Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А. Ксенофонт «Воспоминания о Сократе». I, 1, 11.



Аристид 46.

В старину, мне кажется, не знали самого имени философии. Так было (в начале и) у эллинов по той причине, что все относящееся к этому (предмету), в то время (еще) не имело никакого значения. Не называет ли Геродот софистом Солона (1 29) и также Пифагора (IV 95)? Не называет ли Авдротион [Ср. Ямвлих «Жизнь Пифагора», 83, где «семь мудрецов» называются софистами] софистами известных «семь» мудрецов, а также (не называет ли он) софистом Сократа, этого весьма славного (мужа)? Затем Исократ (называет) софистами лиц, занимавшихся словесными состязаниями-диалектиков, как они сами, пожалуй, назвали бы себя (13, 1), философом же (он называет) самого себя, и также философами (называет) ораторов и лиц, занимающихся государственными делами. Точно таким же образом употребляют это название и некоторые из его приверженцев. Не называет ли Лисий софистом Платона и также Эсхина? Лисий, пожалуй, скажут, (говорит это о Платоне) в смысле порицания. Но во всяком случае другие (из вышеупомянутых), отнюдь не относясь с порицанием к тем (вышеназванным) лицам, дают им, однако, это самое наименование. Допустим, что он (Лисий) назвал Платона софистом, имея в виду выразить свое отрицательное отношение к нему; но что же (в таком случае) можно сказать о тех (других, названных софистами)? Напротив, полагаю я, (слово) софист было именем, имевшим весьма общее значение, и (слово) философия употреблялось в значении некоторой любви к прекрасному и умственных занятий, причем (имелся в виду) не нынешний способ (не то, что теперь называется философией), но (словом «философия» обозначалось) воспитание вообще...

Кажется, что Платон почти всегда порицает софиста и именно он-то, по-видимому, в особенности и придал этому имени порицательное; значение. Причиной же этого, как и многих других (особенностей языка Платона), является то, что он слишком презирал своих современников. Впрочем, кажется, что этим же названием он пользовался (также), чтобы выразить (свое) полнейшее благоговение. По крайней мере, по его учению, мудрее всех бог, который обладает всей полнотой истины, и вот его-то он называет в одном месте «совершенным софистом» (Кратил, 403 Е).

Платон «Софист» 231 Д.

Во-первых, (нами) было найдено, что (софист) есть наемный охотник за богатыми юношами... Во-вторых, (еще) и торговец науками, относящимися к душе.... В-третьих, не оказался ли он розничным торговцем этими самыми (предметами)?... И в-четвертых, (он выступал) у нас продающим свои собственные произведения, относящиеся к наукам... В-пятых же... (он был) чем-то в роде борца в словесных состязаниях, избравшего своей специальностью искусство спорить....В-шестых же, он занимался препирательством, однако, мы, сделав ему уступку, положили, что он есть очиститель (юношей) от мнений, препятствующих (усвоению) наук, касающихся души. (Ср. «Протагор», 317 В) (см. 74 А 5).

А. Ксенофонт «Воспоминания о Сократе». I, 1, 11.

Ибо о природе вселенной или о прочем он (Сократ) не говорил так, как большинство. (А именно), он не рассматривал, в каком состоянии находится так называемый софистами «космос» и по каким непреложным законам происходит каждое из небесных явлений. 6, 12. Точно также /продающих за деньги (свою) мудрость (каждому) желающему называют софистами, подобно тому, как торгующих своим телом называют блудниками.

«Об охоте» 13, 8.

Софисты говорят с целью ввести в заблуждение, они пишут для своей выгоды и никому не приносят никакой пользы. И в самом деле, никто из них не был и не является мудрецом, но каждый из них доволен тем, что его называют софистом, между тем как так называться стыдно для здравомыслящих людей. Итак, я советую остерегаться наставлений софистов, что же касается учений философов, то ими не следует пренебрегать.

Аристотель «О софистических опровержениях» I, 165, а 21. А

Именно, софистика есть мудрость кажущаяся а не подлинная, и софист (это-человек), умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости.

II. ПРОТАГОР (74) А. Жизнь и учение

Диоген, IX. 50 сл.

Протагор, сын Артемона или, как (сообщают) Аполлодор и Дейнон в V книге «Персидских войн», сын Майандрия, (происходил) из Абдеры, как сообщает Гераклид Понтийский в сочинении: «О законах». Последний также говорит, что Протагор написал законы для города Фурий [В Южной Италии]. А как говорит Эвполид в «Льстецах», (Протагор был родом) из Teoca [Город в Малой Азии]. А именно он пишет: «В доме находится Протагор из Теоса». Он и Продик из Кеоса [Один из Цикладскнх островов] читая доклады, собирали приношения. И Платон в «Протагоре» (316 А) говорит, что Продик обладал сильным низким голосом. Протагор был учеником Демокрита. Последний был прозван «Мудростью», как говорит Фаворин в «Истории разных вещей».

(51)

Он первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения противоположных друг другу. Из них он составлял диалог, первый применив тот. (способ изложения). В одном своем сочинении он сделал следующее начало (следует фрагмент В 1). Он говорил, что душа есть ни что иное, как ощущение. Это о нем сообщает Платон в «Теэтете» (152 след.). И (еще он говорил), что все истинно. И в другом своем сочинении он начинает изложение следующим образом: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет».; и т. д. (следует фрагмент В 4).

(52)

За это вот начало своего сочинения он был изгнан афинянами.

И книги его они сожгли (публично) на площади, собрав их через глашатая у всех, у кого они были. Он первый стал взимать плату (за учение) (и взимал ее в размере) ста мин. И он первый определил времена (глагола), объяснил значение наклонения, ввел словесные состязания (диспуты) и привлек в рассуждения софизмы. И оставив рассуждение (по существу), он развил (чисто) словесное красноречие и породил современный поверхностный род эристиков. По этому поводу и Тимон говорит о нем: «Протагор, сцепившийся (с противником), большой мастер спорить» (фр. 47 Д).

(53)

Он также первый стал применять сократический род рассуждений. И учение Антисфена, пытавшегося доказать, что невозможно противоречить, он первый высказал, как (об этом) говорит Платон в «Эвтидеме» (286 С). Также он первый показал способы выведения умозаключений в отношении поставленных тем, как сообщает диалектик Артемидор в сочинении: «Против Хрисиппа». Также он первый изобрел так называемые «плечи», на которых носят, тяжести, как сообщает Аристотель в сочинении: «О воспитании«. Дело в том, что он был (в начале) носильщиком, как и Эпикур где-то говорит [Атеней, VIII p. 354 С. В том же самом письме Эпикур говорит, что софист Протагор из носильщика корзин и дров стал сперва писцом у Демокрита. Вызвав у последнего удивление (к своим способностям) по поводу какого-то особенного способа увязки дров, он был взят им к себе и обучался в какой-то деревне чтению и это положило начало его устремлению к занятиям софистикой], и возвысился (из этого состояния) благодаря тому, что Демокрит обратил внимание на то, как (искусно) он увязывал дрова.

Он первый разделил речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ и приказание.

(54).

(Другие же делят на семь видов: повествование, вопрос, ответ, приказание, выражение желания, просьбу и призыв). И эти виды он назвал «корнями речей». Алкидам же говорит о (следующих) четырех видах речи: повествовании, ответе, вопросе и приветствии. Первым из своих произведений он (Протагор) прочитал сочинение «О богах», начало которого мы выше привели. Прочитал же (он его) в Афинах в доме Эврипида или, как говорят некоторые, в доме Мегаклейда. Другие (говорят, что) в Лицее, причем он поручил чтение своему ученику Архагору, сыну Теодота. Обвинил же его Пифодор, сын Полидзела, один из четырехсот. Аристотель же говорит, что (это сделал) Эватл (см. В 6).

(55)

[Перечень сочинений Протагора у Диогена Л. с пробелами. Отсутствуют в нем главные его сочинения. Это объясняется не тем, что эти сочинения рано погибли или, будучи изъяты, не попали в книжную торговлю. Просто мы имеем изъян в тексте Диогена Лаэрция, из перечня которого сохранился лишь конец]. Сохранились следующие его книги: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», «О государстве», «О честолюбии», «О добродетелях», «О начатках человеческого общества», «О том, что в Аиде», «О поступающих несправедливо с людьми». «Повелительное олово», «Тяжба о плате», «Прений» две книги. Вот каковы у него сочинения.

Написал и Платон на него диалог. Филохор сообщает, что, когда он плыл в Сицилию, корабль потонул. И на это же намекает Эврипид в «Иксионе» [Пьеса была поставлена в 410-8 г.]. Некоторые (говорят), что он скончался в пути, прожив около 90 лет.

(56)

Аполлодор же говорит, (что он прожил) 70 лет, был софистом 40 лет и расцвет его сил (акмэ) пришелся на 84 олимпиаду (444-1).

Следует эпиграмма Диогена.

Рассказывают, что однажды он потребовал (судом) платы у своего ученика Эватла и, когда тот сказал: «но я еще ни разу не одержал победы», он (Протагор) сказал: «Но; если я выиграю дело, то мне должно будет получить (плату) за то, что я победил. Если же ты (выиграешь дело), то (я должен получить плату) за то, что ты победил (ср. В 6).

Был и другой Протагор астроном, на которого Эвфорион написал надгробное стихотворение. И третий (носивший имя Протагора) — философ стоик».

Апулей Флор. 18.

Протагор, который был софист весьма много знающий и весьма красноречивый, (стоящий) наравне о первыми изобретателями реторики, соотечественник и современник физика Демокрита (от последнего, он получил и учение), так вот этот Протагор, говорят, заключил со своим учеником Эватлом безрассудный договор на слишком большое вознаграждение и т. д. (Ср. В 6.)

Платон. «Протагор», 317В.

(действие происходит около 431 г.). Протагор: «Я иду совершенно противоположным путем, чем они (замаскированные софисты, как Орфей), и (открыто) признаю, что я софист и воспитываю людей... Хотя много лет я уже занимаюсь этим искусством. И вообще мне уже много лет. Из всех вас нет ни одного, кому бы я по возрасту не годился бы в отцы... 318 А. Юноша, если ты станешь моим учеником, то, пробыв со мной день, ты вернешься домой, сделавшись лучшим, и на следующий день (будет) то же самое; и каждый день ты будешь становиться все лучшим и лучшим. 318Е. Ведь другие приносят вред юношам. Тогда как юноши бегут от наук, они против их желания заставляют их заниматься науками, уча их арифметике, астрономии, геометрии и музыке (при этом он взглянул на Гиппия); приходящий же ко мне будет учиться только тому, ради чего он пришел (ко мне). Наука, (которую я преподаю), есть мудрость в домашних делах, (то есть), как наилучше управлять своим собственным домом, и (мудрость) в государственных делах, (то есть) как искуснее всего действовать и говорить в отношении государственных дел... 319 А. (Сократ): Правильно ля я понимаю тебя? Ты, кажется мне, говоришь о политике и обещаешь сделать своих учеников добрыми гражданами. Вот именно, Сократ, сказал он, это самое обещание я и даю 319 А. Ты публично во всеуслышание перед всеми зллинами назвал себя софистом, учителем науки и добродетели, и первый стал требовать за это вознаграждения.

Платон «Протагор» 328 В

(Говорит Протагор). Поэтому я установил следующий способ уплаты денег. А именно, после того как кто-нибудь у меня кончил курс учения, если он желает, уплачивает назначаемую мною сумму денег; если же он не хочет (платить столько), то, отправившись в храм и поклявшись, во что он оценивает (полученные от меня) знания, столько и вносит.

Платон «Протагор» 329 В.

Протагор, оказывается, способен произносить прекрасные длинные речи; равным же образом, в случаях, в которых уместна краткость речи, он умеет и кратко отвечать на вопросы и, спрашивая, ждать и выслушивать ответы (других).

Ср. 334 Е (перевод Карпова).. Я слышал, что ты можешь, если захочешь, долго рассуждать об одном и том же предмете, так как в словах у тебя недостатка не будет, и готов научить других тому же; знаю, что ты в состоянии говорить и кратко, так что в краткости никто не превзойдет тебя. 335В. Ты умеешь сообщить свои мысли и обширно и кратко.

Платон «Менон» 91 Д.

Я знаю одного мужа Протагора, который такой мудростью нажил себе большее состояние, чем Фидий, творивший столь славно прекрасные произведения (искусства), и другие десять (знаменитых) скульпторов... Вся Греция не замечала, как Протагор развращал общавшихся о ним и отпускал их более негодными, чем принимал, (и это он делал) в течение более сорока лет. Ведь, полагаю я, он умер в возрасте приблизительно 70 лет от роду, пробыв 40 лет (в занятиях) своим искусством. И в течение всего этого времени вплоть до нынешнего дня он ничуть не утратил своей славы.

Атеней V 218 В.

Однако беседа в «Протагоре», происходившая после смерти Гиппоника, когда Каллий уже получил наследство, упоминает, что Протагор прибыл во второй раз (в Афины) несколькими днями раньше (см. Платон, «Протагор» 309 Д). Гиппоник же, бывший стратегом при архонте Эвтидеме (431 г.), выставил свое войско на стороне Никия против танагрейцев [Танагра — город в Беотии] и оказывавших им помощь беотян и победил их в сражении, умер же он до состоявшейся при Алкее (421 г.) постановки пьесы Эвполида: «Льстецы», вероятно, незадолго перед этим.... Итак, в этом драматическом произведении Эвполид выводит Протагора в качестве присутствующего, Амейпсий же в драме: «Конн», поставленной на сцене двумя годами раньше (423 г.), не включает его в хор мудрецов. Итак, ясно, что он прибыл в промежутке между этими датами. XI 505. Но однако Парал и Ксантипп, сыновья Перикла, умершего во время моровой язвы, не могли вести беседу с Протагором, когда тот во второй раз пребывал в Афинах, так как они еще раньше умерли от моровой язвы.

Ср. Евстафий 1547, 53. Передают, что Евполид выводил физика Протагора, осмеивая его в изречении: «Он, заблуждающийся грешник, хвастливо лжет о небесных явлениях, а ест то, что от земли (добывается)».

Ср. фр. 147 С. Ему (Каллию) Протагор приказал пить, чтобы он нес свои внутренности вымытыми впереди собаки.

Платон «Кратил» 385 Е.

Как говорил Протагор, высказывая (положение), что мера всех вещей есть человек (В 1), то есть, какими вещи являются мне, таковы они и суть для меня, а какими (они являются) тебе, таковы они для тебя.

Гермий «Осмеяние» 9 (Д 653).

Но стоящий на противоположной стороне. Протагор тащит меня к себе, говоря: предел и критерий вещей — человек, и вещи суть то, что подпадает под ощущение, а то, что не подпадает (под ощущение), того не существует в видах сущности.

17 Аристотель. " Метафизика" IX, 3; 1046, 29.

Некоторые, однако (например, мегарцы), утверждают, что нечто может действовать только тогда, когда оно действительно действует, когда же не действует, оно и не может действовать; например, тот, кто не строит дом, не может строить дом, а это может [лишь] тот, кто его строит, когда он его строит, — и подобным же образом во всех других случаях. Нелепости, которые следуют отсюда для них, нетрудно усмотреть. Ведь ясно, что ни один человек в таком случае не будет и строителем дома, если он сейчас дом не строит (ведь быть строителем дома — значит быть в состоянии строить дом). Подобным же образом (обстоит дело) и в отношении прочих искусств. Итак, если невозможно обладать таковыми искусствами, не учась никогда и не овладев ими, и (невозможно затем) не иметь их в своем обладании, (1047а) не лишившись когда-либо этого обладания (или вследствие забвения, или вследствие какого-нибудь несчастного случая, или от времени; конечно, не вследствие того, что само это дело погибло, ибо оно всегда есть; если, когда строитель перестанет (строить), он не будет обладать (больше) этим искусством, то как же он снова вскоре будет строить, откуда он получит (утраченную способность)? И неодушевленные (предметы) подобным же образом. Ибо и холодное, и теплое, и сладкое, и вообще все чувственно-воспринимаемое будет ничем, когда они не ощущаются. Таким образом придется применить к ним учение Протагора. Но так же ничто не будет иметь и ощущения, если оно не ощущает и не действует.

Тертуллиан «О душе» 15

(местопребывание души в сердце) также Протагор, также Аполлодор, также Хрисипп думают.

Платон «Эвтидем» 286 ВС.

Но это учение (а именно, что невозможно противоречить) я слышал уже от многих и много раз и оно всегда приводит меня в изумление. В самом деле, оно было в большом употреблении у учеников Протагора и у еще более древних (ср. Гераклит 12 А 7). Мне же (это учение) всегда представлялось каким-то странным, опровергающим и другие (учения) и самого себя.

 

Климент Стром. VI 65.

Следуя по стопам Протагора, эллины говорят, что всякому мнению противостоит противоположное мнение.

Сенека ср. 88, 43. Протагор утверждает, что о всякой вещи можно говорить за и против, равно как и об этом самом (положении, а имен но) можно ли спорить о всякой вещи за и против.

Платон «Протагор» 333 Д.

Итак... добро есть то; что полезно людям? — Точно так, клянусь Зевсом, отвечал (Протагор), хотя я называю добром, если оно и не полезно людям. 334 Д. Говоришь ли ты, Протагор, о том, что ни одному человеку не полезно, или о том, что вообще ни в каком отношении не полезно? И такую (вещь) ты называешь добром? Отнюдь нет, отвечал он, но я знаю многое, что людям не полезно; и пища, и питье, и лекарства, и бесчисленное множество других (вещей бывают иногда неполезными), иногда же полезными. Иное для людей ни полезно, ни вредно, лошадям же (оно полезно или вредно) и т. д.

Ср. Гераклит 12 В 61. Морская вода — чистейшая и грязнейшая; для рыб она питательна и спасительна, людям же негодна для питья и пагубна.

Ср. Демокрит 55 В 172. От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство (избегнуть этой опасности) — обучение плаванию.

Платон «Теэтет 162 Д.

(Протагор говорит): Благородные юноши и старцы, на собраниях вы ораторствуете, выводя на сцену богов, который я устраняю из своих речей и сочинений, (избегая говорить) о них, существуют ли они или нет.

