирают вместе с растениями или деревьями, частью которых они являются. Каждый куст и цветок имеет присущий его природе дух, который часто использует физическое тело растения в качестве обиталища. Древние философы, осознавая принцип разумности, проявляющий себя в каждом явлении природы, верили, что качество естественного отбора, демонстрируемое созданиями, не обладающими организованными умственными способностями, является результатом деятельности самих природных духов.

 

«Из книги Гьеллерупа «Песни Старшей Эдды»

ОБЫЧНЫЕ ГНОМЫ

Наиболее часто встречавшийся тип гнома – это домовой, или карлик, гротескная маленькая фигура от двенадцати до восемнадцати дюймов высотой, в зеленых или коричневых одеждах. Большинство из них очень стары, часто с длинными белыми бородами и весьма толсты. Их часто можно видеть под пнями, и иногда они исчезают, буквально растворяясь в дереве.

К. М. Гейл и в книге «Классические мифы» говорит: «Приятной особенностью старого язычества было то, что оно любило усматривать в любой работе природы действие божества. Воображение греков населило земли и воды божествами, поведением которых объяснялось действие естественных законов». Таким образом, от имени растений, с которыми они работали, элементы принимали или отвергали питательные элементы, наполняли их цветом, сохраняли и защищали семена и выполняли множество других полезных вещей. Каждый вид растений обслуживался соответствующим типом природных духов. Работавшие, например, с ядовитыми кустарниками имели безобразный вид. Говорят, что природный дух ядовитого болиголова сильно похож на маленький человеческий скелет, покрытый полупрозрачной кожей.

Дух живет в этом растении, и, если от куста отрезать ветку, дух окажется в этой ветке и умрет вместе с веткой, но, пока куст имеет хоть какие‑ то признаки жизни, в нем можно обнаружить присутствие стихийного духа‑ хранителя.

Огромные деревья также имеют своих природных духов, но гораздо больших, нежели элементы небольших растений. Труды карликов состоят в извлечении кристаллов из скал и разработке рудных жил. Когда гномы работают с животными или людьми, их работа ограничена тканями, свойственными их природе. Они работают с костями, которые принадлежат к минеральному царству, и древние верили, что реконструкция сломанных частей тела невозможна без сотрудничества со стихийными духами.

Гномы имеют различные размеры, большинство из них меньше человека, хотя некоторые способны изменять свой рост по желанию. Это было следствием чрезвычайной подвижности элементов, в которых обитают стихийные духи. О них аббат де Виллар писал так: «Земля от глубин до поверхности заполнена гномами, народом маленького размера, хранителями сокровищ, минералов и драгоценных камней. Они изобретательны, дружелюбны к людям и легко управляемы».

Не все авторитетные писатели согласны с утверждением о дружелюбии гномов. Многие считают, что гномы хитрые и злобные создания, неуправляемые и предательски настроенные. Все, однако, соглашаются в том, что, если вы завоюете их доверие, они будут верными и преданными. Философы и посвященные древнего мира были инструктированы по поводу этого таинственного малого народа и знали, как с ними обращаться и добиваться их сотрудничества в делах чрезвычайной важности. Маги всегда предупреждали, что никогда нельзя обманывать доверия стихийных духов, в противном случае невидимые создания, работая через субъективную природу человека, могут глубоко опечалить его и даже вызвать его смерть. Пока мистик служит другим, гномы будут помогать ему, но если он ищет их помощи только в своих интересах, для получения временной власти, они набросятся на него с неослабевающей яростью. То же самое случится, если он попытается обмануть их.

Земные духи встречаются в определенное время года на великой ассамблее, как это предположил Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь», где стихийные духи празднуют красоту и гармонию природы и предсказывают хороший урожай. Гномами правит король, которого они любят и почитают. Его зовут Гоб, и поэтому его подданные часто называются гоблинами. Средневековые мистики отдавали по одной стороне света каждому из четырех королевств природных духов, и поэтому земной характер гномов был приписан Северу, месту, рассматриваемому древними как источник мрака и смерти. Один из четырех главных человеческих темпераментов был также приписан гномам, и поскольку многие из них обитают во тьме пещер и глуши лесов, их темперамент носит следы меланхолии, мрачности и нелюдимости. Но это не значит, что сами они имеют такой темперамент. Скорее, речь идет о том, что гномы управляют элементами с подобной консистенцией.

Гномы женятся и имеют семью, а женщины их называются гномидами. Некоторые из них носят одежду, сотканную из элементов, в которых они живут. В других случаях их одежда растет вместе с ними, вроде шкуры животных. Гномы имеют ненасытный аппетит и большую часть времени проводят за едой, но едят они тщательно и со старанием. Гномы скаредны и любят прятать свои вещи в укромных местах. Есть великое множество свидетельств, что дети часто видят гномов, поскольку их контакт с материальной стороной природы еще не завершен, и они все еще погружены более или менее сознательно в невидимые миры.

Согласно Парацельсу, «человек живет во внешних элементах, а стихийные духи живут во внутренних элементах. Стихийные духи имеют одежду и дома, манеры и привычки, язык и общественные связи, и предводителя, аналогичного королеве у пчел и вожакам в стадах животных» («Оккультная философия»).

Парацельс иначе, чем греческие мистики, думал о внешних ограничениях, накладываемых на природных духов. Швейцарский философ полагал их состоящими из тонкого невидимого эфира. В соответствии с, этой гипотезой, они видимы только в определенное время и только тем, кто находится в созвучии с их эфирными колебаниями. Греческие же мыслители полагали, что многие природные духи имеют материальную конституцию и вполне способны функционировать в физическом мире. Часто наши переживания во сне столь живы, что позднее мы уверены, что на самом деле пережили физическое явление. Трудности в различении того, где кончается физическое и начинается эфирное, могут оправдать различие соответствующих точек зрения.

Но даже этого объяснения не достаточно для того, чтобы понять случай с сатиром, который, согласно св. Иерониму, во время правления Константина был пойман живьем и выставлен на обозрение народу. Он имел человеческое тело, рога и ноги козла. После своей смерти он был помещен в соль и преподнесен императору, чтобы тот мог удостоверить подлинность события. (Эта история вполне правдоподобна и с точки зрения современной науки может считаться уродством.)

 

Ундины

 

Гномы ограничены в своих функциях элементами земли, а ундины (имя, данное всему семейству стихийных духов, обитающих в воде) функционируют в невидимой духовной среде, называемой влажным (жидким) эфиром. Колебания этого эфира близки к колебаниям воды, и поэтому ундины способны контролировать в значительной степени поведение этой жидкости в природе. Красота является главным в определении водных духов. Всякий раз, обнаруживая их скульптурное или графическое изображение, мы видим, что они исполнены грации и красоты. Контроль над элементами воды, которая всегда была женским символом, приводит, естественно, к тому, что символом водных духов стала женщина.

Есть много групп ундин. Одни населяют водопады, где они видны в брызгах воды, другие обитают в речных водах, третьи обитают во влажных местах, болотах, в грязных топях, а четвертые – в кристально чистых горных озерах. Согласно философам античности, каждый фонтан имел свою нимфу, каждая океанская волна – свою океаниду. Водные духи были известны под такими именами, как ореады, нереиды, лимониады, наяды, русалки, морские девы, потамиды. Часто водные нимфы обязаны своим именем названиям ручьев, озер или морей, где они обитают.

 

Из книги Ликотена «Хроника странного и чудесного»

РУСАЛКА

Вероятно, наиболее знаменитыми среди ундин были мифологические русалки, знакомые всем народам Семи Морей. Вера в существование этих созданий, верхняя часть которых человеческая, а нижняя – рыбья, была инспирирована, по‑ видимому, пингвинами, а возможно, и тюленями. В средневековом описании русалок говорилось, что их волосы были зелеными, подобно водорослям, и что они носили венки из подводных растений и морских анемонов.

В описании этих созданий древние сходятся по поводу некоторых характерных особенностей ундин. В общем, почти все ундины напоминают людей по форме и размеру, хотя ундины, населяющие маленькие ручейки или водоемы, имеют несколько меньшие размеры. Полагали, что эти водяные духи способны принимать обличия людей, действительно превращаясь в мужчин и женщин. Существует много легенд об этих духах и об их жизни в семьях рыбаков, но почти всякий раз ундина, слыша зов вод, возвращается в царство Нептуна, морского царя.

Практически ничего не известно об ундинах мужского пола. Водные духи живут не в домах, как гномы, а в коралловых пещерах или же среди зарослей камыша на берегах рек или озер. У кельтов есть легенда о том, что Ирландия в давние времена была заселена странным народом полубожественного происхождения; с приходом современных кельтов они отступили в болота и водоемы, где и остаются до настоящего времени [5]. Маленькие ундины живут под листьями лилий и в маленьких домах из мха, спрыскиваемого водопадами. Ундины работают с жизненными веществами и жидкостями растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода. Когда ундины видны, они напоминают греческие статуи богинь. Они поднимаются из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне ее.


Поделиться:



Популярное:

  1. I ФИГУРА ЕЕ ОСОБЫЕ ПРАВИЛА И МОДУСЫ
  2. VI. ЧЕЛОВЕК – СОКРОВИЩНИЦА ДУХОВНОЙ СИЛЫ
  3. XIII. Духовные учебные заведения
  4. Бездействие или действие, наносящее вред материальным или духовно-нравственным ценностям и представляющее социальную опасность, – это
  5. Бессмертное Сознание и Хищническая Духовность.
  6. Благословенны всяким духовным благословением во Христе
  7. Бог-Отец Небесный-это вечная всеобъемлющая беспредельная Мудрость тысячелетий, включающая в себя духовную любовь, духовный разум, духовное даяние или силу; Начало все Начал.
  8. ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
  9. Глава 3. МИРЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ И УРОВНИ ДУХОВНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ
  10. ГЛАВА 30 Зависимость образной видимости от интеллекта. Соответствие между физическим и духовным интеллектами.
  11. Глава 4. САМАДХИ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  12. Гражданская правосубъектность: понятие, структура. Соотношение правосубъектности, правового статуса, правового положения, правового модуса.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь