Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Буржуазное право и государство
Буржуазное государство — это аппарат (машина) для поддержания господства одного класса над другим (государство раннего капитализма), для поддержания гражданского согласия, мира, охраны жизни, чести, здоровья личности, защиты прав человека, владеющий монополией на законное насилие (современное государство). Экономическая основа: — частная собственность на орудия и средства производства; — государственная, кооперативная, акционерная и другая собственность; — экономическое принуждение к труду, рынок свободной продажи рабочей силы, таланта, способностей («от каждого — по способностям, каждому — по труду»); — свободная конкуренция производителей. Социальная основа: — буржуазия, — рабочий класс; — крестьянство; — интеллигенция. Функции буржуазного государства: Внутренние: — охрана частной собственности: — законодательная; — исполнительно-распорядительная; — судебная; — контрольно-надзорная; — идеологическая; — правоохранительная. Внешние: — внешнеполитическая; — внешнеэкономическая; — культурная; — оборонительная; — захватническая (свойственна на ранней стадии развития буржуазного государства); — поддержание мирового правопорядка (по линии ООН), оказание гуманитарной помощи другим государствам и т. п. Буржуазное право — это возведенная в закон воля буржуазии (на ранних этапах развития капиталистического государства), законопослушных граждан (на современной стадии), поддерживаемая и охраняемая государством. Основная характеристика: — закрепляет и охраняет частную собственность как главный институт буржуазного права; — делится на частное и публичное право; — формами (источниками) буржуазного права служат обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, международное право; — исходит из презумпции естественности прав человека (на современной стадии развития); — отличается как либерализмом при назначении наказания правонарушителям, так и консерватизмом, определенной жестокостью, приверженностью феодальным правовым традициям; — защищает свободу совести как один из самых важных институтов свободы человека, гражданина, демократического государства; — стоит на страже иных гражданских прав и свобод; — провозглашает верховенство права (современная стадия) в качестве главного принципа правового регулирования.
Социалистическое право и государство (являются переходными элементами при построении коммунизма): Социалистическое государство — это организация политической власти трудящихся. Экономическая основа: — общественная (государственная) и колхозно-кооперативная собственность на орудия и средства производства; — отношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей. Социальная основа: — рабочий класс; — крестьянство; — интеллигенция. Основные функции социалистического государства: Внутренние: — охрана общественной и колхозно-кооперативной собственности: — законодательная; — исполнительно-распорядительная; — судебная; — контрольно-надзорная; — идеологическая; — правоохранительная. Внешние: — внешнеполитическая; — внешнеэкономическая; — культурная; — оборонительная; — поддержание мирового правопорядка (по линии ООН), оказание гуманитарной помощи другим государствам и т. п. Социалистическое право — это система установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых мерами убеждения и принуждения правил поведения, выражающих волю всего народа в целях построения социализма и коммунизма. Основная характеристика: — выражает волю всего народа; — закрепляет и охраняет общественную собственность как главный институт права; — доминирование публичного права; — формами (источниками) социалистического права служат нормативно-правовые акты; — является инструментом для построения коммунистического общества.
Классификация исторических типов государства и права: 1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.): Исторический тип государства и права — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государственным и правовым системам единой общественно-экономической формации. Истории человечества известны следующие общественно-экономические формации: — первобытнообщинная; — рабовладельческая; — феодальная; — буржуазная; — социалистическая (социальная). Общественно-экономической формации свойственны: — определенный тип производственных отношений и производительных сил; — определенная социальная структура; — определенный тип общественного сознания, культуры. Существует четыре исторических типа государства и права: — рабовладельческий (азиатский и европейский); — феодальный (азиатский и европейский); — буржуазный; — социалистический (социальный). Историческим типам государства и права свойственны: 1. С точки зрения формационного подхода: — свой экономический базис; — своя классовая сущность; — свое социальное назначение; — свой тип общественного сознания, правовой культуры; — своя надстройка (политическая, правовая и т. д.).
Тем не менее неоспоримым является тот факт, что в формационном подходе очень много истины, поскольку его основой является исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, а экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право. По мнению сторонников цивилизационного подхода, недостатки формационного подхода заключаются в следующем:
- многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;
- большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;
- последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческого фактора, человеческую деятельность;
- недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.
• Характеристика цивилизационных подходов к типологии государства. 2. Цивилизационные подходы (У. Ростоу, А. Тойнби и др.) Исторический тип государства и права — относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Классификация цивилизационных подходов: 1. В зависимости от исторического и культурного развития общества: — крестьянские (доиндустриальные); — промышленные (индустриальные); — научно-технические (постиндустриальные). 2. По характеру цивилизаций: — восточные; — западные; — смешанные. 3. По совокупности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков: — египетская; — китайская; — православная; — арабская др. (всего 23). 4. По правовому положению индивида в государстве: — древневосточная; — древнегреческая; — средневековая; — современная. С точки зрения цивилизационного подхода: — несовпадение понятий «цивилизация», «культура» с определенной общественно-экономической формацией, господствующим политическим режимом; — культура общества имеет собственные периоды жизни, взаимодействующие, но не всегда совпадающие с периодами жизни конкретного государства.
Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают " цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д. Выделяют традиционно двух авторов этого подхода: Арнольда Джозефа Тойнби и Питирима Сорокина.
Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.
В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:
-древние (древнеегипетская, шумерская и др.);
-особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);
-современные.
По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:
-первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);
-вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства часто противопоставляют друг другу. В действительности, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие. - при своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;
- создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
- сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.
В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода видят его преимущества в том, что он дает возможность решить следующие проблемы:
- позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
- ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);
- ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.
Таким образом, аргументы и контраргументы, выдвигаемые в споре между сторонниками формационного и цивилизационного подходов, лишний раз доказывают то, что преимущества того и другого подхода носят взаимодополняющий характер, ибо именно их сочетание будет способствовать более глубокому и всестороннему пониманию типологии государств. • Понятие и значение формы государства и ее структура. Форма государства (ФГ) — это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. Элементы (части) ФГ: — форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением; — форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом; — политический режим (ПР), т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти. Таким образом: ФГ = ФП + ФГУ + ПР
Характеристика государств: 1. по форме правления: — монархии (неограниченные и ограниченные); — республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)). 2. по форме государственного устройства: — унитарные; — федеративные; — конфедеративные; — имперские. 3. по политическому режиму: — демократические; — антидемократические( автократические — самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические; тоталитарные — фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические (олигархические) — монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические — христианские, исламские и т. п.) 4. по национальным особенностям: — государства-нации; — многонациональные государства. 5. по правовой характеристике: — правовые государства; — преступные государства.
• Республика как форма государственного правления: понятие и виды. Республика (лат. res/publica — общественное дело) — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Виды республик: 1. Парламентские (англ. parlament — говорить): — руководящими исполнительными органами являются и президент и кабинет министров, ответственный перед законодательной ассамблеей; — в основу системы высших органов государства положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность; — правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах — большинства нижней палаты). Утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы; — правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции; — формальным признаком парламентской республики (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия), является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции; — президент парламентской республики выбирается парламентским путем и осуществляет сугубо номинальные функции; — правительство подвержено более жесткому контролю со стороны парламента, чем в президентских республиках. 2. Президентские: — соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика); — министры ответственны в первую очередь перед президентом, а не парламентом; — фактическая независимость президента от высшего законодательного органа. Сам способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов; — законодательство многих стран наделяет президента такими полномочиями, которые позволяют ему в определенной степени контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента. 3. Смешанные: — смешение признаков парламентской и президентской республик; — участие президента и парламента в формировании правительства; — подотчетность правительства президенту и парламенту. 4. Партократические: — симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму; — партией используется мощь государства для своих целей; — идеология партии — государственная идеология; — отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия; — подчинение законотворчества партийным догмам; — имперское строение государства; — тотальный контроль как метод управления обществом. • Монархия как форма государственного правления: понятие и виды. Монархия (гр. monarchia – единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству. Виды монархий: 1. Неограниченные: — свойственны позднему феодализму; — полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха; — наследственный порядок формирования верховной власти; — воля монарха — один из источников права («Государство — это я», — формула государства короля ФранцииЛюдовика XIV). 2. Ограниченные (конституционные): а) дуалистическая монархия — форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира). б) парламентарная монархия: — политико-правовое отражение полной победы буржуазии над феодалами; — существует в ряде современных стран (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др.); — отсутствует какой бы то ни было дуализм; — власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти; — исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом; — участие монарха в образовании правительства чисто символично, его формирует лидер победившей на выборах партии. в) выборная монархия — разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).
• Нетипичные формы государственного правления: понятие и виды. Термин ʼ ʼ нетипичнаяʼ ʼ форма правленияʼ ʼ отражает процессы сокращения и исчезновения ʼ ʼ чистыхʼ ʼ форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному насел ению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.
· Монархия с республиканскими элементами (ʼ ʼ республиканская монархияʼ ʼ, выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не должна быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента͵ а только один из нескольких монархов — правител ей составных частей федерации[7]. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют из себя наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
· Республика с монархическими элементами (ʼ ʼ монархическая республикаʼ ʼ, суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства[7]. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правител ем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии[8], затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
· Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 ᴦ. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, ĸ ᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ᴏ ᴇ не избирается насел ением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента͵ а также вс е члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и вправе наложить вето на любое решение Меджлиса. • Форма государственного устройства: понятие и виды. Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства. Унитарное государство (лат. unios – единый) — единое, цельное государство, составные части которого разделены на административно-территориальные единицы. Признаки унитарного государства: — территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, губернии и т. п.); — центральная власть (одна конституция, одно правительство и т. д.) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 6958; Нарушение авторского права страницы