Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аристотель «О софистических опровержениях» I, 165, а 21. А



Именно, софистика есть мудрость кажущаяся а не подлинная, и софист (это-человек), умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости.

II. ПРОТАГОР (74) А. Жизнь и учение

Диоген, IX. 50 сл.

Протагор, сын Артемона или, как (сообщают) Аполлодор и Дейнон в V книге «Персидских войн», сын Майандрия, (происходил) из Абдеры, как сообщает Гераклид Понтийский в сочинении: «О законах». Последний также говорит, что Протагор написал законы для города Фурий [В Южной Италии]. А как говорит Эвполид в «Льстецах», (Протагор был родом) из Teoca [Город в Малой Азии]. А именно он пишет: «В доме находится Протагор из Теоса». Он и Продик из Кеоса [Один из Цикладскнх островов] читая доклады, собирали приношения. И Платон в «Протагоре» (316 А) говорит, что Продик обладал сильным низким голосом. Протагор был учеником Демокрита. Последний был прозван «Мудростью», как говорит Фаворин в «Истории разных вещей».

(51)

Он первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения противоположных друг другу. Из них он составлял диалог, первый применив тот. (способ изложения). В одном своем сочинении он сделал следующее начало (следует фрагмент В 1). Он говорил, что душа есть ни что иное, как ощущение. Это о нем сообщает Платон в «Теэтете» (152 след.). И (еще он говорил), что все истинно. И в другом своем сочинении он начинает изложение следующим образом: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет».; и т. д. (следует фрагмент В 4).

(52)

За это вот начало своего сочинения он был изгнан афинянами.

И книги его они сожгли (публично) на площади, собрав их через глашатая у всех, у кого они были. Он первый стал взимать плату (за учение) (и взимал ее в размере) ста мин. И он первый определил времена (глагола), объяснил значение наклонения, ввел словесные состязания (диспуты) и привлек в рассуждения софизмы. И оставив рассуждение (по существу), он развил (чисто) словесное красноречие и породил современный поверхностный род эристиков. По этому поводу и Тимон говорит о нем: «Протагор, сцепившийся (с противником), большой мастер спорить» (фр. 47 Д).

(53)

Он также первый стал применять сократический род рассуждений. И учение Антисфена, пытавшегося доказать, что невозможно противоречить, он первый высказал, как (об этом) говорит Платон в «Эвтидеме» (286 С). Также он первый показал способы выведения умозаключений в отношении поставленных тем, как сообщает диалектик Артемидор в сочинении: «Против Хрисиппа». Также он первый изобрел так называемые «плечи», на которых носят, тяжести, как сообщает Аристотель в сочинении: «О воспитании«. Дело в том, что он был (в начале) носильщиком, как и Эпикур где-то говорит [Атеней, VIII p. 354 С. В том же самом письме Эпикур говорит, что софист Протагор из носильщика корзин и дров стал сперва писцом у Демокрита. Вызвав у последнего удивление (к своим способностям) по поводу какого-то особенного способа увязки дров, он был взят им к себе и обучался в какой-то деревне чтению и это положило начало его устремлению к занятиям софистикой], и возвысился (из этого состояния) благодаря тому, что Демокрит обратил внимание на то, как (искусно) он увязывал дрова.

Он первый разделил речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ и приказание.

(54).

(Другие же делят на семь видов: повествование, вопрос, ответ, приказание, выражение желания, просьбу и призыв). И эти виды он назвал «корнями речей». Алкидам же говорит о (следующих) четырех видах речи: повествовании, ответе, вопросе и приветствии. Первым из своих произведений он (Протагор) прочитал сочинение «О богах», начало которого мы выше привели. Прочитал же (он его) в Афинах в доме Эврипида или, как говорят некоторые, в доме Мегаклейда. Другие (говорят, что) в Лицее, причем он поручил чтение своему ученику Архагору, сыну Теодота. Обвинил же его Пифодор, сын Полидзела, один из четырехсот. Аристотель же говорит, что (это сделал) Эватл (см. В 6).

(55)

[Перечень сочинений Протагора у Диогена Л. с пробелами. Отсутствуют в нем главные его сочинения. Это объясняется не тем, что эти сочинения рано погибли или, будучи изъяты, не попали в книжную торговлю. Просто мы имеем изъян в тексте Диогена Лаэрция, из перечня которого сохранился лишь конец]. Сохранились следующие его книги: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», «О государстве», «О честолюбии», «О добродетелях», «О начатках человеческого общества», «О том, что в Аиде», «О поступающих несправедливо с людьми». «Повелительное олово», «Тяжба о плате», «Прений» две книги. Вот каковы у него сочинения.

Написал и Платон на него диалог. Филохор сообщает, что, когда он плыл в Сицилию, корабль потонул. И на это же намекает Эврипид в «Иксионе» [Пьеса была поставлена в 410-8 г.]. Некоторые (говорят), что он скончался в пути, прожив около 90 лет.

(56)

Аполлодор же говорит, (что он прожил) 70 лет, был софистом 40 лет и расцвет его сил (акмэ) пришелся на 84 олимпиаду (444-1).

Следует эпиграмма Диогена.

Рассказывают, что однажды он потребовал (судом) платы у своего ученика Эватла и, когда тот сказал: «но я еще ни разу не одержал победы», он (Протагор) сказал: «Но; если я выиграю дело, то мне должно будет получить (плату) за то, что я победил. Если же ты (выиграешь дело), то (я должен получить плату) за то, что ты победил (ср. В 6).

Был и другой Протагор астроном, на которого Эвфорион написал надгробное стихотворение. И третий (носивший имя Протагора) — философ стоик».

Филострат «Жизнь софистов», I, 10, 1 сл.

Софист Протагор из Абдеры, ученик Демокрита, случайно был (в то время) у себя на родине и во время похода Ксеркса на Грецию он завел знакомство о персидскими магами. Ибо отцом его был Майандрий, (человек) выделявшийся во Фракии своим богатством; он принимал у себя (в доме) Ксеркса и в благодарность за сделанные подарки получил от него разрешение на то, чтобы маги занимались с его сыном. Дело в том, что персидские маги не обучают неперсов без (особого) разрешения царя.

(2)

Что же касается того, что он говорил, что не знает, существуют ли боги или нет, то, мне кажется, эту апорию (неразрешимое затруднение) Протагор взял из персидского воспитания. Дело в том, что маги обращаются к помощи богов тайно, между тем как явное учение о божестве они разрушают, не желая, чтобы казалось, что они имеют силу от него.

(3)

За это-то (высказанное Протагором мнение) он был изгнан афинянами из материка, как (сообщают некоторые) по суду, а, согласно другим, по постановлению народного собрания без суда. Удаляясь из материка на остров и остерегаясь афинских триер, рассеянных по всем морям, он утонул, плывя на маленькой легкой ладье. Он первый ввел (практику) вести ученую беседу за плату, и первый внушил эллинам, что это дело не заслуживает презрения. Ибо то, чем мы занимаемся с затратами на это, то мы любим больше, нежели то, что (достается нам) даром. Зная, что Протагор излагает (свои мысли) торжественно, и что он склонен к напыщенности и слишком многословен, Платон охарактеризовал его манеру изложения в длинном мифе (С 1).

Гесихий Ономатол, у схолиаста к Платону «Государство» 600 С.

Протагор, сын Артемона, из Абдеры. Он был носильщиком, но, случайно познакомившись с Демокритом, стал заниматься философией и обратился к ораторской деятельности. Он первый изобрел эристические речи и стал взимать плату с учеников в размере 100 мин. Поэтому то он и был прозван «Платная речь». Его учениками были оратор Исократ и Продик Кеосский. Книги его были сожжены афинянами. Дело в том, что он писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют» (В 4). На него сочинил диалог Платон. Плывя в Сицилию, он вследствие кораблекрушения утонул в 70 от роду, пробыв учителем мудрости 40 лет.

Апулей Флор. 18.

Протагор, который был софист весьма много знающий и весьма красноречивый, (стоящий) наравне о первыми изобретателями реторики, соотечественник и современник физика Демокрита (от последнего, он получил и учение), так вот этот Протагор, говорят, заключил со своим учеником Эватлом безрассудный договор на слишком большое вознаграждение и т. д. (Ср. В 6.)

Платон. «Протагор», 317В.

(действие происходит около 431 г.). Протагор: «Я иду совершенно противоположным путем, чем они (замаскированные софисты, как Орфей), и (открыто) признаю, что я софист и воспитываю людей... Хотя много лет я уже занимаюсь этим искусством. И вообще мне уже много лет. Из всех вас нет ни одного, кому бы я по возрасту не годился бы в отцы... 318 А. Юноша, если ты станешь моим учеником, то, пробыв со мной день, ты вернешься домой, сделавшись лучшим, и на следующий день (будет) то же самое; и каждый день ты будешь становиться все лучшим и лучшим. 318Е. Ведь другие приносят вред юношам. Тогда как юноши бегут от наук, они против их желания заставляют их заниматься науками, уча их арифметике, астрономии, геометрии и музыке (при этом он взглянул на Гиппия); приходящий же ко мне будет учиться только тому, ради чего он пришел (ко мне). Наука, (которую я преподаю), есть мудрость в домашних делах, (то есть), как наилучше управлять своим собственным домом, и (мудрость) в государственных делах, (то есть) как искуснее всего действовать и говорить в отношении государственных дел... 319 А. (Сократ): Правильно ля я понимаю тебя? Ты, кажется мне, говоришь о политике и обещаешь сделать своих учеников добрыми гражданами. Вот именно, Сократ, сказал он, это самое обещание я и даю 319 А. Ты публично во всеуслышание перед всеми зллинами назвал себя софистом, учителем науки и добродетели, и первый стал требовать за это вознаграждения.

Платон «Протагор» 328 В

(Говорит Протагор). Поэтому я установил следующий способ уплаты денег. А именно, после того как кто-нибудь у меня кончил курс учения, если он желает, уплачивает назначаемую мною сумму денег; если же он не хочет (платить столько), то, отправившись в храм и поклявшись, во что он оценивает (полученные от меня) знания, столько и вносит.

Платон «Протагор» 329 В.

Протагор, оказывается, способен произносить прекрасные длинные речи; равным же образом, в случаях, в которых уместна краткость речи, он умеет и кратко отвечать на вопросы и, спрашивая, ждать и выслушивать ответы (других).

Ср. 334 Е (перевод Карпова).. Я слышал, что ты можешь, если захочешь, долго рассуждать об одном и том же предмете, так как в словах у тебя недостатка не будет, и готов научить других тому же; знаю, что ты в состоянии говорить и кратко, так что в краткости никто не превзойдет тебя. 335В. Ты умеешь сообщить свои мысли и обширно и кратко.

Платон «Менон» 91 Д.

Я знаю одного мужа Протагора, который такой мудростью нажил себе большее состояние, чем Фидий, творивший столь славно прекрасные произведения (искусства), и другие десять (знаменитых) скульпторов... Вся Греция не замечала, как Протагор развращал общавшихся о ним и отпускал их более негодными, чем принимал, (и это он делал) в течение более сорока лет. Ведь, полагаю я, он умер в возрасте приблизительно 70 лет от роду, пробыв 40 лет (в занятиях) своим искусством. И в течение всего этого времени вплоть до нынешнего дня он ничуть не утратил своей славы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь