Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824)
«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) – стихотворение написано в первые недели пребывания Пушкина в Михайловском. Оно знаменует собой перелом в мироощущении поэта, свидетельствует о том, как романтик становился реалистом, причем не только в творчестве, но и в жизни. Стихотворение выстроено в форме диалога. Как правильно отмечает Б. Г. Томашевский, Пушкин в этом стихотворении как бы раздвоен между обоими персонажами, ведущими беседу. Поэт – это скорее Пушкин недавнего прошлого, романтик, идеалист, а книгопродавец – не только воплощение буржуазного мира, мира коммерции, но и сам Пушкин, более зрелый, опытный, многое испытавший в жизни. Знаменитая фраза: Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать… – вложена в уста книгопродавца, но это мысль самого Пушкина. Книгопродавец воплощает буржуазный дух, дух торговли. По его мнению, поэзия хороша только в том случае, если приносит доход. Если же дохода нет – поэзия плохая. О поэзии как предмете вообще он рассуждает пренебрежительно. «Железный век» побеждает романтика-поэта. Очень любопытный факт: спор торговца и поэта велся в стихотворной форме, а заключительные фразы поэта написаны прозой: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся». Сломленный поэт не может говорить стихами, он говорит прозой, романтический мир уступает трезвому, расчетливому реалистическому миру. В этом стихотворении присутствуют 2 темы, получившие дальнейшее развитие в творчестве Пушкина и его собственной жизни: тема коммерциализации литературного труда и тема обуржуазивания общества, вторжения денег и расчета во все отношения между людьми («Пиковая дама», «Скупой рыцарь»). Меркантильная позиция торговца вызывает у поэта гнев. Книгопродавец уговаривает поэта писать ради славы – поэт гнушается славы. Торговец говорит, что поэзия может обеспечить автору успех у женщин – поэт намекает на то, что чувства дам неглубоки и кратковременны; книготорговец побуждает поэта писать ради высокой любви – поэт отвечает, что знает только одну любовь – неразделенную. Для него незыблем только один идеал – свобода. Но торговец слово «свобода» истолковывает в своем духе: Наш век – торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Все продается и покупается, в том числе и свобода. Все романтические высказывания поэта на этом заканчиваются, спор завершается полной победой книгопродавца, предложившего продать рукопись. А. С. Пушкин. «19 октября» (1825) Стихотворение «19 октября» (1825 г.) – центральное лирическое произведение михайловского периода. Стихотворение посвящено годовщине Лицея – он открылся 19 октября 1811 года. По жанру «19 октября» – элегия, такой вывод можно сделать, принимая во внимание свободную композицию, основное настроение, воспоминания лирического героя. Стихотворение биографично, так как Пушкин вспоминает лицейских друзей, факты собственной жизни и судеб близких ему людей. Стихотворение открывается грустной осенней картиной, созвучной душевному состоянию поэта: Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле. Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор… Вспоминая лицей, Пушкин свой кабинет называет кельей (так лицеисты называли комнаты, в которых жили), подчеркивая собственное одиночество: келья – жилище монаха. Ведущая тема I части стихотворения – тема одиночества и печали о прошлом: Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку… Есть одиночество, но нет отчаяния в стихотворении поэта. Мыслями он устремляется в Петербург, где друзья, празднуя годовщину лицея, вспоминают и его: «Меня друзья сегодня именуют…». II часть стихотворения – воспоминания о друзьях. С грустью Пушкин пишет о Николае Корсакове, который умер очень рано, в 1820 году, во Флоренции. Он называет его «кудрявым певцом». Герой 5 строфы – это Федор Матюшкин, ставший мореплавателем, герой 9-й – «бесценный друг» Иван Пущин. Пушкин вспоминает Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера, Александра Горчакова и произносит слова лицейского гимна, написанного Дельвигом: «На долгую разлуку / Нас тайный рок, быть может, осудил». Седьмая строфа стихотворения – обобщенная характеристика братского союза лицеистов, который не в силах разрушить «судьбина», злая воля: Друзья мои, прекрасен наш союз! Пушкинское стихотворение свидетельствует о том, что лицеистов связывали больше чем дружеские, почти родственные узы. Лицей был не просто местом, где они провели шесть лет, это был Дом, навсегда породнивший их, как бы ни складывались потом судьбы. В этом стихотворении у Пушкина появляется образ лицейского круга, который станет определяющим, главным в стихотворениях 1827, 1828, 1831 и 1836 годов. Заключительная часть стихотворения – мысленное присоединение Пушкина к своим друзьям, поднятие торжественных чаш за дружбу, лицей, наставников и царя. 17-я строфа, в которой Пушкин дает характеристику царю Александру I, не была пропущена цензурой: Он человек! им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей. Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. Содержание строфы свидетельствует о том, что Пушкин обладал свойством сильного человека – умением прощать. Он мог подняться выше личной недоброжелательности и оценить царя с позиции исторической значимости: «взял Париж», «основал Лицей». 18-я строфа – Пушкин задается вопросом: кто же будет праздновать лицейский день последним, в одиночестве? – Им стал Александр Горчаков. 5 и 4 ст. ямб ( – пиррихий) Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы