Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеология и ее общественное предназначение



Идеология и ее общественное предназначение

Термин и. (учение об идеях) ввёл в научный оборот франц.экономист и пол.деятель Дестют де Траси. В своей концепции Траси рассматривал и. в широком смысле слова – система идей, призванная упорядочить и привести в единую систему науки, и в узком смысле – наука о чел-ческих способностях (чувства, память, воля) и об общих законах происхождения чел-ческих идей из чувственного опыта.

Маркс и Энгельс подошли к анализу и. с классовых позиций и отстаивали следующую точку зрения: бытие определяет сознание, а значит, в антагонистическом обществе не может быть общественного сознания, которое в равной степени соотносилось бы с интересами всех классов. Маркс противопоставлял и. науке и рассматривал её как «наивное» или «ложное» сознание. Критика идеологии использовалась для того, чтобы пролетариат, руководствуясь научным знанием, осознал своё положение и реализовал свои интересы, осуществив мировую революцию.

Итальян.социолог Парето трактовал идеологию как демагогические, теоретически оформленные ухищрения, маскирующие нелогический хар-р пол.действий.

Немец.социолог Маннгейм в и. видел способ соц.-группового мышления, создающий различные концепции соц.мира и превращающий мышление в орудие коллективного действия. Считал и. скорее заблуждением, чем ложью. Маннгейм и Ленин пересмотрели теорию научного социализма. Ленин утверждал, что из условий жизни класса стихийно возникает его психология, к-рая способствует усвоению соответствующей и. Но это не имеет отношения к пролетариату, так как его и. не возникает стихийно, а явл-ся рез-татом развития науки и прогрессивной общественной мысли. Бернштейн отстаивал положение о том, что социализм не может обладать монополией на истину, а классовая борьба представляет собой борьбу интересов, а не принципов познания.

Большого внимания заслуживает точка зрения авторского коллектива под руководством Князева, понимающая под и. социально значимую, теоретически оформленную систему идей, в к-рой отражаются интересы определённых слоёв и к-рая служит закреплению или изменению общественных отношений.

И. в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах соц.-пол.устройства общества, интересах, мировоззренческих и пол.идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах соц.-пол.поведения и действия различных субъектов п. (партий, сообществ, и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

Идеология способствует формированию и развитию пол.сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать соц.-пол.процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов

 

Функции идеологии.

Структура и. включает в себя такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент. Важнейшим компонентом системы мировоззрения и и.явл-ся убеждение. Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера чел-ка в правоту усвоенных идей. В механизмах формирования убеждений важнейшую роль играет волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деят-сти. Цепочка мировоззренческого и идеологического становления чел-ка: знания – ценности – убеждения – волю к действию.

И.включает в себя также и.-ческую деят-сть, и.-ческие учреждения, орг-ции и и.-ческие процессы.

И.-ческий процесс в Беларуси связан с жизнедеят-стью чел-ка и общества в целом и формируется как под воздействием наследия прошлого (распад СССР), так и под воздействием современных внутренних и внешних факторов.

Социальные функции идеологии:

- интегративная, поддерживающая, что ни одно соц.движение невозможно без объединяющего влияния и.на сознание и чувства людей и направляющего их действия на претворение в действительности их идеалов и целей;

- теоретическая, позволяющая создавать теоретическую модель соц.мира;

- оценочная, к-рая даёт оценку развивающимся в обществе соц., экон., пол., дух.процессам, выявляя и обосновывая ценность соц.явлений;

- образовательно-воспитательная, формирующая пол., нравственные, эстетические и иные убеждения и идеалы;

- мобилизирующая, к-рая направляет мысли, чувства, интеллект, действия на достижение поставленных целей.

Принято также выделять мотивационную, прогнозирующую, защитную, коммуникативную, соц.-преобразовательную и др.ф-ции.

Эти ф-ции определяют место и роль и.в жизни общества. Она явл-ся важнейшим соц.инструментом, к-рый помогает вырабатывать цели общественного развития, сплачивает различные соц.общности, придаёт определённый смысл соц.активности отдельных индивидов и целых соц.групп.

Идеология и мировоззрение. Теории деидеологизации и реидеологизации

И. – представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоритических взглядов и идей, а также эмоциональ-психологических ср-в, выражающих основ.соц.программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных соц.общностей и орг-ций, наций и гос-в, пол.партий и общественных движений, направляющих их деят-сть на сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

Мировоззрение – предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основ. жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и дух.событий.

Теория деидеологизации - сторонники этой концепции полагали, что и.представляет собой не соответствующую действительности интерпретацию бытия. Утверждалось, что «и. - это отчуждённая жизнь», и по этому «все и.обречены на саморазрушение».

Сторонники реидеологизации считали и. неотъемлемой частью любого общества, выполняющей значимые ф-ции. По мнению сторонников реидеологизации, общество не может длительное время успешно существовать без и., без неё оно теряет способность организованно, динамично развиваться и давать адекватные ответы на вызов истории.

 

Либерализм как идейно-политическое течение Запада

Теоретическими основами л. были учения о «естественных правах» чел-ка и категорический императив Канта и вытекающая из него концепция правового гос-ва. Л.никогда не был единой и целостной теорией. В нем существовали 2 разных подхода по отношению к ценностям. Одни считали, что л.должен быть «целостно нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничего не должно интересовать. Другие считали, что л.воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости. Несмотря на неоднозначность трактовок л., существуют устойчивые принципы, к-рые позволяют говорить об и.л.как о целостном соц.-пол.учении:

- Принцип частной собственности рассматривается в л.как основа свободы и независимости личности, соц. и дух.прогресса.

- Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы чел-ка перед любыми посягательствами на неё со стороны любого коллектива.

- Принцип конкуренции – это один из фундаментальнейших устоев. К. распространяется не только на экон., но и на все соц. и чел-ческие отношения. К., переносимая с экономики на сферу соц.жизни, разрушает чел-ческие, семейные, нравственные связи. Достижение соц.гармонии предполагает признание свободы всех индивидуумов следовать собственным представлениям о счастье. Это признание реализуется поср-вом процедурных и

институциональных механизмов.

 

Провозглашение РБ – начало нового этапа в развитии бел.народа и его гос-венности

В 1991г. после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее гос-во РБ. С этого момента бел.народ вступил в новый этап своего исторического развития. РБ – унитарное демократическое правовое соц.гос-во.

В ходе нынешних дискуссий об устроении бел.гос-венности в новых исторических условиях было выдвинуто 3 концептуальных подхода:

- совершенствование существующей бел.нац.гос-венности в рамках воссозданного в новой форме союзного гос-венного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса общества;

- поиск идеала бел.гос-венности в пол.образованиях, имевших место на территории нынешней Беларуси в далеком прошлом и стремление к воссозданию того, «что было» и что «утеряно» в потоке исторических перемен;

- идея взять за образец гос-венность какой-либо западноевропейской страны и учредить хар-рные для нее пол.структуры в Беларуси.

И 3 подходы исходят из посылки, что более чем 2 последних столетия были либо ошибкой в историческом развитии бел.народа и его гос-венности, либо трагическим отклонением от магистрального пути развития чел-чества.

Представителей 2 подхода к бел.гос-венности принято называть национал-радикалами, а 3—либерал-радикалами. В основе проекта национал-радикалов — положение о том, что «пал.незалежнасць Беларусі была загублена», когда состоялся последний раздел Речи Посполитой.

Либерал-радикалы игнорируют собственный исторический опыт бел.народа, в том числе опыт становления и развития гос-венности на землях Беларуси. Особенно ими отрицается какое-либо позитивное значение советского опыта гос-венного строительства. Стремясь воплотить в жизнь либеральную модель «минимального гос-ва», они фактически призывают белорусов встать на путь радикального разрыва со своим прошлым, со всем, что было создано народом за сотни лет исторического развития.

Идеи, ценности и принципы, заложенные в ныне действующей Конституции РБ, выверены с учетом как опыта гос-венной жизни белорусов, так и позитивных достижений в гос-венном строительстве соседних с ними народов.

Идеология и ее общественное предназначение

Термин и. (учение об идеях) ввёл в научный оборот франц.экономист и пол.деятель Дестют де Траси. В своей концепции Траси рассматривал и. в широком смысле слова – система идей, призванная упорядочить и привести в единую систему науки, и в узком смысле – наука о чел-ческих способностях (чувства, память, воля) и об общих законах происхождения чел-ческих идей из чувственного опыта.

Маркс и Энгельс подошли к анализу и. с классовых позиций и отстаивали следующую точку зрения: бытие определяет сознание, а значит, в антагонистическом обществе не может быть общественного сознания, которое в равной степени соотносилось бы с интересами всех классов. Маркс противопоставлял и. науке и рассматривал её как «наивное» или «ложное» сознание. Критика идеологии использовалась для того, чтобы пролетариат, руководствуясь научным знанием, осознал своё положение и реализовал свои интересы, осуществив мировую революцию.

Итальян.социолог Парето трактовал идеологию как демагогические, теоретически оформленные ухищрения, маскирующие нелогический хар-р пол.действий.

Немец.социолог Маннгейм в и. видел способ соц.-группового мышления, создающий различные концепции соц.мира и превращающий мышление в орудие коллективного действия. Считал и. скорее заблуждением, чем ложью. Маннгейм и Ленин пересмотрели теорию научного социализма. Ленин утверждал, что из условий жизни класса стихийно возникает его психология, к-рая способствует усвоению соответствующей и. Но это не имеет отношения к пролетариату, так как его и. не возникает стихийно, а явл-ся рез-татом развития науки и прогрессивной общественной мысли. Бернштейн отстаивал положение о том, что социализм не может обладать монополией на истину, а классовая борьба представляет собой борьбу интересов, а не принципов познания.

Большого внимания заслуживает точка зрения авторского коллектива под руководством Князева, понимающая под и. социально значимую, теоретически оформленную систему идей, в к-рой отражаются интересы определённых слоёв и к-рая служит закреплению или изменению общественных отношений.

И. в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах соц.-пол.устройства общества, интересах, мировоззренческих и пол.идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах соц.-пол.поведения и действия различных субъектов п. (партий, сообществ, и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

Идеология способствует формированию и развитию пол.сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать соц.-пол.процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов

 


Поделиться:



Популярное:

  1. В стране существует официальная государственная идеология, и любое высказывание кого-либо, выходящее из русла данной идеологии, должно пресекаться и наказываться.
  2. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.
  3. Гонение на христиан Валериана. Рождение святого Николая до выступления на общественное служение
  4. Духовная сфера общества: Общественное сознание и его структура (теоретический и обыденный уровень общественного сознания, общественная психология и идеология, формы общественного сознания).
  5. И общественное сознание в политической кампании
  6. Идеология индивидуализма и либерализма
  7. Идеология: понятие, структура, функции
  8. ИМИДЖЕЛОГИЯ КАК ИДЕОЛОГИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  9. Ключевая идеология: дополнительное измерение устойчивого величия
  10. ЛЕКЦИЯ 1. Природное и общественное в человеке.
  11. Массовое сознание, общественное мнение и социальные конфликты


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь