Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Принципы спиральной динамики. По материалам Д.Бека и К.КованаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Принцип 3: Мимы движутся зигзагом между темами Самовыражения и Самопожертвования. Спиральная динамика происходит маятниковыми движениями между фокусом на «я» и заботой о «мы». Таким образом одно семейство мимов обозначается теплыми цветами (Бежевый, Красный, Оранжевый, Желтый). Это мимы Самовыражения, ориентированные на «я». Другая группа обозначается холодными цветами (Фиолетовый, Синий, Зеленый, Бирюзовый), и это мимы Самопожертвования, ориентированные на «мы». Индивидуумы и общества склонны притягиваться от одного полюса этого «магнита» к другому. Всякий раз, когда этот человеческий «маятник» приближается к максимальному отклонению от положения равновесия, это порождает новые условия жизни с задачами, решить которые способны мимы другого полюса. Если проблемой становится слишком сильная ориентация на «я», то для восстановления равновесия потребуется та или иная форма ориентации на «мы». Если в избытке «мы», то появляется потребность в высвобождении какой-то степени «я». Когда маятник начинает идти вниз, наше сознание активирует механизмы, способные обрабатывать послания, связные с грядущим семейством мимов. Сдвиг в направлении к Общинному/Коллективному «поиску внутреннего м ира » требует подобного радару инструмента, который бы улавливал, усиливал и адекватно реагировал эти внешние послания, чтобы обеспечивать согласие. Сдвиг к Индивидуальному/Элитному «движению против и обретению контроля» требует внутреннего «гироскопа», компаса, необходимого для исследования новых территорий, плавания по неизвестным водам и разрыва с безопасностью, создаваемой традицией. Индивидуальное/Элитное семейство мимов сосредоточено на внешнем мире (вне себя) и том, как обрести над ним власть, научиться пользоваться им, изменить его. Контроль локализован в «атомарном» индивидууме, стремящемся склонить вещи в своем направлении. Самовыражающие системы, которые оно формирует, более свободно организованы, менее связаны, более склонны к переменам, больше готовы идти на риск и заметно увеличивают степень свободы в нашем поведении. Они стремятся разрушить оковы, чтобы расширить горизонты, но они также и расковывают звенья, удерживающие вместе части единых структур. По мере роста чувства индивидуальности и независимости, возникают требования личных прав и свобод, поощрений и прерогатив, и власти для «каждого». Девиз этого семейства: «Я капитан своей судьбы… властелин своей души». На другом полюсе живет радароподобное семейство Общинных/Коллективных мимов. В этой зоне самопожертвования контролем наделяется нечто более могущественное, чем любой индивидуум – родственники, объединяющая Высшая Сила, община взаимных интересов или жизненная система Земли. Однако, подобно тому, как Самовыражающаяся группа сосредотачивается на изменении внешнего м ира, глубинные заботы жертвующего собой человека лежат глубоко внутри – усилия понять, кто я, откуда и зачем, и обрести в этом душевный покой. Из-за подобного акцента стиль мышления в этой группе мимов более склонен быть более консервативным и ориентированным на сохранение статус-кво , поиска порядка. Общинная/Коллективная энергия создает консолидацию, принятие внешнего м ира таким, как он есть и жертву немедленных личных интересов ради высшего интереса соответствующей группы. Хотя при продвижении в эти области Спирали и происходит некоторое расширение концептуального пространства, больше энергии уходит на построение надежных структур, поиску стабильности и привнесению единой согласованности в жизнь – «Долг, Честь, Страна…» Мимы теплых цветов делят окружающих на иерархии. Бежевый – кто быстрее бегает или выше прыгает. Красный – власть. Оранжевый – статус. Желтый – знания и компетентность. Холодные мимы собирают людей в группы с плоской структурой, уравнивают окружающих и перераспределяют ресурсы. Для Фиолетового – это родственники. Для Синего – это община верующих. Для Зеленого – это сообщество людей с общими интересами и чувствительными моментами. Подобная динамика придает цикличность Спиральному развитию. Принцип 4: Мимы возникают на Спирали подобно волнам Пробуждение новых мимов при спиральном движении происходит после того, как накапливается достаточная энергия для перехода к следующей системе – обычно вверх по спирали, но иногда и вниз. Хотя такой сдвиг может выглядеть случайным и хаотичным, тем не менее незамечаемые движения происходили под поверхностью на протяжении всего предшествующего времени. Новые системы мимов накатываются подобно волнам на пляже. У каждой есть свой гребень, стремящийся овладеть новыми условиям жизни в этом мире. В то же время каждая накладывается на предшествующую, уходящую систему. Иногда результат такой интерференции в целом замедляет движение вдоль Спирали и даже обращает его. Иногда же волны мимов входят в резонанс и усиливают друг друга, ускоряя эволюцию мышления. Каждая волна несет с собой семена своего рождения и смерти, остатки с предшествующих, затухающих систем и первые отблески грядущих способов бытия. Активная жизнь мима состоит из трех фаз: (1) Вхождение: Когда мим начинает пробуждаться, происходит подготовительный период и накапливается энергия. Это включает первоначальное формирование и оттачивание системы, а также период «Эврики! » – открытий и исследований. Это, можно сказать, возрастающий отрезок синусоиды. (2) Пик: Затем приходит интервал динамического напряжения и кажущейся стабильности в районе максимума. Условия жизни и мим синхронизированы, согласованы и уравновешивают друг друга. Конечно, в реальности все не так упрощенно, но это удобно принять в качестве модели. (3) Выход: За этим интервалом кажущейся стабильности следует период дезинтеграции, смутные времена, когда система становится разбалансированной и неэффективной, так как новые возникающие проблемы выходят за рамки ее способностей. Теперь мы находимся на скользком отлоге, и если обладаем внутренним потенциалом и ресурсами, готовимся к следующей волне. Жизненный цикл мима Спиральная динамика это всегда процесс в процессе, но здесь нет никаких гарантий движения или изменений. Ни изменение, ни поддержание статус кво не являются правилом. Если присутствует дисбаланс и нарушение динамического равновесия, изменения происходит. Если нет – нет. Модель Менеджмента Грейвза
Краткий обзор мимов Эволюция мимов происходит по нескольким траекториям: От менее сложного К более сложному От выживания в джунглях К «серфингу» в Интернете и за его пределами От маленького клочка земли К «глобальной деревне» и кибер-пространству Первый уровень – «Мимы потребностей» Бежевый мим – Выживание – 1-е Пробуждение Основная тема : Делать все необходимое, чтобы остаться в живых Характерные убеждения и действия : • Использует инстинкты и привычки, просто чтобы выжить • Индивидуальное я слабо проявлено • Приоритеты: Пища, Вода, Кров, Секс и Безопасность • Формирует группы выживания для продления жизни Где наблюдается : первобытные люди, новорожденные, немощные старики, тяжело больные, бомжи, голодающие массы. Фиолетовый мим – Мистика – 2-е Пробуждение Основная тема : Умиротворять духов и поддерживать уют и безопасность в племенном «гнезде» Характерные убеждения и действия : • Повинуется желаниям духов и мистическим знакам • Проявляет верность «главному», старшим, предкам и клану • Охраняет священные объекты, места, события и воспоминания • Соблюдает ритуалы, связанные с этапами жизни, временами года и племенными обычаями Где наблюдается : Вера в ангелов-хранителей и проклятия, клятвы «на крови», давние распри, трансовые пение и танцы, приворотные чары, семейные ритуалы, мистические этнические верования и предрассудки. Силен в странах Третьего М ира, (преступных) группировках, спортивных командах и корпоративных «племенах». Красный мим – Импульс – 3-е Пробуждение Основная тема : Будь тем, кто есть, и делай то, что хочешь, ни с чем не считаясь Характерные убеждения и действия : • Мир – это джунгли, полные опасностей и хищников • Вырывается на свободу от любого доминирования или принуждений, чтобы делать все, что пожелаешь • Возвышается надо всеми, ожидает внимания, требует уважения и всеми командует • Наслаждается «на полную» прямо сейчас – без чувства вины или угрызений совести • Покоряет – силой или обманом – и доминирует над другими агрессивными персонажами Где наблюдается : Эгоистичные маленькие дети, бунтующие подростки, феодальные царства, эпические герои, рок-звезды, ОМОН, Пикассо, Атилла. Синий мим – Осмысленность – 4-е Пробуждение Основная тема : Жизнь имеет смысл, ориентацию и цель с предопределенными результатами Характерные убеждения и действия : • Человек жертвует собой ради трансцендентной Миссии, Истины или праведного Пути • Закон предписывает правила поведения, основанные на вечных, абсолютных принципах • Праведная жизнь дает стабильность в настоящем и гарантирует награду в будущем • Импульсивность обуздывается чувством вины; каждый имеет свое место • Законы, предписания и дисциплина формируют нравственные качества и силу характера Где наблюдается : Билли Грахам, пуританская Америка, конфуцианский Китай, Хассидский Иудаизм, кодекс рыцарства и чести, благотворительность и добрые дела, Армия Спасения, Исламский фундаментализм, патриотизм, «развитой» социализм Оранжевый мим – Успех – 5-е Пробуждение Основная тема : Действуй в личных интересах, и главное – выиграть Характерные убеждения и действия : • Перемены и прогресс – неотъемлемый атрибут природы вещей • Прогресс через изучение секретов природы и поиск наилучших решений • Манипулировать ресурсами Земли, чтобы создать и распространять изобилие в жизни • Оптимистичные, идущие на риск и самодостаточные люди заслуживают своего успеха • Основой процветания общества является стратегия, технология и конкуренция Где наблюдается : Эпоха Просвещения, философии «успеха», средний класс, косметическая промышленность, Палата Коммерции, колониализм, массовая культура, Холодная Война, новые русские Зеленый мим – Сообщество – 6-е Пробуждение Основная тема : Искать м ира в глубине души и вместе с другими развивать узы в сообществе Характерные убеждения и действия : • Дух в человеке должен быть свободен от жадности, догмы и сепаратизма • Эмоции, чувствительность и забота главенствуют над холодной рациональностью • Распределять ресурсы земли и возможности равно среди всех • Достигать решений через процессы примирения и консенсуса • Освежать духовность, привносить гармонию и обогащать человеческую среду обитания Где наблюдается : Музыка Джона Леннона, роджерианская психология, Всемирный Совет Церквей, Грин Пис, шведский социализм, права животных.
Второй уровень – «Мимы бытия» Желтый мим – Интеграция – 7-е Пробуждение Основная тема : Жить полной и ответственной жизнью в соответствии с тем, кто ты есть, и кем ты учишься стать Характерные убеждения и действия : • Жизнь – это калейдоскоп естественных иерархий, систем и форм • Величие бытия имеет большую ценность, чем объекты материальной собственности • Гибкость, спонтанность и функциональность имеют высший приоритет • Знание и компетентность должны главенствовать над званием, властью, статусом • Различия можно интегрировать во взаимозависимые, естественные потоки Где наблюдается : Астрономия Карла Сагана, обучающиеся организации Питера Сенге, Тотальное Качество Деминга, теория хаоса, экоиндустриальные парки, «новая физика» Ф.А. Вольфа Бирюзовый мим – Целостность – 8-е Пробуждение Основная тема : Ощущать целостность бытия – разумом и духом Характерные убеждения и действия : • Мир – это единый, динамичный организм, обладающий коллективным разумом • «Я» – обладает уникальностью, и вместе с тем является частью большего, «сострадательного» целого • Все связано со всем остальным в единые экосистемы • Энергия и информация целиком пронизывают атмосферу Земли • Ожидает холистического интуитивного мышления и деятельности в духе сотрудничества Где наблюдается : «глобальная деревня» Мак Лухана, идеи Ганди, философия Кена Уилбера, концепции Вернадского, ноосфера Теяра де Шардена Уровни Грейвза. Клэр Грейвз (Clare W. Graves) -- американский ученый, был профессором психологии в Унион-колледже (штат Нью-Йорк). Исследование, которое он начал в 1952 г, и продолжал в течение трех десятков лет (практически вплоть до своей кончины в 1986 г), имело своей целью " извлечь смысл из противоречащих друг другу концепций в области науки о поведении человека". Действительно, в этой области создано немало солидных, подкрепленных многочисленными исследованиями теорий -- какая из них " правильная"? (Ответ: все правильные. Вопрос, в каком именно смысле они правильны и как они соотносятся друг с другом? ) Грейвз решил выбрать некоторую область человеческого поведения, относительно которой существуют серьезные разногласия, множество разных точек зрения, и посмотреть, что можно сделать. Он выбрал для этого концепцию " психически здорового человеческого существа". (Популярная тема в 50-х гг в США -- тут можно вспомнить концепцию " самоактуализировавшегося человека" по А.Маслоу, " полнофункциональной личности" по К.Роджерсу и т.п.) Важно понимать, что Грейвза интересовало не столько содержание этих концепций, сколько то, как они взаимодействуют между собой. В качестве " подопытных" он использовал студентов, изучавших под его руководством курс психологии личности. В течение восьми лет (с восемью разными наборами студентов) он собирал данные. В первой части курса студенты просто обсуждали между собой (и под наблюдением Грейвза) концепцию " здоровой личности", формулируя свои мнения. Затем они писали и подавали ему изложение своей концепции. Дальше начиналось самое интересное. Грейвз случайным образом формировал из студентов группы, где каждому предстояло защитить свою концепцию (сам исследователь обычно наблюдал за этим процессом через зеркальное стекло, оставаясь невидимым для группы). Потом студенты снова излагали на бумаге свою позицию, объясняя, как и под влиянием чего она изменилась или же почему она осталась прежней. Затем все повторялось еще раз, но теперь Грейвз знакомил студентов с различными взглядами на этот вопрос, принадлежавшим признанным авторитетам в данной области. В заключение Грейвз лично беседовал со студентами, обсуждая, как и что в течение данного курса влияло на изменение их убеждений. Письменные работы студентов он показывал независимым экспертам (каждый год разным), предлагая " классифицировать эти взгляды -- по любому признаку, если это возможно." Результаты были ошеломляющими. В первых исследованиях большинство предъявленных концепций поведения " здоровой личности" попадало в две категории с двумя подкатегориями в каждой: § " жертвенная" категория (" меняю себя, приспосабливаясь к миру" ): пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее (" нужно усердно работать, чтобы добиться чего-то; вести праведную жизнь, чтобы попасть в рай" ); пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то другое сейчас же (" я иду в кино с другом, но не на тот фильм, на который хочу я, а на тот, на который хочет он, чтобы получить его признательность" ). § " экспрессивная" категория (" меняю мир, приспосабливая его к себе" ): выразить, проявить себя, как я хочу, расчетливо и за счет других; выразить себя, как я хочу, но не за счет других людей. В исследованиях начала 60-х гг Грейвз получил доступ к более широкому кругу испытуемых и ему удалось выделить еще одну " экспрессивную" категорию (следы которой, фактически, присутствовали и в ранних данных), а именно: " выразить себя импульсивно, любой ценой". (" Мир -- это джунгли, где выживает сильнейший, и каждый нормальный человек это знает" ) и получить данные, указывавшие на " жертвенную" категорию, которую можно было бы описать как " приспосабливаю себя к базовым, экзистенциальным принципам мира." Анализируя данные, Грейвз выявил множество зависимостей поведения субъектов от их убеждений о " нормальной личности". Например, представители группы " жертвую сейчас ради награды позднее" легче изменяли свои суждения под влиянием мнения авторитетов. А те, кто принадлежал к группе " проявляю себя за счет других", изменялись лишь под влиянием информации, которую добывали сами. Принадлежащие к группе " выражаю себя, но не за счет других" реагировали на информацию независимо от источника. Однако удивительнее всего было другое. Когда убеждения субъекта изменялись, то они изменялись не случайным образом, а в определенной последовательности. Категория " выразить себя импульсивно, любой ценой" переходила в " пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее". В свою очередь, эта категория переходила в " проявляю себя обдуманно, за счет других", она -- в " жертвую одним сейчас ради другого сейчас же", а эта -- в " выражаю себя, но не за счет других". В течение нескольких лет Грейвз продолжал исследования своих " подопытных". Он провел их через множество разнообразных психометрических тестов, имитационных проблемных ситуаций и пр. Особенно показательными оказались результаты тестов на гибкость поведения (испытуемым предъявлялись проблемные ситуации, y которых есть много возможных решений). Результаты, показанные испытуемыми, прямо зависели от того, где в последовательности категорий они находились. Так, группы, составленные из людей, относившихся к последней, шестой категории (" выражаю себя, но не за счет других" ), генерировали больше решений проблемы, чем все остальные группы, вместе взятые! Кроме того, качество их решений было лучше, и приходили они к ним быстрее. И при этом результаты других тестов не показывали никаких существенных отличий ни в интеллекте, ни в темпераменте, ни в чем-то другом. Десятилетия дальнейших исследований привели Грейвза к построению того, что он называл " скачкообразной, циклической, спиральной моделью развития взрослой психобиосоциальной системы". По мнению Грейвза, человеческая природа движется по пути развития от одного равновесного состояния к другому. Каждое состояние добавляет новые элементы к тому, что было до него, одновременно образуя базу для следующего состояния. Каждый такой " уровень человеческого существования" определяет свой уникальный набор фильтров восприятия, предлагая конкретную систему взглядов на мир, конкретную систему ценностей. Что, в свою очередь, ведет к разным процессам принятия решений, принципам организации, идеологии и т.п. Теория Грейвза предполагает, что 7-й уровень является первым уровнем " второго яруса" систем. Если теория верна, то их должно быть тоже шесть, в определенном смысле отражающих первые. Каков механизм перехода биопсихосоциальной системы от одного равновесного состояния к другому? Грейвз считал, что функционирование каждого уровня связано с определенными структурами человеческого мозга. Так, поведение системы на первом уровне (биологическое выживание) связано со структурами мозга, отвечающими за периодические по своей природе, жизненно важные физиологические потребности организма. (Фактически, Грейвз еще в 1971 г постулировал существование таких структур). Он считал, что структуры мозга, обеспечивающие функционирование уровней, различны и активизируются существенно разными типами стимулов. 1-й уровень -- безусловные рефлексы, инстинкты.
Принципы спиральной динамики. По материалам Д.Бека и К.Кована Принцип 1: Люди обладают способностью создавать новые мимы Ключевым моментом в концепции спиральной динамики Грейвза является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и даже добавлять новые уровни. Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния – они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Это подтверждается и последними находками в области нейрологических исследований. В соответствии с ними, для того, пробуждение новых функций мозга/сознания обусловлено тремя факторами: • Наследственные факторы, обуславливающие добавление и даже замену старых систем на новые • Динамические силы, генерируемые под влиянием окружения и воспитания, «запускающие» соответствующие системы • Способность мозга/сознания человека оперировать одновременно в рамках нескольких подсистем, некоторые из которых активны, а другие – относительно пассивны Принцип 2: Мимы пробуждаются в результате изменений условий жизни , в результате чего мимы будут зарождаться, развиваться, или угасать. Мимы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни , с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мимов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают. Существует четыре важных аспекта этих условий жизни : Время, Место, Проблемы и Обстоятельства. Историческое Время : Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума. Ключевые понятия : Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мимов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего Мира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений. Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мимы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мимов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию. Географическое Место : Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа. Ключевые понятия : Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат. Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине. Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения – комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями». Человеческие Проблемы : Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности. Ключевые понятия : Проблемы выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты. Подобные проблемы бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мим Спирали предназначен для решения своего уникального набора проблем. Когда несколько мимов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мимов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы. Социальные Обстоятельства : Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния. Ключевые понятия : Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы. Никакие два человека не будут находиться в одинаковых Обстоятельствах, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали. Обстоятельства определяют для нас границы – открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Обстоятельства могут быть фильтрами, не дающими нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни , Обстоятельства также диктуют, какие мимы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания – связаны с Обстоятельствами. Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Проблемы, Обстоятельства): Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы