Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Contemporary –вид современной хореографии



«Сontemporary dance» в переводе с английского обозначает «современный танец». Это движение зародилось в конце 19 века. Оно призывало освобождаться от общепринятых стандартов. Направление создавалось для слияния жизни и танца. Людей объединяло одно мировоззрение, основанное на идее Ницше. Свобода танцора должна была раскрыть его и дать свободу творческому духу.

Одной из основоположниц contemporary dance является Айседора Дункан. Она отрицала школу классического балета и отдавала предпочтение свободному танцу. Её целью было связать музыку и танцевальные движения в одно целое. В своих выступлениях танцовщица использовала классическую музыку и с помощью танца «рисовала», оживляла её. На сцену Дункан выходила в свободной одежде и босиком. Для того времени это было необычным и удивительным. Зрители очень эмоционально реагировали на такие выступления. Она имела богатую фантазию и не постоянно шокировала публику своими танцами в полуобнаженном виде. Её школа не нашла последователей, но не смотря на это, она внесла огромный вклад в разрушение стереотипов.

Contemporary – это танец, который сейчас относится к современным направлениям. Основы взяты из классического танца, джаз-модерна, йоги, пилатеса. От этого он такой разнообразный. В нем не существует границ для передачи своего внутреннего состояния. Отсутствие каких-либо запретов рождает самые разнообразные творческие решения. Рамки устанавливаются только в вопросах восприятия зрелища зрителем. Контемп – танец для души. Академическая культура прячет человеческое, а свободные современные танцы выводят его вперед. В нем нет никаких идеалов красоты и эталонов, все хаотично, неожиданно и искренне. На занятиях большое значение уделяют работе с пространством, дыханию, эмоциям, качеству движений, правильному выстраиванию своего тела.

У направления современной хореографии, о котором пойдет речь, есть два названия, сложившихся, исторически: contemporary (термин, предложенный для обозначения европейского современного танца) и постмодерн (термин, предложенный И. Райнер для обозначения американского направления). Хореографический язык contemporary dance основывается одновременно и на западном (классический танец, джаз-модерн), и на восточном (цигун, тай цзи цюань, йога) искусствах движения. Истоки возникновения этих двух подходов различны. Западное искусство движения возникло как искусство танца, а восточное - как искусство самообороны или духовных практик. Объединяет их то, что они используют принцип сенсорного и кинетического сознавания себя. А. Архангельский так пишет о contemporary dance: «Современный танец - это плавильный котел, в котором собраны все пластические приемы, которые накопило человечество (элементы разных видов танца - классического, народного, эстрадного, а также пантомимы, йоги, тай-чи), плюс видео, театр, музыка.

Contemporary - интеллектуальный танец. Это направление требует понимания и осознания того, как тело устроено, как оно движется, как поддержать и направить возникнувший импульс. Анализ тезисов, в которых описывается структурная и техническая сторона уроков современных преподавателей contemporary dance [6], дает возможность выделить следующие основные техники и методики, используемые в этом направлении танца: техника Фельденкрайса, Александера (Alexander Technique), С.Кляйн (Klein Technique), Лабана, техники йоги, Тай Цзи Цуань, релиза (release technique), Skinner Releasing Technique, Bodymind Centering, техники импровизации, контактной импровизации. Отличительной их чертой, как и целого направления, является направленность на процесс сенсорного и кинетического сознавания. Другими словами, эти техники помогают создать в теле центр внимания. Можно сказать, что contemporary dance, среди прочего, фокусируется на формировании навыков сенсорного, кинетического осознавания, что дает возможность использовать естественные ресурсы тела в танце (сбалансированное использование мышц вокруг суставов, налаживание связей между центром тела и конечностями, дыхание, оправданное напряжение, перераспределение веса тела и т.д.).

Осознанность как основа личностной трансформации в contemporary dance

Итак, мы выделили одну из отличительных черт contemporary dance: направленность на процесс сенсорного и кинетического осознавания, на формирование центра внимания в теле. В данной статье мы как раз и остановимся на аспекте осознавания танцором себя, своего тела, своего движения в contemporary dance и на его психологическом значении для танцора.

Формирование осознанности – эта одна из важных черт рассматриваемого направления, составляющая его психологический аспект. А также - несущая потенциал для личностной трансформации танцоров.

Быть осознанными в своих действиях, поступках, уметь контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние, быть внимательным к себе и к тому, что происходит «здесь и сейчас» - это одни из тех навыков, которые необходимы личности для гармонического, творческого существования. Быть осознанным, эффективным и гармоничным в танце - значит понимать, как устроено тело, как можно эффективно использовать его в движении, понимая основные принципы последнего, осознавать важность дыхания в движении и, естественно, применять все это на практике. С другой стороны, это умение осознавать пространство движения - то, как оно структурировано «здесь и сейчас», отслеживать истории, развиваемые в нем другими людьми, свое отношение к ним и т.д.

Осознание телесных ощущений и процесса движения в каждый момент обеспечивает пространство, где может произойти трансформация. Последнее становится возможным, т.к. в процессе осознавания мы учимся слышать себя, чувствовать, что с нами происходит в тот или иной момент. Благодаря чувствительности к телу мы настраиваемся на более тонкие вещи, на более глубокие пласты, на телесную мудрость.

Общими приемами всего разнообразия методик по саморегуляции являются следующие: 1 - состояние мышечного расслабления, 2 -управление ритмом дыхания, 3 - выработка и активизация представлений и чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.), 4 - развитие способности к концентрации и децентрации внимания и др..

Состояние мышечного расслабления

Навык регуляции напряжения-расслабления необходимых групп мышц в том или ином движении является одним из базовых моментов contemporary dance. Поэтому, рассматриваемый прием трансформируется из обучения просто мышечному расслаблению, в обучение сознательного использования мышечного расслабления и напряжения. Обретению этого навыка способствует как минимум два момента:

А. осознание различий в функциях, которые призваны выполнять позвоночник и мышцы (противостояние силе тяготения - функция скелета, совершение движений - функция мышц.

Б. сознательное регулирование напряжения-расслабления соответственных групп мышц в движении.

Прыжки Осознанное расслабление - важная составляющая всевозможных прыжков. Так как прыжок совершается за счет работы мышц ног, то для эффективности движения важно оставлять мышцы верхней части тела расслабленными (как правило, у новичков при разучивании прыжков напряжение распространяется на все тело). Достичь такого распределения напряжения-расслабления можно, например, следующим образом. Мы учимся осознанно расслаблять ту или иную часть тела в состоянии покоя, запоминаем ощущения возникающие при этом, и потом применяем это умение в динамике.

Управление ритмом дыхания

Дыхание играет важную роль в движении и управлении им. Поэтому внимание, уделяемое регулированию дыхания, также является важным аспектом формирования осознанности.

Упражнения, связанные с интенсивной физической работой (подкачка разных групп мышц), стрейчинговые комплексы упражнений. Как правило, выполнение таких упражнений сопровождается сбиванием ритма дыхания (дыхание задерживается, становится неглубоким, перестает осознаваться). В процессе выполнения таких упражнений необходимо дать возможность реально ощутить как налаживание спокойного ритма дыхания, в котором сохраняются ритмичные его фазы, способствует эффективной работе и как с помощью глубокого дыхания можно сознательно расслаблять напряженные участки тела. Такая практика помогает удерживать осознанность и центр внимания в теле, помогая эффективно выполнять указанные упражнения.

Быстрые, ритмичные или наоборот медленные движения, движения, связанные с зависанием, (при прыжках, при поддержках на руках) также нуждаются в правильном дыхании и способствуют формированию навыков управления ритмом дыхания.

Внимание, уделяемое дыханию, приводит к тому, что в процессе занятий приходит осознание важности его регулирования. Приходит понимание, что задержка дыхания и напряжение неразрывно связаны, так что, отпуская дыхание, углубляя его, мы помогаем своему телу стать мягче, свободнее, расслабленнее. В психологическом аспекте осознание, идентификация и регуляция своих дыхательных паттернов способствует соответственным осознанию, идентификации и регуляции эмоциональных состояний, что способствует эффективной жизнедеятельности и поддержанию физического и психического здоровья.

Основываясь на вышесказанном, можем сделать вывод, что занятия contemporary dance учат быть осознаннее, удерживать центр внимания в теле, быть чувствительнее к себе, саморегуляции. Исходя из предположения о том, что телесные ощущения являются индикатором эмоциональных состояний можем сделать вывод, что занятия по contemporary dance способствуют приобретению навыков как телесной, так и эмоциональной саморегуляции. Но здесь необходимо сделать следующую оговорку: сами по себе занятия только способствуют приобретению навыков саморегуляции, но не являются достаточными для этого, т.к. последнее требует целенаправленной и телесной, и психологической практики. Другими словами, это направление современной хореографии, среди прочего, может быть полезным в психологическом смысле, как практика телесного, эмоционального осознавания и как практика, помогающая приобрести навыки психической саморегуляции.


Поделиться:



Популярное:

  1. Types of Business Correspondence in the Contemporary Office
  2. Банизацию и рационализм современной жизни, кажутся довольно убедительны-
  3. Вопрос 3. Речевая деятельность как основа современной риторики.
  4. Вопрос 35. Специфика и функции современной профессиональной этики в медицине.
  5. ВОПРОС 38. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
  6. Глава 1. Отчет о финансовых результатах, его целевая направленность в современной экономике
  7. ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ДИАГНОСТИКЕ ВООБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  8. Глава II. Формирование современной этнической структуры населения Республики Сербия.
  9. Глава II. Формирование современной этнической структуры населения республики Сербия.
  10. Государственный и муниципальный долг: понятие, виды и формы. Долговая политика современной России.
  11. Демографическая ситуация в современной России, приоритеты миграционной политики России на современном этапе


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1454; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь