Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Слава Святителя Николая на Руси в первые времена государственной и христианской жизни нашего отечества (IX–XII вв.)
Поистине достойны всякого испытания, удивления и хвалы судьбы святых угодников Божиих на земле. Почти неведомые миру при жизни или известные только в одном уголке его, они теперь чествуются хвалами, им воздвигаются храмы, создают и созерцают их изображения во всей вселен‑, ной, и чем дальше от их кончины, тем больше. Чем больше лет проходит от их смерти, тем ближе они становятся сердцам людей. Всем без различия они делаются известны и дороги. Изображения и храмы их наконец разрушаются и теряются, но полные новой, еще сильнейшей любви к ним люди воздвигают им новые, еще более великолепные и многочисленные храмы и иконы. В эти храмы, к этим образам угодников Божиих не в убывающем, но в возрастающем количестве притекают толпы людей с душами, с сердцами потрясенными, взволнованными, исполненными благоговения и веры в милосердие, заступничество и силу их пред Богом. При виде такого явления исчезает мысль о смерти и отсутствии святых Божиих на земле. Кажется, они еще живут по‑ прежнему среди нас и действуют с ощутимой, очевидной силой. Таковы отношения к ним живых людей. Да и на самом деле это бывает так. Благодатию Божиею часто, действительно, уничтожается всякое различие и в силе и в существовании между живыми и почившими праведниками. Стремление первых к последним бывает столь напряженно, их желание полного общения, единения с ними – столь горячо, их вера в них – столь искренна, что силой своей возносятся в тот горний мир, к тем душам, к источнику благодати небесной, препобеждают мировые законы и переходят границы чувственного с сверхчувственным. Тогда устанавливается действительное единение и полное общение между земным и небесным, совершается низведение того мира сверхчувственного с его законами в пределы и к законам мира чувственного. Тогда почившие святые являются живущим в своем прославленном виде, говорят с ними и действуют с мощью небесной силы, покоряющей силу земную. Глубина и сила мысли и чувства в этом действительном духовном единении оживотворяет тогда самые вещественные памятники, посредствующие между мыслью и чувством земных людей и первообразами памятников, привлекают на вещество памятников благодатную силу небесных душ, и оно становится посредником в общении двух миров и в единении душ небесных с земными. Происходят дивные действия чествуемых вещественных святынь – останков святых, изображений их, необычайные знамения, исцеления и другие чудеса от них. Так прославляет Бог святых Своих. Так прославил Он и Своего угодника, Святителя Николая, во всем христианском мире. И в особенности на великой Руси, с самых древних времен, так прославился Святитель множеством чудных знамений во храмах и вне храмов по молитве к нему, и множеством всякого рода чудес, знамений и исцелений от священных его изображений. Невольно припоминаются здесь слова известного ревнителя православия и святынь его, Стефана Яворского: «Легче сосчитать звезды на небе, листья на деревьях, траву по всей земле, песок на берегу моря, чем описать чудеса при иконах Христовой, Богородичной, Николая Святителя и прочих угодников Божиих – не было бы конца этому моему описанию. Одни только те чудеса, которые совершаются при иконах святых в нашем православно‑ русском государстве, если бы я стал подробно записывать, истину говорю: написал бы книгу необъятную. Но конец письму будет, как и жизни нашей; конца же чудесам, сияющим при святых иконах, никогда не будет». Нужно ли говорить о том, что это множество святынь и дивных знамений не избавляет однако нас от долга посильного знания об этой славе Святителя и посильного извещения о ней других? К этому побуждают нас многие обязанности и пред собою и пред другими. И, во‑ первых, это наш долг пред исторической истиной и пред нашим потомством. Мы должны передать будущим родам историю множества славных событий, священных памятников и предметов, ознаменованных именем Святителя, в целости и чистоте, и завещать им наследованные нами от предков благочестивые предания без всякого забвения или, по крайней мере, без всякого искажения разными вымыслами, прибавлениями и переменами. Во вторых, это наша обязанность пред истинным благочестием, пред верой православной. Мы должны приложить все усилия к тому, чтобы «чтущим святые иконы и служащим при них доставить верные сведения о них и тем дать твердое основание их вере, новую опору для их благочестивого чувства и более верные средства для возбуждения веры и благочестия в людях и в тех случаях, если бы когда и в ком их к несчастию и не было». Наконец – это наш долг перед Святителем и нашими благочестивыми предками, долг благодарности. Для нашего духовного взора никогда не должно исчезать зрелище, и в нашем уме никогда не должно ослабевать знание того, какой непрерывной цепью проходят чудеса милости Чудотворца к нашему отечеству через все время бытия Руси, начиная с самой седой старины, от лет св. князя Владимира и даже его прабабки, св. княгини Ольги, и до самых последних лет, в бесчисленных случаях и общих бедствий всего народа и всей земли, и частных несчастий с отдельными лицами, наши предки с горячими слезами и молитвою падали прежде всего пред честным образом Угодника, и святая икона силой его чудесной источала им от себя избавление от всяких бед и напастей. Летопись преподобного Нестора, первого русского бытописателя, свидетельствует, что в Киеве, матери городов Русских, еще в 882 году была построена церковь во имя Святителя Николая на могиле Аскольда; а сохранившееся предание объясняет, что убиенные Олегом князья Киевские, братья Аскольд и Дир, первоначально язычники, после того как, во время одного нападения на Византию, по молитвам православных греков были отражены чудесной силой Божиею, приняли святое крещение, и Аскольд был назван Николаем в честь Чудотворца. Поэтому‑ то и церковь над его могилой сооружена была во имя Святителя. Вот первые известия об Угоднике Божием в нашей стране. Кто посещал Киев, тот вероятно бывал там и на Аскольдовой могиле. Так называется теперь небольшой простой каменный храм, с прекрасным кладбищем при нем, расположенный на горе над Днепром, у спуска к цепному мосту. В память первого русского князя‑ христианина и его Ангела Хранителя престол и этого храма посвящен Святителю Николаю. Построен он недавно (1809 г.), но по‑ прежнему – на могиле князя. Спуск снаружи церкви ведет в подвальное помещение, к самой могиле. Она обложена камнем и носит вид глубокой древности. 2 июля 1866 года здесь праздновали тысячелетие крещения Аскольда, и с того времени в этот день ежегодно в память того знаменательного события совершается сюда крестный ход из ближайшего Николаевского монастыря.
Аскольдова могила (храм св. Николая) в Киеве
Итак, более тысячи лет прошло уже с тех пор, как святитель Николай славится в нашей стране. В начале XI века (1036 г.), по свидетельству того же преподобного Нестора, в Киеве был уже не только храм, но и монастырь в честь св. Чудотворца. В житии преподобного Феодосия мы читаем, что преподобный Антоний Печерский, услышав от преподобного Феодосия о желании его матери принять иноческий сан, «впусти ю в монастырь жонескы, именуем святого Николу». При этом летописец замечает, что эта обитель находилась также на Аскольдовой могиле. Память об этом первом Николаевском монастыре сохраняется в Киеве доныне в виде Киево‑ Пустынного Николаевского монастыря. Правда, нынешняя обитель – мужская, и находится на другом месте, но она создана, по преданию, вместо прежней женской и перенесена сюда с Аскольдовой могилы. В 1113 году князь Мстислав Владимирович перестроил это монастырское деревянное здание, и около того же времени, вероятно, совершилось это преобразование его из женского в мужской.
Но это не все памятники древней славы Святителя в Киеве. Кто из русских людей, знакомых с судьбами своей земли, не знает Киевского собора святой Софии? Кто из них бывал в Киеве и не посещал этого собора? Сооруженный впервые еще великим князем Ярославом на месте его победы над Печенегами в 1036 году по подобию Юстиниановой святой Софии и в честь ее также им названный, этот храм представляет собой великолепнейший памятник древней христианской Руси, подобно тому как Айя София – памятник древней христианской Византии. В нем мы найдем новое свидетельство величия Чудотворца Мирликийского и веры в него наших предков – чудотворный образ Святителя Николая, известный под именем «Мокрого». Силой этого образа Святитель Мирликийский явил на Руси первое чудо своего могущества и милосердия, дивно спас утопшего в Днепре младенца, откуда и идет название образа «мокрый». Современный событию писатель, по древнерусским рукописям, передает нам об этом событии так.
Родители с младенцем путешествуют в Вышеград
Это было в те дни, когда из Мало‑ Азийского города, Мир Ликийских, от власти неверных мусульман верные переносили честные и многоцелебные мощи Святителя Христова и когда славою чудес от этих останков Угодника Божия наполнилась вся земля. Жили в то время в Киеве один муж с женой, имевшие у себя единственное дитя – сына, еще младенца. Благочестивые люди эти, муж и жена, особенно великую веру имели к Святителю Николаю и к святым мученикам Борису и Глебу. Поэтому, когда настала память святых братьев‑ страстотерпцев и множество народа со всех концов земли Русской спешили в Вышеград, где почивали мощи страдальцев, и эти муж и жена с младенцем, захватив священные дары – свечи, елей и фимиам, сели в лодку и отправились по Днепру туда же, поклониться мученикам и святому Николаю, архиепископу Мирликийскому. Благополучно прибыли они туда, исполнили все должное и с радостью направились назад. Но тут и посетило счастливых родителей испытание. Когда они плыли по Днепру, мать задремала и вдруг уронила с рук младенца в воду. Невозможно себе представить, каково было горе бедных отца и матери! Они рвали на себе волосы, били себя в грудь, и не было конца их слезам и воплям. В своих сетованиях с жалобой и укором они обращались особенно к Святителю Николаю. «Горе мне, святый Николае! – говорил родитель. – Для того ли я имел великую веру к святыне твоей, чтобы ты не сохранил мне даже единственного сына моего? » Скоро, однако, родители одумались и решили, что видно они прогневали чем‑ либо Бога и Его угодник наказал их. Тогда вместо ропота и отчаяния они обратились к Чудотворцу с молитвой о прощении их и об утешении в их горе, и печальные возвратились домой.
Мать роняет младенца в Днепр
Что же Святитель? В ту же ночь он взял младенца из реки, принес и положил его здравым на хорах в соборной церкви св. Софии. Утром пред богослужением вошедший в собор пономарь сильно удивился, услышав в церкви плач ребенка. Долго стоял он на одном месте, прислушивался и думал про себя: кто бы это пустил на хоры женщину с ребенком? Затем он отправился к сторожу, запиравшему хоры, и начал бранить его за то, что он оставил женщину на хорах. Но сторож отвечал ему: «Не знаю, о чем ты говоришь! » Тотчас же они оба пошли к дверям хоров и снова услышали плач, между тем как двери туда были старательно и крепко затворены. Тогда они отперли их, вошли на хоры и увидели лежащего перед образом святого отца Николая младенца – мокрого, как бы сейчас взятого из воды. Удивленные, они немедленно донесли о найденном дитяти митрополиту; митрополит же после утренней молитвы разослал послов по всему городу с вопросами: «Чье это дитя? » Дошла наконец весть о неизвестном ребенке и до его родителей. «Неужели это наше дитя? » – в волнении спросили себя муж и жена. Тотчас же они побежали в церковь и действительно узнали в неизвестном младенце свое утонувшее дитя. Радостные, с чудесно обретенным, здравым и невредимым сыном, родители возвратились домой, славя Бога и Его великого Чудотворца. Святитель спасает младенца из реки Родители получают известие о спасении младенца
До сих пор этот древнейший чудотворный образ Святителя Николая остается на том месте в соборе св. Софии, где перед ним найдено было чудесно спасенное дитя – на хорах, в северном приделе имени Чудотворца, в иконостасе с левой стороны. Сверху он украшен серебряной вызолоченной ризой. Доска его, массивная, деревянная, имеет 107 см в длину и 89 см в ширину. Святитель на ней изображен с открытой головой, без митры и панагии, в ризе одноцветной зеленой материи с золотыми тонкими кантами. По сторонам лика его сделана надпись: «ο α γ ι ο ζ, отец Николае». Тут же, около иконы, на стене изображено теперь и это чудо спасения младенца. В четверг пред образом всегда бывает молебен и акафист Святителю. Каждый посещающий Киевскую св. Софию считает своим долгом зайти и сюда – помолиться дивному образу, а многие притекают к нему с молитвой Святителю нарочито издалека и несомненно получают удовлетворение по силе молитвы и веры своей. Кроме того список с чудотворной иконы висит в колокольне Софийской, а под ним стихотворное описание того же чудесного события, неизвестно кем и когда составленное. При князе Всеволоде (1078–1093) и митрополите Ефреме, говорит это стихотворение, начал Чудотворец от этого образа чудеса творить. Первое из них было спасение утопающего младенца, и с того времени «при сей иконе и днесь цельбы многи получают».[1]
Пономарь со сторожем находят младенца в соборе
Особенные вера и благоговение наших предков к Святителю и особенное покровительство Угодника нашей земле и ревность его о славе имени своего в ней еще нагляднее, чем в предшествующем, выражаются в другом чуде святого Отца. Вот что передает нам преподобный летописец Нестор в своем «Чтении о житии и о погублении и о чудесах святых и блаженных страстотерпцев, Бориса и Глеба». В дни летописца, во время одного праздника Святителю, когда все шли в церковь, одна женщина не последовала общему примеру и с наступлением дня по обыкновению принялась за свое дело. Видя это, другие женщины стали посылать ее в церковь и укорять, говоря: «Что ты делаешь! Работаешь в день святого Николая, а не идешь в церковь! » Но она не слушала их, оставалась дома и продолжала работать. И вот внезапно взъехали на двор ее три мужа в белых ризах. Один между ними был стар, а двое по бокам его были юные. Женщина, выглядывая из своих дверей, смотрела на незнакомцев. Тогда два юноши сказали ей: «Как ты, женщина, осмелилась оскорбить отца нашего Николая, и работаешь в его день, а не идешь в его церковь? » Она отвечала им на это: «Я – женщина вдовая, бедная, и мне нужно работать, а некогда ходить в церковь». Тогда обратился старый к юным со словами: «Что вы говорите с ней? Разбросайте ее дом». И приблизились юноши, и разметали дом ее до половины, а старец взял ее за правую руку и выбросил вон из дома с такой силою, что она сделалась, как мертвая. В этом состоянии нашли ее соседи и взяли и отнесли в другой дом, потому что ее собственный был разрушен. Положили ее и сидели над ней, желая что‑ нибудь услышать от нее о случившемся. Но она не могла ни открыть глаз, ни пошевелить устами и не принимала никакой пищи, разве только раздвигали ей уста и вливали в них ложкой молока или воды. В таком бесчувствии находилась она до великого поста. Когда настала неделя мясопустная, ее взяли и отнесли в церковь святого Николая. Здесь только, после молитвы за нее, она немного прозрела и опомнилась, как будто проснулась от сна. Тотчас же она начала просить есть, а приняв пищу, совсем пришла в себя и рассказала всем о бывшем с ней. Но правая рука была у нее, как сухая, так что она ничего ей не чувствовала еще три года. Тогда с надеждой на новую милость Божию, услышав о чудесах, происходящих от страстотерпцев Бориса и Глеба, женщина пошла в город, где почивали их тела, и здесь с молитвой припала к ним, проводя в церкви страстотерпцев дни и ночи. Только после такового ее усердия простили ей вину ее Борис и Глеб. Однажды в воскресный день, на память Успения Божией Матери, после бывшего ей ночью во сне видения мучеников, во время чтения Евангелия на литургии вдруг сорвался с шеи ее пояс, которым была подвязана ее сухая рука, и упал на землю, а рука простерлась и сделалась здорова, как другая. – И это чудо Угодника Божия было в области Киевской.
Удивление и хвалы наших предков Святителю
В Киеве и его области занялась заря христианства на Руси, он же был и колыбелью славы святителя в Русской земле. Отсюда свет православия разливался все шире и шире на другие области Русские. Одним из первых мест, вслед за Киевом оглашенных христианским учением, был Великий Новгород со своей областью. Поэтому после Киева о чудесах и почитании Святителя Христова Николая мы прежде всего слышим также в этом древнем славном городе. Здесь до нашего времени сохранились древнейший храм Чудотворцу на Руси и, может быть, вторая по своей древности явленная чудотворная икона Святителя. Это – Николо‑ Дворищенский собор, на Торговой стороне города, и находящаяся в нем явленная икона святого Николая, Липенская. История построения этого храма и обретения образа тесно связаны с именем уже известного нам князя Мстислава Владимировича. Известия древних летописей и сохраняющегося доныне в соборе рукописного сказания передают нам ее так. В 1108 году, при епископе Новгородском Никите, заболел расслаблением членов (на 32 году от рождения) княживший в Новгороде князь Мстислав (во святом крещении Георгий), сын Владимира Мономаха. В этой своей тяжкой болезни великий князь молился усердно Иисусу Христу с Его Пресвятою Материю, всем святым Божиим, но особенно Мирликийскому Чудотворцу, мощи которого незадолго пред этим с великой славой были перенесены из Мир Ликийских в Бар‑ град. Часто и слезно взывал князь: «Святителю Николае, помилуй мя! » И молитва князя была услышана Святителем. В одну ночь Угодник явился Мстиславу Владимировичу во сне с словами: «Что скорбиши зело, княже? Аще хощении здрав быти, поели в Киево‑ Софийский храм за иконою Николая чудотворца», причем Святитель показал вид доски – круглый и меру иконы; «повели ее оттоле принести к себе, молебен соверши с освящением воды; окропившись этою водою, приимешь исцеление, и получив оное, имей память к иконе моей во впредь идущие годы неотступно! » Сказав это, Святитель сделался невидим.
Николо‑ Дворищенский собор в Новгороде
Обрадованный князь поспешил исполнить повеление Чудотворца и немедленно снарядил за иконой священника с причтом и боярина с прислугой. Посольство тронулось в путь вниз по озеру Ильменю; но лишь только оно отплыло от Новгорода, как поднявшаяся страшная буря заставила их пристать недалеко от города, верстах в семи, у одного Ильменского острова – Липно. Целых три дня посольство ожидало в этом затишье прекращения бури. Здесь‑ то, во время этого ожидания, на четвертый день, когда ветер утих, повар князя заметил плавающую в озере какую‑ то круглую доску. Когда ее достали из воды и взяли на судно, то оказалось, что это был образ Святителя, по мере и очертанию доски точно такой, за каким посольство ехало в Киев. Видя в этом обретении образа чудный перст Божий, священный чин и прочие люди со слезами умиления совершили хвалебное молебствие Святителю, и затем, при благополучном ветре, немедленно возвратились в Новгород с радостью великой. Между тем, уведомленный вперед о возвращении посольства с чудесно обретенной явленной иконой, князь Мстислав велел торжественно встретить его церковному причту с крестным ходом и принести образ ему во дворец. Со слезами болящий князь, привстав, помолился пред иконой и облобызал ее. Тотчас же вслед за этим он почувствовал такое облегчение, что был в состоянии, хотя и с посторонней помощью, сопровождать образ в церковь. Здесь Святителю Христову был совершен торжественный общенародный молебен с водосвятием, а когда затем, следуя приказанию Чудотворца, окропили князя освященной водой, которой был омыт образ, молитвами великого архиерея Христова Николая он получил совершенное исцеление. После того, с чувством благодарности Чудотворцу, князь Георгий или Мстислав с супругой своей, благоверной княгиней Анной, по завещанию святого Николы, полные веры к целебоподательному образу Угодника, создали, на дедовом Ярославовом дворе, в 1113 году прекрасную и обширную церковь каменную во имя Святителя, украсили ее стенной живописью и поставили в ней явленную чудотворную икону. Как искусно и великолепно для своего времени построен был этот храм – памятник искренней и щедрой благодарности князя, можно судить по тому, что, несмотря на пронесшиеся над ним семь с половиной веков со всевозможными превратностями, он уцелел доселе и до самого XVIII века считался даже в числе красивейших церквей Новгорода. Не много мест на Руси, более известных своим славным прошлым, чем место этого храма и он сам.
Алекса Петров. Никола Липенский. XIII в.
Воздвигнут он на старинном Ярославовом дворище. Это – большая площадь, на которой стояли палаты князей, управлявших Новгородом; на которой висел вечевой колокол и которая была местом вечевых сходок. Чего только не видал этот храм, немой свидетель всей судьбы Великого Новгорода! В нем самом заключали виновных для испытания совести, произносили клятвы тяжущиеся, находили убежище преследуемые вечем. Здесь у него иногда встречали новых владык, прибывавших впервые на свою кафедру. Как состоявший при княжеском дворе, он пользовался правами придворных храмов и некоторыми преимуществами пред другими. С середины XVII века он был сделан собором, и 6 и 9 декабря в нем всегда служил Новгородский святитель. Кроме того 6 декабря, в память чуда с Мстиславом Владимировичем, пред литургиею владыка всегда совершал в нем водоосвящение, и «вощаник» этой священной воды и заздравные просфоры обыкновенно посылались к Государю в Москву «по старине». Во время крестных ходов в него заходили для совершения молебна. Такова летопись славы этого храма Чудотворца. Но велик список и его скорбей. В летописях упоминается до двенадцати случаев, когда он страдал от пожара. В 1611 году он был разграблен шведами. После каждого из таких несчастий он терпел большие или меньшие перемены, был перестраиваем, исправляем и однако оставался до XVIII века все еще красивым храмом. В этом веке он, и наконец, страшно обветшал и был близок к разрушению, но с начала XIX столетия снова началось восстановление его и окончательно закончилось в 1854 году новым освящением его после коренного обновления. Каков был сначала храм по своему внешнему виду, после всех постигавших его превратностей трудно сказать об этом что‑ либо более того, что можно видеть из его останков. По всей вероятности первоначально он был квадратный, с пятью трибунами и главами на крыше (кроме главного трибуна и купола). Теперь же он представляет собой продолговатый четырехугольник, двухэтажный, с тремя полукружиями на востоке, с четырехскатной кровлей и одним большим трибуном, с шейкой и небольшой главой на нем в виде фонаря, и еще с небольшой главой над теплым приделом. Сначала при нем была звонница, вероятно, согласно общему Новгородскому типу – стенообразная, а с XVII века при соборе, только отдельно от него, построена каменная, восьмигранная, шатровая, в виде столба, колокольня. Такова история этого древнейшего памятника славы чудотворца.
Икона из крипты (нижнего храма) Базилики св. Николая в г. Бари, находится за мраморным надгробием, под которым покоятся мощи св. Николая
Никола (поясной) со Спасом и Богоматерью. XIVв.
Николай Чудотворец в житии. Начало XV в.
Никола Зарайский. Новгородская провинция. XV в.
Никола с житием. Середина XV в.
Избранные святые Никола, архидиакон Стефан, Власий, Климент, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью Знамение. Вторая половина XV в.
Избранные святые Никола, архидиакон Стефан, Власий, Климент, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью Знамение. Деталь. Никола и архидиакон Стефан
Никола с житием. Первая половина XVI в.
В настоящее время главная святыня древнего собора – еще более древний и славный чудотворный образ Святителя – помещается в нем в главном иконостасе в качестве местного храмового образа. Согласно сказанию, образ действительно совершенно круглый, 57, 5 см в диаметре. Святитель изображен на нем старинным киево‑ греческим письмом в ризах и омофоре; правою рукою он благословляет, а в левой держит Евангелие. Хотя за все свое время образ, вероятно, не раз подвергался поновлению и потемнел, все же он прекрасно сохранил свой древнейший колорит. Вокруг иконы в восьми клеймах впоследствии на особо приделанных досках довольно искусно изображены чудеса Святителя, а в очень недавнее время она украшена новой сребро‑ злащенной ризой, прикрывшей старинный басменный позолоченный оклад ее. Между росписями настоящего храма дивную историю этого образа напоминает, во‑ первых, изображение этой храмовой иконы Святителя с деянием в алтаре над горним местом, а затем – изображение сретения князем Мстиславом чудотворного образа вверху храма. По особому постановлению с 1872 года еженедельно в среду после вечерни пред славной иконой совершается торжественное чтение акафиста Угоднику, а 9 мая перед литургией бывает крестный ход в собор. Кроме этого знаменитого храма в честь Святителя Христова в Новгороде память чудесного обретения его образа была увековечена тогда же или скоро после того постройкой храма в честь Чудотворца на самом месте явления иконы на острове Липно, в семи верстах от Новгорода. Памятное место для благоговейных почитателей Святителя, он кроме того привлекает к себе особенное внимание археологов как памятник русского Новгородского зодчества XIII века. Таким образом, как ни кратки, ни малочисленны и ни темны древнейшие известия о почитании на Руси Святителя Николая, все‑ таки они нам много говорят о широте и величии славы в ней Чудотворца. А можно еще с уверенностью утверждать, что они передают нам далеко не все. Несомненно, во всех областях древней Руси, озаренных христианством, храмы Святителю были не в одних только Киеве и Новгороде, и не здесь только перед чудотворными иконами совершались дивные дела его помощи верующим.
Церковь св. Николая на острове Липно
Глава 4 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы