Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принцип 7: Мимы в Спирали группируются в слои по шесть



На настоящий момент, похоже, что мимы счастливо живут в группах по шесть. Шесть систем Первого Уровня человеческой одиссеи начались с животного уровня и охватывают наши насущные потребности. Их можно представить себе как первую ступень ракеты, которая отделяется, когда заканчивается топливо. Следующий уровень подобен второй ступени, которая уточняет и корректирует траекторию, грубо заданную первой. И это уточнение траектории не имеет конца, потому что Спираль человеческих желаний имеет только начало. Исключением является только выход в другое измерение, за пределы индивидуального или расширенного эгоцентризма.

В настоящее время мы находимся посредине перехода с Первого Уровня шести мимов ко Второму Уровню Спирального развития. Как писал Грейвз: «После животных страхов выживания (Бежевый), боязни духов (Фиолетовый) и других хищных людей (Красный), страха преступить заведенный порядок (Синий), страха собственной жадности (Оранжевый) и боязни общественного неодобрения (Зеленый), неожиданно человеческое сознание оказывается на свободе. Теперь высвободив всю свою энергию для познания, человек сосредоточивается на себе и своем мире (Желтый, Бирюзовый и т.д.)

Помимо существенного избавления от всех этих видов страха, другие важные различия между Первым и Вторым уровнями включают в себя заметное расширение концептуального пространства, устранение принуждения, способность многому учиться из многих источников и тенденцию делать больше с меньшими затратами энергии или ресурсов.

Однако, этот процесс роста не обязательно приятен. Каждый шаг движения по Спирали решает один набор проблем и порождает новый. Сегодня многие люди ощущают себя истощенными, пройдя за свою жизнь через три или четыре подобных болезненных перехода. Некоторые сперва испытывали влияние Синего Закона и были верными последователями благородного дела. Но затем прагматизм Оранжевых Амбиций сдвинул их фокус к индивидуальным материалистическим целям и финансовым играм. «Пусть другие идут на жертвы ради будущего, не я», – стали говорить они. Затем, по мере того, как эти миры материального успеха начали распутываться, они стали рассматривать стареющих себя и других через Зеленое стекло. «Несомненно, это же не все в жизни? » – спрашивают они. «Да, человек не стоит даже того, что вы сказали! » – отвечает ему умное, но раздраженное и становящееся все более Красным «поколение» X по всему земному шару.

В то самое время, как эгоцентрические драконы Красного мима и демоны Фиолетового продолжают преследовать нас и выкачивать нашу энергию с одного конца Спирали, люди, находящиеся на другом, также ломают головы в поиске образа бытия, который включал бы самоуважение и участливое отношение к другим в этом сложном мире. Как много нам приходится разб ира ться в своих сердцах и умах, когда мы думаем о переходе с Первого Уровня ко Второму.

Желтый, первый из уровней «бытия» (а не потребностей), начинает этот Второй Уровень мимов с повторения основных шести тем нашей истории – вновь выживание, но теперь в контексте информационно насыщенной, высоко мобильной «глобальной деревни». Восьмая (Бирюзовая) система является повторением второй, но порядок величины более сложен – Мега-сообщества, Мега-тенденции и Мега-потрясения – воплощая все, что происходило на Первом Уровне. Если этот любопытный аспект «шестеричной» теории окажется справедливым, то девятый (Коралловый) будет версией третьего Красного уровня. Это может иметь грозные последствия для геополитики, рынка и нас, как индивидуумов. И вместе с тем история продолжается…

В заключение приведем еще две интересные /полезные таблицы, связанные со Спиральной Динамикой

Модель Менеджмента Грейвза

Мим Идеальный супервизор Пути обучения Стратегии общения
Бежевый Поставщик Адаптация Вкус/Осязание/Обоняние/Зрение/Слух Простое обращение к чувствам
Фиолетовый Заботливый вождь Выработка условного рефлекса (по Павлов) Ритуалистическая. Почитание сильных личностей, обращение к понятиям семьи, совместного пользования, безопасности и магии
Красный Энергетический Сильный Большой босс Принцип отвращения к боли у мясников Прямая, резкая манера разговора; Сильная, «В чем моя выгода здесь и сейчас», Суть. Дешевый, «простецкий» блеск
Синий Внешние силы, Единственный правильный путь, Последовательный, Авторитарный Распространение истины со страхом неудачи Почтение к «системе», обращение к традициям, самопожертвованию, сроку службы, патриотизму и стабильности в будущем
Оранжевый Ориентированный на успех, Успешный, Предприниматель Экспериментальный метод проб и ошибок Успешные, высокие образцы для подражания, Образы успеха, достижений, личного роста; «Утонченный» блеск
Зеленый Ориентированный на людей, Просвещенный, Друг Наблюдение Эмпиризм Теплые, обращенные к людям, сплачивающие речи. Поддерживающие и «помогающие» образы со служащими и покупателями / клиентами
Желтый Взгляд целостной картины, Серьезный партнер Все системы Функциональная информация для всех, кому нужно знать. Хай-тек, Свободный доступ

Спиральная динамика Грейвза. По материалам Д.Бека и К.Кована

Краткий обзор мимов

Эволюция мимов происходит по нескольким траекториям:

Отменее сложного Кболее сложному
природного, технологического и социального окружения

Отвыживания в джунглях К«серфингу» в Интернете и за его пределами
посредством пробуждения новых способов мышленияи сознания

Отмаленького клочка земли К«глобальной деревне» и кибер-пространству
посредством межтерриториальной и информационной миграции

Первый уровень– «Мимы потребностей»

Бежевыймим – Выживание – 1-е Пробуждение

Основная тема : Делать все необходимое, чтобы остаться в живых

Характерные убеждения и действия :

• Использует инстинкты и привычки, просто чтобы выжить

• Индивидуальное яслабо проявлено

• Приоритеты: Пища, Вода, Кров, Секс и Безопасность

• Формирует группы выживания для продления жизни

Где наблюдается : первобытные люди, новорожденные, немощные старики, тяжело больные, бомжи, голодающие массы.

Фиолетовыймим – Мистика – 2-е Пробуждение

Основная тема : Умиротворять духов и поддерживать уют и безопасность в племенном «гнезде»

Характерные убеждения и действия :

• Повинуется желаниям духов и мистическим знакам

• Проявляет верность «главному», старшим, предкам и клану

• Охраняет священные объекты, места, события и воспоминания

• Соблюдает ритуалы, связанные с этапами жизни, временами года и племенными обычаями

Где наблюдается : Вера в ангелов-хранителей и проклятия, клятвы «на крови», давние распри, трансовые пение и танцы, приворотные чары, семейные ритуалы, мистические этнические верования и предрассудки. Силен в странах Третьего М ира, (преступных) группировках, спортивных командах и корпоративных «племенах».

Красныймим – Импульс – 3-е Пробуждение

Основная тема : Будь тем, кто есть, и делай то, что хочешь, ни с чем не считаясь

Характерные убеждения и действия :

• Мир – это джунгли, полные опасностей и хищников

• Вырывается на свободу от любого доминирования или принуждений, чтобы делать все, что пожелаешь

• Возвышается надо всеми, ожидает внимания, требует уважения и всеми командует

• Наслаждается «на полную» прямо сейчас – без чувства вины или угрызений совести

• Покоряет – силой или обманом – и доминирует над другими агрессивными персонажами

Где наблюдается : Эгоистичные маленькие дети, бунтующие подростки, феодальные царства, эпические герои, рок-звезды, ОМОН, Пикассо, Атилла.

Синиймим – Осмысленность – 4-е Пробуждение

Основная тема : Жизнь имеет смысл, ориентацию и цель с предопределенными результатами

Характерные убеждения и действия :

• Человек жертвует собой ради трансцендентной Миссии, Истины или праведного Пути

• Закон предписывает правила поведения, основанные на вечных, абсолютных принципах

• Праведная жизнь дает стабильность в настоящем и гарантирует награду в будущем

• Импульсивность обуздывается чувством вины; каждый имеет свое место

• Законы, предписания и дисциплина формируют нравственные качества и силу характера

Где наблюдается : Билли Грахам, пуританская Америка, конфуцианский Китай, Хассидский Иудаизм, кодекс рыцарства и чести, благотворительность и добрые дела, Армия Спасения, Исламский фундаментализм, патриотизм, «развитой» социализм

Оранжевыймим – Успех – 5-е Пробуждение

Основная тема : Действуй в личных интересах, и главное – выиграть

Характерные убеждения и действия :

• Перемены и прогресс – неотъемлемый атрибут природы вещей

• Прогресс через изучение секретов природы и поиск наилучших решений

• Манипулировать ресурсами Земли, чтобы создать и распространять изобилие в жизни

• Оптимистичные, идущие на риск и самодостаточные люди заслуживают своего успеха

• Основой процветания общества является стратегия, технология и конкуренция

Где наблюдается : Эпоха Просвещения, философии «успеха», средний класс, косметическая промышленность, Палата Коммерции, колониализм, массовая культура, Холодная Война, новые русские

Зеленыймим – Сообщество – 6-е Пробуждение

Основная тема : Искать м ира в глубине души и вместе с другими развивать узы в сообществе

Характерные убеждения и действия :

• Дух в человеке должен быть свободен от жадности, догмы и сепаратизма

• Эмоции, чувствительность и забота главенствуют над холодной рациональностью

• Распределять ресурсы земли и возможности равно среди всех

• Достигать решений через процессы примирения и консенсуса

• Освежать духовность, привносить гармонию и обогащать человеческую среду обитания

Где наблюдается : Музыка Джона Леннона, роджерианская психология, Всемирный Совет Церквей, Грин Пис, шведский социализм, права животных.

 

Второй уровень– «Мимы бытия»

Желтыймим – Интеграция – 7-е Пробуждение

Основная тема : Жить полной и ответственной жизнью в соответствии с тем, кто ты есть, и кем ты учишься стать

Характерные убеждения и действия :

• Жизнь – это калейдоскоп естественных иерархий, систем и форм

• Величие бытия имеет большую ценность, чем объекты материальной собственности

• Гибкость, спонтанность и функциональность имеют высший приоритет

• Знание и компетентность должны главенствовать над званием, властью, статусом

• Различия можно интегрировать во взаимозависимые, естественные потоки

Где наблюдается : Астрономия Карла Сагана, обучающиеся организации Питера Сенге, Тотальное Качество Деминга, теория хаоса, экоиндустриальные парки, «новая физика» Ф.А. Вольфа

Бирюзовыймим – Целостность – 8-е Пробуждение

Основная тема : Ощущать целостность бытия – разумом и духом

Характерные убеждения и действия :

• Мир – это единый, динамичный организм, обладающий коллективным разумом

«Я»– обладает уникальностью, и вместе с тем является частью большего, «сострадательного» целого

• Все связано со всем остальным в единые экосистемы

• Энергия и информация целиком пронизывают атмосферу Земли

• Ожидает холистического интуитивного мышления и деятельности в духе сотрудничества

Где наблюдается : «глобальная деревня» Мак Лухана, идеи Ганди, философия Кена Уилбера, концепции Вернадского, ноосфера Теяра де Шардена


Уровни Грейвза.

Клэр Грейвз (Clare W. Graves) -- американский ученый, был профессором психологии в Унион-колледже (штат Нью-Йорк). Исследование, которое он начал в 1952 г, и продолжал в течение трех десятков лет (практически вплоть до своей кончины в 1986 г), имело своей целью " извлечь смысл из противоречащих друг другу концепций в области науки о поведении человека". Действительно, в этой области создано немало солидных, подкрепленных многочисленными исследованиями теорий -- какая из них " правильная"? (Ответ: все правильные. Вопрос, в каком именно смысле они правильны и как они соотносятся друг с другом? )

Грейвз решил выбрать некоторую область человеческого поведения, относительно которой существуют серьезные разногласия, множество разных точек зрения, и посмотреть, что можно сделать. Он выбрал для этого концепцию " психически здорового человеческого существа". (Популярная тема в 50-х гг в США -- тут можно вспомнить концепцию " самоактуализировавшегося человека" по А.Маслоу, " полнофункциональной личности" по К.Роджерсу и т.п.) Важно понимать, что Грейвза интересовало не столько содержание этих концепций, сколько то, как они взаимодействуют между собой.

В качестве " подопытных" он использовал студентов, изучавших под его руководством курс психологии личности. В течение восьми лет (с восемью разными наборами студентов) он собирал данные. В первой части курса студенты просто обсуждали между собой (и под наблюдением Грейвза) концепцию " здоровой личности", формулируя свои мнения. Затем они писали и подавали ему изложение своей концепции.

Дальше начиналось самое интересное. Грейвз случайным образом формировал из студентов группы, где каждому предстояло защитить свою концепцию (сам исследователь обычно наблюдал за этим процессом через зеркальное стекло, оставаясь невидимым для группы). Потом студенты снова излагали на бумаге свою позицию, объясняя, как и под влиянием чего она изменилась или же почему она осталась прежней.

Затем все повторялось еще раз, но теперь Грейвз знакомил студентов с различными взглядами на этот вопрос, принадлежавшим признанным авторитетам в данной области.

В заключение Грейвз лично беседовал со студентами, обсуждая, как и что в течение данного курса влияло на изменение их убеждений. Письменные работы студентов он показывал независимым экспертам (каждый год разным), предлагая " классифицировать эти взгляды -- по любому признаку, если это возможно."

Результаты были ошеломляющими. В первых исследованиях большинство предъявленных концепций поведения " здоровой личности" попадало в две категории с двумя подкатегориями в каждой:

§ " жертвенная" категория (" меняю себя, приспосабливаясь к миру" ): пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее (" нужно усердно работать, чтобы добиться чего-то; вести праведную жизнь, чтобы попасть в рай" ); пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то другое сейчас же (" я иду в кино с другом, но не на тот фильм, на который хочу я, а на тот, на который хочет он, чтобы получить его признательность" ).

§ " экспрессивная" категория (" меняю мир, приспосабливая его к себе" ): выразить, проявить себя, как я хочу, расчетливо и за счет других; выразить себя, как я хочу, но не за счет других людей.

В исследованиях начала 60-х гг Грейвз получил доступ к более широкому кругу испытуемых и ему удалось выделить еще одну " экспрессивную" категорию (следы которой, фактически, присутствовали и в ранних данных), а именно: " выразить себя импульсивно, любой ценой". (" Мир -- это джунгли, где выживает сильнейший, и каждый нормальный человек это знает" ) и получить данные, указывавшие на " жертвенную" категорию, которую можно было бы описать как " приспосабливаю себя к базовым, экзистенциальным принципам мира."

Анализируя данные, Грейвз выявил множество зависимостей поведения субъектов от их убеждений о " нормальной личности". Например, представители группы " жертвую сейчас ради награды позднее" легче изменяли свои суждения под влиянием мнения авторитетов. А те, кто принадлежал к группе " проявляю себя за счет других", изменялись лишь под влиянием информации, которую добывали сами. Принадлежащие к группе " выражаю себя, но не за счет других" реагировали на информацию независимо от источника.

Однако удивительнее всего было другое. Когда убеждения субъекта изменялись, то они изменялись не случайным образом, а в определенной последовательности.

Категория " выразить себя импульсивно, любой ценой" переходила в " пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее". В свою очередь, эта категория переходила в " проявляю себя обдуманно, за счет других", она -- в " жертвую одним сейчас ради другого сейчас же", а эта -- в " выражаю себя, но не за счет других".

В течение нескольких лет Грейвз продолжал исследования своих " подопытных". Он провел их через множество разнообразных психометрических тестов, имитационных проблемных ситуаций и пр. Особенно показательными оказались результаты тестов на гибкость поведения (испытуемым предъявлялись проблемные ситуации, y которых есть много возможных решений). Результаты, показанные испытуемыми, прямо зависели от того, где в последовательности категорий они находились.

Так, группы, составленные из людей, относившихся к последней, шестой категории (" выражаю себя, но не за счет других" ), генерировали больше решений проблемы, чем все остальные группы, вместе взятые! Кроме того, качество их решений было лучше, и приходили они к ним быстрее. И при этом результаты других тестов не показывали никаких существенных отличий ни в интеллекте, ни в темпераменте, ни в чем-то другом.

Десятилетия дальнейших исследований привели Грейвза к построению того, что он называл " скачкообразной, циклической, спиральной моделью развития взрослой психобиосоциальной системы". По мнению Грейвза, человеческая природа движется по пути развития от одного равновесного состояния к другому. Каждое состояние добавляет новые элементы к тому, что было до него, одновременно образуя базу для следующего состояния. Каждый такой " уровень человеческого существования" определяет свой уникальный набор фильтров восприятия, предлагая конкретную систему взглядов на мир, конкретную систему ценностей. Что, в свою очередь, ведет к разным процессам принятия решений, принципам организации, идеологии и т.п.

Теория Грейвза предполагает, что 7-й уровень является первым уровнем " второго яруса" систем. Если теория верна, то их должно быть тоже шесть, в определенном смысле отражающих первые.

Каков механизм перехода биопсихосоциальной системы от одного равновесного состояния к другому? Грейвз считал, что функционирование каждого уровня связано с определенными структурами человеческого мозга. Так, поведение системы на первом уровне (биологическое выживание) связано со структурами мозга, отвечающими за периодические по своей природе, жизненно важные физиологические потребности организма. (Фактически, Грейвз еще в 1971 г постулировал существование таких структур). Он считал, что структуры мозга, обеспечивающие функционирование уровней, различны и активизируются существенно разными типами стимулов.

1-й уровень -- безусловные рефлексы, инстинкты.
2-й -- условные рефлексы (И.Павлов).
3-й -- инструментальное кондиционирование (Б.Скиннер)
4-й -- наказание и поощрение, вина (З.Фрейд)
5-й, 6-й -- обучение, социальное обучение (А.Бандура)

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Специфика отношений “принципал – агент” применительно к государству.
  2. XXIII. ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ И ВЫСШИЙ ПРИНЦИП ЭВОЛЮЦИИ
  3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия
  4. Антропный космологический принцип
  5. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха.
  6. Ассортимент и принципы сочетания соусов с разными блюдами
  7. Аудиторская выборка: основные принципы и порядок построения
  8. Б11.5 Цели, принципы и методы в оценки машин и оборудования. Области применения и ограничения методов оценки машин и оборудования
  9. БИЛЕТ 30. Гипотеза ле Бройля. Опыты Дэвиссона и Джермера. Дифракция микрочастиц. Принцип неопределенности Гейзенберга
  10. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.)
  11. Буржуазия и пролетариат – новые слои населения второй половины XIX века.
  12. Буферные системы крови, их характеристики и принцип действия.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь