Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Том I. XXXI в. до н. э. — VI в. н. э.



Профессор генерал-майор Разин и его «История военного искусства»

Глава первая. Военное искусство древнейших народов

Глава вторая. Военное искусство рабовладельческой Греции

Глава третья. Военное искусство древней Македонии и эллинистических государств

Глава четвертая. Развитие военного искусства в пунических и македонских войнах в III-II веках до н. э.

Глава пятая. Развитие военного искусства в войнах народов, боровшихся с рабовладельческим Римом в I веке до н. э.

Глава шестая. Развитие военного искусства в войнах народов, боровшихся с Римской рабовладельческой империей в I-IV веках н. э.

Глава седьмая. Развитие военного искусства в войнах народов, боровшихся с Восточной Римской империей в V-VI веках

Том II. VI—XVI вв.

Введение. Феодализм и феодальный период войны [7]

Часть I. Военное искусство первого этапа феодального периода войны

Глава первая. Военное искусство вооруженной организации древних славян [33]

Глава вторая. Военное искусство вооруженной организации древнерусского государства [54]

Глава третья. Военное искусство вооруженной организации арабов и франков [108]

Глава четвертая. Военное искусство в период феодальной анархии на Руси и в Западной Европе [139]

Глава пятая. Военное искусство вооруженной организации монголов и турок [202]

Часть II. Военное искусство второго этапа феодального периода войны

Глава шестая. Военное искусство в войнах периода преодоления феодальной анархии на Руси [253]

Глава седьмая. Военное искусство в войнах периода складывания феодально-абсолютистских порядков на Руси [298]

Глава восьмая. Военное искусство в период складывания феодально-абсолютистских порядков в Западной Европе [404]

Глава девятая. Развитие военного искусства в национальных и крестьянских войнах Центральной Европы в XV — XVI вв. [478]

Глава десятая. Развитие военного искусства в войнах феодально-абсолютистских монархий Западной Европы в XVI в [538]

Том III. XVI — XVII вв

Часть I. Военное искусство периода утверждения сословно-представительной монархии в Русском государстве (XVII в.)

Глава первая. Военное искусство в войнах Русского государства на рубеже XVII в [47]

Глава вторая. Искусство вооруженного восстания в первой крестьянской войне в Русском государстве в 1606–1607 гг. [84]

Глава третья. Военное искусство в войнах русского народа за свою независимость против интервенции польско-литовских феодалов и шведов в 1607–1615 гг. [134]

Глава четвертая. Военное искусство в войнах Русского государства XVII в. [208]

Глава пятая. Военное искусство в освободительной войне украинского народа 1648–1654 гг. [288]

Часть II. Военное искусство в войнах периода первых буржуазных революция в Западной Европе (Вторая половина XVI в. — первая половина XVII в.)

Глава шестая. Военное искусство в Нидерландской войне за независимость 1567–1609 гг. [341]

Глава седьмая. Военное искусство в войнах за утверждение французской гегемонии в Западной Европе (первая половина XVII в.) [379]

Глава восьмая. Военное искусство в гражданской войне в Англии 1642–1651 гг. и в войнах за господство на море и за гегемонию в Европе во второй половине XVII в. [441]

Глава девятая. Военно-теоретическая мысль в XVII в. [518]

Часть III. Военное искусство в войнах народов Азии и Америки за свою независимость в XVI — XVII вв.

Глава десятая. Военное искусство в войнах Китая в начальный период утверждения в нем абсолютизма (XVI — XVII вв.) [577]

Глава одиннадцатая. Военное искусство в войнах государства Великих Моголов в Индии (XVI — XVII вв.) [615]

Глава двенадцатая. Военное искусство в войнах индейских народов Америки с европейскими колонизаторами в XVI — XVII вв. [645]

Глава первая.

Военное искусство древнейших народов

Возникновение военного искусства в период разложения первобытно-общинного строя

Первобытно-общинный строй. Первобытно-общинный строй — первая, самая ранняя и самая длительная ступень в историк развития человеческого общества. Средства существования люди вначале добывали путем собирания плодов, орехов, кореньев, которое стало затем дополняться примитивной охотой на мелкого зверя. Но для всего этого необходимы были совместные усилия многих людей. Человек в одиночку не мог построить себе жилище; не мог сохранить огонь. Все это требовало общего труда, в связи с чем возникла общественная собственность на средства и продукты производства, явившаяся основой производственных отношений первобытнообщинного строя.

Орудия труда первоначально представляли собой орудия охоты, которые одновременно являлись и оружием для защиты от диких зверей. Такими первыми примитивными орудиями труда в первобытной общине были палица (дубина) и копье — сначала палка с обожженным конном, а позднее с каменным наконечником.

На протяжении многих тысячелетий орудия труда совершенствовались: появились каменный топор, - пума, состоявшая из каменного шара, вшитого в кожу, и гибкой рукоятки, оплетенной ремнем, а также орудия для метания камней — праща и боласы. Основными видами производственной деятельности становились охота на крупного зверя и рыболовство.

На охоте вырабатывалось умение действовать организованной и сплоченной группой. Постепенно орудия охоты и рыболовства становились все более совершенными: были изобретены копьеметалки — метательные дощечки эскимосов и австралийцев, [15] применялись гарпуны, охотничьи каменные ножи и каменные, кинжалы. Способы охоты становились более многообразными: устраивались ловушки и западни, организовывались облавы; вырабатывались приемы массовом охоты.

Ко времени открытия европейцами Австралии племена, населявшие ее, жили небольшими самостоятельными общинами, насчитывавшими по нескольку десятков человек каждая (у австралийцев 40-100 человек, у тасманийцев не более 50 человек). Австралийское племя организационно делилось на возрастные группы. Переход из группы детей в группу взрослых сопровождался торжественными церемониями. Мнение стариков по общественным и производственным вопросам было решающим. Некоторые племена имели выборных вождей, однако власть их была незначительной. [16]

Австралийские племена занимались собиранием плодов и охотой. Каждое племя имело для этого свою территорию, границы которой взаимно уважались соседями. Конфликты из-за нарушения границ были редки.

Орудиями охоты у австралийцев были копье из твердого дерева с обожженным концом, дротик, палица и бумеранг. Дротики бросались в цель при помощи метательной дощечки — вомеры; меткость бросания дротиков была очень высокой — с дистанции 60 метров поражалась цель величиной в ладонь. Палица на охоте применялась не только для удара, но и для метания. Самым же совершенным орудием охоты австралийца был бумеранг — особая палица для метания, представлявшая собой угловатую, плоскую палку с изгибом, заставлявшим ее в полете описывать правильный эллипс и возвращаться обратно в то место, из которого она была брошена. Австралийцы очень искусно владели бумерангом.

В процессе дальнейшего развития появилось более надежное орудие охоты, которого не знали австралийские племена, — лук и стрела. С изобретением лука охота стала постоянным занятием племен. Появление шлифованного каменного топора дало возможность выделывать из цельного дерева лодки, а также вырубать бревна и вытесывать доски для постройки жилищ. Появление лодки способствовало развитию рыболовства, которое было одной из основных причин перехода от кочевого образа жизни к оседлому. Возникали поселения. Развивалось разделение труда: после разграничения труда мужчин и женщин стал дифференцироваться и мужской труд — опытные старшие мужчины были теперь заняты изготовлением орудий производства, руководили производственными и общественными делами, а группы более молодых и сильных мужчин совершали охотничьи походы. [17]

У индейских племён Бразилии лук и стрелы были главным орудием охоты. С луком индейцы Бразилии охотились как за дичью, так и за рыбой, стреляя в нее с лодки. Длина лука достигала 2½ м, длина стрелы l 1/2-2 м. Индейский стрелок попадал в цель на небольшом расстоянии. Чем выше он поднимал лук, тем дальше летела стрела.

При первобытно-общинном строе люди не только сообща добывали пищу, строили жилища, сохраняли огонь, но и решали общественные дела: спорные вопросы улаживались коллективом тех, кого они касались, — всем родом или племенем. В качестве крайнего средства иногда применялась кровная месть. Убийства были очень редки и никогда не преследовали корыстных целей.

В первобытном обществе все были свободны и равны. Отсутствие угнетения порождало у человека чувство собственного достоинства, честность, прямодушие. Все эти качества были у племен, находившихся на ступени родовой организации.

Родовой строй Энгельс назвал удивительной организацией. «Без солдат, жандармов и полицейских, без дворянства, королей, наместников, префектов и судей, без тюрем, без процессов — все идет своим установленным порядком. Всякие споры и недоразумения разрешаются коллективом тех, кого они касаются, — родом или племенем, или отдельными родами между собою...»{1} При такой общественной организации, естественно, не было и причин, для возникновения вооруженной борьбы между людьми, а следовательно, и войн как таковых.

Начало разложения первобытно-общинного строя и характер первоначальных вооруженных столкновений. Усовершенствование орудий охоты, особенно лука и стрел, накопление навыков их использования, совершенствование общественного устройства на основе естественного разделения труда [18] внутри данного рода способствовали развитию охоты, особенно коллективных ее форм. Охота была специальностью мужчин, хотя в добывании крупного зверя обычно участвовали женщины и дети в качестве загонщиков.

Коллективные формы охоты были различны, в частности применялись система ловчих ям, облавы, загон зверя в загородки или засеки, специально для этого устроенные. Для устройства загородок использовались камни, хворост, мелкие завалы. Против оставленных в загородке боковых проходов иногда устанавливались большие луки с натянутой тетивой, которая спускалась при появлении зверя в проходе и поражала его.

Охоту загоном организовывали ирокезы в Северной Америке, ненцы в Туруханском крае, эскимосы, бушмены и многие другие племена. Для загона северных оленей ненцы устраивали две загородки из забитых в землю кольев. Эти загородки сходились углом, в вершине которого устанавливались силки и располагались охотники. Глубина загона иногда достигала пяти километров. Устройство такого загона было под силу только большому коллективу. Проведение охоты требовало хорошей организации ее с начала и до конца, начиная с разведки района, изучения маршрутов движения животных, устройства загородок, организации загона зверей и т. д.

Развитие охоты одним из своих следствий имело приручение молодняка стадных животных, попавших в руки охотников живьем. Данные археологии указывают на наличие одомашненного крупного рогатого скота, овец, коз и свиней в VI — V тысячелетиях до н. э. в Северной Африке, в IV — III тысячелетиях до н. э. в Передней и Средней Азии, в III тысячелетии [19] до н. э. на территории СССР и Западной Европы. Намного раньше указанного времени зародилось первобытное скотоводство, бывшее до этого простым дополнением охоты и являвшееся только мужским занятием.

В равнинах таких рек, как Тигр, Евфрат, Инд. Аму-Дарья и Сыр-Дарья, имелись благоприятные условия для развития скотоводства. Стада скота были общественной собственностью. Развивавшееся скотоводство повышало производительность труда, и человек уже начинал производить больше, чем мог потребить, вследствие чего увеличивались общественные запасы, возрастала обеспеченность рода.

Данные археологии говорят, что в VI — V тысячелетиях до н. э. в различных центрах Азии и Северной Африки появились культуры злаков. Так из собирательства, которым занимались женщины и дети, возникло первобытное земледелие. Тяжелый ручной труд при наличии очень примитивной техники требовал организации коллективных работ для посева, сбора и обработки урожая.

С возникновением первобытного скотоводства и земледелия увеличилась производительность труда, следствием чего был переход к оседлости. Род мог и вынужден был по условиям производства все дольше и дольше оставаться на одном месте. Так возникали селения. Вокруг селений стали устраивать ограды для защиты от диких зверей.

Одновременно развивалось первобытное ремесло, которое становилось основной отраслью труда самых старших, наиболее опытных мужчин и женщин в роде. Совершенствовалась обработка камня шлифованием, обработка дерева, первобытное ткачество, обработка кож, изготовление одежды, гончарное дело, строительство жилищ и изготовление орудий охоты и рыболовства — капканов, копий с каменными наконечниками, копьеметалок, гарпунов, метательных палиц, различных луков и стрел, появились даже примитивные первобытные духовые ружья.

По данным археологии, в Передней Азии и в Египте уже в IV тысячелетии до н. э. изготовлялись путем холодной ковки из самородной меди топоры, ножи, предметы украшения. Медь была открыта человеком ранее всех других металлов. Затем человек научился добывать из руды металл и изготовлять бронзу — сплав меди с оловом. Бронза — легкоплавкий металл и в то же время более твердый и более крепкий по сравнению с медью.

Появление металлургии имело большое значение для развития скотоводства, земледелия и первобытного ремесла. Каменные орудия труда сменялись более совершенными, изготовленными из меди и бронзы: вместо каменного топора стали пользоваться медным топором с широким лезвием, появились серпы, ножи, металлические наконечники стрел и копий. [20]

Однако орудия труда, изготовленные из меди и бронзы, не могли полностью вытеснить каменных орудий. Энгельс отмечал, что это могло бы сделать железо, но добывать и обрабатывать его люди в то время еще не умели.

Данные археологии свидетельствуют о том, что в III и II тысячелетиях до н. э. скотоводство стало важной отраслью производства. Продукты скотоводства становились все более многообразными. Большое значение имело развитие коневодства. В Месопотамии археологами при раскопках найдены остатки повозки на колесах, в которую запрягался вол. Эта повозка, как было установлено, относится к III тысячелетию до н. э.


Поделиться:



Популярное:

  1. AOL хочет быть Вашим агентом по закупкам
  2. F1: Патологическая анатомия. Экзамен СТ.
  3. I том А – Л (ссылки по Буквам)
  4. III. Задачи, определяемые возрастом воспитанников
  5. Newsweek стремился учесть целый ряд факторов, в том числе историческое и культурное значение книги,
  6. QF - автоматический выключатель
  7. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
  8. А прилежный человек, увидев льва на улице, не станет кричать об этом, а пойдет к своей цели другим путем, той дорогой, где льва нет.
  9. А ТАКЖЕ О ВОЕННОМ СОВЕТЕ СИРИЛА ГРЕЯ С БРАТОМ ОНОФРИО, НА КОТОРОМ ПЕРВЫЙ ВЫСКАЗАЛ НЕМАЛО ПОУЧИТЕЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ ОБ ИСКУССТВЕ МАГИКИ
  10. А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.
  11. А у четвёртых, которые вырастают из фруктов и семени, воля расположена в плоде, поэтому они образуются и произрастают из плода».
  12. А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824)


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь