Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право как фактор, опосредующий политическую деятельность индивидов, организаций.
Предписания права в сравнении с нормами морали, обычаев и т.д. в наибольшей степени оказывают влияние и опосредуют политическую деятельность людей. Назначение российского права – быть ориентиром в выборе варианта поведения в политической сфере, соответствовать общенациональным, общечеловеческим интересам. Оно не выполнит этого назначения, если будет выражать преимущественно волю определенных социальных групп, клана или слоя правящей элиты. В современных условиях существенно также право субъектов политических отношений, их право на свободу объединений, свободу слова, реализацию других политических возможностей. Ценность права относительно политической системы российского общества проявляется и в иных аспектах. По-видимому, порядок, образуемый в результате действия права, отражает сочетание интересов различных групп населения, организаций, религий, наций, государственно-территориальных образований. В рамках такого порядка разрешение возможных противоречий и конфликтов обеспечивается в основном путем использования правовых предписаний. Именно это способствует созданию условий для установления мира и согласия в обществе, оптимальной координации деятельности граждан и организаций в рамках различных общественных объединений (партий, профсоюзов и др.). Очевидно и то, что предусмотренные в юридических нормах различные варианты возможного поведения индивидов и организаций в системе политических отношений, способствует их организованному взаимодействию, цивилизованным отношениям между ними. К важнейшим нормативным правовым актами, имеющим прямое отношение к правовым основам политической системы российского общества относятся прежде всего Конституция РФ. Основной Закон страны начинается главой «Основы конституционного строя», содержание которой наиболее отчетливо включает и правовые и политические моменты, влияющие на формирование и действие демократических институтов России. К тому же, названная глава включает следующие функциональные принципы политико-правовой сферы общества: а) народовластие – один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании (ч. 2 ст. 3); б) идеологическое и политическое многообразие (ч. 1 ст. 3) и др. Последнее положение принципиально значимо в связи с тем, что в современной России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной, т.е. единой, оказывающей определяющее воздействие на сознание членов общества. К тому же, политическое и идеологическое многообразие предполагает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил. Это выражается прежде всего в многопартийности, участии политических партий в избирательном процессе и др. Особо значимо то, что в условиях развитой политической системы, право призвано ограничить государственную власть, точнее ее всесилие по отношению к общественным формированиям, личности (установление строгих пределов компетенции органов государственной власти), введение и упрочение системы разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) и др. Нормы права, имеющие непосредственное отношение к политической системе общества, содержатся в Основном законе страны, в законодательных актах, конкретизирующих конституционные нормы (ФЗ «О политических партиях», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.). Нормативная основа демократического процесса России включает не только правовые нормы, отличающиеся политическим содержанием. Заметим, право не может регулировать все отношения в обществе, связанные с этим процессом. Значительные функции здесь выполняют политические нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах (ФЗ «О политических партиях») или в актах партийных организаций, общественно-политических движений и других общественных формирований. Политические нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций. Совокупность регуляторов, содержащихся в партийных документах – уставах и других актах организаций – условно подразделяется на нормы внутреннего действия и внешнего действия. Особенность первой разновидности в том, что они распространяются на членов общественной организации, закрепляются в соответствующем документе (уставе и др.), определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию, обеспечиваются предусмотренными организационными мерами. Второй вид норм (нормы внешнего действия) регулируют отношения между партиями и государством, партиями и иными общественными организациями. Эти нормы также содержатся в уставах, программах, иных актах партий, общественных организаций. Результативность действия таких норм зависит от того, насколько содержащиеся в них идеи теоретически обоснованы, поддержаны общественным мнением. Нормы внутреннего и внешнего действия представляют собой правила поведения людей в политической сфере деятельности, регулируют политические отношения граждан, различных политических институтов. 84. Социальная природа и ценность права. Ответ: В теоретико-правовой науке сложилось два основных подхода к определению социальной природы права. 1. Корпоративный (классовый) подход связывает социальную природу права с выражением воли лиц, стоящих у власти и навязыванием этой воли остальным слоям (классам) общества, в том числе посредством принуждения, насилия, подавления. При таком подходе корпоративные (классовые) интересы превалируют над общесоциальными (общечеловеческими). Данный подход к трактовке социальной природы права характерен для марксистской науки, рассматривающей право как социально-классовый регулятор общественных отношений. 2. Общесоциальный подход рассматривает право как средство достижения социального согласия и компромисса, как средство обеспечения определенного порядка общественных отношений. Право существует в неоднородном обществе, которое состоит из различных групп, слоев, классов, сословий и других социальных образований, интересы которых зачастую вступают в противоречие друг с другом. Для того, чтобы сохранить целостность, стабильность такого общества необходимо своевременно разрешать данные противоречия или хотя бы не допускать их обострения. Для достижения данной цели и создается право. Данные подходы к определению социальной природы права весьма условны, поскольку любому типу права присущи черты как корпоративности, так и общесоциальности. В связи с этим, логично предположить наличие дуализма социальной природы права. Понятие «ценность» в общесоциологическом смысле характеризует способность того или иного явления объективной действительности удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Следовательно, понятие «ценность права» раскрывает его положительную роль для общества, отдельной личности. Ценность права – это его способность служить средством удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов личности и общества в целом. В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право – это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. По мнению С.С. Алексеева, право обладает: - социальной ценностью; - инструментальной ценностью; - собственной ценностью. Социальная ценность права проявляется в том, что при помощи права: обеспечивается устойчивый порядок общественных отношений, который действует в рамках всего общества, постоянно (непрерывно во времени). Кроме того, право, благодаря своей формальной определенности, позволяет четко определить границы правомерного и неправомерного поведения. Инструментальная ценность выражается в том, что право является мощным регулятивным инструментом, посредством которого решаются разнообразные задачи, стоящие перед обществом в целом, отдельными социальными общностями, индивидами. Право устанавливает систему типовых стандартов поведения, благодаря чему выступает главным средством обеспечения организованности общественной жизни. Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который выражает важнейшие социальные ценности общества – свободу, справедливость, равенство и т.д. 85. Понятие и признаки права. Ответ: Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.). Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством. Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права: 1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей, Но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества); 2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов); 3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений); 4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью); 5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне); 6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль). При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная Сторона); 2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне не верно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает. В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности права: — классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); — общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т. п.). Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы