Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ступени духовного развития человека и общества



Сразу следует сказать, что объем известной социально-психологической литературы по этим вопросам огромен, и мы не будем его рассматривать. С другой стороны, ступени развития религиозного сознания, например, в буддизме уже достаточно подробно излагались в первой главе. Здесь мы приведем только некоторые концепции, которые все больше привлекают современных исследователей. Много важных и нестандартных подходов к исследованию духовного развития человека выдвинул в начале XX века П. Д. Успенский. Основываясь на теории йоги, суфизма, древнегреческих и египетских мистериях, он считал, что психология — это прежде всего изучение принципов, законов и фактов возможной эволюции человека. Первый вопрос здесь — что означает эволюция человека, второй — существуют ли особые условия, необходимые для нее. П. Д. Успенский указывал [см. 151], что сознание имеет вполне отчетливые степени, или скорее — признаки, которые можно видеть и наблюдать в себе: 1) длительность времени владения человеком сознанием; 2) частота появления реальности осознавания себя человеком; 3) протяженность и глубина того, что человек сознавал. В целом человеку свойственны 4 основных состояния сознания, близкие к тем, что подразумевает теория йоги: сон, бодрствование, самосознание и объективное сознание. Самоизучение человека должно начинаться с 4-х функций: мышления, чувства, инстинктивных и двигательных функций; сексуальная функция, будучи обусловлена ими, должна изучаться позднее. Все эти этапы достаточно хорошо могут быть прослежены в ходе человеческой жизни соответственно его возрастным этапам и свойственным им особенностям.

Развитие социальных установок, моральных ценностей и интеллектуальных возможностей в течение периода человеческой жизни исследованы достаточно подробно, например, в работах выдающегося советского исследователя И. С. Кона. Особо интересным объектом здесь выступает переходный период от детства к зрелости. В развитии морального сознания личности при этом можно выделить, хотя и с некоторой долей условности, ряд этапов и закономерностей. Так, например, Л. Колберг [см. 76 ] выделяет 8 этапов, представляющих собой стадии морального развития личности:

 

· стадия 0: хорошо то, чего я хочу и что мне нравится;

· стадия 1: послушание из страха наказания;

· стадия 2: инструментальный релятивизм, гедонизм, обмен услугами;

· стадия 3: ориентация на мнение других, конформизм;

· стадия 4: ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка;

· стадия 5А: утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора;

· стадия 5Б: ориентация на высший закон и собственную совесть;

· стадия 6: ориентация на универсальный этический принцип.

 

Известны некоторые " дилеммы" типа: муж хочет купить в аптеке лекарство для умирающей жены, но аптекарь требует слишком много; его просят снизить цену, чтобы спасти человека, или дать лекарство в долг, но аптекарь, отказывается это сделать; тогда муж взламывает ночью аптеку и крадет лекарство; имеет ли он право это сделать?

Эти данные мы приводим по двум причинам. Первая состоит в том, чтобы показать, как аналогичные вопросы ставятся в древнеиндийских источниках, прежде всего в " Махабхарате". Вторая причина, которую также можно было бы поместить в резюме, направлена на то, чтобы продемонстрировать непротиворечивость восточных и западных пониманий моральных ценностей.

В начале " Бхагавад-Гиты" приводится рассказ о том, как царь пандавов Арджуна долгое время терзался сомнениями о целесообраз ности битвы с родственными им кауравами: ведь радость от даже блистательной победы будет неизбежно омрачена горем родных, оплакивающих погибших в сражении. Он обращается к богу Кришне, чтобы тот помог ему решить этот вопрос с позиций высших нравственных ценностей. Кришна советует ему сражаться, т. к. долг воина (т. е. дхарма кшатрия) — превыше всего, а один из доводов Кришны—ссылка на теорию перевоплощений (реинкарнации), которую на западе также называют " переселением душ". Мы не будем вдаваться здесь в разные тонкости ведической морали, столь же реальной и обоснованной, как мораль христианская.

Последователи буддийского учения Лотосовой сутры (" Саддхарма-пундарика-сутра" ) в Японии выделяют 10 уровней психического состояния человеческого сознания, которые соответствуют мирам-уровням в буддийской космологии: 1) ад; 2) преты (" голодные духи" ); 3) животные; 4) демоны; 5) люди; 6) боги ибрахмы; 7) шраваки; 8) архаты; 9) бодхи-саттвы; 10) будды. При этом считайся, что высшая цель познания, ведущая вверх по цепочке перерождений, состоит в овладении психофизическими способностями [78 ]. В разделах 2.1—2.2 мы уже говорили о принятой в теории йоги концепции состояний умственной субстанции (Читгы). Эти состояния реализуются в жизни, и поскольку они характеризуются гуиами (качествами раджас, тамас и саттва), то подчиняются всем правилам " вращения гун": если доминирует тамас (инертность, лень, вялость) — побеждены качества раджаса и саттвы; если ясность, чистота, свежесть и гибкость преобладают, то тамас и раджас-гуны побеждены и т. д. Эти воззрения описываются в " Бхагавад-Гите" [см. 22; 95].

Эти представления дополняются учением о Карме, без знания которою невозможно понять ни того, «то поведал бог Кришна отчаявшемуся Арджуне в " Бхагавад-Гите", ни того, что мы знаем о " переселении душ". Под Кармой — одной из самых важных философских категорий восточных систем — в широком плане понимается непрерывная цепь причин и следствий. Каждое действие во Вселенной — результат предшествующей причины и одновременно причина последующего действия. Применительно к каждому без исключения человеку под Кармой понимается совокупность его деятельности, формирующая в итоге его " кармическое", или " каузальное" тело, и отражающаяся в нем. Каждый час, секунду и мгновение человек творит свою карму. Все, что человек представляет собой в настоящем и каким он будет в будущем, все это — последствия его прошлых действий [152; 35; 126 и др.]. Эта концепция — один из основных аспектов сходства буддизма с индуизмом, мусульманст вом и христианством (хотя для последних характерна в целом более упрощенная схема).

Ткань человеческой судьбы, тонкоматериальная субстанция всех последующих состояний человека, вырабатывается им самим, и его будущее определяется законом справедливости, общим и универсальным во всей Вселенной. Карму создают три вида сил: мысли; страсти и желания; поступки [64 ]. Каждая мысль прибавляет новый элемент в создаваемой карме, и ни одна из мыслей не пропадает. Повторяющиеся мысли переходят в наклонности, волевые импульсы — в деятельность, всевозможные испытания дают мудрость, а страдания души претворяются в ее совесть. Человек ввиду действия кармического закона устремляется в своем новом воплощении в ту среду, которая соответствует его наклонностям, подходит для той ступени развития, которая им уже достигнута. Мысль одного человека передается другому, третьему и т. д., в результате чего завязываются нити, которые поведут людей к добру или злу, определят наших будущих родных, друзей и недругов. Все мысли, действуя на нас самих, создают в итоге наш нравственный и умственный характер, 'и это — непреложный закон. Желания — внутренние влечения человека к тем или иным предметам; они притягивают его именно в ту среду, где они могут быть удовлетворены. Желания людей действуют на окружающих, как и мысли. Существуют такие внутренние состояния, когда чаши весов, колеблющиеся между добром и злом, находятся в таком неустойчивом состоянии, что одно лишнее побуждение, одна лишняя вибрация из области психического мира (в том числе — от другого человека) изменят это шаткое равновесие, и человек может совершить преступление только потому, что он неустойчив в морально-нравственных убеждениях. Третий вид сил, создающих карму, связан с первыми двумя; это — наши поступки. Поступки, в свою очередь, влияют на возникновение новых мыслей и желаний. Физические привычки, однако, не переживают одного воплощения и уничтожаются со смертью физического тела. Если в прошлом мы были источниками страдания для других людей, в будущем мы испытаем не меньшие страдания и, наоборот, в новом и даже в настоящем воплощении кармический " лицевой счет" обязательно отплатит нам добром.

Помимо собственно кармической деятельности, обусловленной нашим прошлым и достигнутым уровнем духовности, выделяют также два других рода поступков — Акарму и Викарму. Действия, освобождающие от круговорота рождений и смертей, называются Акармой. Наоборот, злоупотребления собственной свободой, низкие дела, греховные поступки и преступления — это Викарма [24]. При таком подходе Карма — это деятельность, совершаемая в пределах той общественной группы или класса, к которым принадлежит человек; это — Дхарма, т. е. круг общественных обязанностей индивидуума. Совершенное выполнение Дхармы, поступки в соответствии с богооткровенными Писаниями, ведут к Акарме, как и практика йоги. Стремление к власти, жадность, корысть, нанесение ущерба живым существам усугубляют кармический груз; это — Викарма.

Ступени развития самого сознания людей тесно связаны с карми-ческим законом и могут быть охарактеризованы следующим образом [64 ]. Первый, низший уровень—физическое или животное сознание. Находясь на этом уровне, человек не испытывает потребности в самопознании и не способен к нему. В этом положении, к сожалению, находятся еще многие люди. Вторая стадия, к которой принадлежит большинство населения Земли, — ментальное сознание, или интеллектуальный уровень. На этой стадии человек способен познавать себя, Вселенную, однако за познание, как правило, платит определенную цену в виде душевных страданий. " Во многой мудрости много печали, " — этот афоризм, на наш взгляд, связан именно с таким уровнем духовного развития. Когда человек достигает границ интеллектуального сознания, он все чаще спрашивает себя о своем истинном происхождении, цели жизни, ищет высший смысл своего существования. Третий уровень или этап развития сознания человека — первый шаг к космическому сознанию; здесь он достигает осознания " Я", что выше просто стремления к самопознанию. Его " Я" знает о своей реальности, причастности к Абсолюту, неуничтожимости и бессмертии. " Я-есть" — вот девиз этой стадии. Четвертая стадия — высшая в шкале, приводимой Ю. М. Ивановым [64 ], — есть космическое сознание, при котором осознается единство всего живого, понимание единой жизни, наполняющей собой Вселенную. Любовь к людям и всему миру — главное свойство этой стадии. Аналогичные подразделения можно найти и в книгах Рамачараки: уровень физического ума, сменяющегося интеллектуальным, вытесняется на задний план растущим духовным умом, который, в свою очередь, ведет к космическому сознанию [67; 68].

Очень важно знать, что между первой и второй ступенями духовного роста существует как бы переходный период. Он возникает, когда человек уже критически смотрит на свой прежний уровень развития, но в силу объективных причин еще не достиг следующей ступени духовного прогресса. В такой переходный период человек испытывает множество сомнений и разочарований; он уже не может жить старыми представлениями, но отсутствие твердости и незакрепленность успеха могут принести ему тяготы и разочарования. Систематическая практика медитации и чтение духовных книг, а также физические упражнения Хатха-йоги позволят ему вскоре прийти к следующим, более высоким стадиям духовности. Если же занимающийся отдастся разочарованиям, прекратит стремиться к прогрессу, то этот переходный период и возврат якобы к старым посылкам может занять у него значительно большее время — годы и даже десятилетия.

В работе " Семь великих тайн Космоса" С. В. Стульгинскас — ученик Н. К. Рериха [146 ] — подробно освещает эволюцию космических ступеней жизни. Наша планета, как и многие другие, состоит из трех миров (см. выше) — Плотного (физического), Тонкого (мира эмоций, чувств и желаний) и Огненного (мира мыслей). Человек проходит свою человеческую эволюцию путем многочисленных перевоплощений в Плотном мире, только в промежутках пребывая также в Тонком и Огненном мирах, начиная от животного сознания в начале пути до божественного в его конце. Считается, что все жизни, которые теперь составляют человечество, проходили свою дочеловеческую жизнь, т. е. животную ступень, на другой планете — Луне. При следующем скачке люди перейдут на божественную ступень, животные — на человеческую, а растения — на животную и т. д. Венера опережает Землю на одну ступень (!? ); с нее на помощь людям пришли Ману, Будда и другие Великие Вожди духовной эволюции. С. В. Стульгинскас выделяет следующие ступени, или духовные касты:

 

1. дикари (не в этнографическом, а в моральном плане! );

2. заурядные, ограниченные люди (эти две ступени вместе составляют 9/10 всего человечества; они много раз перевоплощаются в той же касте);

3. культурные люди, стремящиеся к высоким целям, осознающие единство человечества, альтруисты; они перевоплощаются 2—3 раза с интервалами в несколько столетий—тысячелетий;

4. ученики Учителей Мудрости, сознательно творящие свое будущее; они добровольно отказываются от долгого блаженства в мире Огненном, чтобы ускорить эволюцию, и сознательно идут на новое перевоплощение (Махатмы);

5. Учителя, душа которых едина с Богом; они воплощаются только по своему желанию, для блага эволюции, причем сами выбирают условия новой жизни.

 

В учении Г. Гурджиева [45; 100 ] эволюция человека определяется как высвобождение из-под власти Луны и обратное восхождение в направлении Абсолюта, противоположном лучу творения. Эволюция человечества направлена против природы, и природа борется с ней, отчего эта эволюция столь сложна. В общем балансе космических сил эволюция отдельных людей не имеет, согласно Гюрджиеву, столь большого значения, и поодиночке освобождения вполне могут достичь отдельные личности. Важно в связи с этим заметить, что и Три Ауробин-до [42] отмечал тормозящую духовную эволюцию силу Свабхавы (т.е. принципа самостановления природы; присущего самому себе принципа бытия). Другой вывод Гхоша, согласующийся во внешних признаках с положениями Гюрджиева, — невозможность в ближайшее время планетарного перехода человечества к божественным уровням сознания [127 ]. К этим аспектам мы вернемся ниже.

С другой стороны, Адин Штайнзальц [165], напротив, говорит о том времени, когда адовые области и низшие миры опустеют, а большая часть населения Земли перейдет в область проявления и сольется с высшими мирами — созидания, творения и излучения (если рассматривать последние по восходящей). Так же оптимистично смотрел в будущее человечества и К. Э. Циолковский, предполагая, скорее всего чисто интуитивно, возникновение " лучистого человечества", т. е. переход человечества в тонкоматериальную форму существования в более высоких мирах [см. 161 ].

Один из основных разделов теории Шри Ауробиндо Гхоша — учение о сверхсознании. Шри Ауробиндо различает четыре основных уровня—состояния сознания [81; 82; 93 ]: обычный разум, просветленный разум, интуитивный разум и сверхразум. Обычный разум связан главным образом со стереотипами поведения; его основное свойство — беспрерывное блуждание от одного объекта к другому, третьему и т. д. Именно он приносит стрессы, неврозы и разного рода расстройства. Бели человек мысленно попробует подняться, то он сможет увидеть себя со стороны, а также понять сущность многих явлений, которые оставались ранее для него непостижимыми. Это состояние соответствует второй ступени. Такой уровень в основном свойствен научным работникам и людям искусства; он частично связан с приоткрыванием " третьего глаза" (т. е. функционированием Аджна-чакры), который обычно скрыт из-за беспрерывной работы формально-логического интеллекта.

Развитие интуитивного разума, почти целиком связанного с действием " третьего глаза" и других каналов интуитивного познания, позволяет выйти к получению отдельных информационных потоков или полей Космоса. Многие высшие философско-религиозные истины познаются на этом уровне, становится ясным и смысл священных Пи саний. Когда такой выход сознания в Космос и процесс единения с ним закрепляются, человек достигает ступени сверхсознания. На этой ступени для него нет таких тайн, которых он бы не смог познать; ему становится доступной полная духовная свобода, и человек наделяется гениальными способностями; он становится титаном мысли и духа, мощным духовным генератором для большой части человечества [93; 127 ]. К таким гениям человечества причисляют Раму, Кришну, Орфея, Гермеса Тримегиста, Пифагора, Будду, а также — Рамак-ришну и Вивекананду, Шри Ауробиндо и семью Реряхов.

Однако многие Махатмы Тибета, будучи неизвестными большим массам населения, совершают огромную титаническую работу на благо человечества в тонком мире Космоса [121; 135]. Духовная эволюция населения Земли — такая же реальность, как и эволюция растений и животных. Об этом писал еще Рабиндранат Тагор в книге " Творчество жизни (Садхана)" [148 ]. Примечательно, что и специальные исследования показали, что мышление и картина мира средневекового человека весьма существенно отличались от наших [39 ]. Поэтому есть все основания предполагать, что характер мышления большой части населения существенно изменится даже в ближайшие десятилетия, прежде всего — благодаря распространению сейчас эзотерических знаний. Однако процесс духовной трансформации человечества в целом, производимый в осознанном направлении, требует соответствующих усилий сотен тысяч и даже миллионов людей. Хотя этот процесс идет непрерывно, и " не пропадает начинанье", для истинных преобразований ноосферы необходимы прежде всего собственные усилия людей.

Так или иначе, автор считает, что процесс духовной эволюции человечества продолжается, и он непрерывен. Частные, незначительные количественные изменения уже давали в истории и будут в дальнейшем приводить к качественным массовым трансформациям общественного сознания; хотя, как показывает эволюция органического мира, нет общего прогресса без каких-либо моментов частного регресса, и переход к более высоким уровням в целом неизбежен. Современная нам эпоха характеризуется своими особенностями духовного плана бытия, объективными и субъективными. Известны указания Б. И. и Н. К. Рерих [см. 116—121 ] о том, что в Космосе сейчас происходят небезопасные для человечества изменения, которые могут и будут приводить к появлению новых, ранее неизвестных заболеваний. Эти изменения сопровождаются выходом человечества на общепланетарный уровень преобразования среды, прежде всего в экологическом плане. Глобального уровня достигло не только экологическое загрязнение, но и духовное: изменяются свойства тонких полей вокруг око лоземной орбиты (их конфигурация и цветовой спектр). Эти психогенные факторы дополняют и усиливают изменения качеств космической природы — информационно-энергетических полей и потоков, идущих к нам и через нас из Беспредельности, " ветров" элементарных частиц и т. д. Все эти факторы, влияя на сознание и физическое самочувствие людей на Земле, обусловливают разного рода процессы трансформации их духовных свойств. И действительно, эффекты здесь могут быть самыми неожиданными. Древние предсказания и предвидения некоторых современных экстрасенсов [напр., 143 ] пророчат нам экологические катастрофы, разного рода катаклизмы и реализацию эсхатологических пророчеств Библии, причем современная наука пока не может доказать их несостоятельность. Однако параллельно с развитием некоторых процессов, которые для общества в целом можно оценить как патологические, существует множество других факторов. Прежде всего, это — способность человека к познанию, позволяющая в итоге выйти на качественно иные уровни приспособления к свойствам среды, несравнимые с животными или растительными организмами. Развитие ноосферы всегда сопровождается эволюцией регуляторных механизмов разных по уровню систем, которые они контролируют, и механизму своего действия [102 ]. Поэтому важное значение здесь имеет психическая регуляция поведения, поступков и мыслей людей. Человек с развитым духовным сознанием не сможет загрязнять среду, отдавать приказ о сливе заводских отходов в реку или озеро; будучи верующим, он не станет присваивать себе государственные миллионы и строить дачи, оцениваемые в сотни тысяч рублей. Развитие системы регуляции общественных отношений сделает невозможным проявление таких уродливых явлений, разрушит системы тоталитарного бюрократизма и вседозволенности. Важная роль здесь принадлежала и принадлежит философско-религиозным движениям. Мир сейчас переживает бурную эпоху переоценки различных религиозных ценностей. В целом процесс смены одной религиозной системы другими объективен и закономерен. Так, древнегреческий пантеон богов Олимпа был вытеснен христианством. Теперь и христианское сознание начинает во многих странах ощущать давление, " конкуренцию" со стороны других течений, прежде всего — восточных (дзэн-буддизм, общество сознания Кришны и др.) Наконец, в самих христианских странах распространение трансцендентальной медитации, курсов аутотренинга берет на себя ряд функций, которые ранее принадлежали исключительно церкви. А. В. Мартынов [93 ] пишет о том, что эра Христа сменяется эрой космического сознания. М. Нострадамус [108 ] прямо указывал, что последняя христианская литургия состоится в

2125 г.; однако дух учения Христа воскреснет в новых временах и примет иные обрядовые формы. Е. П. Блаватская [18: с. 159 ] писала: " Как дерево, ветви которого, разрастаясь под переменчивым ветром во все стороны, принимая самые неправильные, безобразные, изогнутые формы, все же выросло из одного родного ствола; так же и в вопросе разных религий: все они пустили корни из одного семени — Истины. И это понятно: Истина одна.". На единство высших религиозных истин и внутреннюю непротиворечивость всех религиозных учений (буддизма, мусульманства, христианства и др.) указывали выдающиеся деятели Индии — Рамакришна (1836—1886 гг.) и один из его учеников — Свами Вивекананда (1863—1902 гг.). В плане морально-нравственных ценностей сейчас создаются реальные условия для становления и закрепления общемировой глобальной этики, об идее которой писал еще академик В. И. Вернадский [25]. Мир переходит в новую фазу — транскультурного человечества, и это — только начальные ступени предстоящего в будущем великого объединения народов, о котором писали Е. И. и Н. К. Рерих.


 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ОСНОВЫ

МЕДИТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ


Поделиться:



Популярное:

  1. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  2. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  3. III Исследование функционального развития чувствительности
  4. IV. Изменение типа акционерного общества
  5. IX. Естествознание и перспективы развития цивилизации
  6. V. Отцовство у человека — социальное изобретение
  7. V. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  8. А. В. Петровский разработал следующую схему развития групп. Он утверждает, что существует пять уровней развития групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.
  9. Августин Блаженный о сущности мира и человека
  10. Акселерация и ретардация развития
  11. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  12. Актуальные проблемы обращений в Европейский Суд по правам человека


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь