Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История возникновения лаковой миниатюрной живописи



Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3-4

Глава 1. Исторические и художественные основы для создания проекта росписи декоративного изделия……………………………………………….5

История возникновения лаковой миниатюрной живописи

в России. История городского пейзажа ……………………………….5-11

1.2 Санкт-Петербург в изобразительном искусстве …………………..11-15

1.3 Создание композиции…………………………………………………..16-17

Глава 2. Процесс выполнения изделия в материале……………………...18

Инструкция по охране труда при работе в художественных мастерских......................................................................................................18- 21

2.1 Материалы, инструменты и оборудование, применяемые для росписи шкатулки в технике лаковой миниатюрной живописи……………….21-23

Разработка технологической последовательности росписи изделия..23

2.3 Классификация видов брака и способы их устранения………………24

Заключение ……………………………………………………………………..25

Список литературы………………………………………………………...26-27

Приложение

 

 

Введение

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева; …

А.С. Пушкин.

 

Русские художественные лаки - один из оригинальных и богатейших видов народных промыслов с тонкой поэтикой живописного языка, фольклорными принципами творчества и развиваемыми традициями. Это искусство уникально по своей природе, по характеру техники и материала, по художественным методам и неповторимости живописных образов. В нем действительно отражается народная душа.

 

Актуальность. Санкт-Петербург всегда был интересен для художников, писателей и поэтов. Город является культурной столицей России и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому многие туристы желают увести частичку города с собой.

Проблема. Многие произведения лаковой миниатюрной живописи, связанные с Санкт-Петербургом, однотипны и представляют собой набор наиболее известных мест. Промыслу не хватает жанровых композиций более качественного исполнения связанных с городом.

Объект. Городской пейзаж в изобразительном искусстве.

Предмет. Изображения Санкт-Петербурга в лаковой миниатюрной живописи.

Цель. На основе изученного материала создать проект изделия и выполнить его в материале.

Задачи исследования:

1. Определить информационные источники исследования.

2. Изучить материал.

3. Проанализировать информационные источники.

4. Разработать варианты композиции и колористическое решение проекта.

5. Выбрать оптимальный вариант эскиза. Выполнить проект на планшете.

6. Определить технологическую последовательность исполнения проекта в материале и инструменты.

7. Выполнить проект изделия в материале.

8. Подготовить текст, презентацию и защиту курсовой работы.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Введение, в котором раскрывается проблема и актуальность исследования, а так же определяются цели и задачи курсового проекта;

2. Первая глава, в которой представлено теоретическое исследование по теме и работа над композицией;

3. Вторая глава, в которой раскрывается технология, инструменты, материалы и виды брака

4. Заключение, в котором подводятся итоги работы по выполнению проекта.

5. Список используемых источников.

6. Приложение.

 

Глава 1. Исторические и художественные основы для создания проекта росписи декоративного изделия

 

История городского пейзажа

В истории лаковой миниатюрной живописи жанр «городской пейзаж» занимает особое место, многими художниками-миниатюристами были воспеты красоты Петербурга и его окрестностей.

Городской пейзаж как самостоятельная тема в искусстве сложился лишь в XVIII веке. Впервые же городские мотивы появились в произведениях средневековых художников. Искусство того времени следовало не природе, а отражало идеализированные представления о ней. Изображение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божественного, духовного и возвышенного. В миниатюрах встречались сюжеты, связанные с Вавилонской башней. У средневековых городских изображений много общего с гравированными географическими картами, цель которых показать зрелище мира земного. Правда, реальное пространство представлялось средневековому человеку религиозно-мифологическим, и было лишено топографической точности. Виды городов на картах служили своего рода формулой, знаком, условно определяющим место действия.

По-новому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами.

Они тщательно, с любовью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столетия мир предстает во всем многообразии своих проявлений. Часто, в произведениях нидерландских и немецких мастеров городской вид служил фоном для основной сцены. Обилие подробностей городской жизни и архитектуры придает изображению убедительность и достоверность.

Выделению городских изображений в специфический вид пейзажной живописи способствовал архитектурный пейзаж.

Жанр складывавшийся под влиянием теории линейной перспективы. Главную задачу мастера этого вида видели в построении сложной, тщательно разработанной композиции с учетом единой точки зрения, изображении вымышленных архитектурных сооружений.

Почти параллельно с этим направлением развивалась и другая традиция. В XVI — XVII веках в Германии, Голландии и Франции получили распространение изображения городских ландшафтов. Живописцы привозили из путешествий многочисленные альбомы с натурными зарисовками.

В середине XVII века городской пейзаж становится одной из излюбленных тем голландских художников.

Геометрическая четкость городских построек сочеталась в их работах с бытовыми эпизодами и пейзажем.

В XVIII веке сформировалась особая разновидность пейзажного жанра ведута.

В зависимости от характера воспроизведения городской местности она подразделялась на реальную, идеальную или фантастическую. В реальной ведуте, здания точно и скрупулезно изображались художником в окружении реального ландшафта, идеальной в вымышленном ландшафте; фантастическая ведута пейзаж целиком созданный фантазией художника. Расцветом этого вида живописи стала венецианская ведута. В отличие от римских мастеров архитектурного пейзажа венецианцы изображали не древний, а современный город со всеми особенностями его жизни.

Наряду с ведутой, в Италии XVIII века получил распространение пейзаж с руинами.

Развалины древних крепостей, остатки колонн, разрушенные башни стали постоянными атрибутами многих пейзажей.

Ведута в Германии и Англии XVIII века имела свои особенности. Однако, к концу столетия интерес к ней в европейских странах ослабел, и художники уже не вносили в ее развитие ничего нового.

В эпоху романтизма сохранялся интерес к археологическим памятникам, старине, античным храмам. Все большую роль в европейском культурном обиходе начали играть изобразительные рассказы о путешествиях. Находясь в пути, многие художники делали зарисовки. Из зарисовок городских видов, порой, складывались обширные циклы. Для художников-романтиков была неважна узнаваемость в картине тех или иных мест, и точность их представления. Существующие в действительности здания они часто помещали в произвольное архитектурное окружение. Это делалось с целью передачи особой атмосферы, навеянной настроением от ее созерцания.

В середине XIX века у художников — пейзажистов проявился интерес к жанровым сценам.

Новую страницу истории городского пейзажа открыли французские импрессионисты.

Их внимание привлекали разнообразные мотивы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Стремление передать ритм жизни города, уловить постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение привели импрессионистов к открытию новых средств художественной выразительности. Подвижность и изменчивость формы предметов они выражали посредством размытия линейных контуров, обобщенных очертаний, свободных и быстрых мазков. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы оптического смешения цветов. Для композиций импрессионистов характерна динамичность построения, асимметрия, усечение фигур и предметов краями холста. Не стремясь к детализации, они передавали непосредственность впечатления от натуры. Художники выделяли в изображенном объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявляя особенности окружающей среды.

Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городов своих стран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурную преемственность.[15]

 

Создание композиции

В начале работы над курсовым проектом были продуманы от начала до конца этапы выполнения. Перед выполнением работы в материале, необходимо создать проект на планшете. После множества зарисовок с видами Санкт-Петербурга, были также выполнены зарисовки Петербурга с гравюр художников А. Зубова, М. Махаева. Каждая зарисовка была закомпонована в листе с учетом его формата (А4), учитывалось также разнообразие вариаций композиционных решений. [Приложение 4, 5, ]

Подробнее изучив материалы различных источников, рассказывающих о гравюрах, а так же просмотрев иллюстративный материал, собранный для курсовой работы, было решено взять за основу одну из гравюр Михаила Махаева в альбоме «Знатнейшие проспекты Петербурга», «Проспект вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку».

Задача заключалась в переработке гравюры (компиляции) для росписи шкатулки в технике лаковой миниатюрной живописи. Были выполнены различные варианты зарисовок с гравюры, велась работа по подбору определенного размера изображения. В итоге выбор был остановлен на шкатулке размером 18х6х4см, где все изображение гармонично вписывалось в данный формат. [Приложение 6, 7, 8]

Работа представляет собой панораму от Адмиралтейства к Академии наук. На первом плане – Нева с многочисленными суднами. Слева Академия наук, пришвартованная к берегу галера с собранными парусами, на ней развиваются флаги. Чуть правее середины располагается большая парусная галера с рядами весел и собранными парусами. На мачтах развеваются вымпелы. Корма венчается высоким фонарем. По направлению к галере, почти параллельно краю композиции плывет остроносая лодка с двумя людьми, одетыми в военную форму (один из них гребет сидя, другой - стоя). Рядом, перпендикулярно ходу лодки - шлюпка, в которой сидят и стоят солдаты с ружьями и пиками. Параллельно шлюпке в правом нижнем углу, еще одна большая парусная галера, идущая вниз по течению. Вверх по течению Невы идут две галеры с развевающимися Андреевскими флагами, вымпелами, поднятыми якорями, с людьми на борту. У правого края - набережная, вдоль которой идет ряд двух, - четырехэтажных домов; первое здание на набережной третьего Зимнего дворца в стиле русского барокко. Здание трехэтажное с полувальмовой крышей, нижний скат которой плавно вогнут. Фасад дворца, обращенный к Адмиралтейству, - с двумя ризалитами, фасад со стороны Невы - гладкий. Вдалеке виднеется Петропавловская крепость и ещё хаотично плывущие галеры. Третий план составляет небо с перистыми и кучевыми облаками.

По окончанию поисков композиционно улучшенного решения, приступили к чистовому рисунку. При выполнении чистовой работы, уделялось внимания качеству выполнения рисунка, ударов линий и соответствию линейного рисунка эскизу. Чистовой рисунок был дополнен новыми элементами, проходила работа над ошибками, допущенными при выполнении зарисовок.

Следующий этап – выполнение цветовых эскизов.[Приложение 9, 10] Среди множества вариантов колористического решения композиции, был выбран вариант, выполненный в монохромной гамме, с использованием белил титановых, ультрамарина, умбры жженой, сажи газовой, алюминиевой краски. По данному эскизу был выполнен чистовой вариант колористического решения, проходящий в несколько этапов.

После завершения работы над проектом крышки изделия, приступили к выполнению орнамента на кузовке. Был разработан орнамент подчеркивающий тематику курсовой работы, тонкие стилизованные волны. Орнамент был выполнен алюминиевым порошком, встворенным с гуммиарабиком.

Проект композиции курсовой работы был оформлен на планшете, и после приступили к выполнению в материале.

ИНСТРУКЦИЯ

ИОТ- 204-2012

1. Общие требования охраны труда

1.1. К работе в художественных мастерских под руководством преподавателя допускаются учащиеся не моложе 15 лет, прошедшие медицинский осмотр, соответствующую теоретическую подготовку, инструктаж по охране труда и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Работающие в мастерских должны соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные режимом труда и охраны.

1.3. При работе в художественных мастерских возможно воздействие на работающего следующих опасных производственных факторов:

- электрический ток

- инструмент

- повышенный уровень шума

- неправильные приемы работы

- невнимательность во время работы

- захламлённость рабочего места и проходов

1.4. При работе в художественных мастерских должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты:

- Халат хлопчатобумажный

1.5. В мастерской должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах и заболеваниях.

1.6. Работающие обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать местонахождение первичных средств пожаротушения. Мастерская должна быть обеспечена огнетушителем.

1.7. Работающие в художественных мастерских должны соблюдать порядок выполнения работ, правила лично гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Запрещается:

- Оставлять в мастерской одежду и личные вещи

- Хранить пищевые продукты и принимать пищу в мастерской

- Заниматься в мастерской посторонними делами

1.9. Учащиеся, допустившие невыполнения или нарушение правил поведения в мастерских, правил пожарной безопасности, инструкции по охране труда, нарушение дисциплины, правил внутреннего распорядка привлекаются к дисциплинарной ответственности и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, волосы тщательно заправить под головной убор. Халат и рукава должны быть застегнутыми, не должно быть свисающих концов. В неисправной, рваной спецодежде работать запрещается.

2.2. Получив от преподавателя рабочее задание, занять указанное мастером рабочее место.

2.3. Перед началом работы проверить состояние рабочего места, оборудование и инструмента в соответствии с требованиями инструкции по охране труда на данном рабочем месте и по выполняемой работе.

2.4. При обнаружении каких-либо неисправностей или нарушений не приступать к работе, сообщить преподавателю и руководствоваться его указаниями.

Требования охраны труда во время работы.

3.1. Выполнять только порученную работы.

3.2. Во время работы неукоснительно соблюдать требования инструкции по охране труда для выполняемой работы.

3.3. Запрещается:

- Приступать к работе без прохождения инструктажа по охране труда для данной работы под роспись в журнале производственного обучения

- Покидать без разрешения преподавателя свое рабочее место

- Включать оборудование, не имеющее отношение к порученной работе

- Устранять самостоятельно без разрешения преподавателя неполадки оборудования и инструмента

- Производить самостоятельно без разрешения преподавателя регулировку и наладку оборудования

- Отвлекать от работы других

Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении аварийной ситуации немедленно прекратить работу и поставить в известность преподавателя. Далее следовать его указаниям.

4.2. При возникновении аварийной ситуации на соседнем рабочем месте оказать, в случае необходимости (работающий растерялся, получил травму) помощь товарищу: выключить оборудование, оповестить преподавателя и следовать его указаниям.

4.3. При загорании обесточить оборудование и все электроустановки в районе загорания, отключить вытяжную вентиляцию и приступить к тушению очага возгорания огнетушителем. Оповестить преподавателя.

4.4. При несчастном случае пострадавший или очевидец этого случая обязан немедленно сообщить преподавателю, который должен оказать пострадавшему первую помощь и, при необходимости, отправить его в ближайшее леченое учреждение. О несчастном случае сообщить директору колледжа.

Требования охраны труда по окончанию работы.

5.1. Доложить преподавателю об окончании работы.

5.2. Привести в порядок рабочее место и инструменты.

5.3. Снять спецодежду и убрать её на место хранения.

5.4. Тщательно вымыть руки с мылом.

Заведующая отделением

ДПИ и НП

_____________ М.А. Пантелеева

 

Заключение

Темой курсового проекта является Санкт-Петербург - морская столица. За время, отведенное на выполнение курсовой работы, было проведено изучение литературных, изобразительных источников, исторических фактов, касающихся выбранной темы и лаковой миниатюры в целом. Тема полностью раскрыта в первой главе.

На основе изученного материла, был разработан проект, продумана технология выполнения изделия в материале. Проект выполнен на изделии, в процессе выполнения росписи были использованы практические знания и умения, приобретённые на дисциплинах: исполнительское мастерство, композиция, рисунок, живопись, перспектива, цветоведение.

Изготовленная шкатулка соответствует требованиям и стандартам лаковой миниатюрной живописи, в дальнейшем может служить образцом, либо быть использована в качестве украшения интерьера, для хранения украшений или других предметов, может стать оригинальным подарком.

Теоретическая часть, может быть пособием для ознакомления с видом декоративно прикладного искусства – лаковой миниатюрной живописью или основой для дальнейшего исследования данной темы.

Тема Санкт-Петербурга всегда будет вдохновлять художников. Благодаря созданию все новых и новых сюжетов, эта тема всегда будет актуальна.

Созданное изделие знакомит с лаковой миниатюрной живописью, сохраняет традиции и вносит новое в прикладное искусство.

Данная курсовая работа может служить учебным пособием, для дисциплин: исполнительское мастерство, композиция и история искусств.

.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3-4

Глава 1. Исторические и художественные основы для создания проекта росписи декоративного изделия……………………………………………….5

История возникновения лаковой миниатюрной живописи

в России. История городского пейзажа ……………………………….5-11

1.2 Санкт-Петербург в изобразительном искусстве …………………..11-15

1.3 Создание композиции…………………………………………………..16-17

Глава 2. Процесс выполнения изделия в материале……………………...18

Инструкция по охране труда при работе в художественных мастерских......................................................................................................18- 21

2.1 Материалы, инструменты и оборудование, применяемые для росписи шкатулки в технике лаковой миниатюрной живописи……………….21-23


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1329; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь