Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Аристотель «Политика» III 2 1275 в 26.
(Определение права гражданства). Горгий Леонтинский. с одной стороны, может быть, не зная (как определить), с другой стороны, иронизируя, сказал, что подобно тому как чаны суть дело рук изготовляющих их мастеров, так и ларисяне - дело рук демиургов [Демиурги - должностные лица в Лариссе, имевшие право давать право гражданства]. Ибо существует такая профессия - делатели ларис [Лариссы - особый вид котлов. Делатель котлов здесь ставится рядом с делателями чанов, и благодаря игре слов ларисские демиурги представляются делателями котлов. Нам кажется натяжкой тот смысл, который дает последней фразе С.Жебелев в своем переводе: «Дело в том, что среди этих последних (демиургов Лариссы) некоторые занимались изготовлением ларис». Ридгеуэй вовсе вычеркивает эту фразу Здесь уместно привести следующие исторические данные. В 404 г. город Лариссу в Фессалии постигла катастрофа. Войска его были разбиты Лнкофроном и затем были завербованы Аристиппом (вероятно, который упоминается в диалоге Платона), и приведены к Киру Меноном].
Платон «Горгий» 447 С. Я хочу узнать у него, какова сила его искусства и что собой представляет то, о чем он объявляет и чему учит. (Всякую) же другую тему пусть он, как ты говоришь, отложит на другой раз. - Всего лучше спросить его об этом, Сократ. Ведь и для него самого это было одним из предметов его похвальбы. В самом деле, нынче же он предлагал всем, бывшим в доме, спрашивать его о чем кому угодно, и вызывался отвечать на все вопросы. 449 С. (Горгий говорит). Опять же и это является одним из тех (моих достоинств), о которых я говорю, (а именно), что о том же самом (предмете) никто не сможет сказать короче, чем я. - Это-то (сейчас) и нужно, Горгий. Покажи мне себя в этом - в уменьи говорить кратко: что же касается уменья говорить пространно, то (это отложим) до другого раза.
Платон «Менон» 95 С. Я люблю Горгия, Сократ, больше всего за то, что от него никогда не услышишь подобного обещания (т.е. обещания быть учителем добродетели); напротив, он и над другими смеется, когда слышит (такого рода) обещания. Но, но его мнению. можно и должно учить прекрасно говорить («сделать мастерами слова»).
Платон «Горгий» 456 В. Много раз случилось мне (Горгию) с братом (врачем Геродиком см. А 2 а) и другими врачами навещать какого-нибудь больного, который либо не хотел пить лекарства, либо не позволял врачу делать операцию или прижигание. В то время, как врач не мог убедить (больного), мне это удавалось при помощи не другого (какого-либо) искусства, а (именно) реторики. Аристотель «Реторика» III. 3.1406 в 14 [Речь касается греческого мифа о превращении дочери афинского царя Пандиона Прокны в ласточку]. Обращение Горгия к ласточке, (сказанное им), когда она, пролетая, испустила на него нечистоту, всего более подходило бы для трагических (метафор), а именно он сказал: «Стыдно, Филомела! ». Ибо (такой поступок) для совершившей его птицы не позорен, а для девушки постыден. Итак, его упрек был уместен в отношении того, чем она была раньше, но не относительно ее настоящего состояния.
Филострат. Жизнь софистов. I введение. Горгий, осмеивавший Продика за то, что тог повторял старое и много раз сказанное, пользовался (всяким) удобным случаем (для этого). И у него (самого) не было недостатка в недоброжелателях. Так, был в Афинах некто Хайрефон. Этот Хайрефон, желая задеть важность Г оргия, оказал: «Почему, Горгий, бобы вздувают желудок, а огня не вздувают? » Тот же, нисколько не смутившись (заданным) вопросом, ответил: «Этот вопрос я предоставляю тебе самому обдумать, я же давно знаю, что для таких (как ты) земля производит зонтичные растения» [Из которых обычно делали палки и трости]
Платон «Федр» р. 267 А (см. выше 24 А 26).
Цицерон Брут 12, 47. Общие места (см. 74 В 6); то же самое сделал Горгий, когда о каждой вещи в отдельности сочинил и похвалы и порицания, так как он полагал, что особенно характерно для оратора умение возвеличивать (любую) вещь похвалою и опять ее же ниспровергать порицанием.
Платон «Филеб» 58 А. Я слышал часто, как Горгий (утверждал, что искусство убеждать (людей) много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению.
Цицерон «Об изобр.» 5, 2. Горгий Леонтинский, один из древнейших ораторов, полагал, что оратор может говорить о всех вещах самым лучшим образом.
Платон «Горгий» 450 В. (Горгий говорит). Вся наука прочих искусств касается, так сказать, работы рук и тому подобных занятий, искусство же реторики вовсе не есть такое «рукоделие» [«ремесло»], но вся (относящаяся к ней) деятельность и «исполнение» совершается посредством речей. Поэтому, определяя реторику как искусство о речах, я говорю правильно. Так я утверждаю.
Олимпиодор к этому месту р. 131. Знатоки стилисты считают неупотребительными два (употребленных здесь) выражения: «рукоделие» и «исполнение». Ибо на самом деле так не говорят. Итак, мы говорим, что, так как говорящим (лицом в диалоге) является Горгий, то он (Платон) высказывает от его имени (эти) выражения, которые являются местными (особенностями языка). Дело в том, что Горгий был леонтинец.
Платон «Горгий» 453 А. Поскольку я понимаю, ты, Горгий, говоришь, что реторика есть «творец убеждения» и что все ее дело и ее сущность сводится к этому. 455 А. Итак, как видно, реторика есть творец убеждения, представляющего собой предмет (простой) веры, а не предмет науки, обучающей тому, что справедливо и что несправедливо". Аристотель «Реторика» III. 1. 1404 a 24. А так как поэты, говоря об обыденных (вещах), казалось, приобрели себе такую (т. е. которой они теперь пользуются) славу благодаря (особенному) способу выражения, то вследствие этого (и в ораторском искусстве) сперва появился поэтический стиль, как, например, язык Горгия. Да и теперь еще многие из необразованных (людей) думают, что такие (ораторы) говорят прекраснейшим образом. Сириан на Гермогена I 11, 20. Горгий перенес в политические речи поэтический способ выражения, считая, что оратор не должен быть подобен простым людям. Лисий же наоборот и т. д. Цицерон Орат. 12, 39. Говорит, впервые стал трактовать о них (об антитезах, парисосах и т. д.) Трасимах Халкедонский и Горгий Леонтинский, затем Феодор Византийский и многие другие, которых Сократ в «Федре» называет» «Дедалами речей» (художниками слова) Ср. 74 А 26. Цицерон Орат. 49, 165. Мы слышали, что в исследовании этой стройности (речи) первым был Горгий. Цицерон Орат. 52, 175 (Такт). Первым изобретателем был Трасимах, все сочинении которого являются даже чересчур подчиненными мере. Ибо присоединение равного к равному и сходные окончания, я также отнесение противоположного к противоположному, (все эти приемы), которые сами собою, хотя бы ты (сознательно) этого не старался делать, производят почти всегда мерное падение речи, впервые изобрел Горгий, но ими он пользовался слишком неумеренно. 176. Горгий же имел слишком сильную страсть к этому роду (ораторских украшений) и чрезмерно злоупотреблял этими «забавами» (ибо так он сам их расценивает). Правда, когда Исократ в юности слышал Горгия, бывшего тогда, уже стариком, последний пользовался (выше указанными приемами) уже более умеренно. Дионисий Ис. 19. Принимая во внимание, что никто не был лучше Исократа в отношении) поэтических прикрас, высокого парения и торжественности речи, я намеренно упустил тех, которые, как мне известно, имели меньший успех в этих видах (речей). При этом я принимал в соображение, что Горгий Леонтинский сходит со старого пути и бывает часто ребяческим. Атеней V 220 Д. Его (Антисфена) диалог «Политик» заключает в себе краткое обозрение всех афинских демагогов, а (диалог) «Архелай» (упоминает) оратора Горгия. Климент Стром. VI. 26. Мелесагора обворовали ученые Горгий Леонтинский и Эвдем Наксоский и после них Бион с (острова) Прохоннеса. В. ФРАГМЕНТЫ «О несуществующем» или «О природе» Горгия I. Исократ 10, 3. В самом деле, разве кто-нибудь мог бы превзойти Горгия, дерзнувшего говорить, что ничто из существующего не существует, или Зенона, пытавшегося доказывать, что одно и то же возможно и, наоборот, невозможно? 15, 268. Учения древних софистов, из которых один сказал, что бытие по количеству бесконечно... Парменид и Мелисс (что бытие) едино, Горгий же (что) совершенно нет никакого бытия. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 927; Нарушение авторского права страницы