Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ДИАГНОСТИКЕ ВООБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-5

ГЛАВА I. Подходы к исследованию и диагностике воображения в современной психологии..............................................................................................................6 -24

1.1.Определение понятия воображения.....…………………………....................6 -7

1.2. Виды воображения…………………………………………………………...8-11

1.3. Методы и методики исследования педагогической и возрастной психологии……………………………………………………………………….12-17

1.4. Методы изучения воображения…………………………………………..18-24

 

ГЛАВА II. Применение метода диагностики воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..25-32

2.1. Диагностика воображения с помощью теста Е. Торренса "Закончи

рисунок"..............................................…………….……………………………......20

2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация.................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................................................33

ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностьтемы определяется особой важностью воображения в развитии индивидуальности и личности ребенка в развитии общества в государстве, в развитии каждого государства и мирового сообщества в целом.

Воображение как высшая форма психической деятельности; диагностика как процесс, как способ наблюдения развития, происходящего в данной системе у детей младшего школьного возраста. Вот основные понятия нашей работы.

Содержание данной темы. Воображение это высшая психическая деятельность организма человека. Каждое психическое явление имеет свои, наиболее благоприятные, периоды развития и проявления. Впервые воображение начинает проявляться в раннем детском возрасте, а именно в дошкольный период 3- 5 лет (период высокой сензитивности). Это период когда дети неосознанно «пользуются» накопленным материалом, объём которого сформировался к этому времени у каждого из них неосознанно, стихийно, под воздействием окружающей среды, зоны ближайшего развития; слуха, вербального и невербального общения, личных чувственных восприятий, эмоциональных и визуальных впечатлений, интеллектуальных и логических выводов. В данном случае, возрастной аспект, в большинстве случаев, обусловливает несостоятельность осознанной позиции воображения.

Выготский Л.С. определил, что воображение является центральным психологическим новообразованием у детей дошкольного возраста. Со слов учёного - «Всякая высшая психическая деятельность была когда-то внешней потому, что она была социальной функцией отношения двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека».

В период же младшего школьного возраста у детей ведущей становится учебная деятельность; но продолжает формироваться внешний и внутренний план действий, актуальный уровень развития ребенка; активизируются функции процесса воображения. Этот период — период, когда ярко проявляется воображение — считается наиболее сензитивным для развития воображения у детей младшего школьного возраста.

Воображение —способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображениемэто психический познавательный процесс создания новых образов (представлений), предметов и явлений на основе переработки и мыслительной реконструкции имеющегося опыта, представлений; процесс преобразующего отражения действительности, основой которого являются знания и впечатления. Воображение различается по видам в зависимости от причин и особенностей возникновения, изменения и преобразования; от степени активности и волевых усилий самого человека.

Исследования психологов показывают, что воображение, как адекватно-образное мышление, положительно влияет на психику ребенка, его интеллектуальную деятельность, общее развитие и характер.



О.М. Дьяченко говорит: "Воображение — это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний".

Л.С. Выготский в своих работах пишет: "Самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений".

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что значение изучения

воображения у детей младшего школьного возраста и его диагностирование актуальны, чем и обусловлен выбор исследования. Выбор данной темы определен также фактами исследования проблем воображения нашими и зарубежными учеными.

Объектисследования: воображение детей младшего школьного возраста.

Предметисследования: диагностика воображения у детей младшего школьного возраста.

Цельисследования: изучение воображения детей младшего школьного возраста.

Задачиисследования:

- обзор и изучение научной литературы и других источников по данной теме;

- экспериментальное исследование воображения у детей младшего школьного возраста;

- анализ итогов работы и их интерпретация.

Методы использованные нами:

- изучение и анализ научной и методической литературы по психологии и педагогике по теме «Воображения детей младшего школьного возраста»;

- исследование; диагностика;

-тестирование;

- анализ и интерпретация результатов исследования.

База исследования.Школа №13 п. Светлый, Новоалександровский район Ставропольский край, учащиеся 2-го класса в количестве 9-ти чел.;

 

ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ДИАГНОСТИКЕ ВООБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Виды воображения

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены. Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Или физкультурнику еще не было показано новое гимнастическое упражнение, он еще никогда не видел данной гимнастической комбинации вольных упражнений, однако более или менее полное описание этой комбинации позволит ему представить себе это упражнение с достаточной полнотой и правильностью. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире. Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности. Громадный источник для воссоздающего воображения представляют произведения художественной литературы, позволяющие нам создавать живые конкретные образы многих важных явлений жизни, с которыми мы не имели возможности познакомиться непосредственно. Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.
Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля. Научную деятельность также нельзя представить себе как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, оно немыслимо без творческого воображения. Правда, эти гипотезы превращаются в положительные знания и становятся достоянием науки лишь после проверки практикой, но они должны быть, иначе наука не будет двигаться вперед. Физики сначала построили ряд гипотез о строении атома, прежде чем смогли в действительности открыть важнейшие законы этого строения. Творческое воображение имеет большое значение и в деятельности конструктора. Создание новой машины всегда является творческим процессом, в котором обязательно участвует воображение. Например, при создании танка конструкторы в своем воображении не случайно, механически соединили в новом образе (наряду со многими другими) принципы гусеничного и колесного движений, представление о которых было почерпнуто ими из наблюдения движений в действительном мире, а творчески, в результате длительной работы и сознательных поисков, руководствуясь при этом идеей танка и знанием законов движения.

Методы изучения воображения

 

Как известно, одним из важнейших направлений в развитии каждой науки является наличие видов и способов получения достоверной информации.

В первую очередь отметим, что в методах исследования акцент делается на фиксировании или разностороннем рассмотрении какого-либо феномена.

В методах диагностики мы имеем направленность на измерение, то есть численное представление интересующей нас характеристики (например, показателя гибкости воображения и т.п.).

Термин "диагностика" произошел от греческих корней dia — между, врозь, около, после, через и gnosis — знание, то есть, диагностика представляет собой распознавание, обнаружение, осознавание, предположение.

В 1734 году Христиан Вольф вводит понятие психометрия (с греч. — «психометрика» — душа и мера), впервые указав на возможность измерения в психологии. Психометрия — область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений.

Первыми стали измерения времени реакции. По факту развития психологических исследований, к измерению "временнЫх характеристик психических процессов...начинают относить все, что связано с количественным определением психических явлений" [27, с. 217— 233].

В психолого-педагогических исследованиях, для систематического сбора и научной обработки информации, применяют психологическую диагностику. Термин «психодиагностика» впервые предложил Г. Роршах в 1921 году.

А. Г. Шмелёв в своей работе пишет: "Согласно современному общенаучному представлению, под термином "диагностика" подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. ...Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий» [28, с. 9 — 10]. То есть результаты диагностики определенного объекта, процесса, явления фиксируются и закрепляются для прогнозирования по его статическим показателям.

По убеждению В.И. Загвязинского "...диагностика есть определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов на основе принятых критериев и показателей с помощью известных (в том числе

стандартизированных) методик, а также на основе конструирования и разработки новых".

От исследователя, выбранной им цели/ целей, темы и условий исследования зависит выбор методологии, методов, методик диагностики. Понятия метод и методика в психологии взаимообусловлены, но не равнозначны: метод включает в себя совокупность методик; методика включает в себя многообразие методов.

Семантический смысл понятия "метод" говорит нам о том, что это может быть «...понятие, регулирующее постановку и осуществление задачи, всякое представление, инструмент эмпирического, теоретического изучения объекта; метод — регулятор сбора данных, построения вывода" [9].

С.Л. Рубинштейн пишет: "Метод — способ, посредством которого познается предмет науки". Это путь познания мира через ошибки, опыт.

По мнению Н.И. Шевандрина, "...метод — это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели".

"Метод — это свернутое знание, позволяющее достичь нужного результата"[15].

С точки зрения И.В. Андреевой и О.Б. Бетиной, "метод — это способ получения фактов; это определенный набор операций или процедур, при помощи которых можно получить определенные факты, и эти операции могут с одинаковой достоверностью многократно повторять обученные методике люди" [ 3, с. 15].

Психодиагностика имеет в своем распоряжении большое количество разнообразных методов

Поскольку в природе всё взаимосвязано, все методы взаимопересекаются и дополняют друг друга. Как известно, метод определяет: структуру исследования; способ познавания изучаемого объекта; методику как способ исследования и сбора информации о данном изучаемом объекте. Методики, в основном, подбираются в соответствии с используемым методом.

Методику определяют: как конкретный способ фиксации эмпирических данных; как один из уровней изучения; как операцию обобщения, способ сбора

информации; как процедуры, техники сбора данных, используемых в разных исследованиях.

Всему своё время. Только с начала 19 века начинает расти интерес к проблеме воображения. В это время появляются первые попытки исследовать функции воображения экспериментально ( В. Вундт, Т. Рибо, Ф. Матвеева и другие). Изучение области вопроса воображения расширяется; появляются и разрабатываются новые методы и методики теоретического и практического изучения процесса воображения.

В настоящее время, согласно результатам исследования, существует несколько видов методов исследования и диагностики детского воображения:

- метод "поперечных срезов" (работают с группами детей примерно одного возраста и обучающихся по одной учебной программе; используют конкретную методику; изучается определенный аспект развития, в данном случае — воображение);

- сравнительный метод (работают с разновозрастными группами детей либо с детьми одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам; используют конкретную методику, определенный аспект развития; данные сравнивают между собой; делают выводы о том, какие тенденции выбранного аспекта развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены);

- лонгитюдный метод ("продольное" исследование): прослеживается развитие какого-либо психического аспекта одного и того же ребёнка в течении длительного времени;

- эксперимент (констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный): каждое направление эксперимента предполагает свой набор более конкретных методов;

- анализ продуктов деятельности;

- экспериментально — генетический метод.

Выбор методики и метода зависит от:

- задачи, поставленной психологом;

- возраста ребёнка, детей (разные методики рассчитаны на разный возраст);

- условий проведения эксперимента.

Методики и методы могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты, в свою очередь, могут быть вербальными (словесными), и невербальными - изобразительными (фигурные, рисуночные), звуковые, двигательные. Некоторые тесты включаютнесколько заданий (так называемые батареи тестов) по 7 - 10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить каждое тестирование в виде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних результатов.

Дадим краткую характеристику некоторым методам и тестам.

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

Методика «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 баллставится ребенку в том случае, если за отведенное выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балларебенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, ку­бик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 балловребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется неболь­шое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 балловребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 балловребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 балловпо этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, деталь­но проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Методика «Рисунок»


В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.
Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

 

Вывод.

Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализа проделанной работы можно утверждать, что воображение проявляется в сознании каждого ребёнка способностью творить своим внутренним мысленным "взором" явления, объекты, процессы, проекты, которые не представлены наглядно; они "строятся", создаются в голове, приобретая, тем самым, новый статус [26, с. 22— 23]; что "человек рождается в мире, но человек творит миры".

На сознание и подсознание ребёнка воздействуют окружающие его природа, стихии, предметы, символы, вызывая в нём определённые ассоциации, воспоминания, мысли; пробуждают сознание и побуждают к каким-либо действиям. Предметы и символы, "взаимодействуя" с сознанием и подсознанием ребёнка, образуют вокруг себя так называемое психическое поле, влияющие на мотивы и поступки ребёнка.

Дети младшего школьного возраста усваивают образцы поведения, построения отношений, виды деятельности; имеют определенную свободу действий в применении знаний для наработки собственного жизненного опыта. Воображение познающее и созидающее перерабатывает информацию, впечатления; создаёт способы передачи усвоенного. В этот период появляются целостные видение и планирование, когда дети, до начала каких-либо действий, могут и умеют: построить план действий; последовательно реализовывать этот план, корректируя его по ходу выполнения.

С точки зрения Выготского и, вероятно, многих других ученых, "...игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка" .

В начале ХХ века обычное для людей механистическое восприятие мира было "кардинально трансформировано": физик Макс Планк предлагает

термин "квант" для описания базового элемента излучения света. Появляются квантовая физика, квантовая теория света, запутанность квантовых состояний и закономерный вывод: всё есть энергия.

Const только перемены. Мозг содержит так называемые «зеркальные нейроны», которые помогают нам повторять образцы поведения, эмоции, наблюдаемые нами во внешнем мире, в нашем окружении. Как уже известно, мы видим не глазами, а сознанием: наши "...органы чувств просто (!) передают внешние данные, а мозг воспринимает эти данные и обрабатывает...".

Воображение входит в когнитивную сферу психики и является одним из видов психологической деятельности людей. Имея собственный статус, воображение детей взаимосвязано с восприятием, впечатлением, вниманием, мышлением, памятью, представлением, речью, фантазиями, вИдением, креативностью, интуицией, волей, интеллектом, намерением, творчеством, а также с ретикулярной формацией (с лат. ретикул — совокупность клеток, клеточных скоплений и нервных волокон, расположенных на всем протяжении ствола мозга (продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг) и в центральных отделах спинного мозга), сознанием, осознанием, идеями, духовно — нравственными потребностями, бессознательным, мечтами, желаниями и мотивами, планами и целями, поступками, действиями, играми, трудом, отдыхом и многим другим и, в конце концов, с жизнью во всех её проявлениях, со Вселенной.

Наука не стоит на месте и её новым открытием становится нейропластика и новый факт: процесс нейрогенеза (процесс клеточного деления, создающий новые мозговые клетки) продолжается всю нашу жизнь! А это значит, что наш мозг всегда, в любом возрасте способен создавать новые нейронные связи [4, с. 67— 70].

Сила воображения заключается в способности сознания создавать очень яркие картины на основе образов, которые оно может трансформировать. Естественно, это предполагает наличие, воспитание у индивида (в широком смысле этого слова) адекватной самокритичности, ответственности, нравственности, целенаправленности, позитивности, креативности мышления, эмоциональной сбалансированности и так далее.

Как психическое явление, процесс, воображение может быть обусловлено

принадлежностью ребёнка к конкретным общностям социума. А.В. Брушлинский и В.А. Поликарпов ( в труде "Мышление и общение") заметили: "Психическое - это процесс, живой, непрерывный, динамичный, формирующийся и развивающийся, порождающий свои продукты и результаты (образы, понятия и так далее) в ходе постоянно меняющегося взаимодействия (деятельности, общения и так далее) индивидов с внешним миром". Психолог А.Л. Свенцицкий отметил, что "…личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей среды, но и субъектом деятельности". Непроявленное воображение беременной женщины - адекватное либо неадекватное - влияет на ребёнка, что, в свою очередь, влияет на его (ребёнка) воображение и его (воображения) последующую реализацию; на способы реализации.

Невозможно не отметить у детей взаимосвязи воображения с эмоциями (в психологии - закон общего эмоционального знака и закон эмоциональной реальности воображения), которые непосредственно влияют на состояние детей, их настроение, чувства, мысли, впечатления, переживания, создаваемые ими образы, на их внутренний мир, а в итоге - на внешний мир, на их реальность. Осознанно или бессознательно, эмоциональное воображение направляется на проживание полученных ранее психологических травм. К счастью, эмоциями, как и воображением, можно и нужно уметь управлять. Как заметил Мишель де Монтень: "Мозг "хорошо устроенный" стоит больше, чем мозг "хорошо наполненный".

В научных выводах отмечено, что актуальность проблемы воображения определяется задачами развития творческого потенциала общества и разработкой конкретных методик развития игры и продуктивной деятельности ребенка. Это стратегическое государственное планирование, при котором должно учитываться конкретное личностное самовыражение каждого человека. Как известно, большинство существующих в мире "...систем обучения и рекомендаций для самообучения ориентированы на интенсивное развитие абстрактно - логических форм познания действительности, а необходимость

постоянной тренировки образного отражения явлений и предметов внешнего мира, а также связей между ними, в этих системах недооценивается" [6, с. 159 - 160]. Как отметил Я.Э. Голосовкер, "...всякое подавление воображения имеет своим результатом снижение культуры, упадок культуры". В.П. Зимченко, поддерживающий концепцию "бесконечного развития человека", напоминает нам, что "...угасание ...воображения молодого поколения грозит нарастанием негативно-депрессивного мироощущения в обществе».

"Мы взяли слово, предложение, логическую последовательность и числа за основу нашей цивилизации, тем самым крайне ограничив свой мозг в способах выражения ..., при этом считая самые традиционные из них единственно верными", - отмечают Тони и Барри Бьюзен в своей книге "Супермышление".

На одной из страниц Библии написано: "Без внутреннего видения (воображения) Мой народ погибнет".

У.Р. Эшби утверждал: "Когда мы сможем сформулировать проблему с полной чёткостью, мы будем недалеки от ее решения".

В свое время Луначарский написал: "Роль [воображения] в будущем будет отнюдь не меньше, чем ныне. Очень вероятно, что она примет характер своеобразный, сочетающий научные элементы эксперимента с самыми головокружительными полётами интеллектуальной и образной фантазии".

Изучая печатные и электронные источники по вопросу воображения, мы

пришли к выводу, что каждый ребёнок обладает талантом, способностью создавать и воспроизводить возникающие у него образы; что каждый учёный, исследователь воображения (вообще и детского - в частности) прав по-своему, изучая воображение со своей точки зрения, рассматривая его через призму своего мировоззрения в контексте эволюции человечества; что человек, развивающий "...в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы" [7, с. 71].

За последние века человечество пользуется даром воображения чаще

всего неосознанно, спонтанно, но притом ежедневно. По мнению И. Канта, бессознательное, "трансцендентальная способность продуктивного воображения" является основой сознания; именно здесь и так непостижимо для человеческого ума, при предшествующем волевом усилии, происходит обработка информации, ее классификация и хранение. Вследствие этого в сознание поступают совершенно невероятные, неожиданные идеи для решения задач и проблем.

В конце 20 века И.П. Фарман пишет: "Чтобы иметь возможность создавать воображаемые сложные комбинации, моделировать процессы, благодаря которым действительность предстаёт более сложной и богатой, нужна раскованность сознания и смелость воображения. ...Ведь воображение проявляется как продуктивная творческая способность, направленная, прежде всего, на активизацию самой человеческой личности, формирование новых представлений человека о самом себе, своих возможностях. Оно функционирует как стимул к движению, активизирует стремление человека выразить своё мироощущение, миропонимание, реализовать свои скрытые потенции, творческие возможности". Давая детям (а так же и себе) - на фоне чувства любви - возможность творческого самовыражения, даже деструктивного, но адекватно, погранично подконтрольного, исходящего из внутреннего мира каждого из них/нас, мы имеем уникальную возможность гораздо лучше, шире и глубже, понять и принять друг друга, себя, мир, Вселенную.

В заключение отметим, что все мы — вместе и каждый лично — ответственны за наше общее настоящее и будущее, и наша общая задача не подавление и жёсткое структурирование взглядов, точек зрений, деятельности, способностей, внутреннего мира у нас и наших потомков, а стремление научиться и научить пользоваться вложенными в нас всех свыше дарами. Это наш шанс на продолжение жизни и эволюции человечества.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк - Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. М.: 1999. - 487 с.

2. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учебник для

вузов. Под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб: ПИТЕР, 2008. - 652 с.: ил.

3. Андреева И.В., Бетина О.Б. Психология и педагогика / И.В. Андреева, О.Б. Бетина. - М.: Эксмо, 2008. - 224 с.

4. Ассараф Джон, Смит Мюррей. Ответ / Джон Ассараф, Мюррей Смит; [пер. с англ. М. Башкатова]. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2009. - 336 с.

5. Берн Шон. Гендерная психология / Шон Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 318, [2] с.

6. Бодалёв А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 287 с.

7. Бьюзен Тони, Бьюзен Барри. Супермышление / Пер. с англ. Е.А. Самсонов. - Мн.: Попурри, 2003. - 304 с.: ил. + 16 с. вкл.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Академия, 1997. - 93 с.: ил.

9. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Под

ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.: ил.

10. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

11.С.В.недбаева, Е.Н. Шиянова. Педагогическая психология: интеграция теории и практики.Ставрополь « Сервисшкола», 2007 г -653 с

12.Дьяченко О.М. Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. Интернет - статья. 2009.

12. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Электронный учебник. 2005.

13. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

14. Клайн Пол. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев,

1994. - 283 с.

15. Костоусов В.П. Конспект по дисциплине "Психодиагностика". - Анапа, 2010.

16. Майерс Дэвид. Социальная психология. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2007. - 512 с.

17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

18. Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности. Электронный журнал "Педагогика искусства", 2007, №1.

19. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. Электронный учебник. 2007.

20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Интернет - учебник. 2009.

21. Рибо Т. Творческое воображение. - СПб., 1901. Электронный вариант текста.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава IX. Воображение. Электронный вариант статьи. 2005.

23. Себар Т.В. Проблема продуктивного воображения в свете христианского гнозиса и аксиологии. Электронный вариант статьи. - Воронеж, 2002.

24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 736 с.

25. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: ПИТЕР, 2007. - 170 с.: ил.

26. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Академия, 2007. - 215 с.

27. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. В 3 Ч. - М.: ВЛАДОС, 2003.

28. Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 544 с.

29. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма - пресс, 2004.

30. Большой толковый психологический словарь под ред. Артура Ребера. - М.: Вече - АСТ, 2000. - 591 с.

 

Приложение 1

 

Схема протокола к методике «Рисунок»





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 3783; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.) Главная | Обратная связь