Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Бэкон - история критерий истинности. Знание сила.




 

Идеология. Идеологические девиации в науке. когда наука насыщается идеологией (вера не отрефлексированная, часто не сознательная, в определённые иррациональные положения). если логика приводит к тому, что надо отказываться от этой веры. часто зашоренные иследователи отказываются. когда человек подвержен идеологии склонен отвергать факты. если факты противоречат идеологии, тем хуже для фактов. номенкулатурная наука. только физику удалось спасти. биология не удалось. 30-40 годы, генетика и биология были сильны. ногие западные звёзды приезжали в питер работать в отечетсвенных заведениях. лысенко, агрономы академики, всё сложно слишком и всё было разрушено. анекдот - подручная лысенко, женщина. глубокая заморозка клеток, а биологи спорили, если заморозить тело до -300, но вы знаете что такая температура не достижима. это ложная идеалистическая ненаучное верование противочераящее марксу и энгельсу, у любой сущности должна быть свой противпололожнсоть, если уесть +300 температура. академик. нужна была атомная бомбам а физики ей занимались, физику хотели разгромить по типу биологии, капица приехал к сталину и спросил - вам бомба нужна? была уже разгромная конференция подготовленная.

 

 

29 вопрос, релятивизм и социо гуманитарные науки. естественная наука - подразумевает экмперимент. у нас етсь теоретическое ожидание и мы испытываем природу. до 18ого столетия подобонго нет. аристотелянцы не представляли что можно вычленить кучоек природы от всей. а сов временем элементаризма - у декарта выражено, разделяй на понятные кукси и потом синтезируй из них. редукция. на ней построе наш эксперимаентальрный опыт, мы воспринимае характеристик по отдельности, а эксперимент - выявляем ряд характеристик наилучшим образом а остальными принебрегаем. на сколько это соответсвтует реальной природе? на сколько можно редуцировать? вопрос редукции - насколько возможна эта редукция. можем ли редуцировать биологию до химию а химию до физики. как истинность путешествует от более простых преб=дметов к сложным.

 

 

Соицо гумманитарные науки. в естественных природу, в гуммантираных исследуем тексты, природа не исследуется. тексты, культуры, вникнуть в иную кульутру, контекст. даже копты потеряли ту египетскую культуру, можно искать остатки исследую ныне живущих людей, но менее эффективно чем читать древние тексты. ключевой способ вникания в чужую культуру. круг вопсриятия и дейвтсия. геомелетичсекий круг. бог геомес - занимался толкованием воли богов. читаешь текст, появляется неко первичное понимание, потом перечитываешь текст с позиции этого понимания, появляется новое понимание и так дло бесконечночти. виндильтатн геомелетический круг в негативном смысле - что невозможно понять полность/. иной культурный код и культурная перспектива. более поздние философы гум наук сказали что понимание возможно, геомелетичсекая спираль, ты постепенно приближаешься к исходному авторскому пониманию, читаешь кучу дургих текстов чтобы погрузить в культуру. в тотальности воспринимаешь - немонго похоже на тезис дюгема квайна. десятилетиями ты понимаешь ближе и ближе, спираль заканчивается когда ты перестаёшь удивляться. практичсеки полное понимание.

 

Семинар 26

 

 

проблема предопределённости и не предопределённости.

 

два асперка - челвоека и в мире вообще.

 

Впервые у греков - предопределённость человека, насколько он свободен в выборе. или обусловлен внешними или внутренними причинами.

У Софокла - классика литературы, человек восстаёт против богов и терпит поражение.

в ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВА людьми правят, фараон. у греков появляется зачатки. смогли войти в цивилизованность без топтания личности. твоя свобода воли может столкнуться со свободой другого. твоя свобода кончается там где начинается не свобода другого. насколько челвоек свободен. концепция общественного договора - это уже новое время.

 

Мнение философов радикализируется. Эпикурейцы считают что есть полная свобода, ив челвоеческом поведении и в мире вообще. Свободны даже атомы. У Демокрита - человечество существо свободно, воля, но в мире сорит строгий детерминизм. атомы взаимодейсвтуют по вполне законам он сложный, но нет ничего случайного, у Эпикура - каждый полной облажает свободой воли и непредопределённостью в мире вообще (тогда это пугало людей). случайность белый шум. странная позиция, маловероятная, т7к. мир определённым образом упорядочен и можно убедиться посомтрев на него, это не хаос. некая сложаня вазимодейсвтующая система. полной непредопределённости определённо быть не может, он не прав не до конца. Стоики - не верили в свободу вообще. верилви в судьбу и что судьба полностью управляет нашим поведением. этическая проблема - есть дейсвтия, котороые предопределены, есть сожаления, страсти, вожделения, мы хотим чего-то но не достигаем важно сопоставлять судьбу с желаниями, не надо стродать если чего не достигнешь. мудрых судьба ведёт - не мудрых тащит.



 

У Аристотеля мир вещей он предопределён. Каждая вещь предопределена в своей сущностью. Если мы выявляем сущность вещей, то мир становиться для нас понимаем. Мир обсуловлен причниами, главная причина - целевая. есть причины более низкого порядка но они целевой подчиняются, причинность формальная, материальная и действующая. в чём причина дома - быть комфортным жилищем, в качестве материала (материальная причина) не древесину, а плазму, врядли место будет комфортным, материя должна быть правильно оформлена чтобы своим дейсвтием служить цели. концепция работает для вещей, но для событий. у Аристотеля весь мир - вещи. есть странные вещи - вода налитая в кувшин, вода обтекающая нос корабля. проще говорить о том что вещи взаимодействуют. о событиях. событийная метафизика выходит на первый план ов времена средневековья высокго, примерно 13 век. Метафизика качественная для вещей, взаимодейсвтие качественно описывать не удобно, уже количественно.

 

телеология - обсуловленность финальной цели. телеологическая причинность - причинность Аристотеля.

 

С христианской схоластики, перенос центр внимания с вещи на событие. они оперировали понятиями начала и конца. в начале было скорее событие, а не вещь. бох абсолютен и трансцидентен - его невозможно рассмотреть как вещь. Решение предопределённость у человека предопределённость запрещают, т.к. теряется смысл греха. если мир предопределён богом, даже иуда соввершил поступок предопределённый богом. он не согрешил. наш выбор теряет значение. в мире в целом детерминистичном, и законмаи который написал бог, тем не менее он населил мир существами со свободой воли. основы христианской морали - мы вольны выбирать, делать грехи или добрые дела. однако мир полностью детерминистичен. некими законами, качество - закон. когда пытаемся понять вещь - через качество, когда пытаемся понять событие - через закон. законы взаимодействия. (неоплатонизм и перешло в христианство - книга мира написана богом на языке математики). математизицаяи метафизики.

 

Действующий, Лапласовский детерминизм. родился когда роидлось инженерное мышление. мы хотим от машины определённых действий и машина должна надёжно работать. плохо когда система утсраивает для тебя сюрпризы. мы хотим использовать мир строго определённым образом. Стевен, Декарт, механики 18ого столетия - век детерминизма и черту подводит Лаплас - ура благодаря нюьтоны мы нашли закон взаимдойсвтия с мат тчоность, тела взаимдоейсвтую между собой центральной и консервативными силами. классический тип взаимодейсвтия - ньютоновские законвы. весь мри работает по ним как часы. весь мир состоит из молекул - ньютоновских тел. Он прожил не долго, сформулировал в конце 18 столетия (мехагницизм существовал и до этого) уже в начале 19ого столетия обнаруживается значительная проблемы. у Галилея есть намёки что есть детерминизм но мир полностью не понимаем. у лапласа если есть существо знающее всю фазовую картину мира, то может прочитать всё прошло и будущее, знает всё - лапласовский демон. мы можем понять законы этого мира, но не весь мир в цельности. актуальный для нас мир не детерминистичен из-а сложности, но потенциально можно его прсчитать до любой степени точности. если быть демоном лапласа.

 

Сначалом 19ого века тановиться понятно что ньютоновских сил не достаточно. открыты не центральные силы. в электродинамике. Лаплас надеялся, что можно будет уйти от не консервативных сил (типа сила трения). надежды развеялись. Были найдены не консервативные силы и не центральные. размывается ситуация когда мы можем понять мир по частям. начиная с Декарта верили что мир можно разделить на части и понять по отдельности. но начиня с 20ого века аристотелевский холизм снова поднимает голову. Ян Смэтс - один из первых президентов ЮАР, холист и переёл аристотлевский холизм на современную форму, система в свеой цельности обладает нововыми свойствами, которыми не обладают части системы по отдельности. отходим от механики и переходит с сложной механике, сдиссипативными системами, к биологии, к химии. дейсвтующие факторы второго порядка которые имеют значение. в этом случае систему тяжело описывать. в биологии перестали пользоваться причина - стали использовать условие - кондиционализм. вероятностаня причинность

 

Индотерминизм - полная непредсказуемость, случайность.квантовая частица случайно, но спектр случайного события - это белый шум. но на практике это не так. это очевидно не спектр белого шума.

 

Преобладает вероятностного детерминизма. стачтистичеcкие расчёты, функции распределения вероятности.

 

 

Квантовая физика. Философские вопросы квантовой механики.

 

1900 год формально старая квантовая физика. постоянная планка была использована - думал что это мат ухищрение чтобы подогнать экмпериментальныекривые и теорию не думал, что кванты имеют реальное существование. можно было аномалии объяснить классическими путями. Эвристическая идея, не связанная с реальностью. КОгда стали говорить по настоящему в 1908 что классическая физика не может объяснить эти явления.

 

1. Лоренц прочитал доклад на тему излучение чёрного тела. ультрафиолетовая катастрофа, лоренцов уйти нельзя, нектонтроллируемый рост. надо вводить новые теоретические объекты (пройдёт десятилетия).

2. Другая аномалия - спекрт излучения газа, дискретные спектры. Спектрометрия стала развиваться с 80ых готов 19ого столетия и на спектры излучения и поглощения газов обратили внимание. аномалия. получил некоторое разрешение атом бора в 13ом году. боР - КВАНТОВАНИЕ ОРБИТ В АТОМЕ. его картинка - положительноя ядро, дискретные обриты - орбитали, полмещается целоче число дебройлевских волн. сйечас это потенциал и квантование энергии в этом поле. на его картинку навёл опыт резерфорда - обстреливалась фольга из золота альфа частицами - тяжёлые. должны прошибать фольгу с запасом, надеялся получить фидракционную картину, а палстикнка как примитивная диффракциона решётка. а на выходе - просто прошибли насквозь, а некая доля отклонилась. вещество это почти пустота но есть области плотно упакованной материи - это ядра, поняли что имеют положительный заряд, альфа частицы тоже + заряд. имеют почти пустые области вокруг них с отрицательным зарядом. подобное неравномерное распределение вещества. резерфорд - планетарный атом. электрон движется вокруг быстро, излучает и должен падать на ядро. этого явно не происходит и атомы стабильны. отсюда бор через два года после опыта резерфорда - электрон способен перемещатьсят только по дискретным уровням энергии.

3. Третья проблема - фотоэффект. колво электронов зависит от интенсивности лучей но после определённой частоты. длаьше энергия электронов от чатсоты растёт линейно. ниже граничной частоты на выбивание элеткронов не виляло. можно выскоой интенсивности инфракрасных лучшей и нечго не происходило. слабыми ультрофиолетовыми лучами - и было выбивание электронов.

 

Теплоёмкость металла при низких температурах. была обнаружена до новой квантовой механики (она имеет дело с другими задачами, сферхтекучесть, на них нельзя просто вязть и наткнуться, надо теоретически предсказать). пробелмы решались с помощью эвристических идей. 1905 году фолтоэффект решил энштейн была гипотеза квантов. о некоторых эврестических идеях, тот же статус что и предположения Планка.

 

Макс дженнер - более поздний философ науки, те аномалии, что пытались расмотреть со классической квантовой идеи - жалки. с точки зрения новой квантовой теории.

 

Всё начинает меняться с 1920ых годов. эффект Комптона. фотоны взаимодейсвтуют как частитцы, а не как волны. поглощаются и взаимодейсвтую с веществом как отдельные порции энергии. фотоны и элеткроны ведут себя похоже, как некие упругие шарики. материя способна вести как волна, а волна как частица. возникла идея курпускулярно волного дуализма, статья де бройля 25ого года, дебройлевская волна. была моментлаьно создана теория, имела конкретный теоретический объект - квантовую частицу. усилиями дебройля - свойства были быстро получены, а математику приклеить - потребовалось два года. гейзенберг, потом шрёдинберг. было получено математичсекое представление. новая квантовая теория базируется на 4ёх столпов, которые появлсяются с 25-32 годы.

 

1. пОСТУЛАТЫ ШРЁДИНГЕРА. КАК ВТОРОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА, ДИНАМИЧЕСКИЙ ЗАКОН, УРАВЕНИНЕ ДВИЖЕНИЯ, КАК ДВИЖЕТСЯ. НО ЧТО НЕ СОВСЕМ ПОНЯТНО.

2. Постулаты Бора. кАКИМ ОБРАЗОМ ПСИ ФУНКЦИЮ ПЕРЕВЕСТИ в функцию распределения вероятнсоти.

3. Процедура квантования. Борн. Способы получения квантового гамильтониана из урванения шрёдингера. получаем гамильтониан и квантуем его.

4. Способы построеиня многочастичных систем. Правила Ферми и Бозе-Энштейна. Про целый и полуцелый спин и каким образом строить из них системы.

 

Философские проблемы. В 1920 начались спрры, сообщество квантовых физиков ещё не сложидлось но споры ужеп появились. разные группы. интерпритации каноническая иногда копенгагенская интерпритация. в эту группу Бор, Борн, Гейзенберг, порядка 20-30 первых лиц. их позиция - рассматриваю систему оснвоаний квантовой механики с позиций как математика, как некая мат система - там всё опстроено стройно и с помощью этой математики можно решать довольно широкий класс квантовых задач. ео как это всё интерпритировать. как интерпритировать волновую функцию. можно ли считать квантовую механику теории которые описывают одельные квантовые частицы. существует ли состояние квантовой системы до или создаёт наблюдение состояние квантовой системы. вопросы - интрепритации физики процесса, для которой уже есть вся математика. разные физики по разному понимают физчиексий смысл. и есть разные тенденции, их можно рассматривать как философские позиции - как разные парадигмы. при одно математики и примерно одной методологии расчётов - разные типа понимания. одно - как конструктивизм (копенгагенцы), второй к реалистической философской позиции, антикопенгагенская6 реалистичная (шрёдингер, эйнштрейн).

 

Постулаты борна говорят как из фолновой функции получать функцию распределение, но не значит что мы поняли физический смысл волновой функции. всё крутилос вокргу трёх вопросов.

 

Вопросы

1. Является ли вероятностное описание единичного квантового объекат, принципиальный фактом квантовой теории.

2. Существует ли состояния до измерений. Или измерения созадют состяоние.

3. Полна ли квантовая механика.

Вопросы на самом были, принцип дополнительности Бора и эйнштейн пытался понять что это за принцип. он очень метафизичен.

 

Копенгагенцы (бор, борн, гейзенберг)

1. да

2. нет, измерение создаёт состояние

3. да

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.) Главная | Обратная связь