Цицерон «О природе богов» I 24, 63. Абдеритянин Протагор... был в те времена величайшим софистом. Когда он в начале своей книги высказал следующее положение: «О богах я не могу утверждать ни что они существуют, ни что их нет», то, по постановлению афинян, он был изгнан из города и страны, и книги его были сожжены в народном собрании. 12, 29 (Д 535). И Протагор, который говорит, что у него вообще нет никакого ясного (представления) о богах, существуют ли они или не существуют, и каковы они, по-видимому, не строил никаких догадок о природе богов. Из этого же источника Филодем «О благочестии» с. 22 р. 89. Или считающие неизвестным, существуют ли какие-нибудь боги или каковы они.

Диоген из Ойноанды фр. 12. Абдеритянин Протагор по смыслу (по существу) высказал то же самое мнение, что и Диагор, но (только) воспользовался другими способами выражения, как будто стараясь избежать смелой прямолинейности его. А именно, он сказал, что не знает, существуют ли боги. Это все равно, что сказать, что знаешь, что их нет. Ср. В 4.

Платон «Кратил» 391 ВС.

(Сократ Гермогену): Софисты — это те, которым уплатив много денег, брат твой Каллий [Ср. 77 А 4 в] пользуется репутацией мудреца. А так как ты не распоряжаешься отцовским наследством, то тебе нужно приставать к брату и просить его, чтобы он обучил тебя правильности (имен) относительно этого, чему он научился у Протагора. — Вот так странной была бы моя просьба, Сократ, если «Истину» Протагора я вовсе не принимаю, а сказанное в такой истине принимал бы с любовью как представляющее некоторую ценность (Согласно этим указаниям Платона, можно думать, что в сочинении Протагора «Истина» находились филологические исследования «о правильности имен»).

Платон «Протагор» 339 А.

Я думаю, Сократ, сказал Протагор, что важнейшая часть воспитания мужа заключается в серьезном изучении поэзии. А это должно состоять в том, чтобы понимать произведения поэтов, что ими сочинено правильно и что неправильно, и также в том, чтобы уметь толковать (анализировать) их и давать объяснение вопрошающему. Следует объяснение стихов Симонида. Гном. Ватик. 743. Когда какой-то эпический стихотворец злословил Протагора за то, что тот не одобрял его поэмы, Протагор сказал: «Друг мой, мне приятнее слышать от тебя ругань, чем слушать твои поэмы».

Платон «Федр» 266 Д след.

(Сократ и Федр): Я думаю, что в начале речи следует прежде всего делать введение. Это ты называешь — не правда ли? — красою искусства. — Да. — Второе (место должно занимать) изложение (существа дела) и относящиеся к нему свидетельства, третье — доказательства, четвертое — подобия, и (затем следовать) подтверждение и вторичное подтверждение, как, помнится мне, учит самый лучший Дедал речей [Цицерон Орат. 12 Об этом, как говорят, впервые трактовали Трасимах Халкедонский и Горгий Леонтинский, затем Теодор Византийский и многие другие, которых Сократ в «Федре» называет «Дедалами речей» (художниками слова); у них многое достаточно красиво, но, как это (естественно) в первых попытках, кое-что мелочно, пестро и слишком раскрашено.]з муж из Византии. Ты разумеешь сладкоречивого Теодора? (см. 76А 30). — Ну, разумеется его. И (далее должно следовать) изобличение и новое изобличение. Это должно делать и в обвинении и в защите. Не вывести ли нам еще на сцену прекраснейшего Эвена Паросского, который первый изобрел дополнительное показание и похвалы в форме порицания. Он, говорят, порицания в форме похвалы излагал в стихах для облегчения памяти. Действительно, это был мудрый муж. Оставить ли нам в покое Тисия [Тисий — древнейший автор теории красноречия] (см. 76 А 7 и 68 А 2) и Горгия, которые открыли, что правдоподобное должно предпочитать истинному, которые силою слова делают то, что малое кажется великим и великое малым, новое древним и древнее новым, и которые нашли способ говорить обо всем и кратко и до бесконечности длинно?

Когда я как-то рассказал это Продику (см. 77А20). последний рассмеялся и сказал, что единственно ему самому принадлежит открытие искусства надлежащих речей. А именно речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими надлежащую меру. Действительно весьма умно (сказал ты), Продик. Не упомянуть ли нам и Гиппия (79 А 12)? Ведь, как мне помнится, что элеец одного мнения с Продиком. — А разве не так?

И еще как мы отметим музыку речей Пола, как, например, его повторение слов и употребление изречений и насыщенность речи образами и (все остальное) из имен Ликимния, которые тот ему подарил для придания красоты речи? — А у Протагора, Сократ, разве не было чего-то в том же роде? У него, дитя мое, так называемая орфоэпия и много других прекрасных вещей. Что же касается речей жалобных и уносящих (нашу мысль) к старости и бедности, то в искусстве таких речей, — мне кажется, превосходит всех сила халкедонца (Трасимаха, см. 78 В 6). Как говорят, этот муж способен также своими чарами и воспламенить гневом (слушающую его речь) народною массу и затем вновь успокоить разгневанных. И оттого-то он очень силен в том, чтобы вызвать ненависть (к кому-нибудь) и уничтожить ее. Что же касается конца речи, то, по общему мнению всех, он должен давать сводку (всего) сказанного, чему одни дают название «заключение», другие же другое наименование. Гермоген р. 239, 6 (О Поле). А именно, он, говорят, изобрел равенство членов периода. Поэтому-то. (Платон) и употребил здесь выражение «музыка речей», так как кажется, он (Пол) очень украшал свою речь красивыми выражениями. «Повторение» же (означает) то же самое говорить дважды, как, например: «увы! увы! ». [Примечание. Шпенгель понимает под «музыкой» речей Пола исоколы (равночленные периоды) и антитезы, Гейндорф «двойные имена», Норден «имена, гармонически составленные»].

Гермоген 239, 12. Ликимний научил Пола некоторым разделениям имен, как-то: какие имена собственные, какие сложные, какие родственные, какие эпитеты, и многому другому, относящемуся к красноречию.

В. ФРАГМЕНТЫ

«И с т и н a» или «Ниспровергающие речи» Протагора [Заглавие напоминает сочинения Парменида (18 В I), Антифонта (80 В I), Антисфена и Симмия].

 

С. (Сократ).

Прочее сказанное им очень нравится мне, как, например, что кажется, каждому, то и есть. Но' началу его речи я удивился: почему в начале своей «Истины» он не сказал, что мера всех вещей есть, свинья или кинокефал или какое-нибудь другое, еще более странное из обладающих ощущением (существ)? Тогда бы начало его речи прозвучало для нас великолепно и весьма презрительно, поскольку оно показывало бы, что, между тем как мы чтим его за мудрость, словно бога, он на самом деле оказывается по мудрости нисколько не лучше головастика, не говоря уже о ком-либо из людей. Ср. А 21.

Приводим фр. 1 в других переводах. (Пер. Н. Брюлловой-Шаскольской). Человек — мерило всех вещей, именно для существующих мерило бытия, для несуществующих — небытия., (Пер. И. Ягодинского). Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют.

На ошибочность подобного перевода указывает Г. Дильс, отмечая, что союз здесь имеет значение, «что», а не «как».

(Пер. Ганса Гейслера). Человек есть мера вещей, существующих, как они существуют, и несуществующих, как они не существуют.

Переиначивая таким образом изречение Протагора, Г. Гейслер без оснований делает Протагора антропологистом, отрицающим существование бытия вне субъекта.

«О сущем»

[Тождество этого сочинения с «Истиной» предполагают Бернайс и Т. Гомперц].

 

Платон «Софист» 232 Д Е.

А что касается всех искусств в целом и каждого из них в отдельности, то все возражения, какие должно сделать о них каждому отдельному мастеру по его специальности, всякий желающий им научиться может найти их рассеянными в опубликованных сочинениях. — Ты, кажется мне, имеешь в виду Протагоровы сочинения о борьбе и о прочих искусствах [Из этого места «Софиста» Платона, говорящего о возражениях против искусств, Т. Гомперц сделал вывод, противоположный тому, что здесь говорится, а именно, будто Протагор написал общую апологию искусств. Гомперц усматривает здесь намек на псевдогиппократово сочинение «Об искусстве», которое он без достаточных оснований приписывает Протагору]... 233 Д. Как же кто-нибудь, сам не зная, мог бы когда-либо говорить что-нибудь здравое (дельно) противоречить знающему-то? Никак (это невозможно).

 

А. «О государстве»

[В существовании Протагорова сочинения «О государстве» усомнился уже Ритер.

Это заглавие Бернайс переводит «Об избрании на.государственную должность" Иногда переводят «О первоначальном состоянии мира». Т. Гомперц, полагая, что заглавие относится к подражанию Платона Протагору (С I), предложил перевод «О начатках человеческого общества». Ср. Демокрит 55 В 278.] См. А. 1 § 55 и В 5

 

В. «О честолюбии»

См. А 1 § 55

 

Г. «О добродетелях»

См. А 1 § 55

 

Е. «Повелительное слово»

См. А 1 § 55

 

Ж. «Тяжба о плате»

См. А I § 55 к ср. А I § 56 и В 6

 

З. «О том, что в Аиде»

[Или «О тех, кто в Аиде». Это сочинение приписывается также Демокрит Вероятно, здесь смешение двух абдеритян] См. А I § 55 и ср. Демокрит 55 В и след. 8и По мнению Теодора Гомперца, Протагор был автором сочинения «Об искусстве», вошедшего в Гиппократов Сборник. Немецкий перевод его с введением и комментариями Т. Гомперца 1890; Русский перевод В. И. Руднева в сборнике «Гиппократ. ' Избранные книги». 1936, стр. 127-141. Неизвестно из каких сочинений

 

Стобей III (Флор) 29, 80.

Протагор говорил, «что и теория искусства без практики (упражнения) и практика без теории есть ничто».

 

III. КСЕНИАД (75)

IV. ГОРГИЙ (76)

А. Жизнь и учение

 

А. Аристофан «Птицы» 1694.

Есть в Фанах [Мыс и гавань на юге Хиоса] у клепсидры лукавый род, состоящий из кормящих себя языком [О продажных ораторах], которые своими языками сеют, жнут, собирают плоды и срывают смоквы [Игра слов: по-гречески одно к тоже слово значит «срывают смоквы» и «ябедничают», «клевещут»]. Варвары родом- Горгий и Филиппы, и из-за этих-то кормящихся (своим) языком Филиппов всюду в Аттике отрезывают язык.

 

Аристофан «Осы» 420.

О Геракл! Они и жала имеют. Разве не видишь, господин? -Которыми они погубили на суде Филиппа, ученика Горгия.

 

Павсаний VI, 17, 7 след.

И Горгия Леонтинского можно увидеть. Эвмолп, внук Диекрата, бывшего в супружестве с сестрою Горгия, сообщает, что он пожертвовал изображение (Горгия) в Олимпию (8). Этот Горгий был сын Харманида.

Передают, что он первый восстановил занятие ораторским искусством, на которое вовсе перестали обращать внимание и которое едва не пришло в забвение у людей. Говорят, что Горгий прославился благодаря своим речам на Олимпийском празднике и что он достиг старости одновременно с Тисием у афинян. (9). Но большого почета, чем он, достиг у афинян Горгий.

Ясон, бывший тираном в Фессалии (380--370 г.г.), переманил к себе этого мужа, желая лишить училище Поликрата в Афинах наивысшей славы, которой оно пользовалось. Прожил он (Горгий), говорят, 105 лет. Х 18 7. В Дельфах имеется позолоченное изображение, подношение Горгия из Леонтии, изображен сам Г оргий. Ср. Атеней XI 505 Д и (Дион) 37, 28.

 

А. Платон «Апология» 19. Е.

Это мне (Сократу) кажется прекрасным делом, если бы кто-нибудь был способен воспитывать людей так, как Горгий Леонтинский [Это доказывает, что Горгий мыслится продолжающим свою деятельность еще в 399 г.], Продик Хиосский и Гиппий Элейский.

 

Элиан XII 32.

Молва идет, что Гиппий и Горгий выступали в пуpпуровых одеждах.

 

Аполлодор (фр. 39)

Горгий прожил 109 лет.
Олимпвдорэ к «Горгию» Платона S. 112. Во-вторых, мы скажем, что н это самое время жили Сократ, (родившийся) в третьем году 77 олимпиады (470-469 г.), и Эмпедокл пифагореец, учитель Горгия, часто бывший у него.

Горгий написал весьма изысканное сочинение «О природе» в 84 олимпиаду (444-441 г.). Таким образом Сократ был старше его на 28 лет. Иначе говорит Платон в «Теэтете» (183 Е), (а именно), что «будучи (еще) совершенно юным, я (Сократ) встретился с Парменидом, который был (уже) очень старым, и я нашел (в нем) мужа величайшей глубины (мысли)». Этот Парменид был учителем Эмпедокла, учителя Горгия. И Горгий был (тогда уже) довольно пожилым. Ибо, как передают, он умер 109 лет от роду, так что они были современниками. См. ниже 76 А.

 

Атеней XII 548 С Д.

О Горгий Леонтинском говорит сам Клеарх в восьмой книге своих «Жизнеописаний», что благодаря воздержной жизни он прожил в здравом уме почти 80 лет [Текст испорчен. Вместо «80» Вильямовиц предлагает читать «110» или «100»]. И когда его кто-то спросил, благодаря какому образу жизни он так хорошо в (полном) обладании умственными силами прожил столь долгое время, он ответил: «так как я никогда ничего не делал ради удовольствия». Димитрий же Византийский в четвертой (книге) «О сочинениях» говорит, что, будучи спрошен о причине, почему он прожил более 100 лет. Горгий сказал: «потому что я никогда ничего не делал ради другого (? )» [Кайбель и Майнеке исправляет: «ради желудка», Тукке: «ради любовных дел].

Стобей флор. IV 37, 21. На вопрос, благодаря какому образу жизни он достиг глубокой старости, Горгий сказал: «вследствие того, что я никогда ничего для удовольствия не ел и не делал».

 

Цицерон, «Катон» 5, 13.

Учитель его (Исократа) леонтинец Горгнй прожил 107 лет и никогда не делал перерывов в своих занятиях наукой и в своей работе. Когда его спрашивали, почему ему хочется так долго жить, он отвечал: «Потому что мне не в чем упрекать старость».

 

Квинтилиан III 1, 8 след.

Древнейшие писатели по теории искусств - сицилийцы Коракс и Тисий, за ними следовал уроженец того же острова Горгий Леонтинский, ученик, как передают, Эмпедокла. Вследствие весьма продолжительной жизни (а именно, он прожил 109 лет) Горгий пользовался славой одновременно со многими (лицами) и поэтому он являлся соперником и тех, о которых я выше сказал, и пережил Сократа.

 

Элиан «Пестрая история» 11.

Горгий Леонтинский, будучи, у предела жизни и находясь (уже) в преклонном возрасте, сильно захворал какой-то болезнью и лежал, погружаясь слегка в сон. Когда же кто-то из близких пришел навестить его и спросил, что он делает, Горгий отвечал: «Сон уже начинает передавать меня своему брату».

 

А. Атеней XI 505 Д.

Передают, что Горгий, прочитав носящий его имя диалог, сказал своим друзьям: «Ну и мастер же Платон зубоскалить».

 

Квинтилиан Инст. 111, 1, 13.

За ними последовали многие (другие), но самым славным из слушателей Горгия был Исократ. Хотя насчет того, кто был наставником Исократа, у писателей нет единогласия, однако, мы верим Аристотелю. Ср. А 12.

 

Исократ 15, 155 след.

Составивший себе весьма крупное состояние леонтинец Горгий жил в Фессалии в то время, когда (эта страна) экономически наиболее процветала во (всей) Греции. (Там) он прожил наибольшую часть своей жизни и (там) был занят этим своим обогащением (156). Впрочем, он не имел постоянного местопребывания ни в одном городе, не делал трат на общественные дела и не должен был платить налогов и, кроме того, он не был женат и не имел детей, но был свободен и от этой общественной повинности, которая является самой длительной и требующей наибольших издержек. Настолько превзойдя (всех) остальных в отношении накопления богатств, он оставил после себя одних только статеров (золотых монет) тысячу.

 

Платон «Менон» 70 А В.

Менон! Раньше фессалийцы славились среди греков и служили предметом их восхищения за искусство в верховой езде и богатство, а теперь, как мне кажется, они славятся и мудростью; ныне граждане Лариссы нисколько не хуже твоего приятеля Аристиппа. Этим вы обязаны Горгию. И в самом деле, прибыв н ваш город, он завербовал в любители мудрости самых первых (по знатности лиц) из дома Алевадов, к которому принадлежит твой друг Аристипп, а также из прочих фессалийцев. Он-то и привил вам эту привычку самоуверенно с треском отвечать, какой бы вопрос кто бы ни задал, как подобает знающим. Так и сам он предлагал каждому желающему из греков задавать какие угодно вопросы и никому не отказывал в ответе.

 

Платон «Горгий» 447 С.

Я хочу узнать у него, какова сила его искусства и что собой представляет то, о чем он объявляет и чему учит. (Всякую) же другую тему пусть он, как ты говоришь, отложит на другой раз. - Всего лучше спросить его об этом, Сократ. Ведь и для него самого это было одним из предметов его похвальбы. В самом деле, нынче же он предлагал всем, бывшим в доме, спрашивать его о чем кому угодно, и вызывался отвечать на все вопросы. 449 С. (Горгий говорит). Опять же и это является одним из тех (моих достоинств), о которых я говорю, (а именно), что о том же самом (предмете) никто не сможет сказать короче, чем я. - Это-то (сейчас) и нужно, Горгий. Покажи мне себя в этом - в уменьи говорить кратко: что же касается уменья говорить пространно, то (это отложим) до другого раза.

 

Платон «Менон» 95 С.

Я люблю Горгия, Сократ, больше всего за то, что от него никогда не услышишь подобного обещания (т.е. обещания быть учителем добродетели); напротив, он и над другими смеется, когда слышит (такого рода) обещания. Но, но его мнению. можно и должно учить прекрасно говорить («сделать мастерами слова»).

 

Платон «Горгий» 456 В.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь