Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формирование белорусов как самобытной этнической общности
Этническая общность, этнос – исторически сложившаяся устойчивая группировка людей - племя, народность, нация – на определённой территории и хар-ризующаяся сущностью языка, быта, культуры, черт психики и сознания, отражающаяся в едином названии и представлении об общности происхождения. Начало формированию бел.народности было положено в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и др.княжеств. Вхождение бел.земель в состав ВКЛ создало условия для дальнейшего формирования бел.народности. Необходимость совместного противостояния агрессии крестоносцев и монголо-татар и вхождение бел.земель в состав ВКЛ, способствовало преодолению феодальной раздробленности, ликвидации локальной замкнутости отдельных территорий, укреплению связей между отдельными территориальными частями населения Беларуси, его консолидации и интеграции с соседними народами. Экон.основой образования бел.народности являлся рост товарно-денежных отношений, развитие внутреннего рынка. Увеличение торгово-ремесленного населения в городах и местечках, усиление связей между ними содействовало консолидации городского населения в сословие мещан. Все это сказалось на развитии общности соц.-экон.жизни, языка, культуры и др.признаков, к-рые хар-ризуют народность. Положительное влияние на формирование бел.народности оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В 14-16вв. завершилось формирование основ.сословий бел.народности. Окончательно сложилось сословие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основ.же массу населения представляли крестьяне и ремеслянники-бедняки, к-рые и составили основ.ядро формировавшейся бел.народности. Важную роль в формировании бел.народности сыграл религиозный фактор. Подавляющее большинство бел.народа оставалось православным, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания. В процессе формирования бел.народности определились основ.особенности ее хозяйственного и общественного быта, материальной и дух.культуры. Постепенно сложился менталитет бел.народа, для к-рого было хар-рным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, доброта, мягкосердечность, мудрость, совестливость, трудолюбие. С 13в. язык населения Беларуси начинает отличаться как от древнерусского языка, так и языков русской и украинской народности. Специфические черты бел.языка появились в памятниках литературы и гос-венных актах. В 16в. он становится гос-венным. Сфера распространения церковнославянского языка сузилась, он стал употребляться только во время церковной службы. Становление белорусской национальной государственности Вопрос рассматривался буквально так: пойти либо по пути становления суверенной, независимой от др., бел.гос-венности, либо по пути создания бел.гос-ва в составе федерации равноправных нац.республик. Первый нашел свое выражение в провозглашении 9 марта 1918 г. группой участников Всебелорусского съезда 1917 г. Белорусской Народной Республики (БНР), второй — в создании 1 января 1919 г. по решению I съезда Коммунистической партии Беларуси Советской Социалистической РБ (ССРБ, БССР). С конца 1980-х гг. прошлого столетия и по настоящее время в научных и общественных кругах страны ведутся постоянные дискуссии, по поводу значения провозглашения БНР и образования ССРБ — в становлении бел.гос-венности. Одни участники полемики абсолютизируют значимость факта провозглашения БНР, умаляя при этом роль ССРБ, другие же отрицают какое бы то ни было значение БНР. Официальная концепция бел.гос-венности исходит из того, что первым реальным собственно бел.гос-вом была ССРБ (БССР), к-рая сразу же после своего образования получила признание со стороны России. Это историческое событие положило начало становлению и развитию бел.нац.гос-ва. Практическое осуществление нац.идеи, т.е. создание собственной гос-венности народа, предполагает не только провозглашение соответствующих деклараций, но и учреждение реальной системы органов власти и управления, принятие и реализацию законов гос-ва, обеспечение гос-венно-правовыми ср-вами прав и свобод граждан, признание вновь провозглашенного гос-ва др.гос-вами и прежде всего тем из них, из состава к-рого оно выделяется. Только при наличии всех этих условий рождение нового гос-ва можно считать состоявшимся. Ни само провозглашение 9 марта 1918 г. БНР, ни ее объявление 25 марта 1918 г. «незалежнаю и вольнаю дзяржавай» не было реализовано на практике. Дело фактически ограничилось учреждением центральных органов власти в лице Рады БНР и Народного секретариата. Свою юрисдикцию в этнических границах проживания белорусов БНР не осуществляла. Не была создана собственная армия, отсутствовала финансовая система, не были сформированы органы власти на местах. Фактически ф-ции «правительства» ограничивались полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и сводились к участию в решении задач в области развития культурно-образовательной сферы, местной промышленности и торговли. В специальном меморандуме бывшего председателя правительства БНР Цвикевича, направленном правительству Советской Белоруссии 20 октября 1925 г., в к-ром он сообщает решение правительства БНР о прекращении своего существования, признается, что это правительство имело «преимущественно декларативный хар-р». Провозглашение РБ – начало нового этапа в развитии бел.народа и его гос-венности В 1991г. после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее гос-во РБ. С этого момента бел.народ вступил в новый этап своего исторического развития. РБ – унитарное демократическое правовое соц.гос-во. В ходе нынешних дискуссий об устроении бел.гос-венности в новых исторических условиях было выдвинуто 3 концептуальных подхода: - совершенствование существующей бел.нац.гос-венности в рамках воссозданного в новой форме союзного гос-венного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса общества; - поиск идеала бел.гос-венности в пол.образованиях, имевших место на территории нынешней Беларуси в далеком прошлом и стремление к воссозданию того, «что было» и что «утеряно» в потоке исторических перемен; - идея взять за образец гос-венность какой-либо западноевропейской страны и учредить хар-рные для нее пол.структуры в Беларуси. И 3 подходы исходят из посылки, что более чем 2 последних столетия были либо ошибкой в историческом развитии бел.народа и его гос-венности, либо трагическим отклонением от магистрального пути развития чел-чества. Суть предложений радикального толка авторов 3 подхода сводится к упразднению в Беларуси института президентства и установлению, развитию и укреплению «плюралистической парламентской демократии». Представителей 2 подхода к бел.гос-венности принято называть национал-радикалами, а 3—либерал-радикалами. В основе проекта национал-радикалов — положение о том, что «пал.незалежнасць Беларусі была загублена», когда состоялся последний раздел Речи Посполитой. Либерал-радикалы игнорируют собственный исторический опыт бел.народа, в том числе опыт становления и развития гос-венности на землях Беларуси. Особенно ими отрицается какое-либо позитивное значение советского опыта гос-венного строительства. Стремясь воплотить в жизнь либеральную модель «минимального гос-ва», они фактически призывают белорусов встать на путь радикального разрыва со своим прошлым, со всем, что было создано народом за сотни лет исторического развития. Идеи, ценности и принципы, заложенные в ныне действующей Конституции РБ, выверены с учетом как опыта гос-венной жизни белорусов, так и позитивных достижений в гос-венном строительстве соседних с ними народов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы